Значение ндс – для чайников. Что это такое простыми словами

Сущность и значение НДС | PSYERA

Налоги на потребление как особая группа косвенных налогов давно уже используются в практике налогообложения. Но первоначально — до 50-х гг. — в эту группу входили только налог с оборота и налог на продажи. Первый взимался на каждой стадии движения товаров от производителя до конечного потребителя, т.е. многократно, второй — единожды, обычно на стадии торговли (оптовой или розничной), как доля в процентах от стоимости товара на конечной стадии его реализации. Международная практика знает примеры использования налога с оборота в несколько суженном варианте, когда им облагались не все, а лишь некоторые стадии оборота товаров.

С 50-х гг. в некоторых странах оба налога стали заменяться налогом на добавленную стоимость (НДС). Пионером в изменении структуры налогов на потребление выступила в 1954 г. Франция, которая заменила ранее использовавшийся налог с оборота на НДС. Имелось в виду, что НДС, сохраняя достоинства других налогов на потребление, свободен от их основных недостатков. Во-первых, он, как и налог с оборота, многократен, поскольку взимается на каждой стадии производства и обращения и в отличие от налога на продажи позволяет государству воздействовать на все стадии. Во-вторых, поскольку НДС налагается лишь на добавленную стоимость каждой стадии, он впрямую зависит от реального вклада этой стадии в стоимость конечного продукта (равную сумме добавленных стоимостей всех стадий оборота производства и обращения). В результате НДС не зависит от изменения числа стадий оборота товара от производителя к потребителю (т.е. от изменения организационной структуры экономики, обычно определяющей величину материальных затрат, а не добавленной стоимости).

В последующие десятилетия НДС нашел применение в налоговых системах большинства развитых стран, фактически вытеснив налог с оборота и заметно уменьшив значение налога на продажи.

Достаточно сказать, что 20 из 24 стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития приняли НДС как основной налог на потребление. Кроме того, он взимается еще в 35 странах Азии Африки и Латинской Америки. Пока этот вид косвенного налога не действует в Канаде, США, Австралии и Швейцарии. Значительное распространение НДС обусловлено многочисленными его преимуществами по сравнению с другими.

Как известно, НДС облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом является и то, что НДС позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно он в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС — 0%. НДС в отличии от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного циклов. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от имущества промежуточных производителей.

При определении величины НДС в качестве налогооблагаемой базы выступает добавленная стоимость, получаемая как разность между товарной продукцией и стоимостью материальных ценностей, затраченных на ее производство. В этом случае налогооблагаемая база теоретически создает возможность трех различных методов исчисления НДС (при одной и той же ее ставке). Два из них предполагают исчисление НДС по предварительно установленной величине добавленной стоимости или ее отдельных элементов:
• прямой метод — НДС исчисляется в виде доли в процентах от предварительно рассчитанной величины добавленной стоимости;
в аддитивный метод — расчет НДС делится на два этапа: сначала определяется величина налога по отдельным составляющим добавленной стоимости (например, зарплате, прибыли и т.д.), а затем полученные величины складываются.

В большинстве стран применяется третий метод исчисления НДС — метод зачета (его еще называют косвенным методом вычитания, методом возмещения). Суть его в следующем: величина НДС, начисленного на стоимость материальных ценностей, приобретенных фирмой для переработки, вычитается из величины НДС, начисленного на реализованную данной фирмой продукцию. При методе зачета фирма отчисляет в бюджет только разницу между двумя суммами НДС. Предприниматели подают в налоговые органы декларацию, в которой наряду с прочей обязательной информацией сообщают два показателя: общую стоимость реализованной продукции и общую стоимость приобретенных товаров и услуг.

Теоретически НДС представляет собой долю в процентах от стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения (т.е. на каждой стадии прохождения товара от поставщика исходного сырья до потребителя конечной продукции). Для предприятия величина добавленной стоимости представляет собой разность между стоимостью реализуемой продукции и стоимостью материальных ценностей, использованных для производства соответствующей продукции (за исключением износа основных фондов). Налогооблагаемая база для НДС включает зарплату со всеми начислениями, прибыль, процентные платежи, амортизацию и некоторые другие расходы общего характера. Материальные же издержки (за исключением амортизации) сюда не включаются.

В Российской Федерации НДС был введен с I января 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налоги с оборота и продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, ценовые пропорции и финансы предприятий и организаций. Блок-схема налога на добавленную стоимость представлена на рис. 4.1.

Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части федерального бюджета.

НДС выступает косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене товара (работ, услуг), которая оплачивается конечным потребителем. Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе технической цепочки производства и обращения товара налог равен разнице между налогами, взимаемыми при продаже и при покупке. При продаже товара предприятие компенсирует все свои затраты в связи с этим налогом и добавляет налог на вновь созданную на самом предприятии стоимость. Эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется государству. Таким образом, налоговые платежи тесно связаны с фактическим оборотом материальных ценностей, а вся тяжесть налога ложится на конечного потребителя.

Если товар ввозится на территорию РФ, то его обложение НДС производится в соответствии с таможенным законодательством России и инструкцией Государственного таможенного комитета РФ.

psyera.ru

Сущность и значение НДС — Мегаобучалка

Налоги на потребление как особая группа косвенных налогов давно уже используются в практике налогообложения. Но первоначально — до 50-х годов — в эту группу входили только налог с оборота и налог на продажи. Первый взимался на каждой стадии движения товаров от производителя до конечного потребителя, т.е. многократно, второй — единожды, обычно на стадии торговли (оптовой или розничной), как доля в процентах от стоимости товара на конечной стадии его реализации. Международная практика знает примеры использования налога с оборота в несколько суженном варианте, когда им облагались не все, а лишь некоторые стадии оборота товаров.

С 50-х годов в некоторых странах оба налога стали заменяться налогом на добавленную стоимость (НДС). Пионером в изменении структуры налогов на потребление выступила в 1954 г. Франция, которая заменила на НДС ранее использовавшийся налог с оборота. Имелось в виду, что НДС, сохраняя достоинства других налогов на потребление, свободен от их основных недостатков. Во-первых, как и налог с оборота, он многократен, поскольку взимается на каждой стадии производства и обращения и в отличие от налога на продажи позволяет государству воздействовать на все стадии. Во-вторых, поскольку НДС налагается лишь на добавленную стоимость каждой стадии, он впрямую зависит от реального вклада этой стадии в стоимость конечного продукта (равную сумме добавленных стоимостей всех стадий оборота производства и обращения). В результате, НДС не зависит от изменения числа стадий оборота товара от производителя к потребителю (т.е. от изменения организационной структуры экономики, обычно определяющей величину материальных затрат, а не добавленной стоимости).

В последующие десятилетия НДС нашел применение в налоговых системах большинства развитых стран, фактически вытеснив налог с оборота и заметно уменьшив значение налога на продажи.

Достаточно сказать, что 20 из 24 стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития приняли НДС как основной налог на потребление. Кроме того, он взимается еще в
35 странах Азии, Африки и Латинской Америки. Пока этот вид косвенного налога не действует в Канаде, США, Австралии и Швейцарии. Значительное распространение НДС обусловлено многочисленными его преимуществами по сравнению с другими.



Как известно, НДС облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом является и то, что НДС позволяет значительно увеличить доходы государства от доходов идущих на потребление, поскольку имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно он в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС – 0 %. В отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота НДС позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного циклов. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от имущества промежуточных производителей.

При определении величины НДС в качестве налогооблагаемой базы выступает добавленная стоимость, получаемая как разность между товарной продукцией и стоимостью материальных ценностей, затраченных на ее производство. В этом случае налогооблагаемая база теоретически создает возможность трех различных методов исчисления НДС (при одной и той же ее ставке). Два из них предполагают исчисление НДС по предварительно установленной величине добавленной стоимости или ее отдельных элементов:

прямой метод — НДС исчисляется в виде доли в процентах от предварительно рассчитанной величины добавленной стоимости;

аддитивный метод — расчет НДС делится на два этапа. Сначала определяется величина налога по отдельным составляющим добавленной стоимости (например, зарплате, прибыли и т.д.), а затем полученные величины складываются.

В большинстве стран применяется третий метод исчисления НДС — метод зачета (его еще называют косвенным методом вычитания, методом возмещения). Суть его в следующем: величина НДС, начисленного на стоимость материальных ценностей, приобретенных фирмой для переработки, вычитается из величины НДС, начисленного на реализованную данной фирмой продукцию. При методе зачета фирма отчисляет в бюджет только разницу между двумя суммами НДС. Предприниматели подают в налоговые органы декларацию, в которой наряду с прочей обязательной информацией сообщают два показателя: общую стоимость реализованной продукции и общую стоимость приобретенных товаров и услуг.

Теоретически НДС представляет собой долю в процентах от стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения (т.е. на каждой стадии прохождения товара от поставщика исходного сырья до потребителя конечной продукции). Для предприятия величина добавленной стоимости представляет собой разность между стоимостью реализуемой продукции и стоимостью материальных ценностей, использованных для производства соответствующей продукции (за исключением износа основных фондов). Налогооблагаемая база для НДС включает зарплату со всеми начислениями, прибыль, процентные платежи, амортизацию и некоторые другие расходы общего характера. Материальные же издержки (за исключением амортизации) сюда не включаются.

В Российской Федерации НДС был введен с 1 января 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налоги с оборота и продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, ценовые пропорции и финансы предприятий и организаций.

НДС выступает косвенным налогом, то есть надбавкой к цене товара (работ, услуг), которая оплачивается конечным потребителем. Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе технической цепочки производства и обращения товара налог равен разнице между налогами, взимаемыми при продаже и при покупке. При продаже товара предприятие компенсирует все свои затраты в связи с этим налогом и добавляет налог на вновь созданную на самом предприятии стоимость. Эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется государству. Таким образом, налоговые платежи тесно связаны с фактическим оборотом материальных ценностей, а вся тяжесть налога ложится на конечного потребителя.

Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части федерального бюджета.

Если товар ввозится на территорию РФ, то его обложение НДС производится в соответствии с таможенным законодательством России и инструкцией Государственного таможенного комитета РФ.

 

 

megaobuchalka.ru

Значение НДС для бюджета страны

Сушко М.Е.

Значение налогов для государственного бюджета очень велико. Ведущее место в общегосударственной налоговой системе занимает налог на добавленную стоимость, который был введен на территории Украины с 1 января 1992 года.

Появление НДС в налоговой системе Украины было следствием скорее внешних причин, чем фискальной необходимости. Дело в том, что с конца 50-х годов он стал практически единственным налогом на потребление в Европе, заменив налоги с оборота и на продажи. Самый низкий показатель НДС за последние 50 лет был зафиксирован в Японии в 1989 году (5%), а самые высокие показатели были в Дании в 1967, в Норвегии в 1970 и в Швеции в 1969 годах (25%). Более того, наличие НДС является обязательным условием членства в ЕС, к которому стремится Украина. Из ведущих стран мира налога на добавленную стоимость нет в США: там его заменяет налог с продаж в розничной торговле, вследствие чего американские цены ниже европейских.

 В конце 2007 некоторые политические структуры  выступали за отмену НДС и введение вместо него налога с конечного потребителя(НКП).   

К основным недостаткам НДС следует отнести :

—     социальная несправедливость.

— сложность и затратность администрирования со стороны плательщиков, поскольку его необходимо учитывать на входе и на выходе для каждого товара и подтверждать документально.

—  сложность администрирования со стороны налоговых органов, трудоемкость и затратность в предотвращениях махинаций и преступлений.

Хотя у НДС есть определенные достоинства, среди которых следует назвать следующие:

Во-первых, это теоретически правильный и прогрессивный налог, поскольку в цене каждого товара содержится равная величина налога и каждое предприятие платит НДС пропорционально своей добавленной стоимости, в отличие от налога с оборота, где при многократной перепродаже или сложном производстве конечная цена может возрасти. Но этот правильный механизм давно уже искажен многочисленными поправками и льготами. Да, НДС более прогрессивный налог, чем налог с оборота. Ряд государств по мере развития перешел к НДС от налога с оборота.

Во-вторых, НДС используется многими странами Европы, и обязателен для ЕС.

В целом, суммы НДС должны значительно увеличивать доходы бюджета (примером будет Россия, в которой он на современном этапе составляет почти половину всех налоговых поступлений), но из-за теневой экономики, бюджет, наоборот, несет большие потери.

   Ситуация с налогом на добавленную стоимость в Украине критическая, и в первую очередь в связи с периодическим списанием задолженности плательщиков этого налога перед бюджетом. Дело в том, что возмещать НДС за счет поступлений от других налогов нельзя. Поэтому те, кто платят регулярно и в полной мере, не могут дождаться возмещения, поскольку кому-то долги списали и бюджет на этом потерял.

Крупные промышленные предприятия ранее заявляли, что в первом квартале долг по возмещению НДС существенно вырос. Например, только один Мариупольский меткомбинта им.Ильича в 2006 году сообщает о долге государства перед комбинатом по возмещению НДС общим объемом 460 млн. грн.

     Начиная с середины 90-х годов налог на добавленную стоимость определялся законами Украины о государственном бюджете как основной источник доходов. Но со временем НДС утратил эту роль. Вот лишь некоторые цифры.

    По некоторым данным за 2006 год было начислено 37,2 млрд. грн. налога на добавленную стоимость. Но в госбюджет поступило лишь 10,4 млрд. грн., или 27,8% этой суммы (в связи со льготами — 23,1 млрд. грн., а также недоимкой — 3,7 млрд. грн.). В то же время из поступившей суммы 5,6 млрд. грн. следовало вернуть плательщикам НДС. Таким образом, в бюджете должно было остаться всего 4,8 млрд. грн., что и является реальным показателем применения налога на добавленную стоимость в экономике Украины.

     Но ведь это лишь 12,7% от суммы налога на добавленную стоимость, начисленного по результатам года, что свидетельствует об утрате НДС значения основного источника доходов и уместности вопроса о том, насколько целесообразно его дальнейшее существование вообще.      Не удивительно, что с каждым годом поступления от НДС снижаются (если в бюджете 1998 года они составляли 25,4%, в 2001 году всего около 6,8%), а недоимка по возмещению растет: на начало года она достигла 6 млрд. грн., в том числе 2,1 млрд. грн. – просроченная задолженность.  Согласно данным, собранным сентября 2007 года Государственной налоговой администрацией (ГНАУ) по уплате НДС различными областями с января по август, 65% недопоступлений НДС, или около 1 млрд. грн., обеспечили Киев и Днепропетровская область.

      В областных подразделениях ГНАУ срыв поступлений от бюджетообразующего налога объяснили снижением производства ряда предприятий и расчетами налоговыми векселями, а поэтому эксперты прогнозируют дальнейшие падение поступлений от НДС.

25 сентября 2007 г. Кабмин принял постановление «О прогнозе показателей Сводного бюджета Украины по основным видам доходов, расходов и финансирования на 2008-2010 годы».[http://www.mdoffice.com.ua/pls/MDOffice/all_news.html?a2=08112006&a3=31628]

В документе в отношение НДС поставлена цель уменьшать ставку налога на 1% в течение 2-х лет — до 18% в 2009 году. Планируется, что поступления от НДС в 2009 году — 63 млрд 548,4 млн гривен или 7,75% ВВП, в 2010 году — 72 млрд 819,3 млн гривен или 7,75% ВВП.

Проектом Государственного бюджета Украины на 2009 г. предусмотрено сохранение льготного режима налогообложения на добавленную стоимость (НДС) для сельхозтоваропроизводителей.

   На наш взгляд, налог на добавленную стоимость является наиболее интересным налогом в сравнении с остальными. Интересна как сама схема исчисления налога, так и система зачета и возмещения. НДС может помогать предприятиям в конкурентной борьбе, а может стать основным ценообразующим фактором, что очень неблагоприятно для фирм. Так же уравновешивая косвенное и прямое налогообложение государство может получать и стабильный доход и дать возможность развиваться бизнесу.    Считаем, что правильным шагом было все же снижение налоговой ставки НДС, так как входя в цену товара, он ее резко поднимает. Это могло бы помочь вывести предпринимательство из теневой экономики и снизить коррупцию, что в будущем должно привести к увеличению поступлений данного налога в бюджет Украины.

be5.biz

Слово НДС — Что такое НДС?

Слово ндс английскими буквами(транслитом) — nds

Слово ндс состоит из 3 букв: д н с


Значения слова ндс. Что такое ндс?

НДС ПО СТАВКЕ 0%

НДС ПО СТАВКЕ 0% . В соответствии с п. 1 ст. 164 НК налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0% при реализации: 1) товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа…

Энциклопедия налогообложения. — 2003

Возмещение НДС

ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС — в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению…

Справочник руководителя. — 2004

Исчисление суммы НДС

ИСЧИСЛЕНИЕ СУММЫ НДС — сумма НДС при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС…

Справочник руководителя. — 2004

Сроки уплаты НДС в бюджет

СРОКИ УПЛАТЫ НДС В БЮДЖЕТ — по общему правилу уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров…

Справочник руководителя. — 2004

Вычеты налоговые по НДС

ВЫЧЕТЫ НАЛОГОВЫЕ ПО НДС — налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров…

Справочник руководителя. — 2004

НДС ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РФ

НДС ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РФ . При ввозе товаров на таможенную территорию РФ в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение НДС производится в следующем порядке…

Энциклопедия налогообложения. — 2003

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, НДС

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, НДС (англ. value-added tax, VAT) – многоступенчатый косвенный налог, которым облагаются операции по продаже (поставке, передаче, сдаче в аренду) товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. — 2004

Порядок применения налоговых вычетов по НДС

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НДС — по общему правилу: налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов…

Справочник руководителя. — 2004

Русский язык

НДС [эндээ́с], нескл., м. (сокр.: налог на добавленную стоимость).

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова ндс

Во многом за счет роста размещения ОВГЗ и компенсации за счет финансовых казначейских векселей долгов по НДС.

Министр финансов Яир Лапид, инициатор повышения НДС, не пришел на пленарное заседание.

Они платят 7 и 10% налога с оборота в зависимости от уплаты НДС.

Органы Казначейства в апреле возместили 4 млрд 779,5 млн грн НДС.

Регистрация машин, выпущенных в СНГ, раньше составляла 495, 53 грн без НДС.


  1. нганасанский
  2. нганасаны
  3. нганасан
  4. ндс
  5. неадаптированный
  6. неадекватность
  7. неадекватный

wordhelp.ru

Фискальное и регулирующее значение НДС

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ « Государственные и муниципальные финансы»

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

По предмету: Налоги и налогообложение

Тема:Фискальное и регулирующее значение НДС

Выполнила:Насибулина Л.В.

Студент 3 курса

6 семестр

,2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ………………………………………….. 5
1.1. История и экономическая сущность НДС в системе косвенного налогообложения …………………………………………………………….5
1.2 Правовые основы функционирования механизма НДС в России ……10
ГЛАВА II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НДС В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Фискальное и регулирующее значение НДС………………………….14

2.2 Анализ поступлений НДС в бюджетную систему РФ ………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….41

ВВЕДЕНИЕ

Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.

Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства. Именно поэтому налоговые органы пристально проверяют правильность исчисления налога на добавленную стоимость.
Однако, несмотря на ведущую роль НДС в налоговой системе Российской Федерации в отечественном законодательстве все же сохраняются значительные проблемы, требующие своего скорейшего разрешения.

Российское законодательство по НДС характеризуется чрезвычайной подвижностью и изменчивостью. Огромное количество законодательных актов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления налога, требуют своей унификации, так как их многочисленность и разрозненность является причиной ряда распространенных нарушений порядка исчисления и уплаты налога.

Налог на добавленную стоимость широко используется и в мировой практике. Он взимается более чем в 50 странах. Специалисты в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целесообразным введение НДС: он обеспечивает высокие процентные государственные доходы, ему свойственны нейтральность и, конечно же, эффективность. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов, что эквивалентно примерно 5 — 10 % валового национального продукта. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов экономики.

Налог на добавленную стоимость имеет преимущества как для государства, так и для налогоплательщика. Во — первых, от него труднее уклониться. Во — вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В — третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.

В России НДС взимается с 1992 г. на основе Закона «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992-1. Для России это был новый вид налога, заменивший два действовавших до этого (с оборота и продаж). Он принадлежит к числу федеральных налогов. Последнее означает, что НДС взимается на всей территории страны и устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом процесс взимания НДС в нашей стране обладает целым комплексом особенностей, отражающих реалии российской экономики, финансов, процедуры бухгалтерского учета.

Развитие НДС в России выявил все положительные свойства этого налога на потребление. С помощью этого налога удается более успешно решать чисто фискальные цели пополнения средств государственного бюджета, административные задачи, связанные с созданием более эффективной системы сбора налогов.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ

Впервые интерес к НДС проявился в 1920-х годах, когда он рассматривался как разновидность налога с продаж. Поскольку налог применялся только к добавленной ценности, а не к суммарной выручке, он позволял избежать тех отрицательных свойств, которые были присущи многим формам налога с продаж. Главное — ликвидировалось многократное налогообложение одних и тех же производственных затрат во время продаж промежуточных продуктов и окончательной продажи потребителю. НДС отстаивался также на том основании, что он осуществляет большее приближение к налогообложению по принципу получаемой выгоды, чем его главная альтернатива — корпоративный налог на прибыль. Фирмы пользуются услугами правительства независимо от того, получают они прибыль или нет. Таким образом, не только достигается большая справедливость в налогообложении, но и увеличивается экономическая эффективность, поскольку в той мере, в какой государственные услуги не являются чистыми общественными благами, эффективное использование ресурсов требует, чтобы предприятия вносили плату за пользование ими. В последнее время в пользу НДС приводятся дополнительные аргументы, связанные с тем, что он в большей степени, чем налог на прибыль корпораций, способствует экономическому росту и стабильности платежного баланса. Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века.

НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.

Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство, как покупателей, так и производителей. Прежде всего, это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложен

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *