Проф качества – Деловые качества для резюме: пример написания
Проф. качества руководителя
Управление персоналом Словарь-справочник
Профессионально необходимые качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При изучении профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным оказывается функционально-деятельностный подход, т.е. выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга. Сравнение уровней развития выявленных качеств в группах успешных и неуспешных менеджеров позволяет составить эталонный профиль для каждой должностной позиции. Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя.
Практический интеллект
Социальный интеллект — способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации.
Адекватная самооценка — выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, менеджер отбрасывает информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что менеджер берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными.
Установлено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и способствующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности. Чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает. Поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня. Решить ее помогают разнообразные методы психокоррекции.
Профессиональные знания. Установлено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается. Так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог. Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т.п. Т.е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах.
Менеджеры и руководители высшего уровня должны обладать профессиональными качествами, позволяющими:
выявлять проблему с учетом ее взаимосвязей с другими задачами управления;
принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов;
оперативно руководить и контролировать работу сотрудников.
С повышением уровня управления возрастают требования к таким психологическим качествам руководителей, как чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность.
На более низких уровнях управленческой иерархии берется во внимание склонность к систематической повседневной работе и способность к быстрой переориентации при изменении ситуации.
studfiles.net
3.3 Профессионально важные качества
Профессионально важные качества (ПВК) — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и коррелируют хотя бы с одним ее основным результативным параметром (качеством, производительностью, надежностью).
В функции профессионально-важных могут выступать не только собственно психические, но и внепсихические свойства субъекта — соматические, биологические, морфологические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. Например, элементарная «физическая сила и выносливость» — ярко выраженное ПВК многих видов деятельности. Для более полного раскрытия специфики и особенностей ПВК целесообразно остановиться на их основных классификациях.
Разделяют четыре основные группы индивидуальных качеств, образующие собой структуру профессиональной пригодности:
Абсолютные ПВК — свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом, или нормативно заданном, «среднем» уровне.
Относительные ПВК, определяющие собой возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей выполнения деятельности («ПВК мастерства»).
Анти — ПВК — свойства, наличие которых выступает профессиональным противопоказанием к той или иной деятельности.
Формирование подсистемы ПВК – достаточно сложный психологический процесс. Функциональное объединение отдельных ПВК, когда они начинают проявлять себя в режиме взаимодействия. К этому есть отдельные внутренние предпосылки, так как основные психические функции онтологически связаны друг с другом.
Эта связь в ходе освоения профессиональной деятельности начинает проявляться в своей положительной роли. Таким образом, «в процессе формирования психологической системы деятельности происходит своеобразная функциональная настройка психических функций на достижение целей деятельности».
Ведущей тенденцией развития подсистем ПВК является значимое возрастание степени интегрированности – когерентности отдельных качеств. Характерно при этом, что на разных этапах освоения деятельности подсистемы ПВК, лежащие в основе ее реализации, могут существенно различаться между собой. Тем самым в ходе освоения деятельности имеет место перестройка подсистем ПВК.
Существуют две важнейшие категории ПВК.
Во-первых, ПВК, которые характеризуются наибольшей непосредственной связью с параметрами деятельности. Они обозначаются понятием ведущих ПВК.
Во-вторых, те ПВК, которые имеют наибольшее число внутрисистемных связей с другими качествами, т.е. характеризуются наибольшим структурным весом и, следовательно, занимают центральное место во всей системе качеств. Они обозначаются понятием базовых ПВК.
Эти качества могут не коррелировать значимо с параметрами деятельности, однако они не менее, а часто – более – важны для ее реализации. «Именно базовые ПВК являются основой для формирования подсистем ПВК в целом. Вокруг них и на их базе объединяются, структурируются и сорганизуются все иные качества субъекта, необходимые для обеспечения деятельности и (или) ее основных действий, функций» (А.В. Карпов).
Поэтому ПВК являются структурообразующими для той или иной деятельности.
Для количественной оценки степени сформированности и организованности подсистем ПВК используют три основных индекса:
Индекс когерентности систем (ИКС). Он является функцией от числа положительных и значимых внутрисистемных связей ПВК и показывает степень интегрированности подсистемы ПВК;
Индекс дифференцированности системы (ИДС). Он является функцией числа отрицательных и значимых внутрисистемных связей и показывает либо степень ее дезинтегрированности, либо специализированности;
Индекс организованности системы (ИОС). Он является производным от первых двух и вычисляется как модуль ИКС и ИОС. Данный индекс указывает на общую меру свормированности подсистем ПВК.
Доказано, что в подавляющем большинстве случаев в ходе освоения профессиональной деятельности ИКС значительно возрастает; ИДС снижается, а ИОС также значительно повышается. Важно и то, что мера сформированности подсистем ПВК является важным и очень надежным индикатором, критерием степени профессиональной подготовленности.
Одно и то же ПВК в разных случаях может выступать либо как ведущее, либо как базовое, либо как то и другое одновременно. В последнем случае значимость ПВК для обеспечения деятельности является наивысшей.
Любая деятельность характеризуется определенными основными параметрами, прежде всего производительностью, качеством и надежностью. В психологических исследованиях установлено, что для их обеспечения необходимы различные индивидуальные качества субъекта, поэтому принято выделять ПВК качества и ПВК производительности. Они частично перекрываются, однако значительно чаще не совпадают друг с другом, а нередко вступают в антагонистические отношения.
В последнем случае одно и то же ПВК является таковым в плане обеспечения качества деятельности и анти — ПВК в плане обеспечения производительности. При этом наблюдается сложная картина: одни качества могут входить в разные подсистемы ПВК, отвечающие за производительность, качество, надежность, другие влияют только на один параметр деятельности.
Не все ПВК связаны с параметрами деятельности простой, линейной зависимостью, т.е. зависимостью типа «чем выше уровень развития ПВК, тем эффективнее деятельность». Ряд ПВК связан с параметрами деятельности нелинейной зависимостью типа оптимума: параметры деятельности принимают наибольшие значения не на максимальных и не на минимальных, а на некоторых средних, оптимальных, уровнях развития ПВК. Кроме того, наибольшее развитие некоторых ПВК нередко ведет к ослаблению других профессионально важных качеств.
Описание системы ПВК является основой профессиональной диагностики. Имплицитно в рамках психодиагностики ПВК витает убеждение, что чем лучше развито то или иное качество личности, тем выше результат ее профессиональной деятельности. Нередко это так и есть. Например, чем точнее слух у музыканта, тем выше при прочих равных условиях результаты его профессиональной деятельности.
Чем выше интеллект, профессиональные знания, тем выше (при прочих равных условиях) результаты профессиональной деятельности ученого и т.д. Однако эффекта «прочих равных условий» практически не бывает: все люди очень разные и более оптимальный уровень развития одного качества сочетается, как правило, с менее высоким уровнем развития другого. Например, лица с более высоким интеллектом с детства привыкают полагаться на свой интеллект, у многих из них повышается самооценка, формируются индивидуалистичный стиль деятельности, неумение работать в коллективе, самоуверенность и т.д. И в процессе реальной профессиональной деятельности уже эти накопленные негативные качества становятся тормозом профессионального прогресса личности в соответствии с уровнем развития ее интеллекта. Одним словом, в индивидуальном стиле профессиональной деятельности удивительно диалектично переплетаются, аккумулируются многочисленные качества личности, которые делают попытку спрогнозировать ее успешность по одному или даже нескольким качествам малоперспективной.
Для некоторых видов деятельности актуальным является выделение ПВК, которые выступают таковыми в нормальных условиях ее выполнения, и те, которые необходимы в усложненных или экстремальных условиях. Последнее объясняется тем, что экстремальные условия часто сопряжены с повышенной опасностью, угрозой и требуют от человека иных качеств и свойств, нежели те, которые необходимы в нормальных условиях. Для экстремальных условий не только характерны другие ПВК (по сравнению с нормальными), но и другие системы ПВК в целом.
Таким образом, структура ПВК – это сложное и внутренне дифференцированное системное образование, которое детерминирует успешность освоения и выполнения трудовой деятельности.
studfiles.net
Профессиональные качества – залог успешного управления
Личность начальника, его профессиональный опыт, характер и деловые качества играют ключевую роль в управлении предприятием.
Профессиональные качества руководителя нельзя анализировать отдельно от его рода деятельности. Его работа находится в прямой зависимости от профессиональных особенностей и может существенно меняться в процессе приобретения новых качеств.
Профессиональные качества – это индивидуальные, личностные, социальные и психологические особенности руководителя, которые в комплексе смогут обеспечить успешность работы на занимаемой должности.
Рассмотрим главные профессиональные качества, которыми должен обладать успешный лидер.
Практический интеллект
Это способность руководителя мыслить логично и критически. Эффективно, быстро и гибко применять собственный опыт и знания в решении поставленных задач. Данные профессиональные качества необходимы каждому начальнику, но их недостаточно.
Эффективная управленческая работа зависит не только от умения пользоваться информацией, большую роль играет и умение общаться с подчиненными. Поэтому практические профессиональные качества должны быть дополнены еще и социальным интеллектом.
Социальный интеллект
Это способность руководителя понимать и правильно толковать желания, эмоции и чувства подчиненных. Важную роль играет и умение руководить и подстраиваться к любой ситуации, создавая при этом благоприятную атмосферу, способствующую достижению цели. Данные профессиональные качества помогут создать надлежащий климат в трудовом коллективе и приведут организацию к успеху.
Адекватная и объективная самооценка
Это качество выражается в способности руководителя к самоконтролю, самонаблюдению, критике и последующей коррекции собственного поведения.
Неадекватная самооценка выражается в избирательном восприятии полученных сведений. Завышенная же самооценка, неумение справедливо оценить свою профессиональную компетентность приводят к невозможности выполнения поставленных задач. А вот заниженная самооценка зарождает неуверенность в своих возможностях и негативно влияет на отношения с подчиненными и коллегами по работе.
Чем выше должность занимает руководитель в организации, тем меньше критики он получает о себе. Поэтому адекватная самооценка важна в первую очередь для руководителей высшего уровня.
Профессиональный опыт и знания
По мере приближения к вершине пирамиды управления, объем необходимых знаний в области узких специальностей уменьшается. Например, директору предприятия или президенту компании не обязательно детально знать технологию конкретного производства, так как ей досконально владеет главный технолог. Тем не менее, наряду с глубокими знаниями в сфере управления руководителю все же необходимо иметь общее представление о специальных вопросах.
Профессиональные качества необходимы для того, чтобы своевременно решать возникшие проблемы, учитывая их взаимосвязь с другими задачами производственного управления. Также большую роль играет умение принимать оптимальные решения, учитывая при этом различные мнения специалистов. Помимо всего прочего, профессиональные качества дают возможность эффективно руководить и контролировать рабочий процесс на производстве.
Заключение
С повышением квалификационного уровня в области управления, повышаются и требования к таким профессиональным качествам руководителей, как ответственность, способность мыслить перспективно, целеустремленность и упорство. Огромное значение имеет способность активизировать персонал, умение заряжать подчиненных собственной энергией и уверенностью в себе.
fb.ru
Перечень всех учебных материалов
Государство и право |
15.2. Профессиональные качества личности Человеческая деятельность сложна и многообразна. Существует множество различных видов деятельности, которыми должны заниматься люди для того, чтобы общество жило и развивалось. Конкретный вид деятельности, которым может заниматься человек для того, чтобы принести пользу обществу и проявить себя как личность, называется профессией. |
txtb.ru
Проф качества
Профессиональные качества педагога
Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе.
Обязательные профессиональные качества педагога
Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого ртношения в конкретных делах и поступках.
Учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание.
Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.
Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость. Кроме того, воспитатель обязан быть требовательным.
Идеальный педагог — образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.
Специалистом: знать педагогическую теорию и, психологию; владеть педагогическим мастерством, технологиями обучения и воспитания; уметь рационально организовать труд; обладать терпеливостью, оптимизмом, сдержанностью, находчивостью, быстротой и точностью реакции, душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью; понимать детей и уметь с ними работать; обладать ясной и убедительной речью, требовательностью, тактичностью, самообладанием, справедливостью, общительностью и умением слушать;
Работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время; систематически и планомерно повышать квалификацию; быть нацеленным на повышение производительности труда; обладать способностью к творчеству, быть всесторонне образованным, разумным оптимистом и умеренным скептиком;
Человеком: обладать высокими моральными качествами, принимать активное участие в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию, также ему присущи гуманизм, духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям.
Человек и Профессионал
Профессиональные качества человека: полный список профессионально важных и значимых деловых качеств личности
Ключевые слова: профессионально важные качества сотрудника, развитие профессиональных качеств работника, качества профессионала
Мы часто задаемся вопросом оценки профессиональных качеств. Как своих качеств, так и качеств окружающих нас людей: коллег, клиентов, партнеров. Мы много работаем, поэтому со временем практически всё в жизни начинаем рассматривать сквозь призму профессионализма. Что приветствуется.
Мы анализируем всех на предмет профессионально значимых качеств: своего руководителя, коллегу менеджера, бывшего учителя, бухгалтера компании, личного педагога-психолога. Зачем?
1. Мы сами ищем у них профессиональные качества, которые могли бы позаимствовать, чтобы стать более профессиональными.
2. Чтобы оценить уровень их профессионализма и на конкурентной основе выбрать для себя лучших из них.
Деловые или профессиональные качества человека противопоставлены личным или личностным качествам. Традиционно считается, что профессиональные качества работника – это качества, отличающие его от представителей других профессий. Однако это устаревший взгляд на вещи. Прежде всего, профессиональные качества личности – это то, что выделяет профессионала среди представителей своей же сферы деятельности. То есть речь идет об определенных универсальных качествах человека и профессионала, вне зависимости от конкретной сферы деятельности, благодаря которым он становится эффективнее остальных.
В общей схеме образа профессионала (о которой мы поговорим в наших следующих статьях) профессиональные качества занимают одно из центральных мест. Собственно поэтому описание качеств профессионала послужило отправной точкой к полному описанию образа профессионала.
Отметим, что прежде чем сформировать данный список профессиональных качеств, мы в течение долгого времени анализировали что профессионально, а что нет. Кроме того, мы отбросили то, что только называется красиво и оставили только то, что действительно отличает профессионала от массовки.
Перед Вами полный список профессиональных качеств человека (34). Читайте, анализируйте и – добавляйте! Это поможет и нам, и Вам, и им. Для удобства восприятия мы разделили все качества на 5 групп по некоторым признакам, но называть эти признаки не будем, чтобы не захламлять себе голову ненужными стереотипами. Отмечайте качества, которые кажутся Вам наиболее важными (от 1 и более). Итак, профессионал :
Источники:
Профессиональные качества педагога
Профессиональные качества педагога. Характеристика идеального педагога.
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/professionalnye-kachestva-pedagoga.html
Человек и Профессионал
Мы часто задаемся вопросом оценки профессиональных качеств. Как своих качеств, так и качеств окружающих нас людей: коллег, клиентов, партнеров. Мы много
http://chelpro.ru/get-professional/professional-qualities
(Visited 2 times, 1 visits today)
lovewithyou.ru