Что проверяет налоговая – :

Содержание

Что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке 2019

В году 2018 порядок проведения выездной налоговой проверки остался прежним. Он регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации и имеет строгий список прав и обязанностей каждой из сторон. В этой статье будут рассмотрены основные положения и тонкости налоговых проверок на местах.

Стоит сразу отметить, что выездная проверка, в отличие от камеральной, осуществляется непосредственно в фактическом местонахождении проверяемого лица. В качестве такого лица могут выступать:

  • Субъекты предпринимательской деятельности.
  • Руководители и учредители юридических лиц различной направленности и формы организации.
  • Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.

Основные положения

Подобные мероприятия могут проводиться исключительно по решению руководства территориального налогового органа, в котором зарегистрировано проверяемое лицо. Только официальный документ с подписью и печатью является достаточным основанием для осуществления проверки. В нём указываются данные субъекта проверки, а также информация об уполномоченных должностных лицах, которые отвечают за законность и правомерность действий во время процесса. Таким образом, каждый гражданин имеет право не допустить на территорию лиц, которые:

  1. Не предъявляют письменного решения от территориального налогового органа.
  2. Не предоставляют служебные удостоверения.
  3. Не указаны в соответствующем документе (серийный номер удостоверения, имя и фамилия проверяющего).

Во всех остальных случаях любое препятствование деятельности таких лиц расценивается как правонарушение и влечёт за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

Права и обязанности уполномоченных

В свою очередь, лица, назначенные для проверки, имеют право находиться на целевой территории, осматривать, описывать имущество, проводить инвентаризацию, вести фото- и видеосъёмку. Также по первому требованию им должен предоставляться беспрепятственный доступ в любые помещения, связанные с профессиональной деятельностью проверяемого лица. Сюда относятся офисные, складские, торговые и любые другие точки, за исключением жилых помещений. Попасть в них против воли граждан можно только по решению суда.

Стоит отметить, что порядок выездной налоговой проверки содержит и ряд ограничений для проверяющих сотрудников ФНС. В частности, большая часть из них относится к регламенту и оповещениям, а также срокам проведения проверки:

  • Проверка по конкретному виду налога может осуществляться не чаще, чем 1 раз в год.
  • Срок проверки составляет не более 2 месяцев.
  • В случае, если проверяемое лицо имеет филиалы или структурные подразделения, процедуру могут продлить на 1 месяц для каждого из таких подразделений.
  • Предоставление документации осуществляется только после получения уведомления, которое должно прийти не ранее, чем за 10 дней до начала проверки.

Как показывает практика, контрольные органы довольно часто пренебрегают подобными требованиями, что является свидетельством нарушения действующего законодательства.

Процедура проверки и её особенности

Сама процедура мероприятия также имеет чёткую структуру, однако может варьироваться в зависимости от объёмов проводимых операций.

После получения уведомления в установленные сроки проверяемое лицо обязано представить перечень документов, требуемых налоговой. Как правило, в него входит: первичная документация по товарам и активам предприятия или индивидуального предпринимателя; бухгалтерская отчётность; список имущества, находящегося на балансе; сведения о заключённых за подотчётный период (не более 3 лет до момента назначения проверки) имущественных и финансовых сделок и т.д. Также может быть проведена инвентаризация складов для сверки фактических данных с указанными в документах.

После получения требуемых документов в указанные сроки осуществляется сама проверка на месте. Уполномоченные лица имеют право находиться на территории предприятия всё это время.  Последняя стадия – это составление акта проверки и его вручение проверяемому лицу. В акте указываются все обнаруженные правонарушения и сроки их ликвидации.

Однако у гражданина есть право оспорить или опротестовать часть положений или акт в целом. В таком случае в течение 10 дней следует написать заявление, которое будет рассматриваться руководством территориального налогового органа. Далее принимается решение о подтверждении решения ФНС либо его аннулировании. Если же и этот вердикт не устраивает проверяемого, он может обжаловать его в суде.

saldovka.com

Налоговая проверка: виды, правила проведения, результаты

Одним из основных источников головной боли для любого предпринимателя является налоговая служба. Даже если на вашем предприятии все в порядке с отчетностью, соблюдаются все правила и нормы, и нет никаких нарушений — проверка налоговой все равно способна доставить хлопоты и испортить настроение.

Специально для предпринимателей IQReview постарался дать развернутые ответы на вопросы, связанные с этой процедурой. Что такое выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка, чем они отличаются, и какие еще бывают виды контроля — читаем ниже.

Содержание статьи

Что такое налоговая проверка, и для чего она проводится?

Ревизия со стороны налоговой инспекции — форма контроля, которую осуществляют уполномоченные органы (в данном случае — налоговые инспекторы). Она проводится в отношении всех лиц, которые осуществляют деятельность, подпадающую под законодательство о налогах и сборах. Касается это налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Если проще — то проверить могут всех, кто платит налоги: и физические лица, и компании. Цель такого контроля — это проверка «чистоты» и сроков выплат и соблюдение размеров сборов.

Сам процесс представляет собой сравнение данных, которые были поданы в декларации, с фактическими данными, которые выявляются сотрудниками налоговой инспекции.

Подкрепим общую информацию:

  1. Право налоговых органов на проведение проверок указано в п. 2, статьи 31 Налогового Кодекса РФ (далее — НК РФ).

  2. Статья 82 НК РФ дает определение понятию «налоговая проверка», а также раскрывает задачи и права контролирующих органов.

Что в результате?

Результаты налоговых проверок документируются должностным лицом, который осуществлял процедуру (согласно ст. 100 НК РФ).

В течение 2 календарных месяцев после составления справки о факте проверки должен быть составлен специальный документ — акт налоговой проверки. Он должен быть подписан инспектором (проверяющим) и представителем проверяемой организации.

В обязательном порядке акт налоговой проверки должен содержать:

  1. Полный список обнаруженных правонарушений со ссылками на соответствующие статьи НК РФ.

  2. Предложения контролирующего органа по устранению правонарушений.

  3. Если правонарушения отсутствуют, акт налоговой проверки должен иметь соответствующую запись, подтверждающую это.

Составленный документ передается руководителю проверенной организации. Факт его получения тоже фиксируется документально — распиской.

Если акт налоговой проверки содержит пункты, с которыми руководитель организации не согласен, он имеет право его не подписывать. В этом случае он обязан в течение 14 дней со дня получения документа составить и предоставить в налоговую инспекцию письменное заявление. В нем должны поясняться причины и мотивы отказа. Если имеются документальные подтверждения в пользу причин отказа — их требуется прикладывать к заявлению. Далее, в последующие 14 дней с момента подачи заявления оно будет пересмотрено.

Если же акт налоговой проверки просто не принимается представителем проверенной организации — это тоже документируется.

Виды по методу проведения

По методу проведения «визиты» контролирующих органов можно разделить на:

  1. Сплошные. В данном случае инспектируются все документы предприятия без ограничений. Такой план налоговых проверок актуален для небольших предприятий (где это можно сделать быстро), а также для случаев, где нужно восстановить все сведения о деятельности.

  2. Выборочные. В этом случае инспектируется определенная часть документов.

Виды по месту проведения

По месту проведения работу инспекции разделяют на 2 вида:

  1. Выездная налоговая проверка.

  2. Камеральная налоговая проверка.

Ниже разберем подробнее, что такое выездная налоговая проверка и что такое камеральная налоговая проверка.

Камеральная

Камеральная налоговая проверка проводится без визита инспектора на предприятие. Проводится подробный анализ поданных компанией деклараций и документов, фиксирующих деятельность налогоплательщиков.

Налоговая проверка

Занимает камеральная налоговая проверка до 3 месяцев со дня предоставления требуемой документации. Список документов такой:

  1. Налоговая декларация.

  2. Бухгалтерский баланс.

  3. Отчет о доходах-расходах.

  4. Отчет о движении денег.

  5. Отчет о целевом использовании денег.

  6. Отчет об изменении капитала.

Камеральная налоговая проверка выявляет следующие проблемы:

  1. Ошибки в заполнении документации.

  2. Ошибки в расчетах, суммах выплат, использовании льгот, налоговых ставок.

Сейчас камеральная налоговая проверка является главным способом контроля над налогоплательщиками. Такой вид инспекции охватывает все без исключения (100%) лица, уплачивающие налоги. Для сравнения: выездная налоговая проверка обычно применяется для 20-25% субъектов.

Камеральная налоговая проверка основывается на отчетности. Она должна содержать следующие данные:

Для граждан (физических лиц)1. ИНН.2. Фактический адрес проживания.3. Паспортные данные.4. Документы, подтверждающие цифры, указанные в декларации.5. Данные об уплаченном налоге.
Для предприятий (юридических лиц)1. Название организации.2. ФИО ответственного лица.3. Актуальные контакты (адрес, телефон).4. ИНН.5. ОКПО.6. КПП.7. Подписи директора и главного бухгалтера.8. Печать организации.9. Данные об уплаченных налогах.

В случае возникновения вопросов представитель проверяемой организации может быть вызван на допрос. Также с него могут затребовать предоставление дополнительной документации или определенных предметов. Камеральная налоговая проверка проводится в плановом порядке.

Если в ходе ревизии никаких нарушений не было выявлено, процедура завершается.

Если же были обнаружены какие-либо нарушения, то:

  1. В течение 10 рабочих дней составляется акт.

  2. В течение следующих 5 рабочих дней с момента составления акт передается представителю организации.

  3. В течение 1 календарного месяца после получения акта организация вправе оспорить заключение, предоставить свои данные.

  4. В течение 10 рабочих дней после истечения 1 месяца начальник фискального органа пересматривает дело и выносит решение (о привлечении или непривлечении организации к ответственности).

Выездная

Выездная налоговая проверка проводится по месту расположения организации (то есть прямо в офисе или других помещениях, которые занимает компания). В процессе инспекции могут анализироваться не только документы — инспекторы могут запросить доступ в помещения, используемые для деятельности компании.

Также могут проверяться и документы на каждое помещение, которые необходимо предоставлять отдельно в срок до 5 дней с момента требования. Причем такая документация может изыматься — на срок до 5 дней.

Проверка налоговой службой

Выездная налоговая проверка проводится сотрудниками фискальной службы. Дополнительно к инспекции могут подключаться:

  1. Переводчики (если какие-то документы оформлены на иностранном языке).

  2. Эксперты (для проведения различных экспертиз — в зависимости от вида деятельности предприятия).

  3. Специалисты других отраслей (геодезисты, юристыКем может работать юрист, сколько за это платят и кому подойдет эта работа и так далее).

Выездная налоговая проверка проводится в тех же целях, что и камеральная: для выявления ошибок в расчетах и уплате налогов. Если результаты налоговых проверок обнаруживают какие-то нарушения — указываются сроки и требования к их исполнению. Если правонарушения серьезные и подпадают под статьи различных кодексов — выносится решение о наказании ответственных лиц. Также в особых случаях может быть ограничена деятельность предприятия в целом.

Длится выездная налоговая проверка до 2 месяцев. Отсчет начинается со дня приезда инспекторов на предприятие. В некоторых случаях длительность инспекции может увеличиваться до 4 месяцев, а в исключительных ситуациях вышестоящее руководство может продлить ее до 6 месяцев.

Представители фискальных органов могут осуществлять проверку документации за предыдущие 3 календарных года. Существует ограничение и по количеству проверок — выездная налоговая проверка осуществляется не более 1 раза за период. Исключение (повторное инспектирование) возможно в следующих ситуациях:

  1. При реорганизации или ликвидации юридического лица.

  2. При контроле вышестоящего руководства за органом, который осуществлял проверку.

  3. В случае, если организация предоставляет уточненные данные, в которых размер налога указывается меньше, чем заявлялся ранее.

Проводиться выездная налоговая проверка может только по указанию руководства фискальной службы (тогда как камеральная — проводится без указаний «сверху»). Проверяться могут только юридические лица и ИП.

В процессе такой ревизии руководство или сотрудники проверяемой организации могут привлекаться к следующим процедурам:

  1. Инвентаризация — проводится для определения достоверности данных, указанных в документации.

  2. Допрос — проводится для выяснения или уточнения различных сведений, которые могут быть полезны уполномоченным лицам.

  3. Вызов физического лица (клиента, бывшего сотрудника) в качестве свидетеля — для дачи показаний.

  4. Осмотр любых помещений, используемых проверяемой организацией — для выявления оборудования, товаров, материалов, не проходящих по документации.

  5. Изъятие документов или любых других предметов (оборудования, техники) — для анализа, экспертизы или в качестве вещественного доказательства.

  6. Экспертиза.

Встречная

Одним из видов перечисленных выше процедур являются встречные проверки. Этот способ подразумевает сверку двух (или больше) образцов одного и того же документа. Это могут быть накладные или счета-фактуры. Брать для анализа такие бумаги могут как в самом предприятии, которое инспектируется, так и в других организациях.

Если документ представлен только в одном экземпляре — это является одним из признаков сокрытия реальных доходов предприятия.

Упрощенная сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных инспекций

КамеральнаяВыездная
Кто проверяетСотрудники местных фискальных органовСотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяетсяДокументация только за отчетный периодДокументация за период до 3 лет
Причина проверкиНе требуетсяНе требуется
РегулярностьКаждый период, по мере предоставления декларацийВыборочно
Где проверяетсяПо месту расположения надзорной службыМесто расположения проверяемой организации
Кого проверяютВсех налогоплательщиков (и физлиц, и юрлиц)Только юрлица
Что делаетсяАнализ предоставленной документацииВсе действия, разрешенные НК РФ

Виды по объему работ

В зависимости от объема работ все проверки делятся на 3 типа:

  1. Комплексная. Проводится в случае подозрения к налогоплательщику. Может охватывать все виды документов. Может проводиться не чаще 1 раза за 3 года.

  2. Тематическая. Проводится как планово, так и в случае подозрения к налогоплательщику. Может охватывать отдельные направления деятельности. Может проводиться как отдельно, так и включаться в план налоговых проверок комплексного объема.

  3. Целевая. Охватывает отдельные операции (к примеру, проверка контрагента, операции по экспорту или импорту, вложение активов и так далее).

Виды по организации

По методам организации действия надзорных органов можно разделить на 2 вида:

Федеральная налоговая служба
  1. Плановые. Проводятся согласно составленному и утвержденному вышестоящим руководством графику. График определяется на каждый период отдельно. Проверяемый налогоплательщик уведомляется об инспекции задолго до ее проведения.

  2. Внезапные (внеплановые). Вид выездного инспектирования. Проводится без извещения проверяемой организации. Для инспекции такого типа необходимо письменное распоряжение начальника территориального отделения.

Прочие формы инспектирования

Согласно действующему НК РФ, существует еще 2 формы инспектирования налогоплательщиков:

  1. Контрольное. Проводится вышестоящим надзорным органом. В данном случае может проверяться работа как предприятия, так и сотрудников фискальных органов, которые инспектировали компанию ранее. Если со стороны уполномоченных лиц (инспекторов, экспертов) были обнаружены нарушения, к ним могут применяться штрафные санкции, вплоть до привлечения к административной или уголовной ответственности.

  2. Повторное. В данном случае проводится дублирование ревизии, которая проводилась ранее. Проверяются все те же документы и данные, которые исследовались в ходе предыдущей процедуры. Если будут обнаружены расхождения — это укажет либо на правонарушение со стороны организации, либо на ошибки или нарушения со стороны инспекторов.

Самые частые нарушения, которые выявляются при инспектировании

Чаще всего фискальные органы выявляют такие виды нарушений (допускаемые случайно или намеренно):

  1. Занижение размера выручки.

  2. Завышение расходов.

  3. Неполное отражение количества проданных товаров (или оказанных услуг) — с целью снизить размер налогов по НДС.

  4. Ошибки и нарушения при оформлении документации, что отражается на показателях деятельности предприятия.

Мораторий для малого бизнеса на 2017-2019

Для стимуляции малого бизнеса российским правительством был введен мораторий на инспекции.

Согласно ФЗ №246 от 13.07.2015, на 2017-2019 года включительно плановое инспектирование не проводится в отношении юридических лиц и ИП, относящихся к малому бизнесу.

Есть и исключения по сферам деятельности (то есть в отношении таких компаний все проверки сохранены в полной мере):

  • здравоохранение;

  • образование;

  • теплоснабжение;

  • энергетика, энергосбережение, увеличение энергоэффективности.

Мораторий также не коснется компаний, которые:

  1. На основании проведенных ранее (в течение последних 3 лет) инспекций лишались лицензии, или ее действие временно приостанавливали.

  2. Допускали грубые нарушения законодательства, и в отношении которых вступило в силу административное наказание.

О налоговых проверках и выборе компаний для их проведения (видео)

iqreview.ru

Что проверяет выездная налоговая проверка

Каждый руководитель всегда с ужасом ожидает выездных налоговых проверок, ведь такие мероприятия могут выявить множество недочетов, которые приведут к штрафным санкциям. Чтобы избежать негативных последствий, к таким проверкам следует готовиться заранее, а для этого необходимо точно знать, что проверяет выездная налоговая проверка и как именно она проводится. Это поможет успешно пройти ее и не вызвать претензий со стороны контролирующего государственного органа. Об этом мы расскажем в этой публикации.

Общие положения

Налоговые проверки, как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц, могут проходить в двух форматах: камеральном или выездном. В первом случае налоговики проверяют бумаги у себя, во втором – приедут прямо в организацию.

Основанием для выездной проверки служит приказ начальника регионального подразделения ФНС РФ или его заместителя. Обычно необходимость в таком мероприятии появляется, если в ходе камеральной процедуры был выявлен ряд нарушений действующего налогового законодательства. Проводится проверка обычно по месту регистрации предприятия, но может и в других городах, если там есть филиалы. Регулирует такие проверки 89 статья действующего на территории Российской Федерации Налогового кодекса.

Ревизия может быть как сплошной, так и выборочной. Задача первой состоит в изучении всей налоговой отчетности, вторая – ставит целью посмотреть только некоторые бумаги, которые вызывают подозрение. На практике чаще можно увидеть первый метод как более полный и достоверный.

Есть ограничения

Существуют некоторые ограничения, связанные с данной процедурой. Так, например, проверка по одним и тем же документам два раза за один налоговый период проведена быть не может. Также нельзя смотреть документы, которым больше трех лет, они не попадают под проверки.

Если говорить о сроке, в который должны уложиться сотрудники налоговой инспекции, осуществляя свою работу на выезде, то это два месяца. Но он может быть увеличен до 4 месяцев, а в особых ситуациях и до полугода (обычно при ликвидации фирмы).

Что могут проверять

Нацелена выездная проверка налоговой инспекции обычно на документы, связанные с налоговой отчетностью. Но налоговики могут потребовать предъявить им также бумаги по бухгалтерии компании, если посчитают, что они нужны. К этому стоит быть готовым.

Прежде всего, ФНС требует следующее:

  • Ведет ли налогоплательщик учет, и правилен ли он.
  • Есть ли перечень документации, который предусмотрен законом.
  • Предоставлена ли вся налоговая отчетность, и не укрываются ли какие-то бумаги.

Запрашивают при проверке выездного характера следующие документы:

В итоге

По окончании своей работы инспектор налогового органа делает справку, в которой отмечает предмет проверки и ее точные сроки. Данную бумагу получает налогоплательщик. После составления этого документа налоговая служба обязана прекратить проведение своих мероприятий и покинуть фирму.

zhazhda.biz

Основания для внеплановой проверки налоговой

Внеплановая проверка налоговойне входит в общий график, разрабатываемый территориальными отделениями ФНС в начале каждого налогового периода, а проводится на основании соответствующего решения налогового органа. В нашей статье вы найдете информацию о том, в каких случаях ФНС может провести внеплановую проверку и какие моменты подвергаются анализу и оценке при вынесении решения о необходимости ее осуществления.

 

Налоговая проверка — понятие и виды

Внеплановая налоговая проверка — основания для проведения

Внеплановая выездная проверка налоговой — чем руководствуется ФНС при выборе проверяемого юридического лица?

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Дополнительные критерии, установленные ФНС 

Налоговая проверка — понятие и виды

Налоговая проверка является одним из способов осуществления контроля со стороны ФНС за деятельностью индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с положениями ст. 87 НК РФ, налоговые проверки бывают 2 видов:

  1. Камеральные — проводятся налоговым органом по месту его непосредственного местонахождения. Объектами исследования при этом становятся налоговые декларации и иные отчетные документы, представленные налогоплательщиком в ФНС (ст. 88 НК РФ). Внеплановыми камеральные проверки быть не могут, поскольку фактически их инициирует сам налогоплательщик, направляя в ФНС декларацию.
  2. Выездные — проводятся налоговым органом на территории налогоплательщика на основании решения, вынесенного руководителем отделения ФНС (ст. 89 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ, предметами налоговой проверки являются правильность исчисления размера налоговых платежей и соблюдение сроков их перечисления в бюджет. В п. 5 указанной статьи устанавливается ограничение на количество проверок, которое может проводиться в отношении налогоплательщика за один период: налоговый орган не вправе проводить более 2 проверок по 1 налогу за год. Согласно п. 6 этой же статьи, максимальная продолжительность выездной проверки составляет 2 месяца, однако этот срок может быть продлен до 4 или даже (в исключительных случаях) 6 месяцев.

Налоговые проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. В первом случае налоговая служба заранее включает предприятие в составляемый график, во втором проверка осуществляется спонтанно. При этом законодательство не содержит точного определения понятия «внеплановая проверка», хотя на практике такие мероприятия проводятся довольно часто.

Внеплановая налоговая проверка — основания для проведения

Порядок организации и проведения внеплановых проверок разного рода (в том числе инициируемых налоговой службой), определен положениями ст. 10 федерального закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294. В п. 2 указанной статьи приведен перечень оснований для проведения налоговой внеплановой проверкиорганизации.

Не знаете свои права?

Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Так, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям стоит ожидать проверяющих в том случае, если:

  • истек срок, отведенный налоговым органом на устранение нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки;
  • руководителем надзорного органа на основании требования прокурора был издан приказ о проведении внеплановой проверки.

Согласно ч. 11 ст. 89 НК РФ, внепланово проводятся проверки, связанные с осуществлением процедуры реорганизации или ликвидации предприятия (в этом случае неважно, когда и по какой причине проводилась предыдущая проверка). При этом налоговики могут проверять период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о необходимости проведения такой проверки.

Порядок проведения внеплановой выездной проверки аналогичен порядку осуществления обычной выездной, который установлен п. 5 письма ФНС РФ «О рекомендациях…» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Фактически внеплановая проверка и является выездной, однако ФНС проводит ее не на основании заранее разработанного и утвержденного плана, а по иным причинам. Далее рассмотрим подробнее, по каким критериям ФНС выбирает для проверки те или иные фирмы?

Внеплановая выездная проверка налоговой — чем руководствуется ФНС при выборе проверяемого юридического лица?

Раздел 3 приказа ФНС «Об утверждении концепции…» от 30.05.2007  № ММ-3-06/333@ определяет критерии, служащие ориентиром при выборе налогоплательщиков, в отношении которых будет проведена проверка. В ходе анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятия налоговики принимают решение о целесообразности проведения дальнейших мероприятий, направленных на выявление нарушений в его налоговой политике.

Причиной проведения внеплановой проверки налоговой на предприятии могут стать следующие факторы:

  1. Небольшой размер налоговых отчислений, не соответствующий среднему показателю в отрасли.
  2. Несоответствие размера платежей, внесенных налогоплательщиком в бюджет, суммам, которые он должен был уплатить в соответствии с положениями действующего налогового законодательства и выбранной им системой налогообложения.
  3. Значительные отклонения результатов финансово-экономической деятельности предприятия в текущем налоговом периоде от результатов, которые были достигнуты за аналогичный временной промежуток ранее.
  4. Наличие противоречий между сведениями, содержащимися в документах на предприятии и переданными в налоговую.
  5. Ошибки, неточности и неправомерные действия, допущенные при формировании налоговой базы.

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Помимо направлений, в которых осуществляется финансово-экономический анализ деятельности предприятия, приказ ФНС № ММ-3-06/333@ определяет перечень критериев, которые служат ориентиром для налогового органа при принятии решения о проведении выездной проверки. В этот перечень входят:

  1. Низкая налоговая нагрузка на налогоплательщика. При оценке данного показателя налоговики сопоставляют налоговую нагрузку конкретной организации, со средним размером налоговых платежей, перечисляемых предприятиями, ведущими деятельность в той же отрасли. Расчет среднего уровня налогового бремени ведется на основании статистических сведений, характеризующих общий объем оборота денежных средств по анализируемому направлению деятельности, а также суммы уплаченных по итогам ее осуществления налоговых взносов. Если размер обязательных платежей, вносимых компанией, существенно отличается от установленных средних значений, вероятность того, что налоговики решат провести внеплановую проверку, крайне высока.
  2. Работа в убыток. Если налоговые декларации, подаваемые налогоплательщиком на протяжении нескольких налоговых периодов, содержат информацию о том, что предприятие не только не получает прибыль, но и не покрывает собственных расходов, понесенных на осуществление предпринимательской деятельности, представители налоговой службы могут вынести решение о необходимости проведения внеплановой проверки. Однако при этом, как показывает практика, налоговики относятся к убыточным компаниям весьма лояльно, т. к. обычно в ущерб себе работают предприниматели, недавно вышедшие на рынок и не успевшие покрыть понесенные на стадии запуска производства затраты.

Дополнительные критерии, установленные ФНС

Помимо указанных выше признаков основанием для проведения проверки могут стать:

  1. Несоответствие темпа роста расходов и доходов, приводящее к уменьшению размера прибыли и, как следствие, снижению размера налоговых платежей.
  2. Применение налоговых вычетов в значительных размерах. Значительным признается размер, при котором доля вычетов по НДС превышает 89% за последний год.
  3. Низкий уровень заработка работников, входящих в штат организации: сотрудники предприятия получают зарплату, размер которой существенно отличается от величины среднего заработка, сложившегося в регионе у специалистов этой отрасли.
  4. Неоднократное приближение значения показателей, характеризующих результаты финансово-экономической деятельности предприятия, к значениям, установленным в качестве ограничения для использования определенного специального налогового режима.
  5. Представление в ФНС декларации, суммы доходов и расходов в которой различаются минимально (для ИП).
  6. Осуществление взаимосвязи с контрагентами через нескольких посредников, создающих так называемую цепочку, в том случае, если нет разумного и обоснованного подтверждения целесообразности использования подобного подхода.
  7. Непредставление пояснений и ответов на запросы, направленные налоговым органом в адрес налогоплательщика.
  8. Неоднократное снятие с учета в одном территориальном отделении ФНС с последующей постановкой на учет в другом.
  9. Существенное отклонение уровня рентабельности от значения аналогичного показателя, сложившегося в среднем в отрасли.

Итак, внеплановая выездная проверка налоговой представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оценку правильности исчисления налоговых платежей и погашения задолженности, сформировавшейся перед ФНС. Такая проверка осуществляется на территории налогоплательщика, за исключением случаев, в которых помещение не позволяет проверяющим выполнить свои обязанности. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки может стать ликвидация предприятия, истечение срока, отведенного для исправления ранее выявленных нарушений, или требование прокуратуры, на основании которого руководство налогового органа приняло решение о необходимости проверочных мероприятий.

nsovetnik.ru

Что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке

Выездные налоговые проверки имеют свои отличительные особенности. Узнайте, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке, чтобы подготовиться заранее, а значит, обезопасить свою компанию.

Мероприятие

Особенности

Основание

Инвентаризация

Проводится с целью проверки достоверности данных первичных учетных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета

п.13 ст.89 НК РФ

Осмотр помещений

Инспекторы вправе осматривать любые помещения занимаемые организацией. Назначение помещения значения не имеет, осматриваться могут складские, производственные, административные, торговые и прочие помещения

ст.91, 92 НК РФ

Выемка

Изъятые у организации документы составляют доказательную базу налогового правонарушения

ст.94 НК РФ

Экспертиза

При необходимости инспекторы вправе привлекать лиц, обладающих специальными знаниями и навыками для участия в осмотрах и работе с документами

ст.95 НК РФ

Допрос

В необходимых случаях могут проводить допрос свидетеля, располагающего какой-либо информацией, имеющей значение для проведения проверки

ст.90 НК РФ