Организованная экскурсия – 10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта

Содержание

10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта

10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий

Экскурсия – это интеллектуальная деятельность человека в свободное время, направленная на получение новой информации.

Можно выделить несколько основных признаков экскурсии:

1) наличие экскурсионной группы;

2) наличие профессионального экскурсовода;

3) наличие определенной темы;

4) наличие определенной задачи и цели;

5) знакомство с объектами (в соответствии с определенной темой) в движении или при остановках.

Главным признаком экскурсии является единство показа объектов экскурсии и грамотного и интересного рассказа экскурсовода. Только при объединении этих двух условий экскурсия будет полной и интересной, а экскурсанты останутся довольны.

Классификация экскурсий представляет собой разделение их на типовые группы, подгруппы и виды. Классификация экскурсий по признакам помогает подготовить наиболее эффективную и интересную программу, в зависимости от ее целей и аудитории, дает возможность экскурсоводу правильно подобрать план экскурсии, тон подачи информации.

В своей общей массе экскурсии можно разделить по нескольким признакам.

По содержанию экскурсии делятся на:

1) обзорные;

2) тематические, которые, в свою очередь, могут подразделяться на исторические, литературные, природоведческие, военно-исторические и др.

По составу участников экскурсии делятся на экскурсии для:

1) взрослых;

2) детей;

3) местных жителей;

4) иногородних;

5) иностранцев.

По месту проведения экскурсии бывают:

1) городские;

2) загородные;

3) музейные;

4) производственные;

5) религиозные (экскурсии в монастырях, церквях).

По способу передвижения экскурсии бывают:

1) пешеходные;

2) транспортные;

3) комбинированные.

На практике чаще всего используется классификация по признакам.

Существует еще несколько классификаций экскурсий.

1. Классификация по степени увлеченности экскурсией. Сущность этой классификации заключается в делении всех участников экскурсий на определенные группы, в зависимости от их отношения к экскурсии, как к виду услуг. Этот вид классификации включает три основные категории экскурсантов.

В первую категорию экскурсантов входят любознательные люди, которые хотят знать «все обо всем», и экскурсоводы должны рассказать им все самое новое и интересное, не забывая о мелких подробностях. Это самые активные участники экскурсий. Они постоянно задают вопросы и требуют на них полных и развернутых ответов. В эту группу могут входить люди, различные по уровню дохода, образованию и возрасту. Но все они сходны в одном – в своем желании получать знания, их привлекают любые темы экскурсий. Во вторую категорию могут быть отнесены люди, которые имеют широкий круг знаний и проявляют определенный интерес к одной из областей знаний, например, к литературе XVII в. Чаще всего эта группа ставит перед собой задачу пополнить свои знания по интересующей теме, поэтому такие люди выбирают конкретную тему экскурсии и относятся к информации довольно серьезно. Работа с участниками этой группы требует постоянного расширения и углубления экскурсионной тематики.
К третьей категории
относятся люди, которые хотят заполнить свой досуг интересными мероприятиями без четко определенной цели. В ходе экскурсии в подобной группе происходит разделение: часть экскурсантов становится активными участниками мероприятия, другие не проявляют заинтересованности к речи экскурсовода.

2. Классификация по роду занятий (профессии) экскурсантов. Для проведения экскурсий для подобных групп должны учитываться профессиональные интересы каждой группы.

3. Классификация экскурсий по направленности на различные группы слушателей. Главное отличие экскурсий по данной классификации – это содержание мероприятия, зрительный и словесный материал, методика его преподнесения участникам. Нужно учитывать то, что люди различного возраста и разных профессий по-разному воспринимают и усваивают одинаковую информацию. Школьников, например, не заинтересует монотонный рассказ гида на тему, о которой они знают очень мало, в свою очередь, учителя и педагоги, воспитанные на научных трудах, не воспримут материал, изложенный в игровой форме, с использованием анекдотов и шуток.

Существуют также особенности проведения экскурсий для различных групп.

Всех участников экскурсий можно подразделить на:

1) участвующих в обычных экскурсиях, которые помогают расширить кругозор слушателей. Среди этой части экскурсантов создаются группы из молодежи, детей, городских и сельских жителей, отдыхающих на туристических базах, в гостиницах или путешествующих по туристическим маршрутам. Тема экскурсии должна заинтересовать любого слушателя из данной группы. Для этого необходимо продумать методику преподнесения информации в зависимости от группы слушателей. Комплектование групп производится по желанию самих участников;

2) участвующих в учебных экскурсиях, которые являются неотъемлемой частью учебного процесса. Подобные экскурсии помогают раскрыть темы, предусмотренные учебным планом. Учебные экскурсии проводятся для учащихся школ и вузов, а также для участников семинаров и курсов.

Экскурсии для сельского населения. Особенностью проведения названного вида экскурсий является то, что экскурсии проводятся между сельскохозяйственными работами. Именно поэтому такие экскурсии должны сочетаться с отдыхом. При подготовке данного вида экскурсий необходимо учитывать профессиональные интересы данной группы экскурсантов, а также тот факт, что сельское население часто плохо знает город и слабо ориентируется в нем. Экскурсоводы должны хорошо знать интересы сельских жителей, иметь представление об их культурной жизни и производственной деятельности.

Экскурсии для приезжих граждан (жильцы гостиниц, пансионатов, отелей). При проведении подобных экскурсий, экскурсоводы должны помнить, что большинство туристов приезжает в незнакомый для них город. Приезжающие хотят узнать о городе побольше нового и познакомиться с его достопримечательностями. Программа экскурсий должна включать любые виды экскурсии – музейные, литературные и т. д.

Экскурсии для отдыхающих в санаториях. Особенность этих экскурсий заключается в том, что все люди, приезжающие в санаторий, имеют различные проблемы со здоровьем. При подготовке экскурсии необходимо учесть, какой срок может вынести отдыхающий на свежем воздухе, какая эмоциональная и умственная нагрузка необходима для того, чтобы человек, находящийся в нездоровом состоянии, мог полноценно воспринимать информацию.

Экскурсии для молодежи. При подготовке таких экскурсий нужно учитывать, что молодежь наиболее активна. Экскурсия должна быть построена в форме диалога, чтобы все могли задавать вопросы. Информация должна преподноситься в живой, активной форме, должны учитываться специфические особенности молодого поколения. Часто в экскурсию добавляют несколько современных интересных фактов. Экскурсию можно провести на роликах или велосипедах.

Экскурсии для детей можно разделить на две группы:

1) школьные: урочные, внеурочные и внеклассные. Эти экскурсии носят обучающий характер. За знания, полученные на экскурсии, ученики часто получают оценку, которая заносится в журнал;

2) внешкольные. Могут носить игровой характер, связаны с общим обозрением интересующей темы.

Технология организации экскурсии включает в себя два основных этапа.

Первый этап – подготовка экскурсии. В данный этап включается:

1) выбор темы, целей и задач экскурсии;

2) изучение и выбор экскурсионных объектов;

3) разработка, уточнение и окончательное составление маршрута экскурсии;

4) изучение материалов по выбранной теме экскурсии;

5) разработка контрольного и индивидуального текста экскурсии;

8) составление технологической карты экскурсии;

9) проведение и утверждение пробной экскурсии.

Второй этап – проведение экскурсии – включает:

1) показ объектов экскурсии;

2) экскурсионный рассказ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

13 правил, как провести нормальную экскурсию для школьников. Да, это реально

Мучительно долгая дорога в автобусе, скучная музейная тётенька с ещё более скучными рассказами о картинках. И бесконечные пшиканья «ничего не трогать!». Примерно так проходят школьные экскурсии. Плохие школьные экскурсии.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Если в 1-2 классах почти все дети любят групповые поездки, то уже в средней школе таких любителей становится меньше. В старших классах уговорить на экскурсии удаётся единицы.

В классе моего сына-пятиклассника есть несколько человек, которые никогда не ездят с одноклассниками на экскурсии. Меня это удивляет: в школе внимательно выбирают программы и, я знаю, на них скучно точно не будет. Но у детей другое мнение. Поговорив с «отказниками», я выяснила, что у каждого из них был тяжёлый экскурсионный опыт. Скучная автобусная дорога в жанре «посмотрите налево, посмотрите направо». Занудная тётенька в музее, которая требует «не прикасаться к святому». Обязательный отчёт в классе об экскурсии. Укачивание в автобусе. Четыре часа без еды.

Как же сделать так, чтобы дети ждали экскурсий и путешествий с нетерпением? Вот несколько советов, основанных на моём опыте преподавателя, музейного сотрудника и родителя.

Как правильно выбирать экскурсию

1. Никаких турфирм. На родительских собраниях часто раздают рекламы туристических фирм, чтоб «весь год возить детей в самые интересные места и за очень маленькие деньги». Не верьте. Турфирмы всегда посредники. Максимум, что они могут сделать сами — провести так называемую «трассовую» экскурсию по дороге к музею. А в музее вы попадёте на типовую обзорку.

2. Не заказывайте обзорные экскурсии в музее. Даже если вы везёте детей туда, куда вряд ли вернётесь и очень боитесь не увидеть чего-то — всё равно не заказывайте обзорные экскурсии. Поверьте: лучше запомнить два-три экспоната, чем не запомнить вообще ничего. Во многих музеях, особенно в туристических городах, есть тематические игровые программы для детей. Да, придётся заранее поискать о них информацию. Обычно на музейных сайтах есть раздел «Музей детям» или «Образование» — заходите туда, сравнивайте программы, выбирайте.

3. Посмотрите отзывы. Например, на форумах OSD («Отдых с детьми») в Москве и Littleone в Петербурге. Обязательно уточните, для какого возраста программа. Старайтесь выбирать занятия, в которых есть творческие мастерские, квесты и так далее. Чтобы дети не просто стояли и слушали. Если всё-таки вы выбрали традиционный рассказ-экскурсию, то не больше часа (для детей до 10 лет — 40-45 минут). Но если в музейной программе есть творческие задания, можно задержаться и на два, и на три часа.

4. Составьте план поездки, чтобы у детей хватило сил на всё. Особенно если ваша группа едет в другой город. И ещё раз — не полагайтесь на советы турфирм! Делайте это сами, оставьте турфирмам гостиницы и трансфер. Вот, например, типичная программа для школьной группы на один день:

  • Завтрак.
  • Посещение Казанского собора.
  • Прогулка по Невскому проспекту.
  • Экскурсия в Эрмитаж
  • Экскурсия «Ансамбль Стрелки Васильевского острова»
  • Экскурсия в Кунсткамеру

Лично я возненавидела бы и город, и экскурсоводов, и учителей к концу такого дня. Честное слово, сотрудники петербургских музеев к концу каждых каникул ненавидят свою работу: дети мечтают сбежать даже с самой интересной программы. Они просто не в силах переварить Эрмитаж и Кунсткамеру в один день (ещё собор и две экскурсии), Пушкин и Павловск — во второй. Эффект обратный: дети мечтают больше никогда не бывать в музеях.

5. Не тащите детей в два музея в один день. Даже если они оба must see и расположены поблизости. Мало кто из взрослых выдерживает такие нагрузки, а уж дети, даже старшеклассники, — тем более. Сделайте утром музей, а после обеда — квест по парку или мастер-класс. Пусть будут два разных места: музейная интеллектуальная нагрузка дополнится, например, подъёмом на смотровую площадку.


Как готовиться к экскурсии (и как не надо делать)

6. Не рассказывайте заранее детям о том, что они увидят. Иногда учитель пытается заменить собой экскурсовода. И ещё до экскурсии всё рассказывает сам — и про картину, и про писателя, и про усадьбу. Какой смысл тогда ехать? Так делать не надо.

7. Подумайте, что делать с детьми в дороге. Если вы едете на автобусе и не собираетесь сами вести экскурсию по дороге, можно поставить детям кино по теме экскурсии. Мы смотрели фильмы про Илью Муромца по дороге в Муром, а «Садко» — по дороге в Великий Новгород. Если вы едете на какую-то военную экскурсию, покажите детям хороший фильм о войне.

8. Подумайте, как разбить детей по группам (если их много). На многие интерактивные и игровые музеи берут группы не больше 15 человек — и это правильно. Поэтому, если везёте целый класс, заказывайте две параллельных программы и заранее договаривайтесь с детьми, как лучше разделиться. Вообще, работа в маленьких группах — одна из лучших педагогических технологий, и ей стоит пользоваться.

9. Возьмите с собой родителей. Если в вашем классе есть проблемные дети (те, в которых вы не уверены), не берите на себя ответственность и просите родителей поехать с вами. Сразу обсудите со всеми взрослыми правила и дайте детям адекватную долю свободы: не стройте парами старшеклассников и позвольте самим оплатить проезд в общественном транспорте.

Недавно знакомый 8 класс съездил на скучнейшую экскурсию «Декабристы в Петропавловской крепости», но после неё детям разрешили поиграть в снежки и покататься с горок. Плохие эмоции сразу забылись, а крепость, наоборот, запомнилась. Про декабристов тоже кое-что осело в памяти.


Что делать на самой экскурсии

10. Не мешайте экскурсоводам. Во время музейной программы задача у всех простая: не мешать экскурсоводу. Если в классе есть беспокойные дети, которые не могут долго стоять на месте и задирают остальных — держитесь поближе к такому ребёнку, чтобы успокоить или вовремя увести. Если экскурсовод задаёт вопросы, на которые дети не знают ответа, — не отвечайте за них. Вряд ли вопросы адресованы взрослым.

11. Расскажите детям о музейных правилах. Заранее предупредите детей, что фотографировать во время экскурсии могут только взрослые. Если детям очень хочется делать это самим, оставьте на это время после экскурсии. Обязательно попросите детей отключить гаджеты в музее и, очень важно, -заставьте их выплюнуть жвачку! Ну и сами не забудьте, конечно.

12. Накормите детей. Да, дети очень любят есть. И очень расстраиваются, когда им этого не разрешают. Да, в автобусах часто есть нельзя. Придумайте заранее, как решить эту проблему. Если у вас в программе не запланирован обед, устройте пикник на свежем воздухе. Или раздайте всем по яблоку и сухофруктам (это можно есть в автобусе).

13. Не забудьте про сувениры. Детям важно получить какой-то предмет на память. Лучше всего, если во время самой программы дети сделают что-то своими руками и заберут с собой — но если нет, оставьте время на магазин.

Иллюстрация: Shutterstock (Dmitriy Trubin). Фото: Shutterstock (Mirek Nowaczyk, Pressmaster, Aivita Arika, aapsky)

mel.fm

Как организовать экскурсионный бизнес — организация экскурсий как бизнес

За создание экскурсионного бизнеса обычно берутся люди, хорошо знакомые с этой сферой деятельности изнутри, поработавшие в туристическом агентстве, уже хорошо знающие и как с клиентами работать нужно, и как подходящих сотрудников подобрать, и работу как организовать. Экскурсионный бизнес часто привлекает ещё и активных туристов, посетивших множество стран и городов в познавательных целях, а не только ради отдыха на золотых пляжах.

Если вам посчастливилось проживать в зоне отдыха или поблизости от посещаемых туристами мест, задумка открыть своё экскурсионное агентство может оказаться удачной, даже при сильной конкуренции. Хорошим полем деятельности станет и крупный город, совсем не обязательно обладающий древнейшей историей – главное, количество его жителей и гостей, а также ваша способность рождать креативные идеи экскурсионных маршрутов и правильно преподносить клиентам «забытые» таинственные легенды.

Маловероятно, что организация экскурсий, как самостоятельный вид деятельности будет приносить существенный доход в небольшом городке. Но если вы имеете, например, турагентство, отправляющее туристов по стандартным направлениям отдыха, взяться за составление нескольких туристических маршрутов по родному городу – для вас практически дело чести. Причём это «дело чести» может приятно «утяжелить» среднемесячную выручку…

Ловись, ловись, рыбка — максимальный охват целевой аудитории

Кто они, ваши потенциальные клиенты? Изучите свой город – социальные службы, учебные заведения, бизнес, административные предприятия, лечебно-оздоровительные учреждения.

Какие события происходят в городе? Вы должны быть в курсе всего, что планируется. Особое внимание уделите симпозиумам, конференциям и «слётам» различного уровня – они предполагают наличие иногородних участников и гостей. Большинство людей, имея немного свободного времени во время посещения незнакомых городов, будут рады поучаствовать в познавательной экскурсии. Значит, ваши рекламные листки или брошюры привлекут внимание в местах проведения массовых мероприятий.

Где ещё гости города ищут информацию о вариантах проведения свободного времени? Правильно, это интернет и рецепции гостиниц. Сайт-визитка экскурсионного агентства обычно «приводит» до половины всех клиентов. Список гостиниц можно найти на официальном сайте вашего города и украсить их информационные стойки своими буклетами.

Кроме этого, с вами с удовольствием будут сотрудничать работники санаториев, которые занимаются досугом своих гостей. Здесь может вестись работа на постоянной основе: допустим, две еженедельные экскурсии разной наполненности.

Неплохими поставщиками экскурсантов могут быть школы. Найдите время на посещение учебных заведений – направляйтесь сразу к завучу по воспитательной работе. Наверняка в его календарных планах внеклассной работы есть пустые клеточки, и их нужно чем-то заполнить.

Куда ведёт экскурсовод

Создайте классификацию своих клиентов с характеристиками всех групп, поскольку под каждую категорию клиентов желательно адаптировать экскурсионные маршруты. Как составить список посещаемых во время экскурсии мест для школьников, куда отвезти бодреньких пенсионеров, что рассказать и показать бизнесменам – от удачного решения этих вопросов будет зависеть популярность ваших мини-туров. Рассмотрите и варианты и для молодёжи – как правило, современных молодых людей интересуют не только ночные клубы, но вояж по лучшим ночным заведениям города – тоже неплохое предложение.

В вашем распоряжении интернет, но не пренебрегайте и таким источником информации об исторических событиях и легендах родного города, как старая городская библиотека, городской архив, а также люди – коренные жители города, давно вышедшие на пенсию сотрудники местной газеты, преподаватели с исторических факультетов. Соберите свой эксклюзивный турпродукт по крупицам.

Возможно, в вашем городе и его окрестностях помимо исторических памятников есть и современные культурные достопримечательности, а также много просто очень красивых мест.

В ответе за безопасность клиента и собственные риски

Сопровождающий группы должен быть подготовлен в вопросах оказания медицинской помощи, иметь аптечку и возможность при необходимости связаться с экстренными службами. Снабжайте туристов картами местности, с указанием номера телефона сопровождающего лица; по ходу движения по маршруту экскурсии отмечайте ваше местонахождение. Это не только является интересным элементом экскурсии, но и исключает возможность «потери бойцов».

Составьте правила безопасного поведения на маршруте и список возможных источников опасностей, знакомьте с ними туристов под роспись. Чаще всего источником опасности являются сами туристы, поэтому отнеситесь с повышенным вниманием к составлению типового договора или соглашения об ответственности для своих клиентов – это ваша страховка. В любом случае в соответствии с законодательством, обеспечение личной безопасности и сохранности имущества экскурсантов – ваша обязанность.

Хорошим ходом будет взаимовыгодное сотрудничество с какой-либо страховой компанией – вы можете страховать своих клиентов на время участия в экскурсии (стоимость страхового полиса включается в цену экскурсии).

И не забудьте о страховании собственной гражданской ответственности за исполнение обязательств по договорам с экскурсантами. Кстати, в соответствии с законодательством о туристической деятельности, если вы самостоятельно формируете и продвигаете туристический продукт, то вы являетесь туроператором. Туроператор может быть только юридическим лицом и должен страховать свою ответственность. Если вы планируете организовывать экскурсии продолжительностью свыше 24 часов, придётся позаботиться и о финансовом обеспечении (изучите ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»).

Считаем деньги

Цена на экскурсии обычно рассчитывается затратным методом с поправкой на контингент и насыщенность конкурентной среды. То есть все затраты на проведение экскурсии делятся на среднее количество туристов в группах и сверху накручивается процент прибыли. Полученная цена сравнивается со средними ценами на сходный турпродукт и с суммой, которую та или иная категория клиентов предположительно будет готова выложить за культурное развлечение.

Кстати, рассчитывая цены, не забывайте о покрытии накладных расходов, не относящихся только к конкретной экскурсии – рекламных, представительских, арендных и т.п. Но имейте в виду, что даже при отсутствии конкурентного давления на цену, жадничать не стоит: полный автобус клиентов, которые заплатили по 100 $ — лучше, чем полупустой, но по 150…

Правовое регулирование

Вне зависимости от того, планируете ли вы сами создавать туристический продукт или перепродавать экскурсии как туристическое агентство, ваша деятельность регулируется рядом специфических и общеприменимых законов:

  • Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
  • Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 г. № 452;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.1998 г. № 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50644-2009 Туристические услуги / Требования по обеспечению безопасности туристов, 15 декабря 2009 г, № 773-ст;
  • Закон Российской Федерации от 07.02. 1993 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» с изменениями и дополнениями.

И последнее: если вы планируете организовать экскурсионный бизнес за рубежом, то обязательно потратьте время на изучение соответствующего местного законодательства, не ходите «вслепую» по чужим дорогам.

finansovyesovety.ru

Организованный тур или самостоятельное путешествие?

Что лучше: организованный тур или самостоятельное путешествие? Каждый рано или поздно задается этим вопросом. Кто-то предпочитает организованные туры, кому-то нравятся самостоятельные поездки. Расскажу о собственном опыте. Мне приходилось ездить как в самостоятельные путешествия, так и в организованные через турагентства. И в том, и в другом случае были свои плюсы и минусы.

Андорра

Плюсы и минусы организованного тура

Самое главное здесь преимущество, на мой взгляд, это легкость оформления поездки. Собрал все необходимые документы, заплатил деньги турфирме – и через некоторое время выписана путевка, оформлены визы (если поездка за границу), куплены билеты. Можно ехать. Однако этот плюс перекрывается множеством вероятных минусов.

Билеты на самолет или поезд могут быть куплены на очень неудобное время и, если в городе несколько аэропортов, в самый неудобный из них. Вместо регулярного рейсового самолета вам может достаться чартерный рейс, и тут уж как повезет – иногда это будет старый самолет с весьма неприветливыми стюардессами и переполненным пассажирами салоном.

Так, я живу сравнительно недалеко от московского аэропорта Шереметьево. И добираться до Домодедово или Внуково бывает весьма проблематичным. К тому же чартерные рейсы часто вылетают рано утром, из дома приходится выезжать глубокой ночью, не выспавшись. Поскольку общественный транспорт в это время не ходит, а личную машину оставлять на стоянке у аэропорта – значит платить лишние деньги, приходится заказывать такси или просить родных-друзей подвезти.

Часто в организованных турах вы можете переплачивать за гостиницу, за бОльшие деньги получить худший номер. Не говоря уже о том, что вам могут предоставить неудобную в плане расположения и сервиса гостиницу.

Еще одним минусом могут быть ваши попутчики. К сожалению, далеко не все туристы ведут себя вежливо, готовы внимательно слушать гида и не опаздывать в автобус. Так, когда я из Андорры ездила в Испанию — в Барселону и Сарагоссу, то на обратном пути все прокляла: пассажиры требовали кино. Мало того, что звук был весьма громким, так и уровень фильмов был невысоким. Из-за этого впечатления от поездки оказались несколько смазанными.

Кроме того, организованные туры часто лимитированы временем. Особенно это касается туров по Европе, когда за несколько дней вы посещаете несколько городов, а то и стран. В результате, на самостоятельные прогулки времени практически не остается.

С другой стороны, может оказаться и так, что вам повезет и с гостиницей, и с гидом, и с попутчиками. Я с теплотой вспоминаю поездку в Пушкинские горы этим летом, все было организовано практически безупречно.

Если вы выбираете горящие туры, то дешевизна поездки может окупить все вероятные минусы, которых, впрочем, может и не быть.

Также необходимо иметь ввиду, что есть места, куда вы можете попасть только в составе организованной группы и в сопровождении гида. Например, в национальные парки, некоторые музеи.

Сейчас все больше путешественников предпочитают покупать туры через интернет. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье «Как покупать туры через интернет, какие существуют сервисы поиска туров?»

Плюсы и минусы самостоятельных путешествий

Самостоятельные путешествия предполагают гораздо большую свободу, нежели организованные туры. Вы самостоятельно находите билеты, гостиницы. Сейчас, с развитием интернета, это стало просто. Я обычно пользуюсь поисковиками Aviasales и Skyscanner, через который можно подобрать и забронировать авиабилеты и отели, арендовать автомобиль.

♦ По теме: Сам себе турагент: онлайн сервисы для организации самостоятельных путешествий

В сети огромное количество информации по городам и странам как на специальных туристических сайтах, так и в блогах путешественников, в магазинах продаются различные путеводители, из интернета можно скачать их к себе в планшет. Ну а дальше кто как любит: кому-то надо весь маршрут распланировать заранее, кто-то предпочитает ориентироваться на месте.

Пожалуй, единственным минусом (если речь идет о заграничной поездке) может стать получение визы: иногда в посольства чуть ли не с ночи выстраиваются очереди. Впрочем, в последнее время это случается все реже и реже, многие посольства и консульства организуют специальные визовые центры, куда вы можете позвонить заранее и записаться на определенное время. Есть также специальные службы, которые самостоятельно занимаются визами.

Для некоторых в самостоятельных путешествиях препятствием может знать слабое знание иностранного языка. Впрочем, если подойти к этому вопросу творчески, то языковой барьер вполне преодолим.

♦ Эти советы можно использовать не только в Китае: Как путешествовать по Китаю и делать покупки без знания китайского языка?

В целом, как мне кажется, с развитием интернета возрастает доля самостоятельных путешествий. В большинстве случаев они оказываются, к тому же, весьма бюджетными и по карману практически всем.

Я предпочитаю самостоятельные путешествия, за исключением тех случаев, когда удобства тура перекрывают его вероятные минусы. Однако часто стоимость тура может оказаться дешевле самостоятельного путешествия. Об этом я рассказывала в статье «Как путешествовать дешево по России и другим странам».

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

 

 

anashina.com

Организация экскурсий — Летний лагерь

Экскурсия является одним из самых распространенных способов знакомства ребят с лагерем, его природой, историей, культурой, людьми.

С помощью экскурсии педагоги могут решать многие воспитательные и образовательные задачи.

Экскурсии бывают разные: пешеходные и автобусные, по ближайшим окрестностям и дальние путешествия в разные города, с профессиональным экскурсоводом и без.


Виды экскурсии:

  • Обзорные (понемногу обо всем) – дают первичную информацию о месте, где оказались участники, его географических и климатических особенностях, истории. В условиях детского лагеря важно, чтобы дети знали основные объекты, где им придется жить и работать, чтобы они могли свободно ориентироваться.
  • Тематические:
    • историческая – ее маршрут может быть проложен по историческим вехам детского лагеря. В ходе экскурсии необходимо рассказать о самых интересных событиях, которые здесь происходили, о людях, которые оставили свой след в жизни лагеря.
    • архитектурная – Архитектура – это застывшая музыка, и надо постараться, чтобы эта музыка была хорошо слышна и стала понятна детям.
    • экскурсия в природу детского лагеря –В этой экскурсии уже не будет проложенных тропинок и дорог, ведь в разное время года можно показывать детям разные места – заповедные уголки, которые вы им подарите.
    • морская — море, пожалуй, одно из притягательных мест в детском лагере. Многие из детей встречаются с ним впервые. Им можно любоваться в любую погоду, в любое время суток. Не менее интересна и жизнь моря – его обитатели, его история, тайны, которые хранят темные морские глубины.
    • романтическая – эта экскурсия построена на легендах детского лагеря и может использоваться как сюрприз или подарок детям.
    • экскурсия в отделы и службы лагеря – подготовить и провести такую экскурсию непросто, но это всегда праздник встречи с интересными и необыкновенными людьми.


Формы экскурсии:

  • Игра на местности: предложите ребятам поучаствовать в игре «Потерянная карта» или «Поиск сокровищ».
  • Экскурсия – инсценировка: если экскурсия разрабатывается совместно с детской творческой группой, то ребята готовят инсценировку каких-либо исторических событий или легенд, связанных с данным объектом.
  • Экскурсия – сюрприз: ее втайне готовят вожатые или детская творческая группа.
  • Экскурсия – пленэр: группа «художников» или «фотографов» подыскивает и зарисовывает красивые виды детского лагеря, после чего открывается выставка или презентуется альбом.
  • Экскурсия – энциклопедия: ребенку или группе детей раздаются карточки с изображением какого-либо объекта. Необходимо его найти, собрать о нем информацию, красочно оформить и представить отчет.
  • Экскурсия – прогулка: рекомендуется проводить ее с детьми, чтобы снять напряжение, настроить на положительные эмоции.
  • Экскурсия – разведка: детям предлагается выступить в роли тайных агентов, которые разведывают и зарисовывают объекты.
  • Экологическая охота: ребята «охотятся» на экологических «врагов», выявляют причины их проникновения, предлагают пути решения, например: очистка клумб от сорняков, уборка мусора на пляже, очистка склонов, борьба с лианами.
  • Экскурсия – викторина: в ходе экскурсии ребята выполняют творческие задания, отгадывают кроссворды, отвечают на вопросы, демонстрируя при этом свои знания, смекалку и сообразительность.
  • Экскурсия – симпозиум: дети — это группа ученых, которые доказывают свою точку зрения, основываясь на материале экскурсии.
  • «Топографы» – ребята составляют карту с указанием определенных объектов («МЧС–тропа» – зарисовка опасных мест детского лагеря, «По следам друидов» – зарисовка растений).
  • Экскурсия – живая газета: ее корреспондентами являются растения и животные, которые рассказывают детям свои истории, просят помощи, дают полезные советы.
  • Экскурсия – «неболейка»: рассказ о полезных и опасных растениях на территории детского лагеря, знакомство с секретами народной медицины.
  • Видеоэкскурсия — экскурсия с использованием видеоматериалов об истории, архитектуре, природе детского лагеря.


Что надо сделать, чтобы экскурсия прошла интересно?

Прежде всего самим хорошо знать материал, даты, имена людей, названия растений.

Во–вторых, определить мотивы и потребности детей, поставить задачу. Нельзя объять необъятное — в одну экскурсию заложить все, что вы знаете. Определите, что наиболее полезно будет детям в этот момент, этот период.

В–третьих, выбрать подходящую форму проведения экскурсии в зависимости от поставленных задач, возраста детей, погодных условий.

В–четвертых, подготовить встречу, т.е. заранее предупредить людей, которые трудятся на том или ином объекте, договориться о выступлениях, возможности пройти в те или иные помещения.

В–пятых, подготовить ребят к совершению Открытия. Возьмут ли они с собой фотоаппараты, блокноты и ручки, будут ли заполнять карту, подготовят ли небольшие сувениры – зависит от вас.

В–шестых, необходимо помнить, что максимальная продолжительность экскурсии – не более 1,5 часа для младшего и среднего возраста, 2,5 часа для старшего возраста. Необходимы короткие остановки для отдыха, для переключения внимания. В это время можно поиграть в подвижные игры, разучить песню.


На что следует обратить внимание при организации экскурсии: при выборе маршрута:

  • соответствие задачам и содержанию экскурсии,
  • знание мест проведения экскурсии,
  • степень сложности, трудности маршрута и предполагаемых объектов для посещения детьми, доступность их осмотру,
  • рациональность последовательности посещаемых объектов.


При разработке содержания:

  • содержательность,
  • не перегруженная и не очень бедная насыщенность содержания фактами и сведениями, их рациональный отбор,
  • логичность,
  • лаконичность,
  • достоверность.


При выборе экскурсовода:

  • умение заинтересовать экскурсантов,
  • грамотность в изложении материала,
  • знание темы, умение отвечать на вопросы,
  • умение общаться, владение ораторскими приемами, четкость и громкость речи,
  • эмоциональность,
  • оригинальность и самобытность.


Во время экскурсий, и прочих выходов за территорию лагеря…

Вне зависимости, куда и с какой целью Ваш отряд выбирается за пределы лагеря, перепишите детей на листе бумаги: фамилия и имя ребёнка, общее число, кто уходит, ФИО остающихся в лагере из вашего отряда (если таковые имеется). Отдайте этот лист директору лагеря или иному должностному лицу. Всё это для того чтобы чётко знать где в данный момент находится тот или иной ребёнок. Перед воротами постройте всех по парам и ПЕРЕСЧИТАЙТЕ!!! Передвижение отряда только в таком порядке – один вожатый в первых рядах, второй (строго!) замыкает колонну.

1. ЛЕС

Обязательно возьмите с собой репиленты от комаров!

Если ребёнок захотел в туалет, а вы идёте по лесной дороге. Перед выходом за территорию лагеря строго настрого объясните детям, что если кто-то из них захотел в туалет, то для этого необходимо подойти к своему вожатому и отпросится у него. И только так. Колонна в это время продолжает движение, но в два раза медленнее, а один из вожатых постоянно озирается назад, и, обнаружив ребёнка целым и невредимым, радостно делает ему взмахи руками: «давай типа, догоняй нас!»

2. ГОРОД

Вы приехали на автобусе ну… предположим, в какой то музей на экскурсию:

Перед выходом из автобуса пересчитать, перед входом в музей – пересчитать, после выхода из музея – пересчитать, перед отправлением автобуса – пересчитать три раза. Как Вы уже догадались, считать Вам предстоит много и постоянно, но это необходимо, т.к. если кого-то будет не хватать, то Вы без труда вспомните на каком этапе ваших перемещений он потерялся.

Если ваш отряд переходит дорогу: один вожатый выходит на проезжую часть и останавливается посередине, отряд тем временем проходит мимо него. Когда дети только приезжают и выскакивают из автобуса (при этом первым из автобуса всегда начинает выходить вожатый, и лишь потом – дети!), почему-то сразу начинают ломится в сторону киоска с сувенирами. Не вопрос. Пускай, если им так хочется потратить деньги. Но поступите мудро: «Ребята, мы сначала все вместе идём в музей, а после у нас будет 5 минут, чтобы купить то, что вы хотите».

По приезде в лагерь не забудьте пройтись по салону автобуса – обязательно найдёте пару забытых бейсболок и одну куртку…


Способы подготовки экскурсии.

Если у вас есть возможность – пригласите в отряд специалиста, который обладает более глубокими знаниями в той или иной области, и вместе с ним подготовьте экскурсию.

Еще важнее сделать ребят соучастниками процесса получения знаний, а не просто их поглотителями. Пусть они сами будут друг для друга источниками новых знаний.

В таком случае экскурсию готовит творческая или инициативная группа. Задания получают члены групп или весь отряд, разделенный на рабочие группы.

Задача педагогов при этом – помочь ребятам подобрать материал, продумать форму, подсказать, чем заполнить паузы для отдыха, какие сувениры сделать для экскурсоводов и экскурсантов. И тогда экскурсия превращается в интересное и полезное коллективно-творческое дело.

summercamp.ru

Глава 10. Проведение экскурсий. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта

10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий

Экскурсия – это интеллектуальная деятельность человека в свободное время, направленная на получение новой информации.

Можно выделить несколько основных признаков экскурсии:

1) наличие экскурсионной группы;

2) наличие профессионального экскурсовода;

3) наличие определенной темы;

4) наличие определенной задачи и цели;

5) знакомство с объектами (в соответствии с определенной темой) в движении или при остановках.

Главным признаком экскурсии является единство показа объектов экскурсии и грамотного и интересного рассказа экскурсовода. Только при объединении этих двух условий экскурсия будет полной и интересной, а экскурсанты останутся довольны.

Классификация экскурсий представляет собой разделение их на типовые группы, подгруппы и виды. Классификация экскурсий по признакам помогает подготовить наиболее эффективную и интересную программу, в зависимости от ее целей и аудитории, дает возможность экскурсоводу правильно подобрать план экскурсии, тон подачи информации.

В своей общей массе экскурсии можно разделить по нескольким признакам.

По содержанию экскурсии делятся на:

1) обзорные;

2) тематические, которые, в свою очередь, могут подразделяться на исторические, литературные, природоведческие, военно-исторические и др.

По составу участников экскурсии делятся на экскурсии для:

1) взрослых;

2) детей;

3) местных жителей;

4) иногородних;

5) иностранцев.

По месту проведения экскурсии бывают:

1) городские;

2) загородные;

3) музейные;

4) производственные;

5) религиозные (экскурсии в монастырях, церквях).

По способу передвижения экскурсии бывают:

1) пешеходные;

2) транспортные;

3) комбинированные.

На практике чаще всего используется классификация по признакам.

Существует еще несколько классификаций экскурсий.

1. Классификация по степени увлеченности экскурсией. Сущность этой классификации заключается в делении всех участников экскурсий на определенные группы, в зависимости от их отношения к экскурсии, как к виду услуг. Этот вид классификации включает три основные категории экскурсантов. В первую категорию экскурсантов входят любознательные люди, которые хотят знать «все обо всем», и экскурсоводы должны рассказать им все самое новое и интересное, не забывая о мелких подробностях. Это самые активные участники экскурсий. Они постоянно задают вопросы и требуют на них полных и развернутых ответов. В эту группу могут входить люди, различные по уровню дохода, образованию и возрасту. Но все они сходны в одном – в своем желании получать знания, их привлекают любые темы экскурсий. Во вторую категорию могут быть отнесены люди, которые имеют широкий круг знаний и проявляют определенный интерес к одной из областей знаний, например, к литературе XVII в. Чаще всего эта группа ставит перед собой задачу пополнить свои знания по интересующей теме, поэтому такие люди выбирают конкретную тему экскурсии и относятся к информации довольно серьезно. Работа с участниками этой группы требует постоянного расширения и углубления экскурсионной тематики. К третьей категории относятся люди, которые хотят заполнить свой досуг интересными мероприятиями без четко определенной цели. В ходе экскурсии в подобной группе происходит разделение: часть экскурсантов становится активными участниками мероприятия, другие не проявляют заинтересованности к речи экскурсовода.

2. Классификация по роду занятий (профессии) экскурсантов. Для проведения экскурсий для подобных групп должны учитываться профессиональные интересы каждой группы.

3. Классификация экскурсий по направленности на различные группы слушателей. Главное отличие экскурсий по данной классификации – это содержание мероприятия, зрительный и словесный материал, методика его преподнесения участникам. Нужно учитывать то, что люди различного возраста и разных профессий по-разному воспринимают и усваивают одинаковую информацию. Школьников, например, не заинтересует монотонный рассказ гида на тему, о которой они знают очень мало, в свою очередь, учителя и педагоги, воспитанные на научных трудах, не воспримут материал, изложенный в игровой форме, с использованием анекдотов и шуток.

Существуют также особенности проведения экскурсий для различных групп.

Всех участников экскурсий можно подразделить на:

1) участвующих в обычных экскурсиях, которые помогают расширить кругозор слушателей. Среди этой части экскурсантов создаются группы из молодежи, детей, городских и сельских жителей, отдыхающих на туристических базах, в гостиницах или путешествующих по туристическим маршрутам. Тема экскурсии должна заинтересовать любого слушателя из данной группы. Для этого необходимо продумать методику преподнесения информации в зависимости от группы слушателей. Комплектование групп производится по желанию самих участников;

2) участвующих в учебных экскурсиях, которые являются неотъемлемой частью учебного процесса. Подобные экскурсии помогают раскрыть темы, предусмотренные учебным планом. Учебные экскурсии проводятся для учащихся школ и вузов, а также для участников семинаров и курсов.

Экскурсии для сельского населения. Особенностью проведения названного вида экскурсий является то, что экскурсии проводятся между сельскохозяйственными работами. Именно поэтому такие экскурсии должны сочетаться с отдыхом. При подготовке данного вида экскурсий необходимо учитывать профессиональные интересы данной группы экскурсантов, а также тот факт, что сельское население часто плохо знает город и слабо ориентируется в нем. Экскурсоводы должны хорошо знать интересы сельских жителей, иметь представление об их культурной жизни и производственной деятельности.

Экскурсии для приезжих граждан (жильцы гостиниц, пансионатов, отелей). При проведении подобных экскурсий, экскурсоводы должны помнить, что большинство туристов приезжает в незнакомый для них город. Приезжающие хотят узнать о городе побольше нового и познакомиться с его достопримечательностями. Программа экскурсий должна включать любые виды экскурсии – музейные, литературные и т. д.

Экскурсии для отдыхающих в санаториях. Особенность этих экскурсий заключается в том, что все люди, приезжающие в санаторий, имеют различные проблемы со здоровьем. При подготовке экскурсии необходимо учесть, какой срок может вынести отдыхающий на свежем воздухе, какая эмоциональная и умственная нагрузка необходима для того, чтобы человек, находящийся в нездоровом состоянии, мог полноценно воспринимать информацию.

Экскурсии для молодежи. При подготовке таких экскурсий нужно учитывать, что молодежь наиболее активна. Экскурсия должна быть построена в форме диалога, чтобы все могли задавать вопросы. Информация должна преподноситься в живой, активной форме, должны учитываться специфические особенности молодого поколения. Часто в экскурсию добавляют несколько современных интересных фактов. Экскурсию можно провести на роликах или велосипедах.

Экскурсии для детей можно разделить на две группы:

1) школьные: урочные, внеурочные и внеклассные. Эти экскурсии носят обучающий характер. За знания, полученные на экскурсии, ученики часто получают оценку, которая заносится в журнал;

2) внешкольные. Могут носить игровой характер, связаны с общим обозрением интересующей темы.

Технология организации экскурсии включает в себя два основных этапа.

Первый этап – подготовка экскурсии. В данный этап включается:

1) выбор темы, целей и задач экскурсии;

2) изучение и выбор экскурсионных объектов;

3) разработка, уточнение и окончательное составление маршрута экскурсии;

4) изучение материалов по выбранной теме экскурсии;

5) разработка контрольного и индивидуального текста экскурсии;

8) составление технологической карты экскурсии;

9) проведение и утверждение пробной экскурсии.

Второй этап – проведение экскурсии – включает:

1) показ объектов экскурсии;

2) экскурсионный рассказ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

staff.wikireading.ru

Частный гид или организованная экскурсия?

Материал подготовлен бюро устных переводов переводчик.рф

Тренд нашего времени —  самостоятельная организация путешествий. Благо, возможности интернета позволяют без проблем купить авиабилеты, страховку и забронировать отель. И когда программа минимум выполнена, остается организовать досуг — познакомиться с новым городом и окрестностями на экскурсии. Тут есть два варианта: нанять частного гида или присоединиться к сборной экскурсии от агентства. Именно у первого варианта масса преимуществ, о которых поговорим подробнее.

Гибкий маршрут

Сборная экскурсия проходит по четкому плану и маршруту, отклониться от которого не получится. С частным гидом вы можете обговорить детали маршрута и внести в него точки, которые вам интересны — соборы, знаменитые рестораны или даже торговые центры. Это ваш отпуск, и вы решаете, как потратить время!

Экономия времени

Когда мы говорим об организованной экскурсии, подразумевается, что ее организовала компания. Но она не может гарантировать дисциплину всей группы. Вот и получается, что львиная доля времени уходит на ожидание и сбор людей, а еще группа создает очереди на входе в любую достопримечательность, при покупке воды, сувениров… До 40% времени уходит на логистику и организацию! Конечно, малая группа из 2-3 человек гораздо мобильнее, отчего получит на порядок больше информации и внимания.

Живое общение

Вспомните эти экскурсии, когда туристы стоят полукругом и пытаются услышать гида в толпе и толчее. При этом задавать вопросы можно как в школе, только после объяснения. Не очень приглядная картина, правда? 

В этом отношении общение с частным гидом больше похоже на разговор со старым знакомым. И если вы попросите, он не будет злоупотреблять дожами, вацлавами и бесконечными Людовиками, а расскажет о местных порядках и нравах, а еще покажет недорогую и уютную кофейню, ближайший банкомат или лучшее мороженое в городе. Конечно, не обойдет вниманием и знаковые достопримечательности, и моменты из истории города.

Никаких нервов

Сборная группа движется по заданному маршруту, но не учитывает потребности каждого члена группы. Кому-то необходимо заходить в каждый храм по маршруту, кто-то задерживается по полчаса для селфи с памятниками, а другие убегают вперед, не слушая экскурсовода… Плюс строгий временной тайминг и постоянная боязнь отстать от группы. В общем, довольно нервное времяпровождение — в отличие от индивидуальной экскурсии, где только вы решаете, куда зайти и сколько времени там провести.

Всё это прекрасно, но ведь частный гид стоит кучу денег!

Действительно, большинство туристов даже не рассматривают частных гидов из-за дороговизны. Поучаствовать в сборной экскурсии в Праге, к примеру, стоит 20 евро с человека. А индивидуальная экскурсия с частным гидом — 100 евро с группы до 6 человек (или по 17 евро с человека!), причем план у нее гораздо более плотный, и за те же 4 часа вы узнаете больше секретных мест и инсайтов. С частным гидом вы как бы проходите несколько маршрутов за один раз, поэтому зачастую это даже выгоднее — особенно если вы путешествуете с друзьями.

Где же найти такого гида?

Этим вопросом стоит озаботиться заранее, так как хорошие специалисты, как и везде, буквально нарасхват — особенно на Рождество и майские праздники, если речь идет о Европе. Используйте специальные площадки-каталоги гидов и экскурсий («Трипстер», «Спутник»), форумы и блоги. Заказать частного гида-переводчика можно и в компаниях, специализирующихся на устных переводах.

gulaytour.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *