Тест для сотрудников – виды и эффективные методики тестирования
виды и эффективные методики тестирования
Срочно сохраните себе нашу памятку! Даже если вы не психолог, сможете найти эти методики и провести тестирование сотрудников. Результаты вас очень удивят: возможно, успешный менеджер чувствует себя не на своем месте, а новичок показывает невиданный потенциал.
Зачем нужно тестировать сотрудников?
- Чтобы найти подходящего кандидата на предлагаемую должность. Тестирование обычно проводят эйчары, сотрудники отдела кадров после собеседования. Вы вполне можете применить этот метод самостоятельно (только ищите тесты в надежных источниках).
- Чтобы проверить умения уже работающего кандидата, понять, соответствует ли он занимаемой должности.
- Чтобы оценить эмоциональное состояние сотрудника, лучше узнать его как человека.
- Чтобы оценить уровень творческих способностей сотрудника.
Эффективные методики тестирования
Тесты на профпригодность
Это те самые методики, которые используют кадровики.
1. Аттестация. Эта методика применяется и на промышленных предприятиях, и в магазинах, и в компаниях малого, среднего и крупного бизнеса. Суть ее проста: сотруднику задаются вопросы, касающиеся профессиональной деятельности. Например, для менеджеров по продажам в состав аттестационных вопросов могут входить следующие:
2. Испытания. Часто сочетаются с теоретической частью, образуя комплекс заданий. Грубо говоря, это экзамен на знание своих должностных обязанностей и умение их выполнять. Теория и практика. Как в автошколе. Тот же менеджер по продажам должен смоделировать ситуацию холодного звонка, уговорить клиента сделать заказ, продать ему парочку дополнительных товаров, отработать все возражения.
3. Тесты на повышение квалификации. То же самое, только вопросы позаковыристее, и применяется эта методика, когда человек хочет подняться по карьерной лестнице. Вы как руководитель оцениваете его знания и принимаете решение — достоин или нет.
4. Тесты-опросники.
- тест профессионального личностного типа Голланда. Сотруднику даются 42 пары профессий, например, автомеханик и авиаинструктор, егерь и интервьюер, кондитер и делопроизводитель. Он должен выбрать, какая из этих профессий ему нравится больше. Тест помогает понять, соответствует ли тип личности человека занимаемой должности. Например, если человек склонен к уединению, вряд ли он сможет часто и много общаться с людьми, лучше посадить его заниматься бумагами;
- диагностика профессионального выгорания.
Плюсы тестов на профпригодность:
- явно показывает, соответствует ли человек должности. Опираясь на эти знания, можно повысить его или уволить;
- проводить тестирование может сам руководитель, если хорошо разбирается в предмете.
Минусы тестов:
- достаточно сложно провести, если человек работает на удаленной основе;
- иногда, в условиях дефицита кадров, начальник остается в замешательстве: вроде бы человек не соответствует должности, но уволить его нельзя, и заменить некем. Что ж, хотя бы предупрежден — а значит, вооружен!
Тесты-опросники для изучения психологических качеств
О-о-очень широкий пласт методик, при желании можно тестировать сотрудников хоть каждый день. Приведем самые распространенные тесты на самые разные темы.
1. Диагностика самоэффективности Маддукса и Шеера. Личная эффективность — модный термин. Каждый руководитель хочет видеть своих сотрудников прокачанными и успешными. Как следует из названия, человек должен сам определить степень личной эффективности, таланты и способности, а главное — понять, правильно ли он их реализует.
Даются 23 утверждения, которые сотрудник оценивает по 11-балльной шкале. Например, “одна из моих проблем — откладывание дел до последнего, так называемая прокрастинация”. Или: “Я редко достигаю поставленных целей”. Или: “Если я задаюсь целью, буду идти к ней до конца, как танк”. Если полностью согласен, ставит 5+, если категорически нет ни при каких обстоятельствах — 5-.
2. Диагностика агрессии Басса-Дарки. Обозленный на белый свет сотрудник — как бомба замедленного действия, не знаешь, когда рванет. Кого ударит взрывной волной — вас, коллег, ни в чем не повинных клиентов? Поэтому так важно выявить проявления агрессии и дать человеку шанс с ними справиться.
Тест позволяет выявить разные виды агрессии: физическую и вербальную, прямую и непрямую, активную и пассивную. Если сотрудник оскорбляет коллег — это прямая вербальная агрессия. Если сидит в своем уголке и злобится на весь белый свет — непрямая и пассивная. Мы уже писали о токсичных сотрудниках: большинство из них — эти самые агрессоры. Кстати, обида и чувство вины — тоже агрессия, только направленная на самого себя.
3. Тест Гилфорда на измерение социального интеллекта.
4. Определение мотивации к успеху Т. Элерса. Насколько сотрудник стремится к достижению цели, решению рабочих задач, способен ли проявить креативность или пассивно плывет по течению? Вы узнаете, чего не хватает каждому подчиненному и придумаете, как замотивировать работника.
Плюсы опросников:
- если вам важен психологический климат в коллективе, результаты тестов помогут понять особенности личности каждого сотрудника;
- кто владеет информацией — тот владеет миром. А в ваших руках — вся информация о каждом, грамотно распорядитесь ей!
Минусы опросников:
- многие тесты достаточно стандартны. Возможно, сотрудники уже проходили их на прежнем месте работы или в процессе обучения;
- можно предугадать желаемые ответы — написать не то, что человек думает на самом деле, а то, что понравится руководителю.
Проективные тесты
Тут уж результаты не подделаешь: проективные тесты вообще не предполагают правильных решений. Собственно, в них даже вопросов нет: испытуемому предлагается нарисовать рисунок, выбрать один из цветов или картинок, рассмотреть рисунки и рассказать, что он видит на них. Это чистой воды психология: интерпретировать результаты теста под силу только специалисту. Да и то каждый из них выдаст свою точку зрения.
1. “Дом, дерево, человек”. Самая простая методика, которую дают еще детям в начальной школе. Человек должен нарисовать на листе бумаги дом, дерево и человека (обычно каждый рисует себя). Никаких рамок нет — каждый рисует, как хочет. Единственное — скажите, что нужно как можно подробнее прорисовать все детали каждого предмета.
Интерпретаций может быть множество. Например, если дом и дерево большие, а человечка едва видно, — он наверняка чувствует себя одиноким в огромном мире. Если рисунок смещен в верхнюю часть листа — человек склонен к мечтаниям, фантазиям, нетвердо стоит на земле. Большое значение имеет четкость линий, избыток или недостаток деталей и даже погода, отраженная в рисунке.
2. “Нарисуйте свою работу”. Похожий тест, только более приближенный к деловым реалиям. Каждый человек нарисует свое: кто-то будет стоять в окружении коллег и партнеров, кто-то работать за компьютером в одиночестве.
3. Тест Роршаха. Знаменитые чернильные пятна, в которых люди видят танцующих бабочек, летучих мышей, обнаженных женщин и прочие немыслимые вещи. Считается, что тест помогает выявить психические отклонения, творческие способности и страхи личности.
4. Цветовой тест Люшера. Помогает определить текущее эмоциональное состояние человека — пройденный в разные дни, тест показывает различные результаты. Суть проста: дается несколько карточек с изображением оттенков цветов, и человеку предлагается выбрать, какой из них ему больше нравится в данный момент. Из оставшихся цветов нужно выбрать еще один — и так до тех пор, пока не останется одна карточка.
Казалось бы, вы просто выбираете цвета, но тест дает в итоге удивительно точную оценку эмоционального состояния, описывая то, что вы чувствуете прямо сейчас. В этом и есть сила проективных методик, которые заглядывают в самую душу, в ваше подсознание.
Плюсы проективных тестов:
- они необычны, помогают заинтересовать испытуемых;
- дают удивительные результаты;
- их невозможно подделать.
Минусы проективных методик:
- расшифровать результаты сможет только психолог. Обратитесь к специалисту за помощью.
Деловые игры
Относительно новый вид тестирования, который широко применяется в тимбилдинге, командном обучении и различных тренингах и мастер-классах по сплочению сотрудников. Метод строится на моделировании конкретной ситуации, из которой команда должна найти выход. Можно наглядно увидеть, как поведет себя сотрудник в стрессовой ситуации, какие качества проявит, как решит проблему. Помните передачу “Последний герой”? Что-то типа такого, только понарошку.
Например, игра “Необитаемый остров”. Сотрудники делятся на две группы. Первая по легенде потерпела бедствие и теперь отсиживается на необитаемом острове. У них есть запасы еды и питья, все необходимое для жизни, но нет корабля. А на острове просыпается вулкан — скоро грядет извержение. И тут к острову приплывает лайнер. Вторая группа сотрудников — команда этого лайнера. Первые должны всеми путями уговорить вторых взять их на борт. Кто-то предлагает подарки и деньги, кто-то — услуги, кто-то — себя как хорошего матроса. Руководитель наблюдает и делает выводы: смогут ли первые продать себя, снять возражения, предложить скидки и бонусы? Много ли надо вторым, чтобы пойти на уступки? Так раскрываются человеческие характеры, личные и профессиональные качества.
Плюсы деловых игр:
- работают на сплочение команды;
- позволяют оценить вклад и участие каждого сотрудника;
- можно провести самостоятельно, не прибегая к услугам коуча или тренера.
Минусы метода:
- не все соглашаются участвовать, придется уговаривать.
Где найти подходящие тесты?
На порталах, посвященных психологии, hh-сайтах. Классические тесты — это набор вопросов, картинок, матриц, которые нельзя менять местами, заменять своими словами и так далее. Ни в коем случае не скачивайте вопросы с развлекательных порталов: достаточно одной ошибки — и результат будет недостоверен. И уж, конечно, не берите примитивные тесты из соцсетей, оставим их девочкам-подросткам.
Чтобы тестирование показало наиболее верный результат, психологи советуют повторить его через некоторое время. Если ответы будут схожими — значит, сотрудник отвечал честно (это не касается проективных методик, где многое зависит от текущего эмоционального состояния). Если вы приняли определенные меры (постарались замотивировать работника, решить его проблемы, направить на обучение, сплотить команду) и результаты стали лучше — поздравляем, вы показали себя грамотным и умным руководителем. Не останавливайтесь на достигнутом, меняйте команду и жизнь отдельных сотрудников к лучшему. Удачи!
www.insales.ru
Психометрические тесты для оценки персонала в 2019 году
Задать вопрос эксперту ClubTK Вход/регистрация рубрики- Актуально
- Анонсы
- Архивное хранение
- Больничные
- Бухгалтерия в кадрах
- Военнослужащие
- Воинский учет
- Гарантии и компенсации
- Госслужба
- Делопроизводство
- Договоры
- Документооборот
- Должностные инструкции
clubtk.ru
Тестирование + оценка — Кадровый резерв
Тестирование персонала
Какие тесты чаще всего применяются при тестировании персонала?
Психологические тесты, применяемые при приеме на работу, подбираются в зависимости от требований к данному сотруднику как профессионалу, как члену коллектива, как руководителю и т.д. Предлагаются как бланковые, так и компьютерные варианты предъявления тестов. К сожалению, менеджеры по кадрам и руководители фирм не всегда используют надежные, профессиональные методики, заимствуя их где попало, чуть ли не из женских журналов. Но грамотный руководитель старается доверить эту работу профессиональному психологу или менеджеру по персоналу с психологическим образованием.
Для каждой вакансии составляется свой набор (батарея) тестов, соответствующий основным компетенциям сотрудника. Грамотный управленец или менеджер по персоналу обязательно имеет систему разработанных критериев отбора кандидатов на каждую вакансию.
Например, для бухгалтера важно быть ответственным, внимательным, уметь работать с большими объемами информации, обладать хорошей памятью на цифры, высокой помехоустойчивостью и работоспособностью. Учитывая тот момент, что в бухгалтерии работают в основном женщины, руководитель может обратить особое внимание на умение бесконфликтно сосуществовать в женском коллективе.
Для линейного менеджера важен достаточно высокий уровень интеллекта, способность к стратегическому мышлению и анализу, гибкость поведения, способность принимать решения и брать на себя ответственность за них, умение общаться с клиентами и руководить подчиненными.
Дизайнер рекламного агентства должен продуцировать нестандартные идеи, иметь богатую фантазию, уметь продуктивно и самостоятельно работать, выдерживать авралы и гибко подходить к требованиям клиентов.
Основные компетенции для каждой позиции определяются менеджером, по персоналу и руководителями разных уровней.
Если у Вас появились вопросы или требуется консультация, звоните:
Условно можно разделить тесты на несколько категорий:
1. Интеллектуальные тесты
Предназначены для выяснения уровня интеллекта и образования кандидата. Могут использоваться как тесты общего интеллекта, так и специальные, направленные на различные разновидности интеллекта.
Например, для преподавателя, переводчика, специалиста по связям с общественностью и даже для секретаря, важно обладать развитым вербальным интеллектом, то есть:
* хорошо владеть родным языком,
* уметь логично и грамотно изъясняться,
* обладать большим словарным запасом,
* точно понимать высказывания партнера и т.д.
Для коммерческого директора и маркетолога необходим высокий уровень аналитического мышления (умение анализировать и систематизировать большие объемы информации).
Дизайнер и художник должен обладать пространственным мышлением и уметь решать нестандартные творческие задачи.
Тесты на внимание и память могут быть включены в тест интеллекта, либо даваться отдельно, если эти навыки профессионально важны. Можно тестировать различные виды памяти, измерять ее объем и продуктивность запоминания.
2. Личностные тесты
Предназначены для выявления личностных особенностей, черт характера. Набор выявляемых качеств зависит от теоретической концепции, положенной в основу теста. Как правило, они описывают поведенческие особенности человека, его социальные навыки, способность к адаптации и многое другое. Эти тесты могут выявлять уровень выраженности каждой характеристики (например, тест Кеттелла) или по совокупности данных относить человека к тому или иному типу (например, тест Майерс Бригс). Существуют как комплексные тесты, описывающие личность в целом, так и тесты на какое-либо определенное качество (например, тесты на способность к самоконтролю, способ принятия решений, агрессию и др.). Некоторые тесты предназначены для выявления патологий характера и личностного развития (например, ММРI).
Особо можно выделить тесты на выявление уровня мотивации (хочет ли человек реально работать или учиться, что может усилить его желание и сподвигнуть на реальные действия) и ценностные ориентации.
Изредка используются проективные тест, например, кандидата просят нарисовать что-либо или проинтерпретировать картинку или фотографию. Такие тесты трудоёмки при обработке, но дают достаточно надежную информацию о кандидате при умелом с ними обращении.
3. Тесты межличностных отношений
Эти тесты выявляют стиль общения с людьми, конфликтность, способность идти на компромиссы, приходить на помощь другим, навыки общения в различных ситуациях. Тестам на конфликтность, как правило, уделяется особое внимание, поскольку сложные отношения в коллективе могут отнимать до 100% рабочего времени, в чем работодатель, конечно же, не заинтересован. Сюда же можно отнести тесты на выявление стиля руководства или лидерства.
Вопрос применять ли психологические тесты при приеме кандидатов на работу обсуждается давно и по-прежнему основывается на личном выборе руководителя. Причем, решение зачастую основывается на предрассудках и предубеждениях в большей степени, чем на реальном знании вопроса: зачем это нужно и что это дает.
4. Профессиональные тесты.
Предназначены для выяснения уровня профессиональных знаний кандидата.
Ка
hr-agent.ru
Тесты при приеме на работу
Отбор кандидатов на вакантные должности ведётся специалистами по специально разработанным методикам. Тесты на собеседовании стали обычным этапом при подборе персонала. Соискатели стараются найти верные ответы, чтобы получить работу. Но не во всех случаях можно заранее подготовиться к такому заданию.
Назначение тестов
Данная форма испытаний позволяет быстро исследовать качества множества кандидатов и сравнить их между собой. Тест при приёме на работу позволяет достичь нескольких целей:
- исключить влияния личных симпатий или негативного отношения рекрутера;
- отсеять кандидатов, точно не подходящих для работы;
- отобрать людей, наиболее подходящих для конкретных задач по своему психологическому складу.
В некоторых случаях подобные задания обязательны. Например, тест при приёме на госслужбу предназначен для изучения уровня знаний гражданина о действующем законодательстве.
Выявляемые параметры
Тестирование сотрудников позволяет:
- получить информацию об уровне знаний в конкретной области;
- составить представление об интеллектуальном развитии;
- составить психологический портрет кандидата;
- установить, есть ли у человека лидерские качества;
- узнать мотивацию и жизненные приоритеты;
- выяснить, способен ли человек быстро принимать адекватные решения в нестандартных ситуациях.
Плюсы и минусы методики
Главное преимущество тестирования – получение объективной оценки знаний человека, его личностных качеств, способности решать практические задачи при ограниченном количестве времени. По результатам испытаний HR-специалист оперирует не субъективными впечатлениями, а численными показателями, что позволяет сравнить разных кандидатов.
Выделяется несколько отрицательных моментов при использовании рассматриваемого метода отбора:
- Сфера использования ограничена. Тесты на собеседовании целесообразно использовать при приёме на работу сотрудника с чётким перечнем компетенций. Подобные позиции характерны для крупных организаций, где обязанности разделены между подразделениями. В небольших компаниях формальный отбор скорее повредит.
- Результаты могут искажаться. Многие задания, используемые для тестирования при приёме на работу, есть в интернете.
- Сложность интерпретации. Руководитель хочет получить универсальный ответ на вопрос, стоит ли брать человека на работу. Для кадровика положительные результаты будут безусловным преимуществом кандидата, а отрицательные – основанием для отказа.
Например, психологические тесты при приёме на работу не могут учитывать всех факторов окружающей среды и личности человека. Сотрудник взаимодействует с коллегами, родственниками и это влияет на его поведение в дальнейшем.
- Не все специалисты согласны пройти вербальный тест или иное испытание, не касающееся их знаний и опыта по профессии. Опытные соискатели согласятся тратить время на многоступенчатый отбор, если в перспективе они получат хорошо оплачиваемую работу в известной компании.
Как проводится тестирование
Человека приглашают на очередной этап собеседования, выдают анкету, лист с заданиями, объясняют правила работы с тестом. Кандидат на должность отвечает на вопросы сразу, после чего сдаёт работу. Специалист по персоналу следит за ходом выполнения теста.
Если позволяет место, используется компьютерная техника. Для тестирования используется специальная программа, куда загружаются задания. Соискатель выбирает варианты ответов, вводит их в компьютер. Результат сохраняется в программе.
Категории тестов при приеме на работу
Исследования делятся по предмету исследования. Тесты могут быть направлены на изучение личности человека, склада его мышления.
Другие задания предназначены для изучения профессиональных навыков. Например, тест на знание функций эксель позволит избежать ситуации, когда человек уже оформлен в качестве работника, но нуждается в прохождении дополнительного обучения.
Психологические личностные
Цель рассматриваемых заданий – проверить мотивацию человека, изучить стиль его поведения. При найме руководителей высшего или среднего звена используется Профессиональный личностный опросник. Результаты укажут на модель поведения кандидата, стиль его работы с подчинёнными и позволят понять, стоит ли брать такого начальника в команду.
Для работы в Министерстве внутренних дел человек обязательно проходит подобное испытание. Необходимо исключить лиц, склонных к суициду, депрессивным расстройствам, сильно подверженным влиянию других людей. Работа психолога заключается также в том, чтобы не допустить к работе людей с мотивацией к коррупции.
Самый популярный тест – 16 личностных факторов Кетелла. Человеку задают более 180 вопросов, ответ выбирается из 3 вариантов. На основании исследования можно сделать вывод о личности кандидата. Например, можно выявить человека с завышенным самомнением, зависимостью от мнения окружающих, слишком доверчивого и т.д.
Психологические тесты при приёме на работу позволяют отсеять людей, которые не смогут ужиться в коллективе. Взаимопонимание в команде, атмосфера среди сотрудников имеет такое же значение, как размер вознаграждения.
Логические интеллектуальные
- Примером такого теста является задание Амтхауэра. В последовательности слов нужно установить отсутствие или наличие какого-либо признака. Это вербальный тест, в ходе которого кандидат анализирует текст и логически его осмысливает.
- Более сложные тесты Айзенка. Кандидаты на должность должны дополнять логические ряды слов и чисел.
- Типичным примером логического испытания является тест на IQ. Человеку необходимо продолжить ряд, исключить лишнее и т.д.
Логические тесты используются при приеме на работу людей, которым нужно быстро принимать решения в условиях недостаточной информации.
На внимательность
Тесты на внимательность позволяют отсеять при отборе людей, которые не могут быстро найти необходимую информацию в документе. Навык необходим, если сотрудник будет работать с отчётностью, большими объёмами данных.
Такой тест используется при приёме на работу бухгалтера. В рамках задания необходимо найти в наборе букв слова или выявить ошибки в готовом документе. На выполнение отводится ограниченное количество времени.
Математические числовые
При приёме на работу числовые тесты позволяют изучить способности человека к анализу цифровых показателей и принять верное решение без калькулятора или специальных программ. Математические тесты используются при приёме на работу инженеров снабжения, экономистов, бухгалтеров и др.
Подобное испытание проходят при приёме в Сбербанк. Кандидаты вычисляют доходность, ставки кредитов, проценты и т.д.
На стрессоустойчивость
Соискателю на должность дают ряд заданий, которые касаются проявления эмоций в разных жизненных ситуациях. Например, раздражается ли человек в ответ на критику со стороны коллег.
Чаще вместо теста на стрессоустойчивость используется жёсткое интервью или деловая игра. Создаётся конфликтная ситуация, которая может возникнуть в ходе работы. HR-специалист изучает, как кандидат реагирует на раздражители.
Технические
Для работы на некоторых должностях необходимо понимание техники. Обычно это касается инженерных специальностей или вакансий менеджеров, которые работают с аппаратурой.
Характерным примером является тест Беннета. Человеку дают несколько задач с вариантами ответа. Каждая касается функционирования простого механизма. Человеку нужно быстро сообразить, как будет себя вести система в определённых условиях.
Языковые
Некоторые должности требуют владения определённым языком. Например, при отборе людей на государственную службу обязательно проводится тест на знание русского.
В крупных компаниях тестируют словесные навыки в области иностранных языков. На начальных этапах отбора кандидатов нет ресурсов, чтобы проверить знания каждого человека в отдельности.
Подготовка к тестированию
Основной проблемой человека является время и невозможность сосредоточиться. Перед испытанием нужно отдохнуть и собраться.
Подготовится к конкретному вербальному или числовому тесту нельзя. Существует множество вариантов заданий, и нет смысла заучивать верные ответы на каждое.
Тестирование на профпригодность полностью зависит от навыков и опыта человека. Перед собеседованием целесообразно изучить профильные форумы, где разбираются проблемы людей конкретной профессии. Задания наверняка будут касаться типичных и нестандартных ситуаций.
Как успешно пройти
Главный метод подготовки – тренировки. Следует ходить на собеседования, проходить испытания и интересоваться результатами. Особенно это касается теста на вербальные способности. Чем чаще кандидат решает задачи, тем лучше у него будет получаться.
Стоит поискать типовые тесты с ответами, используемые при приёме на работу, и изучить их. Лишь некоторые компании представляют свои собственные задачи на собеседовании. Это крупные организации или международные корпорации, где есть потребность во множестве сотрудников конкретного уровня.
Поиск вариантов, как пройти психолога, характерен для желающих работать в полиции. Тесты в силовом ведомстве имеют многоступенчатый характер, подготовиться к ним со стопроцентной гарантией сложно.
Результаты тестирования
К каждому тесту есть ключ. Специалист сверит показатели испытуемого с таблицей и делает вывод.
Большая проблема – интерпретация результатов. При приёме на работу вербальные тесты покажут не столько умственные способности, сколько готовность человека решать логические задачи в определённый момент. Не стоит, например, проверять таким способом способности главбуха. Лучше протестировать знания кандидата по профильным проблемам.
Также психологические тесты при приёме на работу должны расшифровываться специалистом с профильным образованием. Если поручить это кадровику, результат может быть интерпретирован неверно.
Некоторые обязанности требуют усидчивости и внимательности, а не значительных интеллектуальных способностей. Поэтому нет необходимости тестировать каждого работника при приёме на работу.
trud.guru
Психологическая диагностика персонала — Кадровое агентство Казани «Бизнес и Карьера»
Как показывает практика, при приеме на работу, а часто уже начав работать, выясняется, что кандидат/сотрудник не соответствует уровню занимаемой должности или требуемой квалификации. Стиль, манеры поведения, психологические свойства личности трудоустроенного также могут вызвать негативный отклик у работодателя, персонала компании.
А ведь оценить профессиональные компетенции, личностные качества работника можно еще до приема на работу, используя различные методики интервью, а также тесты или батареи тестов. В практике нашего Агентства тестирование часто используется для подтверждения результатов проведенного интервью (собеседования). Это помогает получать подробные, достоверные данные о кандидатах, увидеть полную и ясную картину, иллюстрирующую их профессиональные возможности с точки зрения психологических особенностей личности. При этом правильно подобранные методика и батарея тестов позволяют значительно повысить качество результата, получаемого в ходе тестовых процедур.
Применяя на предприятиях аттестационные методики, основанные в том числе и на тестировании, можно добиться бОльших показателей производительности труда, роста интеллектуального и профессионального уровня сотрудников, а следовательно, повышения общей результативности работы компании, что обязательно уменьшит текучесть кадров.
Кадровое агентство «Бизнес и Карьера» готово оказать услуги в проведении психологической диагностики персонала вашей организации (на основе тестовых методик, опросов и структурированного интервью) по направлениям:
- комплексный психологический портрет личности сотрудника;
- индивидуальные свойства личности сотрудников, влияющие на межличностные отношения в коллективе;
- профессиональные компетенции;
- трудовая мотивация.
Тесты диагностики, оценки персонала и кандидатов на вакансии
Ниже представлен ряд тестов, которые мы можем рекомендовать HR-специалистам для диагностики, оценки персонала и кандидатов на вакансии. Наша практика показывает, что эти тесты можно использовать не только по отдельности, для оценки каких-либо конкретных характеристик, свойств личности, но и в комплексе, для получения наиболее полного и детального представления о качествах испытуемого.
Данный комплекс тестов составлялся (на основе известных методик) нашими специалистами, в первую очередь, для внутрикорпоративного использования в процессе работы Агентства. В ходе редакции мы добавили в некоторые тесты дополнительные вопросы или утверждения, отчего качество получаемых результатов улучшилось.
Для удобства пользователей обработка результатов автоматизирована. Файлы представлены в виде zip-архивов размером не более 0,02 МБ.
ВЫ знаете, что СПОСОБНЫ на большее!
ВЫ СЧИТАЕТЕ, что пришло время что-то ИЗМЕНИТЬ в своей жизни!
ВЫ ХОТИТЕ РАСКРЫТЬ все свои профессиональные качества, но не знаете, как это сделать!
Кадровое агентство «Бизнес и Карьера» приглашает вас пройти психологическую диагностику.
Предлагаемые методики помогут раскрыть ваши потенциальные способности, умения, интересы, наклонности, индивидуальные особенности, структуру и уровень интеллекта, эмоциональное состояние и многое другое.
Также на ваш выбор предлагаются тесты, позволяющие выявить определенные свойства вашей нервной системы, ваши склонности к тому или иному роду деятельности и ориентировать при выборе профессии.
Это поможет вам лучше узнать себя, будет неплохой тренировкой перед отборочным собеседованием (тестированием) при приеме на работу, придаст уверенности в интервью с работодателем.
Особенно рекомендуем пройти диагностику тем, кому предстоит испытать на себе волнующие и ответственные моменты преодоления отборочных туров при трудоустройстве на конкурсной основе.
tarusexpert.ru
Тест-опросник оценки типа мотивации
ТЕСТ
Ф. И. О. оцениваемого | ___________________________________________ |
Должность | ___________________________________________ |
Подразделение | ___________________________________________ |
Дата заполнения | ___________________________________________ |
Инструкция
Внимательно прочитайте вопрос и все варианты ответов, которые для него приведены. В каждом вопросе есть примечание, сколько вариантов ответа Вы можете дать. Большинство вопросов требуют дать только один или два варианта ответа.
Если в таком вопросе Вы выбираете какой-то из приведенных вариантов, обведите кружком цифру, нумерующую этот ответ. Если ни один из вариантов Вас не устраивает, напишите Ваш ответ сами в поле «Другое».
Тестовое задание
1. Ваша позиция в организации: 1) управляющий; 2) служащий; 3) рабочий.
2. Ваш пол: 1) мужской; 2) женский.
3. Ваш возраст: ____ лет.
4. Как долго Вы работаете в данной организации? ____ лет / ____ месяцев.
5. Что Вы больше всего цените в своей работе? Дайте один или два ответа.
5.1. Что я в основном сам решаю, что и как мне делать.
5.2. Что она дает мне возможность проявить то, что я знаю и умею.
5.3. Что я чувствую себя полезным и нужным.
5.4. Что мне за нее относительно неплохо платят.
5.5. Особенно ничего не ценю, но эта работа мне хорошо знакома и привычна.
5.6. Другое: ____________________________________________________________
6. Какое выражение из нижеперечисленных Вам подходит более всего?
Дайте только один ответ.
6.1. Я могу обеспечить своим трудом себе и своей семье приличный доход.
6.2. В своей работе я полный хозяин.
6.3. У меня достаточно знаний и опыта, чтобы справиться с любыми трудностями в моей работе.
6.4. Я ценный, незаменимый для организации работник.
6.5. Я всегда выполняю то, что от меня требуют.
6.6. Другое: ____________________________________________________________
7. Как Вы предпочитаете работать?
Дайте один или два ответа.
7.1. Предпочитаю делать то, что знакомо, привычно.
7.2. Нужно, чтобы в работе постоянно появлялось что-то новое, чтобы не стоять на месте.
7.3. Чтобы было точно известно, что нужно сделать и что я за это получу.
7.4. Предпочитаю работать под полную личную ответственность.
7.5. Готов(а) делать все, что нужно для организации.
7.6. Другое: ____________________________________________________________
8. Допустим, что Вам предлагают другую работу в Вашей организации. При каких условиях Вы бы на это согласились?
Дайте один или два ответа.
8.1. Если предложат намного более высокую зарплату.
8.2. Если другая работа будет более творческой и интересной, чем нынешняя.
8.3. Если новая работа даст мне больше самостоятельности.
8.4. Если это очень нужно для организации.
8.5. Другое: ____________________________________________________________
8.6. При всех случаях я бы предпочел (предпочла) остаться на той работе, к которой привык (привыкла).
9. Попробуйте определить, что для Вас означает Ваш заработок?
Дайте один или два ответа.
9.1. Плата за время и усилия, потраченные на выполнение работы.
9.2. Это, прежде всего, плата за мои знания, квалификацию.
9.3. Плата за мой трудовой вклад в общие результаты деятельности организации.
9.4. Мне нужен гарантированный заработок – пусть небольшой, но чтобы он был.
9.5. Какой бы он ни был, я его заработал(а) сам(а).
9.6. Другое: ____________________________________________________________
10. Как Вы относитесь к перечисленным ниже источникам дохода?
Дайте ответ на каждой строке: поставьте галочку в той колонке, которая больше всего соответствует Вашему мнению.
№ | Мотиватор | Очень важно | Не очень важно | Совсем не важно |
10.1 | Заработная плата и премии, пенсии, стипендии | |||
10.2 | Доплаты за квалификацию | |||
10.3 | Доплаты за тяжелые и вредные условия | |||
10.4 | Социальные выплаты и льготы, пособия | |||
10.5 | Доходы от капитала, акций | |||
10.6 | Любые дополнительные приработки | |||
10.7 | Приработки, но не любые, а только по своей специальности | |||
10.8 | Доходы от личного хозяйства, дачного хозяйства | |||
10.9 | Выигрыш в лотерею, казино и пр. |
11. На каких принципах, по-Вашему, должны строиться отношения между работником и организацией? Дайте только один ответ.
11.1. Работник должен относиться к организации как к своему дому, отдавать ей все и вместе переживать трудности и подъемы. Организация должна соответственно оценивать преданность и труд работника.
11.2. Работник продает организации свой труд, и если ему не дают хорошую цену, он вправе найти другого покупателя.
11.3. Работник приходит в организацию для самореализации и относится к ней, как к месту реализации своих способностей. Организация должна обеспечивать работнику такую возможность, чтобы извлекать из этого выгоду для себя и на этой основе развиваться.
11.4. Работник тратит на организацию свои силы, а организация должна взамен гарантировать ему зарплату и социальные блага.
11.5. Другое: ____________________________________________________________
12. Как Вы считаете, почему в процессе работы люди проявляют инициативу, вносят различные предложения? Дайте один или два ответа.
12.1. Чувствуют особую ответственность за свою работу.
12.2. Из-за стремления реализовать свои знания и опыт, выйти за установленные работой рамки.
12.3. Чаще всего из-за желания улучшить работу своей организации.
12.4. Просто хотят выделиться или завоевать расположение начальства.
12.5. Хотят заработать, поскольку всякая полезная инициатива должна вознаграждаться.
12.6. Другое: ____________________________________________________________
13. Какое суждение о коллективной работе Вам ближе? Дайте один или два ответа.
13.1. Коллектив для меня очень важен, одному хороших результатов не добиться.
13.2. Предпочитаю работать автономно, но также чувствую себя хорошо, когда работаю вместе с интересными людьми.
13.3. Мне нужна свобода действий, а коллектив чаще всего эту свободу ограничивает.
13.4. Можно работать и в коллективе, но платить должны по личным результатам.
13.5. Мне нравится работать в коллективе, так как там я среди своих.
13.6. Другое: ____________________________________________________________
14. Представьте, что у Вас появился шанс стать владельцем Вашей организации. Воспользуетесь ли Вы этой возможностью? Дайте один или два ответа.
14.1. Да, так как я смогу участвовать в управлении организацией.
14.2. Да, потому что это может увеличить мой доход.
14.3. Да, так как настоящий работник должен быть совладельцем.
14.4. Вряд ли: на заработке это не скажется, участие в управлении меня не интересует, а работе это помешает.
14.5. Нет, не нужны мне лишние заботы.
14.6. Другое: ____________________________________________________________
15. Представьте, что Вы сейчас ищете работу. Вам предлагают несколько работ. Какую из них Вы выберете? Дайте один или два ответа.
15.1. Наиболее интересную, творческую.
15.2. Наиболее самостоятельную, независимую.
15.3. За которую больше платят.
15.4. Чтобы за не слишком большие деньги не требовалось особенно надрываться.
15.5. Не могу представить, что я уйду из нашей организации.
15.6. Другое: ____________________________________________________________
16. Что Вы прежде всего учитываете, когда оцениваете успехи другого работника в Вашей организации? Дайте один или два ответа.
16.1. Его зарплату, доходы, материальное положение.
16.2. Уровень его профессионализма, квалификации.
16.3. Насколько хорошо он устроился.
16.4. Насколько его уважают в организации.
16.5. Насколько он самостоятелен, независим.
16.6. Другое: ____________________________________________________________
17. Если положение в Вашей организации ухудшится, на какие перемены в Вашей работе и положении Вы согласитесь ради того, чтобы остаться на работе? Можете дать любое число ответов.
17.1. Освоить новую профессию.
17.2. Работать неполный рабочий день или перейти на менее квалифицированную работу и меньше получать.
17.3. Перейти на менее удобный режим работы.
17.4. Работать более интенсивно.
17.5. Соглашусь просто терпеть потому, что деваться некуда.
17.6. Другое: ____________________________________________________________
17.7. Скорее всего, я просто уйду из организации.
18.1. Если Вы руководитель, то что Вас привлекает в этой должности больше всего? Дайте один или два ответа.
18.1.1. Возможность принимать самостоятельные, ответственные решения.
18.1.2. Возможность принести наибольшую пользу организации.
18.1.3. Высокий уровень оплаты.
18.1.4. Возможность организовывать работу других людей.
18.1.5. Возможность наилучшим образом применить свои знания и умения.
18.1.6. Другое: ____________________________________________________________
18.1.7. Ничего особенно не привлекает, за положение руководителя не держусь.
18.2. Если Вы не являетесь руководителем, то хотели бы Вы им стать? Дайте один или два ответа.
18.2.1. Да, поскольку это даст возможность принимать самостоятельные, ответственные решения.
18.2.2. Не против, если нужно для пользы дела.
18.2.3. Да, так как при этом я смогу лучше применить свои знания и умения.
18.2.4. Да, если это будет должным образом оплачиваться.
18.2.5. Нет, профессионал может отвечать только за самого себя.
18.2.6. Нет, руководство меня не привлекает, а хорошо заработать я могу и на своем месте.
18.2.7. Да, чем я хуже других?
18.2.8. Нет, это слишком большая нагрузка для меня.
18.2.9. Другое: ____________________________________________________________
Спасибо!
Ключ к тесту оценки типа мотивации
Вопрос 10.1 позволит понять отношение сотрудника к деньгам и даст общую характеристику, однако он не выявляет тип мотивации. Соответственно, при идентификации типов трудовой мотивации данный пункт в ключе отсутствует
Описание
Тест-опросник для оценки типа мотивации выявляет существующие как самые эффективные, так и наименее желательные методы стимулирования индивидуально для каждого сотрудника. А также раскрывает способы самомотивации самих сотрудников.
Тест проясняет, чем именно привлекает данная работа, какие плюсы она дает сотруднику сейчас и какие он может получить в дальнейшем для получения удовлетворения от самой работы и лучшей самореализации.
Тест позволяет выявить пять типов мотивации:
СТ – нечестолюбивый тип, «странник»;
ИН – инструментальный тип, «инструментал»;
ПР – профессиональный тип, «профессионал»;
ПА – патриотический тип, «патриот»;
ХО – хозяйский тип, «хозяин».
Обработка результатов
Тестовый вопросник состоит из 18 вопросов и содержит блоки:
- «Паспортичка» (вопросы 1–4).
- Отношение сотрудника к своей работе, работа как деятельность (вопросы 5–8).
- Отношение сотрудника к заработной плате (вопросы 9–10).
- Сотрудник и организация, коллектив (вопросы 11, 13).
- Сотрудник и совладение организацией (вопрос 14).
- Сотрудник и занимаемая им должность (вопросы 12, 15–18).
Ручная обработка данных теста осуществляется с помощью специальной таблицы идентификации типов трудовой мотивации по ответам респондентов (таблица1).
Обработка результатов проводится в два этапа. На первом этапе обрабатывается каждая заполненная анкета и производится расчет индивидуального мотивационного профиля опрашиваемого.
Рассматривая поочередно вариант ответа на каждый вопрос, определите по ключевой таблице тип мотивации. Он может быть единственным для этого варианта, но есть варианты ответов, которым соответствует несколько типов мотивации.
Есть и такие варианты, которым не соответствует ни один тип мотивации, например, вопрос 10.1 не имеет соответствующего типа мотивации ни при каком варианте ответа.
Проставьте рядом с вариантом ответа код соответствующего ему типа или типов мотивации, руководствуясь следующими примерами:
Вопрос 5
Даны варианты ответов:
2 – по таблице определяем тип мотивации и проставляем его – ПР;
3 – по таблице определяем тип мотивации и проставляем его – ПА.
Вопрос 7
Дан только один вариант ответа:
2 – по таблице определяем тип мотивации и проставляем его – ПР.
Вопрос 10.5
Дан вариант ответа:
3 – по таблице определяем, что этому варианту соответствует четыре типа мотивации, и проставляем их: ИН, ПР, ПА, СТ.
Вопрос 11
Ни один вариант не выбран. Ничего не проставляем.
Вопрос 17
Выбраны варианты:
1 – соответствует три типа мотивации – ПР, ПА, ХО;
2 – тоже три типа мотивации – ПА, ХО, СТ;
5 – соответствует два типа – ПА, СТ.
Ключ к тесту
Таблица 1. Идентификация типов трудовой мотивации
Вопросы | Типы трудовой мотивации, идентифицируемые соответствующими вариантами (номерами) ответов | ||||
ИН | ПР | ПА | ХО | СТ | |
5 | 4 | 2 | 3 | 1 | 5 |
6 | 1 | 3 | 4 | 2 | 5 |
7 | 3 | 2 | 5 | 4 | 1 |
8 | 1 | 2 | 4 | 3 | 5 |
9 | 1 | 2 | 3 | 5 | 4 |
10.2 | 1 | 1 | 3 | 3 | – |
10.3 | 1 | 3 | 3 | – | 1 |
10.4 | – | 3 | – | – | 1 |
10.5 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 |
10.6 | 1 | – | 3 | – | 1 |
10.7 | 1 | 1 | – | 3 | 3 |
10.8 | – | – | – | 1 | – |
10.9 | 3 | 3 | – | – | 1 |
11 | 2 | 3 | 1 | 1 | 4 |
12 | 5 | 2 | 3 | 1 | 4 |
13 | 4 | 2 | 1 | 3 | 5 |
14 | 2 | 4 | 1 | 3,1 | 5 |
15 | 3 | 1 | 5 | 2 | 4 |
16 | 1 | 2 | 4 | 5 | 3 |
17 | 4,7 | 1,4,7 | 1,2,4,5 | 1,2,4 | 2,5 |
18.1 | 3,7 | 5 | 2 | 1 | 4 |
18.2 | 4,6 | 3,5 | 2 | 1,3 | 7,8 |
Проставив коды мотивации для всех вопросов и вариантов ответов, подсчитайте, сколько раз встречается код каждого типа и заполните прямо на анкете табличку, например: СТ – семь раз; ИН – четыре раза; ПР – два раза; ПА – восемь раз; ХО – один раз.
Затем подсчитайте количество данных ответов. Напомним, что по многим вопросам респондент может дать не один, а два ответа (а на вопрос 17 и большее количество), а также то, что в каких-то вопросах он может выбрать вариант «другое» или вообще отказаться отвечать.
Проставьте количество ответов на анкете. Затем набранные респондентом суммарные баллы по каждому из пяти типов трудовой мотивации разделите на общее число данных ответов.
В итоге получается структура трудовой мотивации опрошенного по данному тесту, выраженная коэффициентами (индексами мотивации), меньшими единицы.
Для прикладных задач бывает полезно превратить эти коэффициенты в ранги (от 1 до 5), которые показывают, какие типы мотивации преобладают у данного человека, а какие мало представлены в его мотивационной структуре.
Ранг 1 означает, что данный тип мотивации преобладает (на первом месте), ранг 5 – что данный тип мотивации на последнем месте. Если индексы двух типов мотивации равны, то эти типы получают одинаковый ранг.
В результате таблица на анкете дополнится индексами и рангами и примет, например, такой вид: Ответов – 31
Тип мотивации | Количество ответов | Индекс | Ранг |
СТ | 2 | 0,065 | 5 |
ИН | 4 | 0,129 | 4 |
ПР | 9 | 0,290 | 1 |
ПА | 5 | 0,161 | 3 |
ХО | 7 | 0,226 | 2 |
На втором этапе производится статистическая обработка ответов.
Ее можно проводить для каждой группы по каждому классификационному признаку отдельно и для всего коллектива.
Шаг 1. Выберите анкеты, соответствующие интересующей вас группе. Просуммируйте индексы каждого типа мотивации всех анкет и разделите результат на количество анкет в группе. Вы получите средний по группе индекс данного типа мотивации.
Проделав это для каждого типа мотивации, вы получите таблицу средних индексов. Например, группа «женщины»: ИН – 0,1632, ПР – 0,3294, ПА – 0,2172, ХО – 0,0636, СТ – 0,1937.
Шаг 2. Подсчитайте, в скольких анкетах каждый тип мотивации имеет ранг 1. Полученные числа разделите на количество анкет.
Шаг 3. Подсчитайте, в скольких анкетах каждый тип мотивации имеет ранг 1 или 2. Полученные числа также разделите на количество анкет.
В результате второго и третьего шагов вы получите структуру преобладающих типов мотивации. Например:
ИН | ПР | ПА | ХО | СТ | |
На первом месте | 13,3 | 46,7 | 33,3 | 6,7 | 6,7 |
На первом или втором месте | 33,3 | 73,3 | 46,7 | 26,7 | 40,0 |
Средние индексы стимулирования по группе или средние ранги мотивационных типов показывают, какие типы форм стимулирования применимы, нейтральны или запрещены для данной группы.
Результат последнего расчета показывает, какие методы стимулирования не являются доминирующими (они находятся на втором месте, но зато встречаются часто) и могут проявиться при неадекватном стимулировании.
Определение соответствующих результатам форм стимулирования производится на основании таблицы 2.
Интерпретация результатов
Таблица 2. Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования
Формы стимулирования | Тип мотивации | ||||
Инструментал | Профессионал | Патриот | Хозяин | Странник | |
Негативные | Нейтральна | Запрещена | Применима | Запрещена | Базовая |
Денежные | Базовая | Применима | Нейтральна | Применима | Нейтральна |
Натуральные | Применима | Нейтральна | Применима | Нейтральна | Базовая |
Моральные | Запрещена | Применима | Базовая | Нейтральна | Нейтральна |
Патернализм | Запрещена | Запрещена | Применима | Запрещена | Базовая |
Организационные | Нейтральна | Базовая | Нейтральна | Применима | Запрещена |
Участие в управлении | Нейтральна | Применима | Применима | Базовая | Запрещена |
Методы стимулирования, формы мотивации
Негативные – неудовольствие, наказания, угроза потери работы.
Денежные – заработная плата, включая все виды премий и надбавок.
Натуральные – покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.
Моральные – грамоты, награды, доска почета и пр.
Патернализм (забота о сотруднике) – дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.
Организационные – условия работы, ее содержание и организация. Привлечение к совладению и участию в управлении.
Примечание:
«Базовая» – наиболее действенная форма стимулирования.
«Применима» – может быть использована.
«Нейтральная» – не окажет никакого воздействия.
«Запрещена» – недопустима к применению.
Например, для приведенных данных видно, что преобладают типы мотивации «профессиональный» (на первом месте) и «патриотический» (на втором месте).
Следовательно, стимулирование должно базироваться на моральных и организационных формах стимулирования; применимыми являются денежные, натуральные формы и участие в собственности. Негативные формы и патернализм запрещены.
Если при определении форм стимулирования возникает противоречие, необходимо учитывать вес (т. е. индекс) типов мотивации и структуру преобладающих типов по первому–второму месту.
hr-portal.ru
Как тестировать сотрудников дистанционно: советы экспертов | HR-elearning
Как определить лучшего из сотни кандидатов на должность? Как измерить уровень знаний сотрудников после обучения? Как провести аттестацию? Большинство российских компаний для этих целей используют тестирование. И если раньше в ходу были типовые бумажные вопросники, то теперь их вытесняют электронные тесты.
В этой статье вместе с экспертами по дистанционному обучению мы расскажем, что важно сделать перед тестированием, как собрать тест и провести точную «диагностику» персонала.
Шаг 1. Определите цели и задачи тестирования
Запуск тестирования условно можно представить в виде прямой:
Стартовая точка — поставить цель. Чего вы хотите добиться, проведя тестирование? Ответив на этот вопрос, вы поймете, когда лучше проводить срез знаний. Например:
- Перед обучением. К примеру, вы разрабатываете тренинг по лидерству для руководителей отделов. Тест определит фактическое положение дел: чего сотрудники не знают. Вооружитесь данными и составляйте тренинг.
Представьте себе ситуацию: руководитель отдела продаж говорит: «Мы теряем деньги из-за того, что менеджеры плохо отрабатывают первый звонок с клиентом. Задача: разработать курс, чтобы первые звонки стали более результативным.
«Прежде чем верстать электронный тренинг, нужно выявить моменты, в которых «плавают» сотрудники. Они могут просто не знать скрипт звонка. Проблема может быть и глубже: сотрудники не умеют обрабатывать возражения заказчика. Задача предстартового теста — обнаружить проблемные участки».
Владимир Раджапов
Руководитель направления по развитию дистанционного обучения компании «Академия АйТи»
- Сразу после обучения. Тест показывает, удалось ли попасть «точно в цель» — чему по факту вы обучили сотрудников.
- Спустя некоторое время после обучения. Тест показывает остаточные знания сотрудников. Сравните его результаты с показателями предварительного теста — что было «до» и что стало «после». Это отличный способ замерить пользу от тренинга.
«Согласно исследованию немецкого психолога Эббингауза, 90% знаний забудутся через три дня. Чтобы этого не произошло, нужно повторять материал подряд в течение 2-3 дней. Потому мои ученики проходят тестирование не сразу, а спустя полмесяца. За это время я два-три раза делаю рассылку с текстом «До начала теста осталось ххх дней». Это называется «запоминание через многократное повторение».
Юрий Пьянков
Бизнес-тренер
Задачи теста условно можно поделить на два типа:
- Для тестируемого. Сотрудник увидит свои ошибки, определит точки роста или пробелы в знаниях, наметит дальнейший путь развития (изменение поведения).
- Для разработчика. Измерить багаж знаний и навыков тестируемого. Это могут быть соискатели на новую должность или сотрудники, которые, например, прошли обучение. В первом случае тест покажет, стоит ли брать человека в штат. Во втором — чему нужно обучить персонал.
Итог шага 1: вы четко знаете, чего хотите достичь, запустив тестирование.
Шаг 2. Изучите целевую аудиторию
Еще один пункт из «школы очевидного», однако, без него никак. Ничего не зная о целевой аудитории (ЦА), вы вряд ли соберете качественный тест.
«К примеру, нужно проверить, насколько хорошо сотрудники работают в Excel. Средний возраст целевой аудитории — 55 лет. Для такой ЦА компьютер может оказаться «страшным зверем». Потому перед тестом разумно разместить слайд-инструкцию: как отвечать, на какие кнопки нажимать».
Владимир Раджапов
Руководитель направления по развитию дистанционного обучения компании «Академия АйТи»
Совет: чтобы оперативнее собрать всю информацию о целевой аудитории, обратитесь к внутреннему эксперту, который разбирается в теме. Обычно у него есть более-менее сложившийся образ ЦА.
Итоги шага 2: вы досконально изучили целевую аудиторию: пол, возраст, уровень владения ПК, глубину знаний по теме.
Шаг 3. Собираем материалы для теста
На данном этапе нужно проанализировать все теоретические и практические материалы по теме будущего теста. Это могут быть книги, лекции, презентации, видеоуроки или записи телефонных звонков, если, к примеру, вы должны протестировать сотрудников отдела продаж.
Основная задача — понять, какими навыками по теме должен обладать сотрудник. Это позволит сделать тест, который максимально точно просканирует аудиторию.
«Стоит также проконсультироваться с предметными экспертами. У них есть опыт и понимание сути темы. В связке с экспертом будет проще сформулировать вопросы, которые «просканируют» сотрудника на 100%».
Александр Лопарь
Эксперт e-Learning
Несколько советов, как работать с предметными экспертами
- Подготовьтесь. Заранее соберите максимальное количество информации по теме будущего теста. Ваша цель — хотя бы упрощенно понимать, чем занимается эксперт, чтобы быть с ним на одной волне.
- Составьте список вопросов. Лучше записать вопросы в блокнот или планшет. Во время разговора с экспертом эта шпаргалка не даст отклониться от темы.
- Разговаривайте уважительно. Внимательно слушайте и задавайте вопросы. Если эксперт поймет, что вы действительно переживаете за успешность проекта, то станет надежным соратником.
- Составьте график встреч. У экспертов, как правило, мало времени. Поэтому при первом разговоре лучше обменяться контактами, обсудить график последующих встреч, составить план действий.
Итоги шага 3: вы проанализировали всю информацию по теме будущего теста и заручились поддержкой надежного союзника — предметного эксперта.
Шаг 4. Соберите тест
Вы знаете цели и задачи проекта, целевую аудиторию, собрали весь материал по теме — пора писать вопросы! Занесите их в блокнот или сразу в конструктор тестов (о нём мы расскажем ниже). Главное — согласовать в дальнейшем каждую формулировку с предметным экспертом.
Обычно при составлении тестов используют стандартный арсенал оценочных вопросов:
- Верно/Неверно — определите, верно или ложно утверждение в вопросе. Это самый простой вариант задания.
- Одиночный выбор — выберите только один правильный ответ из нескольких вариантов. Это один из самых эффективных способов проверки знаний. У вопроса есть несколько возможных ответов. Правильный только один, а остальные — «ложные» — призваны отвлечь внимание.
- Множественный выбор — выберите правильные варианты из списка. Задания такого типа сложнее, чем «Одиночный выбор», т.к. заранее неизвестно, сколько должно быть правильных ответов. Такой тип вопроса побуждает тестируемого рассуждать. На него не получится ответить методом «тыка».
- Ввод строки — введите правильный ответ в текстовое поле. В таком вопросе нет подсказок. Чтобы ответить правильно, нужно действительно разбираться в теме.
- Порядок — расположите элементы в верной последовательности. Варианты: восстановить хронологию событий, расставить числа по возрастанию/убыванию.
- Ввод числа — введите число в поле для ответа. Как и в типе вопроса «Ввод строки», здесь нет никаких подсказок. Угадать правильный ответ невозможно.
- Вложенные ответы — выберите правильный вариант из выпадающего списка.
Скопируйте правило из электронного тренинга. Например: «Прочитайте правило по продажам и выберите один верный ответ из каждого выпадающего списка». Поставьте пропуски вместо некоторых слов. Пока тестируемый будет заполнять пробелы, он закрепит правило. - Банк слов — поместите слова из банка слов в пропуски в тексте. Тип вопроса, аналогичный «Вложенным ответам».
- Пропуски — заполните пропуски, встречающиеся в тексте. Усложненная версия «Вложенных ответов» и «Банка слов». Чтобы ответить, тестируемый должен хорошо помнить материал. Тут не угадаешь.
- Соответствие — соедините пары слов, фраз или изображений. Добавьте несколько лишних вариантов соответствия, чтобы усложнить вопрос.
Соответствия можно провести между: понятиями и определениями, текстом и изображением, списком авторов и цитатами, датами и событиями, списком понятий и их характеристиками. - Активная область — отметьте области на изображении с помощью маркеров. Отличный выбор, если нужно проверить, к примеру, технические навыки тестируемого: насколько уверенно он владеет корпоративным ПО или пользуется интернет-порталом компании.
30/40/30 — золотое правило для создания качественного теста
Качественный тест содержит разные типы вопросов. Чтобы он был максимально точным и правдивым, пропорциональное соотношение заданий должно соответствовать правилу 30/40/30.
С таким соотношением вопросов на интуицию и везение нечего рассчитывать. Тестируемый наберет достойный балл, только если реально разбирается в предмете.
«В компании мы чаще всего используем вопросы пяти типов: одиночный выбор, множественный выбор, упорядочивание, сопоставление, свободный ответ. Их хватает, чтобы провести качественное тестирование».
Татьяна Леванова
Разработчик электронных курсов компании «Данио»
Обратите внимание: вопросы, в которые нужно вписать слово или строку, довольно коварны. К примеру, тестируемый может написать слово с ошибкой. В итоге его ответ засчитывается как неправильный. Такие вопросы делают тест ненадежным и раздражают тех, кто его проходит.
7 советов, как написать качественные вопросы
- Тестовое задание должно быть сформулировано ясно и четко.
- Не усложняйте. Хороший вопрос должен быть внятным, нацеленным на проверку знаний, а не на умение распутывать словесную паутину.
- Не используйте в заданиях «нестрогие» слова типа «иногда», «часто», «все», «всегда», «никогда» и грамматические обороты «почему не может не…», «правда ли, что…», «возможно ли…».
- Умело используйте вопросительные слова «кто», «что», «где», «когда», «как», «какая», «какой».
- Избегайте невольных подсказок, когда формулировка вопроса или утверждения наводит на правильный ответ.
- Вопрос должен быть без повторов и двойного отрицания (не — не). Лучше и вовсе избегать отрицания. Пример: программа Paint не является программой для работы с электронными таблицами. Варианты ответов: Да-Нет. Тестируемому придется туго, т.к. и в задании, и в ответе есть отрицание.
- Фразы, повторяющиеся в вариантах ответа, включите в текст вопроса.
«Не забывайте установить перемешивание вариантов вопросов и ответов, если планируете проводить тестирование последовательно для нескольких групп людей».
Владимир Раджапов
Руководитель направления по развитию дистанционного обучения компании «Академия АйТи»
5 советов, как составить ответы
- Используйте короткие и простые предложения без сложных оборотов.
- Правильные и неправильные ответы должны быть одинаковы по содержанию, структуре и общему количеству слов.
- Не используйте варианты ответов по типу «ни один из перечисленных» и «все перечисленные», особенно для типа вопросов «Одиночный выбор».
- Делайте ответы однозначными, избегайте двойной интерпретации вопроса.
- Для вопросов типа «Пропуски» учитывайте варианты с ошибкой: «Москва» и «москва», «Кэрролл» и «Кэррол».
Сколько заданий включить в тест и какой проходной балл выставить
Сколько заданий должно быть в хорошем тесте? Оптимальный размер — 25-30 вопросов. Но лучше сделать, что называется, «с запасом». К примеру, вы составили 75 вопросов, а в случайном порядке назначаются лишь 25-30. В итоге у каждого сотрудника тест будет отличаться по содержанию, а значит, возможность списать у товарища минимальна.
«Если в тесте менее 10 заданий, то он не воспринимается всерьез и уж тем более не решит поставленных задач».
Татьяна Леванова
Разработчик электронных курсов компании «Данио»
При создании теста часто возникает вопрос — какой проходной балл выставить. Здесь нет универсального рецепта. Все зависит от цели. Например, перед созданием курса вы тестируете менеджеров на знание продуктов компании. Проходной балл здесь можно поставить на отметке 75-80. Другое дело, если вы тестируете спасателей по правилам оказания первой помощи. И в реальности цена каждой ошибки — жизнь. Здесь можно поставить и все 100 баллов для прохождения.
«Не забывайте про обратную связь после каждого вопроса. Если сотрудник ответил неправильно, важно пояснить, почему. Вспомните тесты в школе или институте. Преподаватель раздавал тетради после проверки, где красной пастой были отмечены правильные и неправильные ответы. Часто хотелось спросить: «А почему здесь неправильно?»
Александр Лопарь
Эксперт e-Learning
«Чтобы сотрудники не списывали, выставите время на прохождение теста. Обычно на выполнение заданий выделяется от 30 минут до часа. Если сотрудник полный ноль в теме, то ему никакие шпаргалки не помогут правильно ответить на все вопросы и уложиться в срок».
Юрий Пьянков
Бизнес-тренер
Какую программу для создания тестов выбрать?
Для тестирования и дистанционного обучения персонала 40 000 клиентов по всему миру используют программу iSpring Suite. Среди них: Johnson & Johnson, Kaspersky, «Альфа Капитал», ОТП Банк, Tele2, «БК Тренинг», «Магнит», Training Film.
Преимущества iSpring Suite:
- 23 типа вопросов. Редактор тестов включает 11 типов оценочных и 12 типов анкетных вопросов. Это позволяет составить как тесты для проверки знаний, так и психологические анкеты.
- Широкие мультимедийные возможности. В iSpring Suite можно создать аудио- и видеовопросы, а также добавить ссылки, изображения, формулы в задания и варианты ответа. Это поможет максимально точно провести диагностику персонала.
- Обратная связь. Для каждого вопроса можно настроить индивидуальные сообщения. Если сотрудник ответит неправильно, тест автоматически объяснит, в чем ошибка.
- Сценарии ветвления. Тест можно настроить так, чтобы при верном ответе на вопрос пользователь переходил к следующему заданию, а при неверном — на слайд с дополнительной информацией к изучению.
- Тесты, созданные в iSpring Suite, можно открыть на любом устройстве: компьютере, планшете и телефоне.
Примеры курсов с тестом, сделанным в iSpring Suite:
Итоги шага 4: вы собрали тест по правилу 30/40/30, включили обратную связь после каждого вопроса, выставили проходной балл.
Шаг 5. Проведите пилотный запуск теста
Проект готов. Возник соблазн сразу запустить массовое тестирование? Не спешите! Сперва нужно проверить, насколько хорош тест.
Обратите внимание на:
- Техническую работоспособность теста. Даже профессиональный разработчик может упустить такие моменты, как работающая кнопка «Далее» на всех слайдах. Должна работать вся навигация, переходы вперед и назад, анимация.
- Графику и интерактивные элементы. К примеру, в тесте есть drag-n-drop вопрос. Он завязан на картинке, которая может не отображаться. Сотрудники или пропустят вопрос, или ответят неправильно, и это скажется на итоговом балле. Согласитесь, не очень приятно.
- Неточные формулировки, ошибки, опечатки. К небрежно собранному тесту будет соответствующее отношение.
Устройте пилотный запуск теста для фокус-группы. Как правило, в нее входят несколько представителей ЦА.
Бета-тестирование должно быть максимально приближено к реальному. Оно поможет узнать:
- согласны ли участники с проходным баллом, временем тестирования, количеством заданий;
- какие вопросы оказались слишком легкими, а на каких завязли даже профи;
- какие задания не соответствуют цели теста;
- средний балл по тесту — он может оказаться ниже или выше, чем вы думали. Если тест проходят все, то есть смысл его пересмотреть.
«Чтобы провести пилотный запуск, загрузите тест в СДО или на корпоративный портал. Некоторые разработчики экономят время на «пилотаже». Я не рекомендую это делать. Как правило, после пилотного запуска от 20 до 30% вопросов отправляются в корзину. Мы понимаем, что эти задания ничего не измеряют. В целом «пилотаж» помогает актуализировать банк вопросов».
Владимир Раджапов
Руководитель направления по развитию дистанционного обучения компании «Академия АйТи»
Как отправить тест пользователям
Компании, у которых онлайн-тестирование на потоке, чаще всего используют системы дистанционного обучения (СДО).
Они автоматически формируют отчеты по тесту, хранят статистику по каждому пользователю. Вы в любой момент можете посмотреть, кто в отличниках, а кому пора ставить двойку.
Подробнее о том, что такое система дистанционного обучения, читайте в этом материале.
Если вы используете iSpring Suite, то оптимальным вариантом СДО станет iSpring Online.
Особенности iSpring Online:
- Облачное решение. iSpring Online не нужно устанавливать на сервер. Запустить тестирование можно сразу после регистрации в системе. Нужен лишь доступ в интернет.
- 18 типов детальных отчетов. Сколько баллов набрал сотрудник или группа тестируемых, какие ответы были даны — iSpring Online автоматически подготовит нужный отчет.
- Контроль качества тестов. Отчеты по тесту покажут, какие задания слишком легкие для пользователей, а какие вызывают серьезные трудности. На основе этих данных задания можно сделать более сбалансированными.
- Мобильное тестирование. Тест можно пройти на любом устройстве: ноутбуке, планшете и телефоне.
Итоги шага 5: вы проверили тест на технические ошибки и опечатки, запустили пилотный проект, собрали мнение фокус-группы, переверстали тест при необходимости.
Шаг 6. Запустите тестирование и проанализируйте результаты
Тест загружен в СДО или на корпоративный портал. Его одобрила фокус-группа. Теперь вы готовы оценить знания каждого сотрудника, отдельного департамента или всей компании. Начнем тест!
«За несколько дней до теста я обычно делаю рассылку. В письме указаны дата и время теста. Также я описываю причины, по которым тест нужно пройти. Условно: «Тест поможет оценить ваш уровень подготовки по продажам. По его итогам станет ясно, кому назначить премию, а кого отправить на дополнительное обучение». Важно, чтобы сотрудники понимали цель экзамена. Это напрямую влияет на мотивацию».
Владимир Раджапов
Руководитель направления по развитию дистанционного обучения компании «Академия АйТи»
Если вы оцениваете профпригодность кандидата на новую должность, то дополнительная мотивация вряд ли потребуется. Ваша работа — уже приз. Однако и при таком варианте экзамена есть нюансы.
«Стоит заранее предупредить кандидата о тестировании. Но не сообщайте название теста, особенно если используете типовой вопросник. Хороший тон — в начале теста поставить информационный слайд. Укажите, сколько времени отводится на выполнение заданий, проходной балл, количество вопросов. Так тестируемому будет проще рассчитать силы во время «вступительного экзамена».
Юрий Пьянков
Бизнес-тренер
Финишная прямая — анализ результатов. Если вы используете систему дистанционного обучения, то она автоматически создаст нужные отчеты: покажет количество пользователей, выполнивших задания, средний балл по тесту, определит вопросы, которые оказались самыми сложными.
Полученные данные помогут разработать дальнейший план действий и принять верное решение.
«Если вы испытывали кандидата на должность, тест покажет, стоит его брать в команду или нет. Но запомните — идеальных кандидатов не бывает. Сдать на 100% может только составитель теста. Потому кандидату, который безупречно справился со всеми заданиями, лучше задать устно несколько дополнительных вопросов. Это поможет подтвердить результаты тестирования».
Владимир Раджапов
Источник: iSpring — разработчик качественных инструментов для e-Learning, которые превосходят ожидания клиентов.
hr-elearning.ru