Для сотрудников тест – Тестирование сотрудников — Тестирование в кадровый резерв

Содержание

Тест на мотивационный профиль сотрудника

Большинство самых важных решений в бизнесе, как правило, связано с управлением людьми. Можно несколько лет идти к цели, так и не достигнув ее, а можно за несколько месяцев получить результат. Все зависит от правильного подбора команды и ее мотивации.

На одном из тренингов по организации эффективной команды мы узнали о тесте «Мотивационный профиль». Уже несколько лет используем его для работы с командой и хотим поделиться своим опытом.

В чем заключается методика?

Каждый человек от природы имеет свой мотивационный профиль, который на протяжении жизни почти никогда не меняется. Профиль состоит из 12 потребностей (так давно решили Шейла Ричи и Питер Мартин, авторы методики). Для одного человека важно, чтобы работа предоставляла возможность личностного роста, для другого — возможность достижения высокого статуса, третий стремится к разнообразию в работе и т.д. Как уже было отмечено, профиль (значимость потребностей для человека) почти никогда не меняется, но постоянно меняется удовлетворенность человека в тех или иных потребностях.

Понимать потребности — значит понимать предрасположенность сотрудника к решению тех или иных задач и видеть его готовность нести ответственность за принятые решения.

Понимать текущую удовлетворенность потребностей — значит получать на сегодняшний день максимальную эффективность от решаемых сотрудником задач.

Как и когда мы используем тест?

Когда сотрудник устраивается на работу, он проходит тест. Выявляется его профиль и прикрепляется к личному делу.

Прежде чем принять определенное решение, понять куда развивать человека, предложить повышение или переход на другую должность — мы возвращаемся к результатам теста и оцениваем его предрасположенность. На это уходит несколько минут, но может уберечь нас от нескольких лет бесполезных вложений времени и денег.

В случае серьезного падения эффективности или мотивации во время работы, мы просим сотрудника пройти тест и выявляем причину. Ее можно понять по графам (потребностям), которые меньше всего удовлетворены.

Сейчас в WebCanape работает 60+ человек, и мы наконец-то смогли автоматизировать этот процесс. Сделали сервис, которым может воспользоваться любой желающий. Ссылку привожу в конце статьи.

Как это работает?

Во время тестирования сотрудник проходит несколько шагов, распределяя 11 баллов между 4 ответами в каждом вопросе (ссылка на тест в конце статьи). Тем самым, шаг за шагом определяется мотивационный профиль. Когда профиль сформирован и выявлены 12 базовых потребностей, по каждой шкале указывается удовлетворенность в %.

На выходе получаем графическое отображение 12 основных потребностей. Первая половинка столбца показывает, насколько данная потребность важна для человека (как правило, не меняется в течение жизни), вторая половинка показывает, насколько данная потребность удовлетворена на данный момент.

Особое внимание нужно обратить именно на те потребности, которые отображают большое расхождение.

Самое главное: как работать с результатами?

Мы используем модификацию теста и рекомендации, полученные на семинаре бизнес-тренера Ольги Ерошенковой. Именно ее рекомендации и советы помогли нам внедрить методику в корпоративный процесс.

Представьте, что перед вами человек, которому некомфортно и плохо работать на своем месте. Вы обладаете знаниями его мотивационного профиля, и исходя из этого вам нужно сделать так, чтобы сотруднику нравилось его направление работы, и при этом он действовал эффективно: думал только о работе, предлагал свои идеи и решения, чтобы у него «горели глаза» и так далее.

Во-первых, зная профиль сотрудника, вы можете скорректировать систему мотивации, ввести новые наиболее актуальные мотивирующие мероприятия и/или устранить устаревшие, потерявшие свое значение для сотрудника. Например, повысить ему заработную плату, купить новый монитор, поручить руководство отделом, снять нелюбимую обязанность и прочее.

Во-вторых, вы можете помочь сотруднику осознать влияние его мотивационного профиля на возможности совершенствования и самомотивацию. Это представляет особую ценность в развитии персонала. Но здесь есть несколько важных правил.

Помните, ваш сотрудник — эксперт. Вам нельзя давать собственную оценку ситуации. Нельзя говорить: «Вот, я вижу, ты чем-то доволен, а чем-то недоволен». Нельзя советовать: «Я тебе сейчас расскажу, как и что сделать, чтобы ты не страдал». Это табу!

А что тогда можно? Выберите столбик (потребность), в котором самый большой разрыв. Попросите сотрудника кратко пояснить, почему, на его взгляд, возник этот разрыв. Не стоит выяснять у человека, как до этого дошло, и долго искать причину. Спросите, какие варианты решения проблемы видит сотрудник. Что можно предпринять, чтобы сократить разрыв, т. е. повысить удовлетворенность потребности?

Результатом такой работы с мотивационным профилем должен стать план действий по улучшению ситуации, подготовленный самим сотрудником. Важно, чтобы именно он сделал первый шаг на пути решения проблемы. Затем шаг второй. Третий. Идеально, если договоритесь к конкретной дате получить план, который можно согласовать с вышестоящим руководством и воплотить в жизнь. Это может быть предложение по другому распределению обязанностей в группе, по изменению системы премирования и т. д. В любом случае, вы получите рациональное решение изнутри и человека, готового взять ответственность за внедрение улучшений.

Пример беседы с подчиненным, для которого важно наличие большего свободного времени:

Руководитель: Что можно сделать и хотелось бы сделать на твоем уровне для улучшения ситуации? Ведь тебе это важно, ты из-за этого переживаешь.

Но мы не советуем, не комментируем, ничего не обещаем и не оцениваем.

Подчиненный: Я не хочу оставаться на переработки, а у нас всегда переработки.
Р.: Хорошо, а почему это происходит?
П.: Потому что у нас большая нагрузка и не хватает человека в отделе.
Р.: Что можно сделать для того, чтобы это как-то изменилось?
П.: Возможно, как-то по-другому распределить должностные обязанности.
Р.: Вот ты представляешь, как это должно быть?
П.: Ну, у меня есть на эту тему мысли.
Р.: То есть у тебя есть свои должностные инструкции, а есть круг должностных инструкций для других людей.
П.: Да.
Р.: Но ты считаешь, что сейчас они распределены неправильно.
П.: Да.
Р.: То есть у тебя есть мысль, как по-другому распределить эти обязанности?

П.: Есть.
Р.: Готов ты ее оформить в виде документа?
П.: Да.
Р.: Сколько тебе нужно на это времени?
П.: Ну, три дня.
Р.: Правильно ли я тебя понял, что ко вторнику ты готов положить на стол руководителя проект предложения по поводу другого распределения обязанностей в отделе? Я ничего тебе не обещаю, это пока лишь твое мнение. Решение будет дано после обсуждения. Но мы понимаем, что тебя это волнует, для тебя это важно. Плюс ты видишь ситуацию по-другому. Сейчас это будет твоим вкладом в улучшение ситуации.
П.: Да.

В этом коротком разговоре руководитель выступает в роли коуча. Главный результат беседы — небольшая задача в SMART-формате: через три дня положить на стол руководителя предложение по другому распределению обязанностей — кратко, четко. Эта посильная задача на уровне полномочий сотрудника. Если получилось продумать и сформулировать такую задачу, значит, коуч был эффективен. Далее можно продумывать следующие важные шаги по устранению разрыва в потребности, но первый шажок уже сделан.

Кроме индивидуального подхода можно оценить мотивационный профиль отдела или компании и создавать систему мотивации в масштабе, соответственно, данного отдела или компании.

Итак, полезные ссылки:

Но обратите внимание, что правильно расшифровать и интерпретировать результаты теста может только профессиональный менеджер по персоналу, непосредственно знакомый с тестируемым человеком. Надеемся, что пригодится 🙂

Василий Чуранов, Юлия Марченкова и команда WebCanape

www.web-canape.ru

Как провести удаленное онлайн-тестирование сотрудников в 6 шагов

В этой статье вместе с экспертами по дистанционному обучению мы расскажем, что важно сделать перед началом онлайн-тестирования сотрудников, как собрать электронный тест, какие типы заданий выбрать и как избежать типичных ошибок.

Материал будет полезен новичкам, которые делают первые шаги в дистанционном обучении. Эта статья — рекордсмен по длине и насыщенности, поэтому заварите чаю, разговор будет долгим.

Так же будет полезно ознакомиться с нашим материалом «Обзор отечественных систем тестирования». В статье мы рассмотрели современные сервисы, которые помогут автоматизировать процесс аттестации.

Шаг 1. Определите цели и задачи тестирования

Запуск тестирования условно можно представить в виде прямой. Стартовая точка — постановка цели.

Чего вы хотите добиться, проведя аттестацию? Ответив на этот вопрос, вы поймете, когда лучше устроить срез знаний. Как правило, в компании тест проводят:

Перед обучением. К примеру, вы разрабатываете тренинг по лидерству для руководителей отделов. Здесь цель теста: измерить уровень знаний сотрудников по теме обучения, чтобы на занятии не тратить время на прописные истины.

Сразу после обучения. Вы уже провели тренинг по лидерству. Цель теста изменилась — теперь он поможет проверить, чему по факту научились сотрудники.

Спустя некоторое время после обучения. Предположим, после тренинга прошла неделя. Цель теста —  проверить остаточные знания сотрудников, что из пройденного осело в голове.

В любом из этих вариантов вам придется собрать тест. Однако он будет отличаться сложностью и количеством заданий. И если цель известна, вы не потратите время на лишнюю работу.

Итог шага 1: вы четко знаете, чего хотите достичь, запустив тестирование.

Шаг 2. Изучите целевую аудиторию

Еще один пункт из «школы очевидного», однако, без него никак. Ничего не зная о целевой аудитории (ЦА), вы вряд ли соберете качественный тест.

Изучая целевую аудиторию, обратите внимание на следующие параметры: пол, средний возраст, глубина знаний по теме, уровень владения ПК.

Юрий Пьянков, бизнес-тренер

«Однажды я сделал онлайн-тест по технике безопасности для сотрудников промышленного предприятия. Из 15 человек сдали только трое. Остальные отлично знали материал, но набрали ноль баллов.

Как оказалось, они плохо владели компьютером и не разобрались, на какие кнопки в тесте жать. Если бы я выяснил это заранее, то перед тестом разместил подробную инструкцию».

В зависимости от ЦА может отличаться содержание и подача теста. К примеру, если сотрудникам 25 и чуть выше, в задания уместно добавить музыку, сделать в вопросах отсылки на популярные сериалы или известных актеров.

Фрагмент теста по эмоциональной компетенции компании Tele2. Целевая аудитория — сотрудники 25-30 лет

Однако такой подход вряд ли оценят сотрудники старше 40. Здесь в оформлении больше подойдет сдержанность и строгость.

Итоги шага 2: вы досконально изучили целевую аудиторию: пол, возраст, уровень владения ПК, глубину знаний по теме.

Шаг 3. Соберите материалы для теста

На данном этапе нужно проанализировать все теоретические и практические материалы по теме будущего теста. Это могут быть книги, лекции, презентации, видеоуроки или записи телефонных звонков, если, к примеру, вы должны протестировать сотрудников отдела продаж.

Ксения Серебрякова, специалист по дистанционному обучению компании Tele2

«Основная задача — понять, какими навыками по теме должен обладать сотрудник. Это позволит сделать тест, который максимально точно просканирует аудиторию.

Обязательно проконсультируйтесь с предметными экспертами. Так, например, если вы делаете тест по охране труда, экспертом может выступить юрист или инструктор по технике безопасности — тот, кто владеет темой. В связке с экспертом будет проще придумать задания, которые проверят знания сотрудников со стопроцентной точностью».

Более подробные рекомендации по работе с экспертами вы можете прочитать в отдельной статье «Подключаем к работе над курсом предметных экспертов».

Итоги шага 3: вы проанализировали всю информацию по теме будущего теста и заручились поддержкой надежного союзника — предметного эксперта.

Шаг 4. Выберете редактор тестов

Для создания тестов вам понадобится специальный редактор. На российском рынке существует несколько десятков программ для тестирования. К примеру, в iSpring Suite вы сможете создать тест с 23 типами вопросов, добавить в задания музыку, видео, ссылки, изображения и формулы. В итоге у вас получится текст подобный этому: 

Вы можете ознакомиться с другими сервисами для тестирования сотрудников в этой статье на сайте lmslist.ru

Шаг 5. Определите типы вопросов и методику тестирования персонала

Обычно при составлении тестов используют арсенал из 11 типов оцениваемых вопросов:

  • Верно/Неверно — определите, верно или ложно утверждение в вопросе. Это самый простой вариант задания.
  • Одиночный выбор — выберите только один правильный ответ из нескольких вариантов. Это один из самых эффективных способов проверки знаний. У вопроса есть несколько возможных ответов. Правильный только один, а остальные — «ложные» — призваны отвлечь внимание.
  • Множественный выбор — выберите правильные варианты из списка. Задания такого типа сложнее, чем «Одиночный выбор», т.к. заранее неизвестно, сколько должно быть правильных ответов. Такой тип вопроса побуждает тестируемого рассуждать. На него не получится ответить методом «тыка».
  • Ввод строки — введите правильный ответ в текстовое поле. В таком вопросе нет подсказок. Чтобы ответить правильно, нужно действительно разбираться в теме.
  • Порядок — расположите элементы в верной последовательности. Варианты: восстановить хронологию событий, расставить числа по возрастанию/убыванию.
  • Ввод числа — введите число в поле для ответа. Как и в типе вопроса «Ввод строки», здесь нет никаких подсказок. Угадать правильный ответ невозможно.
  • Вложенные ответы — выберите правильный вариант из выпадающего списка.

    Скопируйте правило из электронного тренинга. Например: «Прочитайте правило по продажам и выберите один верный ответ из каждого выпадающего списка». Поставьте пропуски вместо некоторых слов. Пока тестируемый будет заполнять пробелы, он закрепит правило.
  • Банк слов — поместите слова из банка слов в пропуски в тексте. Тип вопроса, аналогичный «Вложенным ответам».
  • Пропуски — заполните пропуски, встречающиеся в тексте. Усложненная версия «Вложенных ответов» и «Банка слов». Чтобы ответить, тестируемый должен хорошо помнить материал. Тут не угадаешь.
  • Соответствие — соедините пары слов, фраз или изображений. Добавьте несколько лишних вариантов соответствия, чтобы усложнить вопрос.

    Соответствия можно провести между: понятиями и определениями, текстом и изображением, списком авторов и цитатами, датами и событиями, списком понятий и их характеристиками.
  • Активная область — отметьте области на изображении с помощью маркеров. Отличный выбор, если нужно проверить, к примеру, технические навыки тестируемого: насколько уверенно он владеет корпоративным ПО или пользуется интернет-порталом компании.

Качественный тест содержит три вида вопросов: открытые, закрытые, альтернативные. Чтобы он был максимально точным и правдивым, пропорциональное соотношение заданий должно соответствовать правилу 30/40/30.

С таким соотношением вопросов на интуицию и везение нечего рассчитывать. Тестируемый наберет достойный балл, только если реально разбирается в предмете.

Обратите внимание: вопросы, в которые нужно вписать слово или строку, довольно коварны. К примеру, тестируемый может написать слово с ошибкой. В итоге его ответ засчитывается как неправильный.

Из-за ошибки в названии пустыни тест не засчитал ответ, как правильный

Такие вопросы делают тест ненадежным и добавляет нервотрепки тем, кто его проходит.

Итоги шага 5: вы определили типы вопросов, которые используете в тесте.

Шаг 6. Продумайте задания 

Вы знаете цели и задачи теста, целевую аудиторию, собрали весь материал по теме — пора писать вопросы!

Как составить задания правильно? Первое правило — не усложняйте.  Хороший вопрос должен быть понятным и четким. В идеале он должен укладываться в 100 знаков.

ПлохоХорошо
Как называется программа, защищающая вашу систему от вредоносных программ и выполняющая лечение ОС (операционной системы) от активных угроз?Как называется программа, которая защищает ваш компьютер от вирусов?

В задании не должно быть повторов и двойного отрицания (не — не). Иначе тестируемому сложно будет дать правильный ответ.

ПлохоХорошо
Программа Paint не является программой для работы с электронными таблицами?В программе Paint можно работать с электронными таблицами?

Иногда формулировка вопроса наводит на правильный ответ — избегайте невольных подсказок.

ПлохоХорошо
У неприветливого продавца меньше шансов заключить сделку. Так нужно ли здороваться с покупателем, который пришел в магазин?  Нужно ли здороваться с каждым покупателем, который пришел в магазин?

В задании на ввод строки не должно быть двусмысленных формулировок, которые предполагают несколько вариантов ответа:

Стихами, рассказами, дуэлью с Дантесом?

Обязательно покажите вопросы эксперту. Возмождно, некоторые задания он попросит переписать. Однако лучше исправить ошибки сейчас, чем после запуска тестирования. 

Итоги шага 6: вы составили задания для теста.

Шаг 7. Проработайте варианты ответов

Из-за плохо сформулированных ответов люди нередко заваливают тест. При этом они отлично разбираются в теме. Чтобы избежать подобного, следуйте простым правилам:

  • Составляя ответы, используйте короткие и простые предложения без сложных оборотов.
  • Правильные и неправильные ответы должны быть одинаковы по содержанию, структуре и общему количеству слов.
  • Для вопросов типа «Пропуски» не выбирайте ответ, в котором можно допустить грамматическую ошибку.
  • Не используйте варианты ответов по типу «ни один из перечисленных» и «все перечисленные», особенно для типа вопросов «одиночный выбор».

Итоги шага 7: вы составили ответы для теста.

Шаг 8. Защитите тест от списывания

Если сотрудники проходят тест в аудитории, вы сразу определите списывающих. При дистанционной аттестации сделать это почти невозможно. Однако есть несколько способов, которые не позволят сотрудникам решить задания методом «тыка».

Настройте случайную выборку вопросов

Оптимальная длина теста — 25-30 вопросов. Но лучше сделать, что называется, «с запасом» — общий банк заданий должен быть в 3-4 раза больше. К примеру, в тест включаем пул из 75 вопросов, а сотрудники в случайном порядке получают лишь 25-30. В итоге у каждого пользователя тест отличается по содержанию — сложно будет списать у товарища.

Задайте ограничение по времени

Чтобы сотрудники не списывали, выставите также время на прохождение теста. На каждое задание специалисты по дистанционному обучению обычно выделяют по минуте. Если сотрудник полный ноль в теме, то ему никакие шпаргалки не помогут правильно ответить на все вопросы и уложиться в срок.

Сократите количество попыток

Если вы хотите провести максимально точную «диагностику» знаний сотрудников, введите одну попытку на ответ — тогда будет сложно решить задание наугад.

Владимир Раджапов, диджитал-продюсер онлайн-университета Skillbox

«При создании теста часто возникает вопрос — какой проходной балл выставить. Здесь нет универсального рецепта. Все зависит от цели.

Например, перед созданием курса вы тестируете менеджеров на знание продуктов компании. Проходной балл здесь можно поставить на отметке 75-80.

Другое дело, если вы тестируете спасателей по правилам оказания первой помощи. И в реальности цена каждой ошибки — жизнь. Здесь можно поставить и все 100 баллов для прохождения».

Итоги шага 8: вы настроили тест так, что шансы списать у сотрудников минимальны.

Шаг 9. Проведите пилотный запуск теста

Тест готов. Однако назначать его сотрудникам рано. Сперва обратите внимание на:

  1. Техническую работоспособность теста. Даже профессиональный разработчик может упустить такие моменты, как работающая кнопка «Далее» на всех слайдах. Должна работать вся навигация, переходы вперед и назад, анимация;
  2. Графику и интерактивные элементы. К примеру, в тесте есть drag-n-drop вопрос. Он завязан на картинкуе, которая может не отображаться. Сотрудники или пропустят вопрос, или ответят неправильно, и это скажется на итоговом балле. Согласитесь, не очень приятно;
  3. Неточные формулировки, ошибки, опечатки. К небрежно собранному тесту будет соответствующее отношение.

Устройте пилотный запуск теста для фокус-группы. Как правило, в нее включают несколько представителей ЦА. «Пилот» должен быть максимально приближен к реальному тестированию. Он поможет узнать:

  • согласны ли участники с проходным баллом, временем тестирования, количеством заданий;
  • какие вопросы оказались слишком легкими, а на каких завязли даже профи;
  • какие задания не соответствуют цели теста;
  • средний балл по тесту — он может оказаться ниже или выше, чем вы думали. Если тест проходят все, то есть смысл его пересмотреть.

Игорь Гапонов, руководитель учебного центра Honeywell

«Самый простой способ провести пилотный запуск: открыть тест на компьютере и попросить нескольких сотрудников пройти его. 

Некоторые разработчики экономят время на «пилотаже». Я не рекомендую это делать. В нашей компании, как правило, после пилотного запуска от 20 до 30% вопросов попадают в корзину. Мы понимаем, что эти задания ничего не измеряют, а значит сотрудникам не стоит зря тратить на них силы и время».

Итоги шага 9: вы проверили тест на технические ошибки и опечатки, запустили пилотный проект, собрали мнение фокус-группы, переверстали тест при необходимости.

Шаг 10. Запустите тестирование 

Тест одобрила фокус-группа. Теперь его можно отправить сотрудникам на почту или загрузить на сайт компании. Однако проанализировать результаты теста будет сложно. 

Для развития и аттестации персонала большинство компаний используют систему дистанционного обучения (СДО). Сюда можно загрузить все материалы и запустить тестирование. Система автоматически проверит успеваемость каждого сотрудника. 

Не важно, сколько у вас пользователей — 5 или 5 000 — с СДО в реальном времени вы отследите их успехи. Подробная статистика покажет, сколько минут студенты тратят на тестирование, какие ошибки чаще всего допускают, кто набирает проходной балл.

Статистика теста в iSpring Online

СДО — это что-то вроде корпоративного онлайн-университета.  Здесь можно не только тестировать сотрудников, но и обучать. Загрузите в систему книги, видеоуроки и электронные курсы. В любой момент сотрудники под своим логином и паролем смогут открыть и пройти нужный материал.

Виктор Батырев, менеджер по операционному управлению Johnson & Johnson

«При помощи системы дистанционного обучения мы тестируем сотрудников по всей России: Калининграда до Хабаровска. Чтобы «просканировать» регионы, хватает двух дней. С бумажными вопросниками пришлось бы работать в десять раз дольше.

Мы видим уровень подготовки в каждом регионе и можем быстро устранить «болевые точки». Благодаря регулярной аттестации все сотрудники работают по одним корпоративным стандартам и наизусть знают свойства 350 продуктов компании. Усправлять СДО также просто, как страничкой в социальных сетях. С этим справится один человек». Создать пробный аккаунт в СДО бесплатно на 14 дней →  

Тест загружен в СДО или на корпоративный портал. Его одобрила фокус-группа. Теперь вы готовы оценить знания каждого сотрудника, отдельного департамента или всей компании. Пора начинать проверку знаний.

Игорь Гапонов, руководитель учебного центра Honeywell

«За несколько дней до теста я обычно делаю рассылку по почте. В письме указаны дата и время тестирования. Также я описываю причины, по которым тест нужно пройти.

Условно: «Тест поможет оценить ваш уровень подготовки в области продаж. По его итогам станет ясно, кому назначить премию, а кого отправить на дополнительное обучение».

Важно, чтобы сотрудники понимали цель экзамена. Это напрямую влияет на мотивацию».

Финишная прямая — анализ результатов. Если вы используете систему дистанционного обучения, то она автоматически создаст нужные отчеты: покажет количество пользователей, выполнивших задания, средний балл по тесту, определит вопросы, которые оказались самыми сложными.

Истории успеха: как тестируют сотрудников в российских компаниях

Академия PwC

  • автоматизировала промежуточные тестирования между тренингами;
  • в 3 раза быстрее обрабатывает результаты тестов;
  • каждый месяц тестирует 800 человек.

Читать подробнее →

Пермэнергосбыт

  • за 2 месяца запустили онлайн-тестирование сотрудников в 74 филиалах;
  • разработали 40 тестов для инженеров и техников;
  • автоматизировали внутреннюю аттестацию.

Читать подробнее →

Сентрас Иншуранс

  • за 3 месяца запустили дистанционное обучение страховщиков по всему Казахстану;
  • тестируют 50 человек каждый месяц;
  • создали единый стандарт обучения для всех филиалов.

Читать подробнее →

AG Experts

  • в 4 раза быстрее стали проводить аттестацию сотрудников в 36 городах;
  • отказались от заполнения бумажных отчетов по обучению и аттестации;
  • в 3 раза повысили квалификацию мастеров-установщиков.

Читать подробнее →

Запомнить

  1. Перед тем как написать вопросы, сформулируйте задачи и цели теста.
  2. Изучите целевую аудиторию: средний возраст, глубину знаний по теме, уровень владения ПК.
  3. Если вы не разбираетесь в теме теста, обратитесь за помощью к предметным экспертам.
  4. Оптимальный размер теста — 25-30 вопросов.
  5. В тесте должна быть обратная связь по каждому заданию.
  6. Перед запуском обкатайте тест на фокус-группе.

www.ispring.ru

Тестирование персонала — все о методах оценки сотрудников

Тестирование персонала позволяет избежать субъективной оценки при отборе кандидатов на должность или при проверке компетенции сотрудников. Большое распространение методика получила при найме работников, когда среди претендентов необходимо выбрать самого подходящего. В чем достоинства тестирования и какие тесты самые эффективные?

Роль тестирования в комплексной оценке сотрудников

Вопрос, как выбрать самого лучшего кандидата, главный при наборе сотрудников. Ведь люди — движущий ресурс предприятия.

Ошибка на этапе рекрутирования ведет к конфликтам в организации, сбою бизнес процессов, повышению количества брака, несчастным случаям на производстве. Над созданием тестов работают специалисты из разных областей.

Однако даже лучшие методики, не гарантируют положительный результат. Тестирование, как и любой другой метод оценки персонала, имеет достоинства и недостатки. Поэтому является только частью процесса отбора. Проверка работника при помощи тестов проводится в комплексе с другими методами — собеседованием, деловыми кейсами и др. Окончательный результат определяется путем сравнения итогов, полученных с помощью всех технологий.

Плюсы и минусы тестирования персонала

Использование тестов широко применяется рекрутерами. Технология позволяет проверить множество людей за короткое время. Однако не всегда результаты тестирования объективны. К достоинствам тестовой оценки людей относятся:

  • независимость результатов от субъективного суждения;
  • единый подход к результатам испытания;
  • проверка информации, полученной в процессе сбора сведений, при личном собеседовании и анкетировании;
  • допустимость одновременной проверки нескольких испытуемых;
  • дистанционное тестирование позволяет пройти оценку претендентам, проживающим в других регионах, странах, и даже континентах.

Главный минус тестирования — спорность итогов проверки. Стресс, волнение могут отрицательно сказаться на результатах. В то же время некомпетентный сотрудник способен собраться на короткое время и ответить на все вопросы правильно, либо подсмотреть ответы в интернете и других ресурсах. Оценивать результаты тестов должен специалист. Это может повлечь дополнительные материальные затраты для работодателя.

Предварительная подготовка к тестированию персонала

До начала тестовой проверки необходимо провести подготовительную работу. Этапы подготовки:

  • определить задачи оценки;
  • выявить перечень лиц, подлежащих проверке;
  • решить, кто будет проводить тестирование персонала;
  • уточнить роль тестирования в системе оценки сотрудников;
  • выбрать тесты для проверки;
  • установить правила тестирования и оценки результатов.

Часто для достижения заданных результатов используют батарею тестов, так как одно испытание не способно выявить все необходимые характеристики. Правильно интерпретировать результаты могут только профессионалы — опытные психологи, кадровые сотрудники, прошедшие подготовку. Знаний штатных кадровиков зачастую недостаточно для проведения комплексной оценки, и работодатели привлекают профессионалов и агентства, специализирующиеся на управлении персоналом.

Отбор тестов для оценки персонала

Эффективность тестирования зависит от специфики вакансии. Так, при отборе бухгалтеров рекомендуется проверять профессиональные знания и опыт, для продавцов и работников сферы обслуживания важны коммуникативные навыки и лояльность к клиентам. При выборе топ-менеджмента организации на первое место выходят лидерские качества — способность  принимать решения, убеждать и вести за собой.

HR-специалист до начала тестирования должен составить описание вакансии и выявить ключевые компетенции лучшего сотрудника. Подбираются испытания, выявляющие требуемые навыки.

Список правильно подготовленных требований к претендентам на должность определяет эффективность тестовой оценки для найма персонала. При проверке работающих сотрудников готовится кадровый резерв компании, оценивается квалификация работников и выявляется потребность обучения персонала.

Виды тестов

Тестирование сотрудников используют для проверки профессиональных знаний, уровня интеллекта, а также для психологических характеристик человека. Классификация тестов достаточно условна. Выделяют:

  • тесты-испытания;
  • тесты-опросы;
  • проэктивные технологии.

Испытания проводятся для выявления квалификационных навыков сотрудников. Они могут включаться в обязательную аттестацию персонала, а также в проверку кандидатов на вакансии. Проверка знаний нормативной документации для юристов и бухгалтеров, выполнение задач по программированию для IT-специалистов — примеры тестов-испытаний.

Опросы помогают определить свойства личности, интеллектуальные способности, склонность к выполнению определенных работ.

Проективные тесты не предполагают правильных ответов. Оценивается реакция человека на различные ситуации. По результатам эксперт делает вывод о психологических особенностях личности. Проективные технологии эффективны для выявления творческих способностей.

Популярные методики при проведении тестирования

Большинство используемых тестов пришли в Россию из-за рубежа. Важное значение имеет адаптация испытаний к российскому менталитету.

Тест Роршаха

Знаменитая диагностика личности через интерпретацию чернильных пятен. Позволяет выявить психические отклонения, раскрыть желания и страхи индивида. Ряд экспертов подвергают сомнению результаты и относят тест к псевдонаучным техникам.

Цветовой тест Люшера

Основан на неосознанном выборе цветов испытуемым. Позволяет определить настроение, состояние человека, а также направленность на определенную деятельность. Значения цветов определялись в ходе многочисленных исследований. В оригинальном варианте используется 73 цвета. В российской адаптации только 8 цветов.

Тесты на уровень интеллекта

Интеллектуальные тесты Айзенка, Бине-Симона, Векслера позволяют измерить общий уровень знаний и хорошо коррелируют с успехами в учебе. Недостатком такого измерения является направленность на решение задач с однозначным ответом. Однако многие вопросы предполагают несколько решений. Поэтому высокий уровень интеллекта не гарантирует успех в работе.

Многофакторный анализ исследования личности

Адаптированный вариант американского метода MMPI. Ответы испытуемого сравниваются со среднестатистическими показателями значимости выбранного варианта.

Оценка эффективности тестов

Для того чтобы тестирование персонала было объективным применяются такие показатели, как валидность и надежность.

Валидность — критерий указывающий на достоверность теста. С его помощью определяют насколько эффективно задание для оценки той или иной характеристики человека. Самые лучшие исследования не превышаю 80%  валидности. Валидность тестов меняется для разных групп испытуемых. Поэтому тестовая проверка может быть высоковалидной для одной категории граждан, и невалидной для другой.

Надежность теста проверяется при проведении проверок через промежутки времени. Если ответы испытуемых из одной и той же группы идентичны, результативность тестирования высока. Другой способ проверки — сравнение результатов полученных разными методами, например, при интервью и тестировании.

Итог

Результативность тестовой оценки персонала зависит от правильности проведения каждого этапа испытаний. Из всего многообразия тестов нужно выбрать подходящие решения конкретных задач.

Компания «Авантаж» обладает необходимой квалификацией для тестирования сотрудников. У нас за плечами десятилетие успешной работы в сфере подбора персонала и оценки качеств кандидатов. В базе данных организации тысячи людей, прошедших профессиональную проверку и готовых к работе в Санкт-Петербурге и области.

avantaj-spb.ru

Назначайте тесты и оценивайте знания сотрудников

Теперь вы можете оценить знания каждого сотрудника, отдельного департамента или всей компании. Не уверены в компетентности продавцов? Маркетологи не умеют считать? Назначьте им индивидуальные тесты и получите готовую оценку их знаний.

Наверняка вы уже попробовали наш новый сервис тестирования и составили собственную карту компетенций. Теперь вы можете назначить прохождение теста любому сотруднику в несколько кликов из онлайн-кабинета компании.

Для чего компании тестируют сотрудников?

При найме. Проверьте знания кандидатов еще до собеседования и отсейте несоответствующих. Обладает ли кандидат нужными навыками? Хватит ли его уровня английского? Результаты тестирования расскажут больше, чем красивые строчки в резюме.

Для оценки новичков – чтобы составить план развития для новых сотрудников или коллег, претендующих на повышение. Если у человека низкий балл в базовом тесте по менеджменту – скорее всего, ему еще рановато руководить отделом.

Общий срез знаний в компании. Как быстро и объективно оценить знания Excel, английского и финансов у 50 сотрудников? Назначьте 30-минутный тест и получите результаты, основанные на фактах, а не эмоциях и личном отношении.

Как провести тестирование?

1. Выберите отдельных сотрудников, установите время прохождения теста – одно для всех или каждому индивидуально. За 30 минут проверьте базовые знания по менеджменту, продажам, маркетингу и другим бизнес-тематикам или проведите углубленный тест. Узнайте, насколько ваши сотрудники владеют необходимыми компетенциями: кто отлично применяет математические навыки в бизнесе, а кто – прирожденный командный игрок?

2. Мы автоматически уведомим выбранных сотрудников о назначенных тестах – им придет письмо с темами и условиями тестирования. По результатам каждый сотрудник получит индивидуальную карту компетенций и программу развития – набор курсов, рекомендуемых ему, чтобы заполнить пробелы в знаниях.

3. Отслеживайте статистику тестирований прямо из онлайн-кабинета компании. Кто прошел все тесты на отлично? Кому нужно напоминать дважды? Какой средний балл по команде и кто портит статистику? Результаты тестирования помогают всесторонне оценивать сотрудников и принимать управленческие решения. Попробуйте!

Назначить тестирование

www.eduson.tv

Тесты с ответами при приеме на работу

Найти хороших специалистов, которые бы занимали определенную должность на предприятии, не легко. Для успешного продвижения работы компании, стараются принять на работу именно профессионала. Но не всегда бывает достаточно первого собеседования, чтобы специалист по кадрам понял, что нужный человек найден.

Компании, вышедшие на определенный уровень развития, позволяют себе нанять специалиста, который занимается подбором персонала. Но, если компания только развивается, заниматься поиском кандидатов необходимо самостоятельно. Вложенные усилия и время для поиска специалиста должны оправдать себя.

Цель тестирования соискателей должности: узнать о человеке, который пришел на собеседование, как можно больше информации. Он должен обладать навыками, которые помогут развитию компании, должен уметь общаться с клиентами и быть достаточно инициативным, чтобы поразить начальство своей находчивостью. Особо ценится умение сдерживать эмоции во время рабочего процесса, когда сталкивается с трудностями — провокации со стороны коллег, поджимают сроки сдачи проекта, негатив со стороны клиентов.

Тестирование — это не новый метод более близкого знакомства с потенциальным сотрудником. Этим методом пользовались еще в древности, когда учителя составляли своим ученикам задачи, для решения которых требовалась смекалка и находчивость.

Как проводится тестирование?

Обе стороны процесса заходят в кабинет и садятся друг напротив друга.

Порядок действий таков:

  • раздаются тесты и бланки для ответов;
  • разъясняется цель проведения тестирования;
  • инструкция проведения читается вслух или раздается каждому присутствующему в письменном виде для ознакомления;
  • количество заданий (вопросов) в каждом тесте — не менее 20;
  • в среднем на выполнение одного задания выделяется 1 минута, после чего необходимо перейти к следующему;
  • когда кто-то из кандидатов не понимает как выполнить задание, проводящий тестирование должен предоставить пример вопроса и ответа;
  • при наличии вопросов у кандидатов, необходимо давать ответы, чтобы расположить их к себе и помочь им дать достоверные ответы;
  • специалист по кадрам принимает ответы от соискателей и анализирует их.

Соискателям должности можно объяснить ответы или нет.

Виды

Разделить тесты при трудоустройстве можно на несколько видов:

Торговые организации обязательно проведут такой тест, как “Продайте мне ручку”. Умение убедить собеседника купить у вас что-то оценивается высоко.

Ниже следует подробное описание видов тестирования при устройстве на работу. Работодатель вправе выбрать тот, который поможет проверить соискателя на наличие способностей, требуемых для работы именно в его компании.

Профессиональные тесты

Цель: соискатели, которые знают теорию, имеют опыт, которые дали больше всего нужных ответов, имеют больше шансов быть принятыми в штат.

Способ проведения: составляется несколько вопросов, на которые даются ответы — да, нет или более развернутый ответ. Обязательно дается интерпретация ответов, по которым можно увидеть ответ. Заранее специалист продумывает сколько положительных ответов ему надо, дабы соискатель был замечен и взят на работу.

Аудитория: профессиональные тесты проводятся для всех должностей, по желанию работодателя. Для каждой профессии актуальными будут тесты, помогающие определить их умения и навыки:

  • бухгалтера проверят на знание бухгалтерского учета;
  • специалист налоговой службы — тесты, связанные с умением общения с людьми, деньгами и др.;
  • для юристов и экономистов важно знать основы юриспруденции, приветствуется знание иностранных языков и владение компьютерными программами;
  • секретарь должен знать основы делопроизводства, быть грамотным, быстро печатать, замечать детали, уметь быстро найти нужную информацию;
  • при необходимости, соискатели проверяются на знание и умение пользоваться экселем.

Личностные

Психологические тесты (их также называют личностные) — вид тестирования при приеме на работу, который не вызывает одобрения у тестируемых. Можно понять каков человек, если просто с ним поговорить. Но работодатели не хотят так рисковать, потому что первое впечатление может быть обманчивым. Проведение такого теста помогает получить объективное и полное представление о том, каков соискатель есть на самом деле, и подходит ли он на требуемую должность.

Психологические тесты помогают определить тип темперамента у соискателя должности. Спокойные и уравновешенные флегматики могут часами заниматься однотипной работой. А вот мобильным холерикам, к тому же очень настойчивым, нужна активность и постоянные вызовы и сложности, с которыми он покажет, что умеет справляться.

Цель: по полученным результатам выявить — способность к обучению, умение работать в коллективе, отношение к людям, умение быстро принимать ответственные решения и другое.

Часть работодателей не проводит психологические тесты при приеме на работу по причине нежелания тратить дополнительное время. Но, подобное тестирование поможет избежать конфликтов в будущем в коллективе.

Психологические тесты при приеме на работу помогут работодателю иметь под рукой результаты тестов постоянно, чтобы понимать, как можно мотивировать того или иного сотрудника, или мобилизовать его на выполнение определенной работы.

Возникла проблема? Позвоните юристу:

+7 (499) 703-46-28 — Москва, Московская область
+7 (812) 309-76-23 — Санкт-Петербург, Ленинградская область

Звонок бесплатный!

Интеллектуальные

Аудитория: проведение интеллектуальных тестов актуально для сотрудников, работа которых требует высоких умственных затрат. Работодатель должен знать, высоки ли умственные способности сотрудников. Уровень IQ объективно оценить помогают именно тесты.

Использовать можно задания из книги психолога Г. Айзенка, либо использовать тест Амтхауэра. Результаты тестов помогают определить, к какой профессии наиболее склонен соискатель, является он представителем математического склада ума или же он гуманитарий и другое.

Математические

Люди с математическим складом ума редко ищут самостоятельно работу, потому что такие кандидаты нужны везде. Но, желая принять на работу бухгалтера или экономиста, работодатель должен знать, сумеет ли тот выполнять сложные математические действия, дабы не способствовать нормальному развитию компании и не формированию ее простоев.

Как проверить математические способности сотрудника? Ответственное лицо за проведение тестирования должен подготовить ряд вопросов и заданий (около 25). Они должны состоять из следующего:

  • нахождение пропорций и дробей;
  • умение посчитать разницу;
  • расшифровка диаграмм;
  • сложение цифр;
  • работа с фигурами и рисунками.

Результаты теста помогут понять, справится ли соискатель должности со сложными математическими задачами, ожидающими его на новой должности.

Логические

Цель проведения: выявление степени сообразительности кандидата, раскрытие метода поведения в незнакомой и стрессовой ситуации. Эти данные важны для многих профессий.

Тестируемому часто предлагается решение абсурдных задач, или же ему задаются абсурдные вопросы. Его задача — не вестись на провокационную информацию, сосредоточиться, выстроить логическую цепочку и только тогда дать ответ. Работодатель сможет выяснить, умеет ли соискатель должности нестандартно мыслить, логически рассуждать и другое.

Вербальные

Аудитория: пройти этот вид тестирования предлагается соискателям должности преподавателя, переводчика, секретаря и др.

Цель: определить, умеет ли тестируемый работать с текстами, разбивать его на информационные блоки, может ли дать правильную оценку информации, правильные ли делает выводы и др.

Требования кандидату для получения должности — знание родного языка, умение логично и грамотно говорить, наличие большого словарного запаса.

Для выполнения вербальных тестов дается больше времени. Ответом зачастую бывает выбор слова, набора слов из предложенных или же придумывание собственного ответа.

При проведении вербального тестирования, соискателю могут дать информационный текст, а его задачей будет выяснение истинности или ложности высказывания, а также объяснение своего ответа. Проводящий тестирование таким образом сможет выявить умение соискателя доказывать свою точку зрения, пояснять что-либо, убеждать и др. Лаконичная речь будет только приветствоваться.

Способность к обучению

Соискатели должности могут указать в анкете, что они способны и готовы к обучению. Но, кандидаты, имеющий большой опыт в определенной сфере, не всегда готовы обучаться новым методам выполнения их работы, осваивать новые программы, учить новый язык и т.д. Работодатель изначально должен выявить у кандидата желание обучаться новому, воспринимать новую информацию и др., предложив ему короткий тест.

Тесты по механике

Аудитория: узкий круг специалистов — физические и инженерные профессии.

Цель: проверить у соискателей должности следующее:

  • пространственное мышление;
  • наличие знания и опыта в необходимой сфере;
  • работа с чертежами;
  • работа со сложными конструкциями, механическими устройствами и др.

Ответить на вопросы такого теста могут только люди, которые понимают механику.

Тест на Полиграфе

Крупные компании при приеме на работу сотрудников используют тестирование на Полиграфе. По закону и по ТК РФ, не запрещено тестировать людей на детекторе лжи. Однако, соискатель должности может отказаться от этого, если он считает это унижением человеческого достоинства.

Тестирование на Полиграфе при приеме на работу состоит из трех видов вопросов: настраивающие, коррекционные и фактические. Физиологические параметры человека будут одинаковыми, если он дает честные ответы на последние 2 вида вопросов. Аппарат фиксирует это.

Что еще поможет выявить полиграф:

  • тяга к наркотикам и алкоголю;
  • лояльное отношение к воровству;
  • отношение к играм в казино;
  • наличие судимости у кандидата или у близких родственников;
  • нанесет ли человек вред компании и др.

Считается, что Полиграф дает безошибочно точную информацию о кандидате. Но, будет ли тот принят на работу или нет, решать работодателю.

Продайте мне ручку

Такой вид тестирования используется в сфере продаж, в частности, при приеме на работу менеджера по продажам. Кандидат сразу попадает в стрессовую ситуацию, когда работодатель просит его продать ему ручку. Ситуация схожа с реальной, так как обе стороны не близки и слабо знакомы друг с другом.

То, как соискатель будет продавать ручку, карандаш, тетрадь или другой предмет, покажет проводящему тест его умения и методы, используемые для убеждения потенциального клиента.

Суть метода в том, что предмет нельзя обменять или подарить. Выделяется 5 минут на то, чтобы его продать. Техника результативная, и помогает дать объективную оценку навыкам продажи соискателя должности.

Ответственных сотрудников, обладающих навыками для выполнения разного рода задач, не легко найти. Поэтому работодатели, помимо резюме, прибегают к методу тестирования кандидатов. Полученная информация помогает сделать выводы — принять соискателя должности или отказать ему.

 

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

pfgfx.ru

Пять тестов, по которым не стоит отбирать кандидатов

На вакантное место хочется найти лучших из лучших. Поэтому во многих компаниях при приеме на работу потенциальные сотрудники проходят тестирование, результаты которого должны помочь составить правдивый профессиональный портрет кандидата.

Но одно дело — проверка профессиональных качеств соискателя, и совсем другое — психологические тесты, которые выявляют личностные черты. Часто именно психологические тесты являются обязательной составляющей процесса отбора, и на основании результатов кандидат даже может получить отказ. Но насколько это разумно и этично — выбирать сотрудников, основываясь на результатах стандартных психологических тестов?

Для чего же на самом деле нужны психологические тесты? Их используют в научных исследованиях, если необходимо охватить много людей (сотни и даже тысячи) и получить некую обобщенную картину, определенный срез. Их также используют для психологической диагностики, чтобы, к примеру, на основании результатов оказать более эффективную помощь человеку.

Так сложилось, что психодиагностические методики сегодня широко доступны: сайты с целыми библиотеками тестов и ключей к ним легко найти в поиске. Казалось бы, почему бы не взять тест из интернета для проверки кандидатов?

Они рассказывают о личных особенностях кандидата. Рекрутер может провести параллели с компетенциями, необходимыми на этой должности, и корпоративной культурой. Но предсказывать эффективность работы сотрудника на основании психологического теста — плохая идея.

Если тест считается актуальным, создатели регулярно обновляют его и предлагают купить новую версию. В широком доступе обычно оказываются устаревшие методики, которые признаны научным сообществом невалидными или ненадежными, или варианты тестов, у которых давно появилась новая версия, с меньшим количеством ошибок и недостатков (включая ошибки переводчиков). Кроме того, если вы нашли этот тест в интернете, то для кандидата это тоже не будет проблемой.

В большинстве случаев профессионально использовать данные методики могут только специалисты, имеющие соответствующую подготовку: высшее психологическое образование, углубленное знание психодиагностики и соблюдение социально-этических требований при работе с испытуемыми.

На этике важно заострить внимание, так как несоблюдение этических норм может нанести ущерб репутации компании, если по каким-то причинам важно проводить именно психологическое тестирование соискателей. Профессиональный психодиагност соблюдает принцип открытости результатов для испытуемых. Это значит, что он сообщает, как и зачем проводится тестирование; испытуемый также имеет право узнать свои результаты и то, как они будут использоваться для решения по устройству на работу.

Профессиональный психодиагност соблюдает принцип ненанесения ущерба: результаты тестирования не должны быть использованы во вред человеку. Существуют принципы объективности выводов тестирования (которые должны быть научно обоснованными) и эффективности предлагаемых результатов, то есть результаты теста должны быть полезны для кандидата и не должны приводить к нежелательным последствиям.

Разберем подробнее, какие тесты все еще используют на собеседованиях и почему стоит навсегда про них забыть.

Ганс Айзенк разработал этот тест, чтобы измерять уровень интеллекта людей от 18 до 60 лет с образованием не ниже среднего. В тестах используется графический, цифровой и словесный материал. Существует несколько вариаций данного теста, обычно он содержит 40 вопросов, и на прохождение теста дается полчаса.

При этом само понятие IQ — коэффициента интеллекта — уже почти не используется в науке, так как нет единого мнения о том, что такое ум и интеллект. В гуляющих по интернету и печатных версиях много ошибок, а сами результаты такого теста не способны предсказать, насколько будет успешным кандидат внутри компании. Современный способ оценить ум человека — тесты, направленные на оценку конкретных интеллектуальных способностей: числовых, вербальных и других.

Этот тест также называют 16-факторным личностным опросником. Тест призван составить портрет личности испытуемого по 16 факторам (открытый/замкнутый, независимый/податливый, смелый/застенчивый и другие). Проходить опросник довольно утомительно: разные версии содержат до 189 вопросов! Даже самый замотивированный кандидат может в какой-то момент начать отвечать как попало, лишь бы закончить.

При этом хоть опросник и может использоваться для оценки выраженности тех или иных черт характера, но его актуальной русской версии сейчас не существует. Но есть современные и профессиональные аналоги, которые используют при отборе сотрудников.

Некоторые работодатели на собеседовании выясняют, к какому соционическому типу относятся кандидаты. Тест короткий и простой, но следует отметить, что соционика как концепция типов личности не имеет общепризнанного научного статуса. Скептически к соционике относится не только научное сообщество: у соискателей также может возникнуть к компании много вопросов в связи с опросником, а в среде профессионалов увлечение соционикой — давний повод для шуток. Поэтому, указывая в требованиях к резюме, что разыскиваются исключительно гегели или наполеоны, можно ненароком превратиться в интернет-мем.

Эта методика является одной из самых известных среди рисуночных тестов, но для ее интерпретации требуется очень хорошая психологическая подготовка. Этот проективный тест подходит для работы в психотерапии и психокоррекции, а не для отбора кандидатов на работу. Рисунок может поднять глубоко личный материал испытуемого — для собеседования это чересчур. К тому же в работе с проективными методиками объективность результатов всегда остается под большим вопросом.

Разработанный в конце 1930-х годов миннесотский многоаспектный личностный опросник до сих пор применяется в исследованиях психологических особенностей личности. В основном его используют в клинической практике, чтобы выявлять психические отклонения у пациентов, к тому же одного теста для решения такой задачи недостаточно, так как результаты нельзя интерпретировать однозначно.

Предлагая опросник соискателям, можно столкнуться с негативом: кандидат вряд ли обрадуется тому, что его психическое здоровье подвергается сомнению. Если важно проверить адекватность кандидата, используйте интервью, а также смотрите на то, как кандидат выполняет тестовые задания, все ли делает в срок, как общается с потенциальным руководителем. Предсказать, как человек будет вести себя в различных ситуациях, не поможет ни одна методика, а при сильном стрессе срываются и абсолютно нормальные люди.

Как быть, если вы хотите профессионально проверять кандидатов на входе в компанию?

Ни один метод оценки не может на 100% предсказать, насколько успешен будет человек в работе. Тест не должен решать за работодателя, «годен» или «не годен» кандидат. Есть много более доступных способов сделать выбор: провести структурированное интервью, дать тестовое задание или даже разработать собственный тест на знание профессиональной области.

У каждой компании свой профиль успешного сотрудника. Вспомните истории о том, как иногда проваливаются успешные топ-менеджеры при переходе из одной компании в другую: в новой среде его компетенции и навыки могут оказаться ненужными и даже вредными. Понимание, кто ведет вперед именно вашу компанию, поможет при оценке кандидатов.

Это дает надежду на правильную интерпретацию и правильное использование теста.

При подборе кандидатов на массовые позиции обычно не требуется сложных методик для оценки кандидатов. Достаточно определить критерии отбора и подготовить сценарий проведения предварительного интервью. Рутинные операции по подбору можно поручить современным технологиям, а проведение предварительных интервью по подготовленному сценарию — переложить на чат-бота. Все эти задачи может решить Виртуальный рекрутер.

hh.ru

Психологические тесты на службе у Отдела персонала

Я тебя вижу! (Несколько слов о психологическом тестировании.)

Что для бухгалтера внимательность,

то для «продажника» — умение болтать

(Бодо Шеффер)

Превалирование одних черт над другими могут определить психологические тесты. Науку, которая этим занимается, называют психодиагностика. С каждым годом она становится все более и более популярным инструментом у отдела персонала. Эти методики позволяют быстро и с большой степенью достоверности оценить уровень развития тех или иных черт личности, ее психологических свойств.

Для большинства работодателей для оценки профессиональной пригодности кандидата достаточно его резюме и рекомендаций с предыдущего места работы, но иногда в отдел персонала поступает запрос на психологическое тестирование, экспертную оценку профессиональной пригодности кандидата.

Разработка методов профессиональной диагностики началась только в XX в., и уже к 60-м гг. это направление достигло периода своего расцвета. Именно к этому периоду относятся финальные варианты наиболее простых в работе и, как следствие, популярных у  менеджеров по персоналу психологических тестов.

Традиционно в компаниях используется два типа психодиагностических инструментов — личностные опросники (16–ти факторный тест Кетелла и более сложный MMPI) и интеллектуальные тесты (КОТ, тесты Амтхауера, Равена, Векслера). При этом ситуация постепенно сдвигается в сторону отказа от многоуровневых тестов Кетелла и MMPI в сторону более простых для соискателя в прохождении и для менеджера по персоналу — в обработке.

Отдельно стоит добавить, что решением Международной Ассоциацией Психотерапевтов в 1996 было установлено, что проведение многоуровнего тестирования личности возможно только профессионально подготовленными специалистами (психиатрами и психологами, получившими  специальную лицензию).

В совокупности два этих фактора привели к тому, что процент менеджеров по персоналу, использующих тест Кетелла и MMPI, неуклонно снижается.

Вторым блоком психологических тестов стоят методики исследования уровня интеллекта или «тесты на IQ». Еще десять лет назад он были более чем популярны, но когда в начале 90-х годов прошлого века британскими психологами было официально доказано, что математические способности не имеют прямой связи с уровнем интеллекта, стало понятно, что все созданные «тесты на IQ» максимум что показывают – это уровень математических способностей.

Попытки разработать «тест на интеллект для математиков» и «тест на интеллект для гуманитариев» пока тоже не приносят существенных результатов. Поэтому большинство компаний отказывается от тестирования соискателей на уровень умственных способностей, предпочитая судить об интеллекте по наличию высшего образования, уровню законченного вуза и адекватности ответов во время собеседования.

Можно говорить, что сложилась ситуация, в которой существующий пул инструментов перестал соответствовать современным требованиям по всем ключевым параметрам:

юридическому — абсолютное большинство тестов и опросников были и остаются попросту ворованными;

этическому — низкое качество переводов и грубые ошибки при интерпретировании результатов ставят вопрос о целесообразности использования подобных методик для оценки персонала;

содержательному — несоответствие тестов по отношению к тестируемым компетенциям.

 

И получив к концу 80-х годов явный «провал» в вопросе психологического тестирования, перед отделом персонала встал главный вопрос: а зачем тогда возвращаться к не оправдавшим себя методикам, когда нужно мерить не шизоидность черт соискателя (как в случае с MMPI), и не скорость решения математических примеров (как у тестов «на  IQ»), а профессиональные качества, которые важны соискателю не как человеку, а как работнику организации: мотивированность к конкретной работе, умение решать конфликты, стремление занять лидерскую позицию и т.д?

В итоге большинство специалистов отвернулось от психодиагностики, предпочтя ей более понятные (провокационное интервью) или дорогие (ассесмент-центр) виды оценки.

И приходится констатировать, что текущее состояние практической психодиагностики на предприятиях у нас в стране оставляет желать лучшего, и в целом не соответствует запросам компетентностного подхода в менеджменте.

 

Ведь, по большому счету, существует две цели оценки при подборе персонала – оценить, подходит ли рассматриваемый кандидат на данную позицию, а также, спрогнозировать, насколько эффективно он сможет в дальнейшем работать в компании. И здесь рекрутера могут интересовать не столько личностные качества кандидата, сколько его психологический портрет как работника.

Поэтому в середине 90-х годов отделы персонала снова вернулись к вопросу тестирования, но выбор методик кардинально поменялся: теперь в пуле инструментов менеджера по персоналу лежат около десятка простых для кандидата и понятных для расшифровки рекрутером тестов, которые отвечают на конкретные вопросы и не занимают много времени у обоих.

 

Их знали только в лицо.

Весь пул тестов, которые нашли своем применение в компании можно разделить на несколько категорий вне зависимости от формы их проведения.

В первую группу мы относим те методики, которые были созданы специально для диагностики профессиональной пригодности, а также уровня развития тех или иных навыков (тесты для оценки скорости печати при отборе секретарей-машинистов, тесты на знание бухгалтерской программы GAAP, тесты на знание иностранного языка и т.д.).

Во вторую группу можно отнести те методики, которые были разработаны для психологической диагностики специалистами психологами/психиатрами, но тем не менее применяются при отборе персонала. Среди последних – общедиагностические методики, проективные методики, диалогические техники и др.

Проблема в применении методик рассматриваемой группы – их относительная общеизвестность, в частности, некоторых общедиагностических. При частом применении разными рекрутерами одних и тех же тестов при отборе персонала у кандидатов может выработаться т.н. «устойчивый» тип поведения (ответов) при проведении исследований. Огромное количество рекомендаций «как обойти тот или иной тест» способствует росту недостоверной информации, получаемой при таких измерениях. В русскоязычной сети Интернет можно найти рекомендации по «правильному» прохождению теста Люшера. Поэтому сейчас более популярными становятся тесты, менее распространенные среди кандидатов при оформлении методики, кроме того грамотный менеджер по персоналу стирает ее название и автора. Также нужно учитывать и тот факт, что такие известные тесты как «пятна Роршаха», «тест Люшера», «многофакторный опросник Кеттелла», «диагностика по Русалову» и т.п. дают объемную картинку психологического портрета кандидата/сотрудника, но мало способствуют ответам на такие простые вопросы как «какой будет руководитель», «как кандидат справляется со стрессом», «при передачи в руки нового проекта сотрудника лучше мотивировать зарплатой или повышением по должности» и т.д.

 

Чтобы создать общую картинку, мы упомянем также проективные методики тестирования, когда по рисунку кандидата (обычно просят нарисовать дом, дерево и человека), составляют профиль психологического состояния тестируемого на данный момент и получают данные о семье и самооценке. Использование проективных методик требует от менеджера по персоналу обязательного высшего психологического образования, поскольку во время интерпретации необходимо четко отделять личность психолога от личности тестируемого и иметь специальные навыки прочтения.

 

Последним блоком стоят диалогические техники, в частности, диагностические игры, которые становятся все более популярными в асессмент-центрах. Следует отметить, что данный вид оценки специалистов при приеме на работу в нашей стране является скорее редким и неизменно дорогим, поэтому применяется только к топ-менеджерам. Это методика предполагает создание контекста (бизнес-задачи), которую необходимо выполнять совместно. В ходе работы оцениваются как профессиональные навыки, так и личностные характеристики кандидатов – умение работать в команде, степень конфликтности, творческое мышление. Обычно игры проводятся в формате «аквариума»: за кругом находятся оценивающие наблюдатели, в кругу же работают сами кандидаты.

 

 

Что получится?

Простейшие методики тестирования при всей их кажущейся простоте могут открыть менеджеру по персоналу факторы биографии/черты личности соискателя, которые никаким образом не смогут найти свое отражение в резюме:

— нарушение семейных отношений у кандидата; нарушение морально-нравственных ориентиров (например, кандидат допускает возможность воровства на рабочем месте).

— метода решения конфликтных ситуаций (стремление к сотрудничеству или к жесткой доминанте в коллективе)

— мотивы соискания работы — сверхценная настроенность на выполнение значимой социальной миссии, возможность реализации властных полномочий и т.п.

— такие черты личности как тревожность (постоянное переспрашивание менеджера по персоналу), «синдром отличника» (поиск правильного ответа), гиперответственность, а также и аккуратность, собранность, умение справляться со стрессовой ситуацией, интеллект и  т. д.

Все эти результаты можно получить благодаря 3-4 методикам, таким образом, суммарное затраченное время составит не более 4 часов, включая время на собеседование с кандидатом (1 час), заполнение психологических тестов (1 час), расшифровку материала и подготовку сформулированной диагностики (2 часа). Выбор нескольких методик не случаен: экспертная оценка кандидата обычно состоит из нескольких тестов, которые по многим параметрам перекрещиваются, что позволяет исключить возможность подтасовки кандидатом данных. Подобное «скрещивание» хотя и удлиняет процесс тестирования, и обработки, но зато позволяет исключить намеренное вранье и повышает достоверность результатов (которые на языке психодиагностики называется «валидностью исследования»).

Фактически, психологическое тестирование — это дорогая, индивидуальная работа, поэтому серьезное психологическое тестирование применяется, как правило, к специалистам начиная от руководителей среднего звена и выше. А менеджерам «средней руки», дается один из простых тестов, в большинстве случаев это «Методы решения конфликтных ситуаций» К. Томаса.

 

 

Тесты — в массы!

Когда перед менеджером по персоналу ставится задача провести массовое тестирование сотрудников компании, он встречаемся с обязательными правилами.

1. Масштабность — данной процедуре исследования не стоит подвергать всех сотрудников, что называется «по списку». Тестирование — это работа со смыслом: менеджер по персоналу собирает данные только у тех людей, в профессиональной деятельности которых заложена значимая для компании мера ответственности, то есть проверяет тех, кто может нанести значительный ущерб своим непрофессионализмом и ошибками. Особенно это важно для финансового сектора, где ошибки собственного персонала весьма значимы.

Второй аспект — соответствие исследования своей цели. Нет смысла тратить рабочее время сотрудников, если полученные данные будут просто «подшиты к делу».

2. Выработка внутренних норм — стоит обязательно провести аттестацию уже действующего персонала по предлагаемой модели для выработки понимания текущей ситуации. Существуют три основные группы сотрудников — рекомендован, условно рекомендован и не рекомендован — они различаются по количеству и степени выраженности неблагоприятных факторов, обнаруженных в их поведении, характере. Именно эти группы стоит соотнести с результатами работы сотрудников, сравнив данные успешных и неуспешных сотрудников для обнаружения, если таковые будут в наличии, внутренних закономерностей более успешных сотрудников. Это стоит сделать для того, чтобы создать внутренние критерии организации с целью развития и улучшения принципа «подбор кадров для данного конкретного рабочего места для данной организации».

3. Умение грамотно использовать и интерпретировать результаты тестирования, что требует от менеджера по персоналу дополнительной квалификации специалиста по психологическому тестированию.

4. Компьютеризация — все методик, ключи и заключения рекомендуется иметь в полностью компьютеризированном варианте для увеличения пропускной способности данной системы и отсутствия рутинных ошибок при подсчете баллов. Заполнение итогового заключения должно быть четко формализовано по согласованным заранее показателям, значимым для конкретного рабочего места. Это позволит сократить время, которое затрачивает менеджер по персоналу на описание результатов.

Подводя итоги, можно говорить, что использование психодиагностических методик в комплексной оценке компетенций среди менеджеров по персоналу становится все более популярным. Во-первых, по сравнению с ассесмент-центром тестирование является  гораздо  более дешевым способом оценки персонала. Во-вторых, оно позволяет за ограниченный по времени срок (не более 2-х часов) получить информацию о компетенциях неограниченной по количеству группы участников, что позволяет применять их к сотрудникам любого звена и не наносить финансового ущерба компаний из-за отрыва работников от производства. В-третьих, при грамотном выборе пула тестов от менеджера по персоналу не будет требоваться специального психологического образования, достаточно только разобраться с методами обсчитывания — а ключи к этим тестам весьма просты — и научиться правильно описывать результаты.

Безусловно, психодиагностические методики не ответят на все вопросы, поэтому, на мой взгляд, они являются лишь дополнительными, вспомогательными инструментами при оценке кандидатов на ту или иную позицию.

 

 

 

Методика диагностики к конфликтному поведению К. Томаса.

В создании теста  американский психолог опирался на убеждение, что любой конфликт можно разрешить любым из пяти способов (соревнование, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество). В связи с этим Томас сконцентрировал внимание на выявление какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными и каким образом можно стимулировать продуктивное поведение. 

Время на выполнение – 10 минут.

Время на интерпретацию результатов  — около 20 минут.

Тест является очень простым и понятным, дает результаты с большой степенью достоверности и  является одним из наиболее распространенных в отделе персонала.

 

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Автор методики называет свою «систему ценностных ориентаций» философией жизни человека и считает, что она может быть описана с двух противоположных сторон: терминальные ориентации (убеждение в том, что цель может быть достойна, чтобы к ней стремиться) и инструментальные ориентации (убеждение в том, что образ действия или свойства личности всегда будут важнее любой поставленной цели).

Время на выполнение – 20 минут.

Время на интерпретацию результатов  — около 20 минут.

Результаты этого теста показывают менеджеру по персоналу: поймет кандидат фразу «работаем на результат, возможно, придется задержаться на работе» или же ровно в шесть его уже не будет на рабочем месте.

 

Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера.

В основу теста заложена мысль о том, что все люди различаются между собой по тому, как они переносят ответственность за значительные в их жизни события. Первый тип считает, что происходящее с ним является результатом действия внешних сил (воля случая или действия других людей). Второй – интерпретирует события как  результат свой личной деятельности.

Время на выполнение – 20 минут.

Время на интерпретацию результатов  — около 30 минут.

Тест очень простой в решении, и при этом с большой степенью достоверности определяет  насколько человек готов взять ответственность  за свои поступки на работе и вне ее.

Несмотря на то, что эти три теста направлены на исследование разных сторон человека, они содержат пересекающиеся вопросы, позволяющие   дополнительно проверить, насколько ответы правдивы и – как следствие —  достоверен результат.

hr-portal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о