Что проверяет налоговая – :
Что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке 2019
В году 2018 порядок проведения выездной налоговой проверки остался прежним. Он регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации и имеет строгий список прав и обязанностей каждой из сторон. В этой статье будут рассмотрены основные положения и тонкости налоговых проверок на местах.
Стоит сразу отметить, что выездная проверка, в отличие от камеральной, осуществляется непосредственно в фактическом местонахождении проверяемого лица. В качестве такого лица могут выступать:
- Субъекты предпринимательской деятельности.
- Руководители и учредители юридических лиц различной направленности и формы организации.
- Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.
Основные положения
Подобные мероприятия могут проводиться исключительно по решению руководства территориального налогового органа, в котором зарегистрировано проверяемое лицо. Только официальный документ с подписью и печатью является достаточным основанием для осуществления проверки. В нём указываются данные субъекта проверки, а также информация об уполномоченных должностных лицах, которые отвечают за законность и правомерность действий во время процесса. Таким образом, каждый гражданин имеет право не допустить на территорию лиц, которые:
- Не предъявляют письменного решения от территориального налогового органа.
- Не предоставляют служебные удостоверения.
- Не указаны в соответствующем документе (серийный номер удостоверения, имя и фамилия проверяющего).
Во всех остальных случаях любое препятствование деятельности таких лиц расценивается как правонарушение и влечёт за собой ответственность, предусмотренную законодательством.
Права и обязанности уполномоченных
В свою очередь, лица, назначенные для проверки, имеют право находиться на целевой территории, осматривать, описывать имущество, проводить инвентаризацию, вести фото- и видеосъёмку. Также по первому требованию им должен предоставляться беспрепятственный доступ в любые помещения, связанные с профессиональной деятельностью проверяемого лица. Сюда относятся офисные, складские, торговые и любые другие точки, за исключением жилых помещений. Попасть в них против воли граждан можно только по решению суда.
Стоит отметить, что порядок выездной налоговой проверки содержит и ряд ограничений для проверяющих сотрудников ФНС. В частности, большая часть из них относится к регламенту и оповещениям, а также срокам проведения проверки:
- Проверка по конкретному виду налога может осуществляться не чаще, чем 1 раз в год.
- Срок проверки составляет не более 2 месяцев.
- В случае, если проверяемое лицо имеет филиалы или структурные подразделения, процедуру могут продлить на 1 месяц для каждого из таких подразделений.
- Предоставление документации осуществляется только после получения уведомления, которое должно прийти не ранее, чем за 10 дней до начала проверки.
Как показывает практика, контрольные органы довольно часто пренебрегают подобными требованиями, что является свидетельством нарушения действующего законодательства.
Процедура проверки и её особенности
Сама процедура мероприятия также имеет чёткую структуру, однако может варьироваться в зависимости от объёмов проводимых операций.
После получения уведомления в установленные сроки проверяемое лицо обязано представить перечень документов, требуемых налоговой. Как правило, в него входит: первичная документация по товарам и активам предприятия или индивидуального предпринимателя; бухгалтерская отчётность; список имущества, находящегося на балансе; сведения о заключённых за подотчётный период (не более 3 лет до момента назначения проверки) имущественных и финансовых сделок и т.д. Также может быть проведена инвентаризация складов для сверки фактических данных с указанными в документах.
После получения требуемых документов в указанные сроки осуществляется сама проверка на месте. Уполномоченные лица имеют право находиться на территории предприятия всё это время. Последняя стадия – это составление акта проверки и его вручение проверяемому лицу. В акте указываются все обнаруженные правонарушения и сроки их ликвидации.
Однако у гражданина есть право оспорить или опротестовать часть положений или акт в целом. В таком случае в течение 10 дней следует написать заявление, которое будет рассматриваться руководством территориального налогового органа. Далее принимается решение о подтверждении решения ФНС либо его аннулировании. Если же и этот вердикт не устраивает проверяемого, он может обжаловать его в суде.
saldovka.com
Налоговая проверка: виды, правила проведения, результаты
Одним из основных источников головной боли для любого предпринимателя является налоговая служба. Даже если на вашем предприятии все в порядке с отчетностью, соблюдаются все правила и нормы, и нет никаких нарушений — проверка налоговой все равно способна доставить хлопоты и испортить настроение.
Специально для предпринимателей IQReview постарался дать развернутые ответы на вопросы, связанные с этой процедурой. Что такое выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка, чем они отличаются, и какие еще бывают виды контроля — читаем ниже.
Содержание статьи
Что такое налоговая проверка, и для чего она проводится?
Ревизия со стороны налоговой инспекции — форма контроля, которую осуществляют уполномоченные органы (в данном случае — налоговые инспекторы). Она проводится в отношении всех лиц, которые осуществляют деятельность, подпадающую под законодательство о налогах и сборах. Касается это налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Если проще — то проверить могут всех, кто платит налоги: и физические лица, и компании. Цель такого контроля — это проверка «чистоты» и сроков выплат и соблюдение размеров сборов.
Сам процесс представляет собой сравнение данных, которые были поданы в декларации, с фактическими данными, которые выявляются сотрудниками налоговой инспекции.
Подкрепим общую информацию:
Право налоговых органов на проведение проверок указано в п. 2, статьи 31 Налогового Кодекса РФ (далее — НК РФ).
Статья 82 НК РФ дает определение понятию «налоговая проверка», а также раскрывает задачи и права контролирующих органов.
Что в результате?
Результаты налоговых проверок документируются должностным лицом, который осуществлял процедуру (согласно ст. 100 НК РФ).
В течение 2 календарных месяцев после составления справки о факте проверки должен быть составлен специальный документ — акт налоговой проверки. Он должен быть подписан инспектором (проверяющим) и представителем проверяемой организации.
В обязательном порядке акт налоговой проверки должен содержать:
Полный список обнаруженных правонарушений со ссылками на соответствующие статьи НК РФ.
Предложения контролирующего органа по устранению правонарушений.
Если правонарушения отсутствуют, акт налоговой проверки должен иметь соответствующую запись, подтверждающую это.
Составленный документ передается руководителю проверенной организации. Факт его получения тоже фиксируется документально — распиской.
Если акт налоговой проверки содержит пункты, с которыми руководитель организации не согласен, он имеет право его не подписывать. В этом случае он обязан в течение 14 дней со дня получения документа составить и предоставить в налоговую инспекцию письменное заявление. В нем должны поясняться причины и мотивы отказа. Если имеются документальные подтверждения в пользу причин отказа — их требуется прикладывать к заявлению. Далее, в последующие 14 дней с момента подачи заявления оно будет пересмотрено.
Если же акт налоговой проверки просто не принимается представителем проверенной организации — это тоже документируется.
Виды по методу проведения
По методу проведения «визиты» контролирующих органов можно разделить на:
Сплошные. В данном случае инспектируются все документы предприятия без ограничений. Такой план налоговых проверок актуален для небольших предприятий (где это можно сделать быстро), а также для случаев, где нужно восстановить все сведения о деятельности.
Выборочные. В этом случае инспектируется определенная часть документов.
Виды по месту проведения
По месту проведения работу инспекции разделяют на 2 вида:
Выездная налоговая проверка.
Камеральная налоговая проверка.
Ниже разберем подробнее, что такое выездная налоговая проверка и что такое камеральная налоговая проверка.
Камеральная
Камеральная налоговая проверка проводится без визита инспектора на предприятие. Проводится подробный анализ поданных компанией деклараций и документов, фиксирующих деятельность налогоплательщиков.
Налоговая проверкаЗанимает камеральная налоговая проверка до 3 месяцев со дня предоставления требуемой документации. Список документов такой:
Налоговая декларация.
Бухгалтерский баланс.
Отчет о доходах-расходах.
Отчет о движении денег.
Отчет о целевом использовании денег.
Отчет об изменении капитала.
Камеральная налоговая проверка выявляет следующие проблемы:
Ошибки в заполнении документации.
Ошибки в расчетах, суммах выплат, использовании льгот, налоговых ставок.
Сейчас камеральная налоговая проверка является главным способом контроля над налогоплательщиками. Такой вид инспекции охватывает все без исключения (100%) лица, уплачивающие налоги. Для сравнения: выездная налоговая проверка обычно применяется для 20-25% субъектов.
Камеральная налоговая проверка основывается на отчетности. Она должна содержать следующие данные:
Для граждан (физических лиц) | 1. ИНН.2. Фактический адрес проживания.3. Паспортные данные.4. Документы, подтверждающие цифры, указанные в декларации.5. Данные об уплаченном налоге. |
---|---|
Для предприятий (юридических лиц) | 1. Название организации.2. ФИО ответственного лица.3. Актуальные контакты (адрес, телефон).4. ИНН.5. ОКПО.6. КПП.7. Подписи директора и главного бухгалтера.8. Печать организации.9. Данные об уплаченных налогах. |
В случае возникновения вопросов представитель проверяемой организации может быть вызван на допрос. Также с него могут затребовать предоставление дополнительной документации или определенных предметов. Камеральная налоговая проверка проводится в плановом порядке.
Если в ходе ревизии никаких нарушений не было выявлено, процедура завершается.
Если же были обнаружены какие-либо нарушения, то:
В течение 10 рабочих дней составляется акт.
В течение следующих 5 рабочих дней с момента составления акт передается представителю организации.
В течение 1 календарного месяца после получения акта организация вправе оспорить заключение, предоставить свои данные.
В течение 10 рабочих дней после истечения 1 месяца начальник фискального органа пересматривает дело и выносит решение (о привлечении или непривлечении организации к ответственности).
Выездная
Выездная налоговая проверка проводится по месту расположения организации (то есть прямо в офисе или других помещениях, которые занимает компания). В процессе инспекции могут анализироваться не только документы — инспекторы могут запросить доступ в помещения, используемые для деятельности компании.
Также могут проверяться и документы на каждое помещение, которые необходимо предоставлять отдельно в срок до 5 дней с момента требования. Причем такая документация может изыматься — на срок до 5 дней.
Проверка налоговой службойВыездная налоговая проверка проводится сотрудниками фискальной службы. Дополнительно к инспекции могут подключаться:
Переводчики (если какие-то документы оформлены на иностранном языке).
Эксперты (для проведения различных экспертиз — в зависимости от вида деятельности предприятия).
Специалисты других отраслей (геодезисты, юристыКем может работать юрист, сколько за это платят и кому подойдет эта работа и так далее).
Выездная налоговая проверка проводится в тех же целях, что и камеральная: для выявления ошибок в расчетах и уплате налогов. Если результаты налоговых проверок обнаруживают какие-то нарушения — указываются сроки и требования к их исполнению. Если правонарушения серьезные и подпадают под статьи различных кодексов — выносится решение о наказании ответственных лиц. Также в особых случаях может быть ограничена деятельность предприятия в целом.
Длится выездная налоговая проверка до 2 месяцев. Отсчет начинается со дня приезда инспекторов на предприятие. В некоторых случаях длительность инспекции может увеличиваться до 4 месяцев, а в исключительных ситуациях вышестоящее руководство может продлить ее до 6 месяцев.
Представители фискальных органов могут осуществлять проверку документации за предыдущие 3 календарных года. Существует ограничение и по количеству проверок — выездная налоговая проверка осуществляется не более 1 раза за период. Исключение (повторное инспектирование) возможно в следующих ситуациях:
При реорганизации или ликвидации юридического лица.
При контроле вышестоящего руководства за органом, который осуществлял проверку.
В случае, если организация предоставляет уточненные данные, в которых размер налога указывается меньше, чем заявлялся ранее.
Проводиться выездная налоговая проверка может только по указанию руководства фискальной службы (тогда как камеральная — проводится без указаний «сверху»). Проверяться могут только юридические лица и ИП.
В процессе такой ревизии руководство или сотрудники проверяемой организации могут привлекаться к следующим процедурам:
Инвентаризация — проводится для определения достоверности данных, указанных в документации.
Допрос — проводится для выяснения или уточнения различных сведений, которые могут быть полезны уполномоченным лицам.
Вызов физического лица (клиента, бывшего сотрудника) в качестве свидетеля — для дачи показаний.
Осмотр любых помещений, используемых проверяемой организацией — для выявления оборудования, товаров, материалов, не проходящих по документации.
Изъятие документов или любых других предметов (оборудования, техники) — для анализа, экспертизы или в качестве вещественного доказательства.
Экспертиза.
Встречная
Одним из видов перечисленных выше процедур являются встречные проверки. Этот способ подразумевает сверку двух (или больше) образцов одного и того же документа. Это могут быть накладные или счета-фактуры. Брать для анализа такие бумаги могут как в самом предприятии, которое инспектируется, так и в других организациях.
Если документ представлен только в одном экземпляре — это является одним из признаков сокрытия реальных доходов предприятия.
Упрощенная сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных инспекций
Камеральная | Выездная | |
---|---|---|
Кто проверяет | Сотрудники местных фискальных органов | Сотрудники фискальных органов любого уровня |
Что проверяется | Документация только за отчетный период | Документация за период до 3 лет |
Причина проверки | Не требуется | Не требуется |
Регулярность | Каждый период, по мере предоставления деклараций | Выборочно |
Где проверяется | По месту расположения надзорной службы | Место расположения проверяемой организации |
Кого проверяют | Всех налогоплательщиков (и физлиц, и юрлиц) | Только юрлица |
Что делается | Анализ предоставленной документации | Все действия, разрешенные НК РФ |
Виды по объему работ
В зависимости от объема работ все проверки делятся на 3 типа:
Комплексная. Проводится в случае подозрения к налогоплательщику. Может охватывать все виды документов. Может проводиться не чаще 1 раза за 3 года.
Тематическая. Проводится как планово, так и в случае подозрения к налогоплательщику. Может охватывать отдельные направления деятельности. Может проводиться как отдельно, так и включаться в план налоговых проверок комплексного объема.
Целевая. Охватывает отдельные операции (к примеру, проверка контрагента, операции по экспорту или импорту, вложение активов и так далее).
Виды по организации
По методам организации действия надзорных органов можно разделить на 2 вида:
Федеральная налоговая службаПлановые. Проводятся согласно составленному и утвержденному вышестоящим руководством графику. График определяется на каждый период отдельно. Проверяемый налогоплательщик уведомляется об инспекции задолго до ее проведения.
Внезапные (внеплановые). Вид выездного инспектирования. Проводится без извещения проверяемой организации. Для инспекции такого типа необходимо письменное распоряжение начальника территориального отделения.
Прочие формы инспектирования
Согласно действующему НК РФ, существует еще 2 формы инспектирования налогоплательщиков:
Контрольное. Проводится вышестоящим надзорным органом. В данном случае может проверяться работа как предприятия, так и сотрудников фискальных органов, которые инспектировали компанию ранее. Если со стороны уполномоченных лиц (инспекторов, экспертов) были обнаружены нарушения, к ним могут применяться штрафные санкции, вплоть до привлечения к административной или уголовной ответственности.
Повторное. В данном случае проводится дублирование ревизии, которая проводилась ранее. Проверяются все те же документы и данные, которые исследовались в ходе предыдущей процедуры. Если будут обнаружены расхождения — это укажет либо на правонарушение со стороны организации, либо на ошибки или нарушения со стороны инспекторов.
Самые частые нарушения, которые выявляются при инспектировании
Чаще всего фискальные органы выявляют такие виды нарушений (допускаемые случайно или намеренно):
Занижение размера выручки.
Завышение расходов.
Неполное отражение количества проданных товаров (или оказанных услуг) — с целью снизить размер налогов по НДС.
Ошибки и нарушения при оформлении документации, что отражается на показателях деятельности предприятия.
Мораторий для малого бизнеса на 2017-2019
Для стимуляции малого бизнеса российским правительством был введен мораторий на инспекции.
Согласно ФЗ №246 от 13.07.2015, на 2017-2019 года включительно плановое инспектирование не проводится в отношении юридических лиц и ИП, относящихся к малому бизнесу.
Есть и исключения по сферам деятельности (то есть в отношении таких компаний все проверки сохранены в полной мере):
здравоохранение;
образование;
теплоснабжение;
энергетика, энергосбережение, увеличение энергоэффективности.
Мораторий также не коснется компаний, которые:
На основании проведенных ранее (в течение последних 3 лет) инспекций лишались лицензии, или ее действие временно приостанавливали.
Допускали грубые нарушения законодательства, и в отношении которых вступило в силу административное наказание.
О налоговых проверках и выборе компаний для их проведения (видео)
iqreview.ru
Что проверяет выездная налоговая проверка
Каждый руководитель всегда с ужасом ожидает выездных налоговых проверок, ведь такие мероприятия могут выявить множество недочетов, которые приведут к штрафным санкциям. Чтобы избежать негативных последствий, к таким проверкам следует готовиться заранее, а для этого необходимо точно знать, что проверяет выездная налоговая проверка и как именно она проводится. Это поможет успешно пройти ее и не вызвать претензий со стороны контролирующего государственного органа. Об этом мы расскажем в этой публикации.
Общие положения
Налоговые проверки, как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц, могут проходить в двух форматах: камеральном или выездном. В первом случае налоговики проверяют бумаги у себя, во втором – приедут прямо в организацию.
Основанием для выездной проверки служит приказ начальника регионального подразделения ФНС РФ или его заместителя. Обычно необходимость в таком мероприятии появляется, если в ходе камеральной процедуры был выявлен ряд нарушений действующего налогового законодательства. Проводится проверка обычно по месту регистрации предприятия, но может и в других городах, если там есть филиалы. Регулирует такие проверки 89 статья действующего на территории Российской Федерации Налогового кодекса.
Ревизия может быть как сплошной, так и выборочной. Задача первой состоит в изучении всей налоговой отчетности, вторая – ставит целью посмотреть только некоторые бумаги, которые вызывают подозрение. На практике чаще можно увидеть первый метод как более полный и достоверный.
Есть ограничения
Существуют некоторые ограничения, связанные с данной процедурой. Так, например, проверка по одним и тем же документам два раза за один налоговый период проведена быть не может. Также нельзя смотреть документы, которым больше трех лет, они не попадают под проверки.
Если говорить о сроке, в который должны уложиться сотрудники налоговой инспекции, осуществляя свою работу на выезде, то это два месяца. Но он может быть увеличен до 4 месяцев, а в особых ситуациях и до полугода (обычно при ликвидации фирмы).
Что могут проверять
Нацелена выездная проверка налоговой инспекции обычно на документы, связанные с налоговой отчетностью. Но налоговики могут потребовать предъявить им также бумаги по бухгалтерии компании, если посчитают, что они нужны. К этому стоит быть готовым.
Прежде всего, ФНС требует следующее:
- Ведет ли налогоплательщик учет, и правилен ли он.
- Есть ли перечень документации, который предусмотрен законом.
- Предоставлена ли вся налоговая отчетность, и не укрываются ли какие-то бумаги.
Запрашивают при проверке выездного характера следующие документы:
В итоге
По окончании своей работы инспектор налогового органа делает справку, в которой отмечает предмет проверки и ее точные сроки. Данную бумагу получает налогоплательщик. После составления этого документа налоговая служба обязана прекратить проведение своих мероприятий и покинуть фирму.
zhazhda.biz
Основания для внеплановой проверки налоговой
Внеплановая проверка налоговойне входит в общий график, разрабатываемый территориальными отделениями ФНС в начале каждого налогового периода, а проводится на основании соответствующего решения налогового органа. В нашей статье вы найдете информацию о том, в каких случаях ФНС может провести внеплановую проверку и какие моменты подвергаются анализу и оценке при вынесении решения о необходимости ее осуществления.
Налоговая проверка — понятие и виды
Внеплановая налоговая проверка — основания для проведения
Внеплановая выездная проверка налоговой — чем руководствуется ФНС при выборе проверяемого юридического лица?
Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков
Дополнительные критерии, установленные ФНС
Налоговая проверка — понятие и виды
Налоговая проверка является одним из способов осуществления контроля со стороны ФНС за деятельностью индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с положениями ст. 87 НК РФ, налоговые проверки бывают 2 видов:
- Камеральные — проводятся налоговым органом по месту его непосредственного местонахождения. Объектами исследования при этом становятся налоговые декларации и иные отчетные документы, представленные налогоплательщиком в ФНС (ст. 88 НК РФ). Внеплановыми камеральные проверки быть не могут, поскольку фактически их инициирует сам налогоплательщик, направляя в ФНС декларацию.
- Выездные — проводятся налоговым органом на территории налогоплательщика на основании решения, вынесенного руководителем отделения ФНС (ст. 89 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ, предметами налоговой проверки являются правильность исчисления размера налоговых платежей и соблюдение сроков их перечисления в бюджет. В п. 5 указанной статьи устанавливается ограничение на количество проверок, которое может проводиться в отношении налогоплательщика за один период: налоговый орган не вправе проводить более 2 проверок по 1 налогу за год. Согласно п. 6 этой же статьи, максимальная продолжительность выездной проверки составляет 2 месяца, однако этот срок может быть продлен до 4 или даже (в исключительных случаях) 6 месяцев.
Налоговые проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. В первом случае налоговая служба заранее включает предприятие в составляемый график, во втором проверка осуществляется спонтанно. При этом законодательство не содержит точного определения понятия «внеплановая проверка», хотя на практике такие мероприятия проводятся довольно часто.
Внеплановая налоговая проверка — основания для проведения
Порядок организации и проведения внеплановых проверок разного рода (в том числе инициируемых налоговой службой), определен положениями ст. 10 федерального закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294. В п. 2 указанной статьи приведен перечень оснований для проведения налоговой внеплановой проверкиорганизации.
Не знаете свои права?
Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.
Так, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям стоит ожидать проверяющих в том случае, если:
- истек срок, отведенный налоговым органом на устранение нарушений, выявленных в ходе ранее проведенной проверки;
- руководителем надзорного органа на основании требования прокурора был издан приказ о проведении внеплановой проверки.
Согласно ч. 11 ст. 89 НК РФ, внепланово проводятся проверки, связанные с осуществлением процедуры реорганизации или ликвидации предприятия (в этом случае неважно, когда и по какой причине проводилась предыдущая проверка). При этом налоговики могут проверять период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о необходимости проведения такой проверки.
Порядок проведения внеплановой выездной проверки аналогичен порядку осуществления обычной выездной, который установлен п. 5 письма ФНС РФ «О рекомендациях…» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Фактически внеплановая проверка и является выездной, однако ФНС проводит ее не на основании заранее разработанного и утвержденного плана, а по иным причинам. Далее рассмотрим подробнее, по каким критериям ФНС выбирает для проверки те или иные фирмы?
Внеплановая выездная проверка налоговой — чем руководствуется ФНС при выборе проверяемого юридического лица?
Раздел 3 приказа ФНС «Об утверждении концепции…» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ определяет критерии, служащие ориентиром при выборе налогоплательщиков, в отношении которых будет проведена проверка. В ходе анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятия налоговики принимают решение о целесообразности проведения дальнейших мероприятий, направленных на выявление нарушений в его налоговой политике.
Причиной проведения внеплановой проверки налоговой на предприятии могут стать следующие факторы:
- Небольшой размер налоговых отчислений, не соответствующий среднему показателю в отрасли.
- Несоответствие размера платежей, внесенных налогоплательщиком в бюджет, суммам, которые он должен был уплатить в соответствии с положениями действующего налогового законодательства и выбранной им системой налогообложения.
- Значительные отклонения результатов финансово-экономической деятельности предприятия в текущем налоговом периоде от результатов, которые были достигнуты за аналогичный временной промежуток ранее.
- Наличие противоречий между сведениями, содержащимися в документах на предприятии и переданными в налоговую.
- Ошибки, неточности и неправомерные действия, допущенные при формировании налоговой базы.
Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков
Помимо направлений, в которых осуществляется финансово-экономический анализ деятельности предприятия, приказ ФНС № ММ-3-06/333@ определяет перечень критериев, которые служат ориентиром для налогового органа при принятии решения о проведении выездной проверки. В этот перечень входят:
- Низкая налоговая нагрузка на налогоплательщика. При оценке данного показателя налоговики сопоставляют налоговую нагрузку конкретной организации, со средним размером налоговых платежей, перечисляемых предприятиями, ведущими деятельность в той же отрасли. Расчет среднего уровня налогового бремени ведется на основании статистических сведений, характеризующих общий объем оборота денежных средств по анализируемому направлению деятельности, а также суммы уплаченных по итогам ее осуществления налоговых взносов. Если размер обязательных платежей, вносимых компанией, существенно отличается от установленных средних значений, вероятность того, что налоговики решат провести внеплановую проверку, крайне высока.
- Работа в убыток. Если налоговые декларации, подаваемые налогоплательщиком на протяжении нескольких налоговых периодов, содержат информацию о том, что предприятие не только не получает прибыль, но и не покрывает собственных расходов, понесенных на осуществление предпринимательской деятельности, представители налоговой службы могут вынести решение о необходимости проведения внеплановой проверки. Однако при этом, как показывает практика, налоговики относятся к убыточным компаниям весьма лояльно, т. к. обычно в ущерб себе работают предприниматели, недавно вышедшие на рынок и не успевшие покрыть понесенные на стадии запуска производства затраты.
Дополнительные критерии, установленные ФНС
Помимо указанных выше признаков основанием для проведения проверки могут стать:
- Несоответствие темпа роста расходов и доходов, приводящее к уменьшению размера прибыли и, как следствие, снижению размера налоговых платежей.
- Применение налоговых вычетов в значительных размерах. Значительным признается размер, при котором доля вычетов по НДС превышает 89% за последний год.
- Низкий уровень заработка работников, входящих в штат организации: сотрудники предприятия получают зарплату, размер которой существенно отличается от величины среднего заработка, сложившегося в регионе у специалистов этой отрасли.
- Неоднократное приближение значения показателей, характеризующих результаты финансово-экономической деятельности предприятия, к значениям, установленным в качестве ограничения для использования определенного специального налогового режима.
- Представление в ФНС декларации, суммы доходов и расходов в которой различаются минимально (для ИП).
- Осуществление взаимосвязи с контрагентами через нескольких посредников, создающих так называемую цепочку, в том случае, если нет разумного и обоснованного подтверждения целесообразности использования подобного подхода.
- Непредставление пояснений и ответов на запросы, направленные налоговым органом в адрес налогоплательщика.
- Неоднократное снятие с учета в одном территориальном отделении ФНС с последующей постановкой на учет в другом.
- Существенное отклонение уровня рентабельности от значения аналогичного показателя, сложившегося в среднем в отрасли.
Итак, внеплановая выездная проверка налоговой представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оценку правильности исчисления налоговых платежей и погашения задолженности, сформировавшейся перед ФНС. Такая проверка осуществляется на территории налогоплательщика, за исключением случаев, в которых помещение не позволяет проверяющим выполнить свои обязанности. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки может стать ликвидация предприятия, истечение срока, отведенного для исправления ранее выявленных нарушений, или требование прокуратуры, на основании которого руководство налогового органа приняло решение о необходимости проверочных мероприятий.
nsovetnik.ru
Что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке
Выездные налоговые проверки имеют свои отличительные особенности. Узнайте, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке, чтобы подготовиться заранее, а значит, обезопасить свою компанию.
Содержание
- Что и как проверяют
- Какие документы требуют
- Какие мероприятия проводят
- Полномочия налоговых инспекторов
При проведении выездной проверки налоговики руководствуются двумя основными документами: рекомендации по проведению выездных налоговых проверок (письмо ФНС от 25.07.13 №АС-4-2/13622@) и рекомендации по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками (письмо ФНС от 17.07.13 № АС-4-2/12837@). Расскажем, что могут проверять налоговые инспекторы.
Что и как проверяют
Цель выездной проверки – анализ правильности и полноты исчисления одного, нескольких налогов или всех налогов и страховых взносов. Перед инспекторами стоит ряд вопросов:
- Ведет ли проверяемый налогоплательщик учет, обеспечивает ли он полноту и достоверность учета,
- Есть ли у налогоплательщика вся документация, предусмотренная законодательством,
- Не сокрыты, не искажены ли какие-либо факты хозяйственной жизни или документы,
- Предоставлена ли налоговая отчетность, верно ли она составлена,
- Правильно ли исчислен налог, перечислен ли он в бюджет полно и своевременно.
Чтобы ответить на эти вопросы, налоговики изучают показатели, отраженные в первичных документах, сопоставляют их с регистрами бухгалтерского и налогового учета, а также показателями налоговой отчетности. Особое внимание уделяют точности, своевременности и полноте отражения данных.
Данные бухгалтерского и налогового учета сопоставляются с информационными ресурсами сторонних организаций (например, системы банк-клиент того банка, в котором у проверяемого налогоплательщика открыт расчетный счет). А также с информационными ресурсами органов власти, например, государственных реестров, ЕГАИС, ПФР и ФСС, таможни и миграционных органов и т.д. В п.5 Письма ФНС от 25.07.13 №АС-4-2/13622@ приведен перечень, который включает более 60 информационных ресурсов местного, регионального и федерального уровней.
Если компания пользуется налоговыми льготами, инспекторы проанализируют обоснованность и правомерность применения льгот. При проверке НДФЛ анализируют своевременность и полноту исполнения обязанностей налогового агента, а также правомерность применения налоговых вычетов. У налогоплательщиков на ЕНВД проверяют реальность и величину физических показателей. У компаний, осуществляющих наличные расчеты, посмотрят соблюдение кассовой дисциплины.
При проверке налога на добавленную стоимость не только сопоставляют данные первичных документов с бухгалтерскими и налоговыми регистрами. Обычно в выборочно запрашиваются документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика. Это так называемые «встречные проверки».
В ходе контрольных мероприятий инспекторы изучают контрагентов проверяемого налогоплательщика. Цель – выявление участия в схемах незаконной налоговой оптимизации. Инспекторы должны убедиться, что ни сам налогоплательщик, ни его контрагенты не являются фирмами-однодневками, не используют схемы получения необоснованной налоговой выгоды. Проверка контрагентов – это отдельная большая тема, ей посвящена отдельная рубрика нашего журнала. А в специальном сервисевы можете проверить себя и своих контрагентов.
Что проверяет выездная налоговая проверка
Особое внимание обратят на сделки между взаимозависимыми лицами, а также цены по контролируемым сделкам. Инспекторы изучат следующие факты хозяйственной жизни компании:
- Безвозмездную передачу товаров, работ или услуг,
- Выплату заработной платы в натуральной форме,
- Передачу залогодержателю прав собственности на предмет залога при неисполнении обязательства, обеспеченного залогом.
Во всех этих и подобных сделках инспекторы проверят соответствие сумм рыночным ценам.
Какие документы требуют
В ходе выездной проверки инспекторы потребуют следующие документы:
- Учредительные документы,
- Приказы об учетной политике в целях бухгалтерского и налогового учета со всеми приложениями и дополнениями,
- Лицензии,
- Налоговую и бухгалтерскую отчетность,
- Регистры бухгалтерского и налогового учета,
- Счета-фактуры,
- Книги покупок и продаж, журналы учета полученных и выданных счетов-фактур,
- Договоры с контрагентами,
- Первичные документы: товарные накладные, акты выполненных работ или оказанных услуг, транспортные и товарно-транспортные накладные, путевые листы, другие товарно-транспортные документы,
- Иные документы, подтверждающие совершение хозяйственных операций.
Перечень документов, приведенный в п.5 Письма ФНС от 25.07.13 №АС-4-2/13622@, не является закрытым. Налоговики могут запрашивать другие документы, необходимые для проведения проверки.
Какие мероприятия проводят
Кроме работы с документами налогоплательщика инспекторы могут проводить следующие мероприятия налогового контроля:
Мероприятие |
Особенности |
Основание |
---|---|---|
Инвентаризация |
Проводится с целью проверки достоверности данных первичных учетных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета |
п.13 ст.89 НК РФ |
Осмотр помещений |
Инспекторы вправе осматривать любые помещения занимаемые организацией. Назначение помещения значения не имеет, осматриваться могут складские, производственные, административные, торговые и прочие помещения |
ст.91, 92 НК РФ |
Выемка |
Изъятые у организации документы составляют доказательную базу налогового правонарушения |
ст.94 НК РФ |
Экспертиза |
При необходимости инспекторы вправе привлекать лиц, обладающих специальными знаниями и навыками для участия в осмотрах и работе с документами |
ст.95 НК РФ |
Допрос |
В необходимых случаях могут проводить допрос свидетеля, располагающего какой-либо информацией, имеющей значение для проведения проверки |
ст.90 НК РФ |
Это не полный перечень возможных мероприятий, по необходимости налоговики могут получать экспертное заключение, привлекать свидетелей и переводчиков. Набор мероприятий налогового контроля зависит от специфики деятельности проверяемого налогоплательщика.
Что проверяет выездная проверка
Полномочия налоговых инспекторов
Помимо действий, названных выше, налоговые инспекторы в ходе выездной проверки вправе совершать следующие действия:
- Вызывать в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства деятельности налогоплательщика,
- Производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра помещений,
- Копировать документы, предоставленные налогоплательщиком,
- Истребовать документы, касающиеся деятельности проверяемой организации, у ее контрагентов,
- При отказе организации добровольно выдать подлежащие выемке документы инспекторы вправе вскрыть помещение, в котором эти документы хранятся,
- При отказе в доступе на территорию проверяемой компании инспекторы вправе составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащего уплате.
Инспекторы не вправе совершать следующие действия:
- Требовать у налогоплательщика документы, представление которых не предусмотрено законодательством,
- Проводить более одной проверки по тому же налогу за тот же период,
- Проводить более двух выездных проверок в отношении того же налогоплательщика в течение года (из этого правила есть исключения),
- Проводить проверку за год, в котором проводился налоговый мониторинг,
- Истребовать документы, которые уже были предоставлены налогоплательщиком в рамках других мероприятий налогового контроля, например, камеральной проверки,
- Производить выемку документов в ночное время,
- Причинять неправомерный вред имуществу организации,
- Привлекать в качестве понятых работников ФНС,
- Требовать нотариального заверения копий документов,
- Ставить перед экспертом вопросы, выходящие за рамки его профессиональных познаний.
www.rnk.ru
Выездная налоговая проверка — срок проверки
Выездная налоговая проверка, что это, что проверяет, основания
Выездная налоговая проверка — одна из форм контроля, которая проводится по месту нахождения налогоплательщика.
Выездная инспекция бывает двух типов — комплексной и тематической. Первая призвана проверять всю финансово-хозяйственную деятельность, задача тематической — это контроль за правильностью начисления одного или сразу нескольких видов налогов.
Выездная налоговая проверка может быть как плановой, так и внеплановой.
Основная цель налоговой проверки — это контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты обязательных платежей (в основном это задачи плановой проверки). Также она проводится при ликвидации или реорганизации ООО.
В рамках данного мероприятия может быть взят под контроль период, не превышающий три последних календарных года, которые предшествовали текущему. Проводится все на основании решения руководителя уполномоченного органа.
Важно!
Налоговые органы не вправе проводить такой мониторинг документации у одного налогоплательщика по одним и тем же госпошлинам чаще двух раз за календарный год, — это запрещается НК РФ.
Акт выездной налоговой проверки
В последний день ревизор составляет и вручает агенту справку об окончании проведенного мероприятия. Затем в двухмесячный срок выдается акт выездной налоговой проверки, в котором указаны нарушения, которые были выявлены в результате ревизии, либо содержится информация об их отсутствии. В частности, указываются какие именно нарушения законодательства и Налогового Кодекса о налогах и сборах имели место быть. Также в нем содержатся выводы и предложения, которые касаются результатов и могли бы сыграть не последнюю роль на пути улучшения дел компании. К акту должны в обязательном порядке прикладываться документы, которые подтверждают соответствующие нарушения.
Как обжаловать результаты выездной налоговой проверки и назначенный штраф?
В случае, когда налогоплательщик не согласен с результатами проведенной выездной налоговой проверки и выявленными нарушениями, он имеет право подать жалобу в вышестоящий орган, а в случае ее отклонения — обжаловать результаты в суде. Для этого подается иск.
На это возражение отведен 30-ти дневный срок от даты получения акта. После этого материалы ревизии и предоставленные возражения по ней должны быть рассмотрены руководителем инспекции в течении 10 рабочих дней.
При этом физическое или юридическое лицо имеет право участвовать в процессе по рассмотрению предоставленных сведений как лично, так и через доверенное лицо. По итогам рассмотрения принимается решение о привлечении к наказанию либо об отказе в привлечении в отношении агента.
Срок проведения, сколько может длиться налоговая проверки?
Обычно срок проведения выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в исключительных случаях, по ряду определенных причин, может быть увеличен до 4-6 месяцев ( максимальный срок).К основаниям относятся следующие:
- ФНС имеет подозрения о сокрытии части дохода и умышленном увеличении суммы расходов для уменьшения базы налогообложения;
- агент относится к ряду крупнейших организаций;
- налогоплательщик состоит из более чем четырех подразделений;
- не предоставление документов, определенных Кодексом, в установленный срок;
- стихийное бедствие на территории расположения объекта налогоплательщика.
Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, процедура проведения
За последнее время подход к планированию и организации контроля уплаты госпошлин изменился и стал более понятным и прозрачным для субъектов отношений.
В 2007 году согласно приказу ФНС, была разработана Концепция планирования выездных налоговых проверок. Согласно этому положению, планирование таких мероприятий и отбор субъектов для осуществления контроля деятельности стал открытым и понятным агентам.
Сегодня основной акцент установлен на контроль налогоплательщиков, деятельность которых сопряжена с риском сокрытия доходов, и с целью недопущения подобного на этих объектах проводится мониторинг деятельности. А значит, налогоплательщик, который подходит под данные критерии, с большой вероятностью попадет в список такого контроля.
Процедура проведения выездной налоговой проверки может проходить в несколько этапов, что кстати, и на срок проведения тоже влияет. Также должностные лица в ходе ревизии имеют право совершить предпроверочный осмотр помещения, где будет происходить проверка, а также ознакомится с финансовыми документами.
В ходе осуществления аудита инспектор может:
- истребовать документы у налогоплательщика, необходимые для его осуществления и анализа финансовой деятельности; субъект предпринимательской деятельности обязан предоставить необходимые документы, а также их опись в пятидневный срок, в случае несвоевременного предоставления — грозит ответственность в соответствии с действующим законодательством;
- совершить выемку документов и предметов — если у уполномоченной группы есть основания полагать, что документы могут быть сокрыты или уничтожены — производится их выемка. Выемка документов осуществляется в сопровождении понятых, и по ее ходу оформляется специальный протокол и опись этих документов.
Важно!
Запрещается в срок проведения налоговой проверки:
- проводить изъятие документов в ночное время;
- привлекать переводчиков и экспертов;
- отправлять сомнительные документы на экспертизу.
В некоторых случаях мероприятие приостанавливается на срок, который необходим для проведения экспертизы, перевода документов, получения сведений от контрагентов проверяемой организации или на время ответа на запросы по международным договорам.
Повторная выездная налоговая проверка — сроки
Многим ИП и юридическим лицам страшно пережить даже одну подобную процедуру, и наверно каждому налоговому агенту хотелось бы узнать заранее, будет ли повторный визит уполномоченных органов или как себя вести, чтобы его избежать.
Повторным считается инспектирование, которое производится во второй раз по одним и тем же видам налогов за один и тот же временной промежуток (см. сроки проведения выше). Основанием для его проведения является решение руководителя вышестоящего уполномоченного органа, которое продиктовано выводами предыдущей инспекции (то есть, для оценки качества и полноты проведенной ревизии нижестоящим органом), а также ликвидация организации.
В случае повторного аудита будут охвачены только те документы, которые составлены по проверяемым видам налогов (например, по НДС).
Насколько часто будут проводится повторные ревизии и с какой периодичностью — регламентируется ст.89 НК РФ.
Если повторная проверка проводится на основаниях, не обозначенных в законом,вы вправе обжаловать ее результаты.
Если вы пишите реферат по данной теме и у вас появились вопросы о проблемах, которые могут возникать в процессе такой формы контроля: о способе подачи документов, сколько длится такая ревизия и других особенностях данного мероприятия, методике и методах его проведения — вы всегда можете задать вопрос онлайн нашему консультанту совершенно бесплатно.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):ogic.ru
Выездные налоговые проверки: что надо знать налогоплательщику
Предлагаем вам своеобразное «руководство к действию» при проведении в вашей организации выездной налоговой проверки.
Случаи, когда налоговый орган может взыскать денежные средства только в судебном порядке, а не после проведения проверки или иных мероприятий
Прежде всего налогоплательщику следует знать, что по общему правилу налоговые органы взыскивают денежные средства с налогоплательщика во внесудебном порядке. Так, если недоимка по налогам была выявлена, например, в результате выездной налоговой проверки, налоговики принимают решение о доначислении налогов, пени, наложении штрафа. Оспаривать же данное решение предстоит налогоплательщику, если последний с ним не согласен.
Однако в четырех случаях налоговые органы не вправе доначислить налоги и штрафы самостоятельно и им придется обратиться в суд:
- с организации, которой открыт лицевой счет;
- в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за дочерними (зависимыми) организациями, с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) первых, и наоборот, со счетов дочерних по долгам основных обществ;
- с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;
- с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Таким образом, если налоговая инспекция провела проверку и доначислила налоги, а в вашей ситуации имеет место один из перечисленных выше случаев — ее действия незаконны (ст. 45 НК РФ). Также взыскивать налоги, пени, штрафы в судебном порядке налоговой инспекции придется в случае, если она пропустила сроки для взыскания налогов в бесспорном. Остановимся на двух случаях взыскания налогов в судебном порядке чуть подробнее, чтобы было более понятно, о чем идет речь.
Случай 1
Взыскание в судебном порядке денежных средств с организаций, в которых открыт лицевой счет.
Понятие лицевого счета упоминается в письме Федерального казначейства от 21.08.2009 № 42-7.4-05/9.4-494. Согласно данному письму лицевой счет — это счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Случай 2
Взыскание денежных средств с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
О чем в данном случае идет речь? Приведем конкретный пример.
Пример 1
Де факто продается недвижимое имущество, де юре — компания, на балансе которой оно числится. В результате продажи данной компании фактический контроль над недвижимостью переходит к конечному приобретателю фирмы. В результате использования схемы продавец экономит как минимум НДС, а если применяет более сложные схемы — то и налог на прибыль. Метод, который использовался для экономии налогов в данном случае, называется в налоговом планировании методом замены отношений.
В подобных случаях согласно НК РФ налоговая инспекция не вправе самостоятельно переквалифицировать сделку и доначислить налоги, а должна обратиться в суд.
Решение о проведении проверки: на что обратить внимание?
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Если к вам пришли проверяющие, в первую очередь убедитесь, что у проверяющих есть решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Кроме того, налоговики обязаны предъявить вам свои удостоверения.
В решении должны быть указаны следующие сведения:
- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Известен случай, когда в решении руководителя налогового органа было неправильно (с опечаткой) указано наименование компании. На этом основании юрист компании посоветовал не допускать проверяющих к проверке. Таким образом, неожиданно приехавшую выездную проверку удалось отложить на некоторое время. Также вы вправе не впускать проверяющих, если согласно решению проверку должны проводить одни должностные лица, а проводят другие.
Обратите внимание! За пределы, обозначенные в решении, проверяющие выйти не могут, то есть не могут проверить иные налоги, чем те, что указаны в решении, или налоги за период, отличный от указанного в решении.
Частота проведения проверок
По общему правилу в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Например, если решение было вынесено в 2012 г., проверяющие вправе проверить организацию начиная с 01.01.2009.
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Обратите внимание! Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного год. Исключение из этого правила составляет случай принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств. При этом налоговики, проводящие самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.
Сроки проведения выездных проверок
По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Если речь идет о самостоятельной проверке филиала, то этот срок еще меньше и составляет один месяц.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Налоговая проверка может быть приостановлена для:
- истребования дополнительных документов или информации;
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
- проведения экспертиз;
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. Однако в исключительном случае, если в течение в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
Если проверка приостановлена, налоговый орган должен вернуть налогоплательщику все подлинники документов, истребованные при проведении проверки. Исключение составляют документы, полученные в ходе проведения выемки.
Естественно, автоматически приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Пример 2
В решении о проведении выездной налоговой проверки было указано, что она проводится в течение двух месяцев с 01.10.2012 по 30.11.2012. Проверка была приостановлена на две недели. Соответственно, в течение этих двух недель налоговики не будут совершать никаких действий на территории налогоплательщика, но закончится проверка уже 14.12.2012, то есть на две недели позже.
Права налоговых органов на получение информации от налогоплательщика: истребование документов, инвентаризация, осмотр помещений
Налогоплательщику следует помнить, что ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика. Исключение из этого правила составляют два случая:
- проведение выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа;
- выемка документов.
Выемка документов — особая процедура, для которой установлен специальный порядок ее проведения, о котором мы расскажем чуть ниже. Ее проводят налоговики в том случае, если у них есть достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Кроме выемки и истребования документов налоговые органы вправе проводить:
- инвентаризацию имущества налогоплательщика;
- осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика.
А если налогоплательщик не допустит налоговиков к осмотру своих помещений? Формально налоговики обязаны составить акт, в котором будет зафиксирован данный факт. Он подписывается руководителем проверяющей группы и налогоплательщиком. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.
А вот после выполнения данных формальностей возникнет достаточно плачевная ситуация. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. Иначе говоря, налоги будут определены расчетным путем исходя из предполагаемой выручки. Скорее всего, они будут достаточно большими. Также определить налоговую базу расчетным путем налоговики вправе, если налогоплательщик не может им предоставить первичных документов.
Обратите внимание! В соответствии с последними решениями ВАС налоговики обязаны при использовании расчетного метода определять не только потенциальную выручку налогоплательщика, но и потенциальные расходы (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 № 5/10).
Пример 3
При проведении выездной налоговой проверки фирмы, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров и применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» компания не смогла предоставить бланки строгой отчетности и некоторых других документов. После анализа финансово-экономических показателей деятельности трех предприятий аналогичной отрасли налогоплательщику были доначислены налоги. Последнему удалось оспорить решение инспекции во всех судебных инстанциях. Суд согласился с тем, что налоговая база была занижена налогоплательщиком, однако при начислении налогов налоговики исходили только из выручки аналогичных налогоплательщиков, расходы же ими учтены не были, что неправомерно.
При проведении осмотра помещений, в том числе складов, должны присутствовать свидетели и сам налогоплательщик, а о самом осмотре должен быть составлен протокол.
При проведении проверки также истребуются документы путем направления налогоплательщику требования об их предоставлении. По общему правилу, налогоплательщик обязан отдать налоговикам копии, заверенные печатью организации (а не нотариально). В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Обратите внимание! Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.
Представим себе, что по той или иной причине налогоплательщик не может предоставить документы в течение данного срока. Тогда фирма письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены своевременно, и о сроках, в течение которых налогоплательщик может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Если налогоплательщик отказывается предоставить документы вовсе или не предоставляет их в окончательно установленный срок, налоговики вправе произвести выемку документов.
Обратите внимание! В ходе проведения налоговой проверки налоговики не вправе истребовать у налогоплательщика документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного налогоплательщика.
Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Выемка
Для проведения выемки необходимо мотивированное постановление должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Если оно отсутствует, проведение выемки незаконно. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время. Выемка документов и предметов должна производится в присутствии понятых и налогоплательщика. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
Важно! О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол. В нем или описях к нему перечисляются и описываются изъятые предметы, и по возможности — их стоимость.
При изъятии документов (а не предметов) с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.
Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается налогоплательщику.
Ю. Хачатурян, ген. директор компании Nika, risk plan
www.profiz.ru