Развитие общения дошкольников со сверстниками: этапы и особенности

Как меняется общение детей дошкольного возраста со сверстниками. Какие этапы проходит развитие общения дошкольников. Каковы основные особенности общения детей со сверстниками в разном возрасте. Чем отличается общение дошкольников со сверстниками от общения со взрослыми.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Общение со сверстниками играет важнейшую роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Оно имеет ряд существенных особенностей, отличающих его от общения со взрослыми:

  • Большое разнообразие коммуникативных действий. В общении со сверстниками дети используют множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми — спорят, навязывают свою волю, успокаивают, требуют, обманывают и т.д.
  • Яркая эмоциональная насыщенность. Общение сверстников характеризуется повышенной эмоциональностью и раскованностью. Дети чаще одобряют ровесников и вступают с ними в конфликты, чем при взаимодействии со взрослыми.
  • Нестандартность и нерегламентированность контактов. В общении со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Это способствует проявлению творчества и индивидуальности.
  • Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев не поддерживается.

Учет этих особенностей необходим для правильной организации общения детей в дошкольных учреждениях и семье.


Этапы развития общения дошкольников со сверстниками

Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит несколько этапов:

1. Эмоционально-практическое общение (2-4 года)

На этом этапе:

  • Сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию
  • Общение основано на подражании и эмоциональном заражении
  • Главная потребность — соучастие сверстника в своих действиях
  • Действия детей одинаковые, часто просто повторяют друг друга

2. Ситуативно-деловое общение (4-6 лет)

Для этого этапа характерно:

  • Возникновение потребности в сотрудничестве со сверстником
  • Распределение игровых ролей и функций
  • Учет действий и воздействий партнера
  • Появление конкурентного, соревновательного начала
  • Возрастание числа детских конфликтов

3. Внеситуативно-деловое общение (6-7 лет)

На данном этапе происходит:

  • Отвлечение содержания общения от наглядной ситуации
  • Формирование устойчивых избирательных предпочтений между детьми
  • Восприятие сверстника как целостной личности
  • Возникновение сопереживания и взаимопонимания

Роль общения со сверстниками в развитии ребенка

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет важнейшую роль в развитии ребенка. Какое значение оно имеет?


  • Способствует формированию социальных навыков
  • Позволяет ребенку сравнивать себя с равными партнерами
  • Дает возможность проявить инициативу и почувствовать свою независимость
  • Учит согласовывать свои действия с действиями других
  • Развивает самосознание и самооценку
  • Формирует способность к сопереживанию и взаимопомощи

Таким образом, общение со сверстниками становится важным фактором социализации и развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

Сравнение общения дошкольников со сверстниками и со взрослыми

Общение дошкольников со сверстниками существенно отличается от их общения со взрослыми. В чем заключаются основные отличия?

КритерийОбщение со сверстникамиОбщение со взрослыми
Разнообразие коммуникативных действийОчень большоеОграниченное
Эмоциональная насыщенностьВысокаяБолее сдержанная
Нестандартность контактовЯрко выраженаОбщение более нормировано
Преобладающие действияИнициативныеОтветные
Роль партнераРавноправный партнерИсточник новой информации

Понимание этих различий помогает взрослым правильно выстраивать взаимодействие с детьми и создавать условия для полноценного общения дошкольников со сверстниками.


Проблемы в общении дошкольников со сверстниками

Несмотря на важность общения со сверстниками, у многих дошкольников возникают проблемы в этой сфере. Какие трудности могут возникать?

  • Неумение устанавливать контакт со сверстниками
  • Агрессивное поведение по отношению к другим детям
  • Застенчивость, замкнутость
  • Неспособность разрешать конфликтные ситуации
  • Эгоцентризм, неумение учитывать интересы других
  • Трудности в совместной деятельности

Эти проблемы требуют внимания со стороны взрослых и целенаправленной работы по развитию коммуникативных навыков детей.

Роль взрослых в развитии общения дошкольников со сверстниками

Взрослые играют важную роль в развитии общения дошкольников со сверстниками. Какие задачи стоят перед родителями и педагогами?

  • Создание условий для совместной деятельности детей
  • Обучение способам установления контакта со сверстниками
  • Формирование умения договариваться и решать конфликты
  • Развитие эмпатии и способности учитывать интересы других
  • Поощрение инициативы в общении
  • Обогащение содержания общения между детьми

Правильно организованное общение со сверстниками становится важным фактором развития личности дошкольника, его социализации и подготовки к школьному обучению.


Влияние общения со сверстниками на готовность к школе

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте оказывает значительное влияние на готовность ребенка к школьному обучению. Каким образом это происходит?

  • Формируются навыки сотрудничества и взаимодействия в группе
  • Развивается произвольность поведения
  • Формируется адекватная самооценка
  • Совершенствуются коммуникативные навыки
  • Развивается мотивация достижения
  • Формируется умение следовать правилам

Дети, имеющие опыт конструктивного общения со сверстниками, как правило, легче адаптируются к школе и успешнее учатся. Поэтому развитию общения дошкольников со сверстниками необходимо уделять особое внимание при подготовке к школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *