Профессиональные и личностные качества – Профессионально-личностные качества. Деловые и моральные качества руководителя

Содержание

Профессионально-личностные качества. Деловые и моральные качества руководителя

Каждый человек — это не просто биологический объект, но и личность со своими взглядами, отношением к миру и окружающим людям. Условия для наиболее полного развития индивида и его лучших качеств — моральных и профессиональных — должно создать общество. А человек, удовлетворяя потребности в саморазвитии, самосовершенствовании и самоактуализации, движется вперед и приносит пользу себе и окружающим.

Какие же моральные и профессионально-личностные качества должны превалировать у гармонично развитого индивида? Рассмотрим подробнее.

Старый взгляд на новый лад

Долгое время шло противопоставление профессиональных и личных качеств человека. Они находились на разных полюсах. То, что отличало людей одной профессии от работников другой, и считалось профессиональными качествами. Такой взгляд несколько устарел.

В деловой среде больше нет разделения на человека и профессионала. Произошло объединение. Сейчас профессионально-личностные качества существуют в связке друг с другом. Поговорим об этом подробнее

Профессионально-значимые личностные качества

Как уже было сказано выше, для них характерна универсальность, вне зависимости от определенной профессии и вида деятельности, и дополнение друг друга.

Любые качества не появляются вдруг из ниоткуда. Их необходимо формировать в человеке. Что-то закладывается с рождения родителями, что-то возникает уже позднее: в школе, институте, в процессе построения карьеры.

Если говорить о профессионализме, то это не только набор технических рабочих навыков. Большую роль играют личные качества человека, его моральные принципы. Ведь он не живет в вакууме, а общается с другими людьми. А для этого и нужно взаимодействие на личностном, человеческом уровне, а не на официальном. Чем интереснее собеседник, тем качественнее будет разговор и его итог.

В идеале профессиональные и личностные качества специалиста должны дополнять друг друга. К этому нужно стремиться. Поэтому задача каждого — развивать свои личностные качества и делать так, чтобы они помогали в профессиональной сфере.

Уверенность в себе, нацеленность на результат, креативность, умение владеть эмоциями, доброжелательность: список можно продолжать долго. Все это уже давно профессионально-личностные качества.

Нелегкий выбор руководителей

Жесткая конкуренция буквально заставляет обладать не только высочайшей квалификацией в своей области, но и целым набором человеческих качеств. Идеальные ситуации встречаются редко. Далеко не всегда в одном индивиде присутствует и то и другое. Можно быть отличным специалистом с массой дипломов и курсов, но невыносимым или, что еще хуже, подлым человеком. Или, наоборот, — человек порядочный, добрый, мягкий, но уровень его профессионализма слабоват.

Тогда работодателю приходится делать нелегкий выбор. В случае прямой работы с клиентами лучше всего, конечно, делать акцент на личностные характеристики и моральные качества. Поскольку недостаток профессиональных знаний можно восполнить в процессе работы, а сделать из грубого неуравновешенного человека спокойного и рассудительного практически невозможно.

Личностные показатели

Моральные качества играют важную роль в любой деятельности. Они помогают выстраивать отношения с коллегами, подчиненными или персоналом, а также эффективнее работать с клиентами. Если сотрудник умеет найти подход к заказчику, понять его проблемы и помочь, то к нему будут приходить гораздо охотнее и больше, а это повлияет на продажи, его зарплату и доходы фирмы.

Долгое время бытовало мнение, что бизнес не может быть честным, а значит, все, кто им занимаются, обманывают, врут и лукавят. Эта точка зрения остается до сих пор. Практика же показывает, что честность не просто важна и нужна, а еще и выгодна. Это работает на имидж компании и человека.

Моральные качества разделяют на отрицательные (пороки) и положительные (добродетели). Щедрость, доброта, зазнайство, скупость, великодушие характеризуют как самого человека, так и тех, кто его представляет или поддерживает.

Как руководить грамотно

Профессионально-личностные качества и моральные принципы (применительно к деловой и рабочей среде) важны не только для сотрудников. В первую очередь ими должен обладать руководитель. Он — пример для своих сотрудников, партнеров и заказчиков. Для эффективного управления обязательно нужен лидер.

Профессиональные и личностные качества руководителя нужно развивать в себе. Умение не только мотивировать себя на работу, но и направлять других, вести за собой коллектив — вот что отличает настоящего лидера от просто начальника с креслом и должностью.

Перечислим некоторые необходимые деловые качества руководителя.

Грамотное планирование

В любом деле, а в бизнесе особенно, умение прогнозировать и предвидеть ситуации является большим плюсом, помогающим избегать возможных проблем в будущем. Для лидера и руководителя это одно из основных качеств. Планируются не только ситуации, но и расходы, доходы.

Открытость

Руководитель, который максимально доверяет своим подчиненным, не скрывает от них текущую ситуацию и стремится вместе с коллективом решить возникающие вопросы, всегда будет в более выигрышной позиции.

Личный пример

Деловые качества руководителя должны быть эталоном для его подчиненных. Своим примером он ведет за собой. Для этого руководитель воспитывает в себе и развивает положительные качества, а отрицательные старается искоренить.

Порядочность

Во взаимоотношениях начальника и подчиненного должно присутствовать уважение и справедливое отношение к последнему. Никакого унижения чести и достоинства. Никогда не распекать подчиненного при всем коллективе. Лучше все вопросы решать наедине, при закрытых дверях.

При таком подходе можно не беспокоиться о климате в коллективе. Каждый работник будет знать, что его действия, решения и поступки будут оценены справедливо и объективно. В этом случае вырастет инициатива сотрудников, повысится желание что-либо сделать. При обратном подходе руководителя гарантирована обида, непонимание, неудовлетворенность, злость, депрессия и пессимизм. Конечно, это не может положительно повлиять на трудовую деятельность человека и работу коллектива в целом.

Адекватная самооценка

Руководитель должен уметь оценивать не только других, но и себя. Опасным может быть как заниженное, так и завышенное восприятие. Работать под руководством начальника с завышенной самооценкой, считающего, что он не может ошибаться просто по определению, очень сложно. Скорее всего, в таких коллективах существует текучка кадров, которая не способствует работе.

Учитель всегда прав

Руководитель— это не только директор на фирме или крупном предприятии. Таким статусом обладает и педагог. Он также руководит коллективом, но особым, детским. Это иногда бывает труднее, чем работа со взрослыми.

В работе с детьми профессионально-личностные качества педагога особенно важны. Он отвечает не только за себя, а и за своих воспитанников.

Здесь нужно учитывать как профессиональные требования к учителю как к специалисту по определенному предмету, так и человеческие качества. Любовь к людям, а к детям особенно — одно из основных. Понимание проблем ребенка, его психического состояния, сопереживание, такт, уважение его мнения и реальная помощь — профессионально-личностные качества педагога.

Любой детский, подростковый, юношеский коллектив преподносит немало сюрпризов. Дети активны, подвижны, упрямы. Задача педагога — не сорваться, уметь сдерживать свои негативные эмоции, помнить о такте при общении с трудными ребятами.

Очень важна справедливость учителя при разборе детских шалостей и конфликтов. Субъективизм и предвзятость недопустимы!

Учитель — организатор в жизни школьников, студентов, активная личность, творческий человек. Он всегда впереди. За ним хочется идти, подражать его словам, поступкам.

Учитель обязан быть компетентным во многих областях, постоянно повышать свой уровень, как предметный, так и культурный.

Вывод

Таким образом, важность профессионально-личностных, моральных и деловых качеств каждого сотрудника, как руководителя, так и подчиненного, очевидна. Они напрямую влияют на успех в трудовой деятельности, бизнесе, построении карьеры, налаживании связей и взаимодействии с другими людьми.

Поэтому необходимо постоянно самосовершенствоваться, обучаться на различных курсах, семинарах и тренингах.

fb.ru

Профессиональные качества для саморазвития

   

 Современный человек львиную долю своего времени проводит на работе, и именно с этим аспектом своей жизни он связывает основные стремления и ожидания. Профессиональные качества у человека формируются в период обучения, с началом профессиональной деятельности он начинает активно реализовывать их и со временем приобретает профессиональный навык, соответствующий выбранной профессии. Именно от заложенных профессиональных качеств и приобретенных профессиональных навыков зависит успешное построение карьеры и реализация себя как специалиста.

Значение профессиональных качеств

И именно профессиональные качества личности оцениваются работодателем на этапе собеседования будущих сотрудников. Каждая специальность, каждая занимаемая должность требует своего набора качеств, от наличия которых будет зависеть профессиональный рост будущего сотрудника, что важно для удовлетворения амбиций наемного работника, а также для соответствия профессии, что важно работодателю. И так как от профессионализма каждого отдельного сотрудника зависит не только его индивидуальный успех, но и развитие организации в целом, особый акцент работодатель делает именно на профессионально важные качества.

      Качество профессиональной деятельности требует определенный набор профессиональных качеств. Однако, есть качества, которые универсальны и лежат в основе любой деятельности — их наличие приветствуется во всех сферах деятельности:

  • умение самостоятельно выполнять поставленные задачи, без постоянного контроля со стороны начальства;
  • умение соблюдать должностные инструкции и следовать установленным правилам;
  • умение быть частью команды;
  • обучаемость;
  • умение проявлять инициативу, оставаясь в то же время частью команды;
  • не конфликтность;
  • быть коммуникабельным;
  • уметь принимать решения в меру своей компетентности.

    Развитие профессиональных качеств

 Личностные и профессиональные качества являются результатом воспитания. Влияние родителей, общее настроение в семье, поддержка родных и близких позволяют человеку чувствовать себя увереннее, ставить перед собой цели и легко их достигать. Влияние социума, друзей и учителей тоже не менее важно. Но профессионально значимые качества, заложенные или не заложенные в детстве, не являются приговором для личности. Человек может сам развивать и корректировать их для себя. В подтверждение сказанному рекомендуем четкий план последовательных действий изложенный в книге «Бизнес-эксперт» для  того, чтобы стать общепризнанным специалистом в своей сфере, 

   Самое главное, чем должен обладать успешный человек, независимо от карьерного уровня и профессии — это уверенность в себе и в своих силах. Это является базисом любой сферы деятельности и результатом саморазвития. Берясь за задачу необходимо уметь трезво оценивать свои возможности и возможные риски. А взявшись за исполнение, необходимо задействовать весь свой потенциал и довести дело до конца, даже при возникновении трудностей.

    Существует несколько методов, помогающих развивать профессиональные качества личности. Прежде всего, это самоанализ, в результате которого становится понятным, какие профессиональные качества сформированы в достаточной степени, а какие необходимо усовершенствовать или воспитать. Уже определившись с тем, чего не достает, можно планировать свое развитие профессиональных качеств. Самое главное в этом нелегком процессе — четко определить желаемый результат, пути и сроки его достижения.

      Повышение профессиональных качеств — длительный процесс. Существует масса тренингов и теоретического материала на эту тему, которые стоят того, чтобы уделить время их изучению. Но справиться с поставленной задачей можно и своими силами. Необходима самодисциплина. Так появится первый повод для гордости, который придаст уверенности в своих силах, соответственно повысится самооценка и сложные задачи окажутся проще, а решение каждой задачи принесет дополнительную уверенность в свои силы. На первом этапе важен даже самый маленький успех. Например, развивая в себе такое качество как последовательность, необходимо приучать себя планировать даже самое незначительное, например, уборку квартиры. Конструктивный способ мышления постепенно переносится на все сферы деятельности и «прописывается» в мозгу.

 Специфика профессиональных качеств в разных сферах деятельности

       Каждая отдельная сфера деятельности и карьерный уровень требуют определенных умений и качеств.

Руководители. Профессиональные качества руководителя включают в себя эмоциональную уравновешенность, уверенность, стрессоустойчивость, волю к победе, подчас азарт, умение создавать и вести за собой команду, коммуникабельность, адекватность и профессионализм, умение определять приоритеты, стрессоустойчивость и умение оперативно принимать решения.

Специалисты (любого уровня). Профессиональные качества специалистаумение организовать работу, планировать, выставлять приоритеты, без лишней суеты выполнять поставленную руководством задачу, четко координировать рабочие процессы.

Работники. Основная задача наемных работников — это выполнение поставленных задач. Таким образом, профессиональные качества работника зачастую включают в себя такие пункты как усидчивость, исполнительность, пунктуальность, аккуратность, организованность, умение планировать свою работу.

Как видно, в каждом роде занятий своя приоритетность профессиональных качеств. Ставя перед собой задачу усовершенствовать свои качества и умения, не стоит распыляться, а выделить основные пункты и уверенно идти к цели. Неудачи будут, но на пути достижения цели они только укрепляют.

Полезные статьи

myself-development.ru

пример и рекомендации :: SYL.ru

Те, кому хоть раз приходилось искать себе работу, наверняка уже пробовали составлять резюме. Хорошо, если в этом деле у них не возникло особых трудностей и работодатель не выставил к данному документу специальных требований. Иногда он может представлять собой лишь краткую биографическую справку, но чаще всего там необходимо указать личностные и профессиональные качества. В резюме, пример которого можно найти в разных источниках, всегда содержится общая информация, поэтому перед соискателями встает резонный вопрос о том, что конкретно нужно рассказать о себе.

Что вообще такое резюме и о чем там писать?

В общих чертах на этот вопрос сможет дать ответ даже школьник, которому еще и не приходилось заниматься поиском работы. Чем богаче трудовой стаж человека, тем более подкованным он оказывается в вопросе составления резюме. Однако не факт, что документ, написанный им, правильный и соответствует заявленным требованиям и нормам.

Стандартная форма – это краткая биографическая справка о человеке, в которой он в сжатой форме предоставляет информацию о себе, своем образовании и опыте работы. Необходимо описать в резюме и профессиональные качества (примеры обязанностей, которые уже доводилось исполнять, практические навыки), и личностные характеристики.

В последнее время менеджеры по подбору кадров просят соискателей отсылать в ответ на открытую вакансию не резюме, а CV. Что это такое? По факту это очень схожие документы, отображающие данные о человеке, правда, с некоторыми оговорками и отличиями. Объем резюме не может превышать 1-2 страниц печатного текста, а вот CV в своем классическом варианте вмещает исчерпывающую информацию о соискателе. Там указывают не только данные об образовании и предыдущих должностях, но и всю подноготную.

Это именно тот вариант характеристики, в котором необходимо написать все вменяемые обязанности (это главное отличие от формата сведений, представленных в резюме), профессиональные навыки и качества, пример выполненных работ. Объем документа может достигать десяти страниц, к нему прикладывают образцы собственных проектов, дипломы, сертификаты и т.д.

Четкая хронология

Структура резюме очень проста, в первую очередь в перечень пунктов необходимо внести персональные данные о себе. Далее нужно указать образование, при этом многие ошибочно вписывают сюда даже школьные годы, но такая информация работодателю в принципе не интересна. Последующее содержание резюме зависит от его типа. Оно может быть хронологическим, когда автор в обратном хронологическом порядке указывает места своей работы. И тут у многих возникает дилемма: как указать профессиональные качества в резюме. Пример органичного изложения подобных данных:

  • 25.12.2015 г. – 17.06.2017 г. – ООО «Компания», должность — руководитель отдела продаж.

В перечень прямых обязанностей входило решение таких задач:

  1. Составление и выполнение планов реализации продукции.
  2. Контроль дебиторской задолженности.
  3. Работа с подчиненными.
  4. Ведение переговоров с ключевыми поставщиками.
  5. Организация работы всех структур отдела, взаимодействие с другими подразделениями компании.

Как видите, задача автора состоит в том, чтобы лаконично, но информативно донести до потенциального руководителя свои личные и профессиональные качества в резюме. Пример этот хорош, но чтобы документ не походил на многотомный роман по своему объему и содержанию, нельзя слишком углубляться в расписывание всех должностных обязанностей на каждом этапе карьеры. Лучше остановиться на ключевых позициях. По данным исследователей, боссы и менеджеры по персоналу на одно резюме в среднем тратят не более 30 секунд своего времени, поэтому важно сделать текст броским.

Американский тип

Другой вариант оформления текста резюме называется функциональным, чаще всего его используют соискатели за рубежом. Там принято расписывать собственные достоинства, уделяя большое внимание личностным качествам, достижениям, акцентируя внимания на цифрах и статистике. Как в таком случае выглядит пример? Профессиональные качества в резюме функционального типа указываются таким образом:

1. Квалификация:

  • Опытный руководитель в сфере продаж.
  • Наработанная база данных розничных, оптовых и ключевых клиентов региона.
  • Достаточный уровень владения необходимыми программами, умение вести текущую и отчетную документацию.
  • Организация и ведение тренингов личностного и профессионального роста для персонала.

2. Опыт работы — прямые продажи: на протяжении 5 лет занимал должность торгового представителя, за это время досконально изучил принципы и методы работы в дистрибьюции, расширил клиентскую базу, обеспечив 100 % покрытие на вверенной мне территории и т. д.

Данная модель резюме не особо распространена у нас в стране. Работодатели предпочитают знать, где и как долго соискатель был уже занят, поэтому обычно скептически относятся к безосновательным восхвалениям собственных качеств.

Идеально равновесие

Все же рекрутинговые агентства рекомендуют соискателям находить золотую середину между двумя предыдущими вариантами характеристик. Учитывая приведенные выше примеры, что писать в резюме? Профессиональные качества легче всего раскрыть в документе смешанного типа. Это тот вариант, в котором автор указывает свои предыдущие должности с описанием основных функциональных обязанностей и достижений.

В заключительной части можно и нужно указывать дополнительную информацию. Это и данные о прохождении тренингов личностного или профессионального роста, тематических семинаров, и изучение программ повышения квалификации, и владение иностранными языками.

Личностные качества – это…

Споры о том, что важнее: профессионализм или личностные качества сотрудника, существовали всегда. Безусловно, не обладая нужными знаниями и умениями, мало кто сможет выполнять свою работу хорошо. Но и голых знаний явно недостаточно, чтобы прослыть классным спецом.

Поэтому работодатели всегда хотят увидеть в резюме информацию о том, каков человек сам по себе. В этом пункте важно продемонстрировать себя как профессионала работоспособного, стрессоустойчивого и компетентного. На самом деле, сколь бы заезжено ни звучала фраза вроде «пунктуален, трудолюбив, честен», любой босс хочет удостовериться, что кандидат на открытую вакансию таковым в принципе и является, поэтому не стоит лениться, важно охарактеризовать себя с лучшей стороны.

Профессиональные навыки – ваш конек

Рассказывая о себе как о специалисте, очень важно указывать актуальную информацию. Описывая в резюме профессиональные качества бухгалтера, примеры работы продавцом-консультантом или секретарем афишировать не стоит. Только если вы не откликнулись именно на эти вакансии.

Что нужно написать? О том, что умеете делать лучше всего, чего удалось добиться на предыдущей работе, о базовых и специальных знаниях. Наниматели всегда на ура воспринимают информацию о том, что конкретно приходилось делать соискателю (на примере бухгалтера):

  • работа с новейшими образцами программ;
  • умение оформлять документы в электронном формате;
  • формирование отчетов, зарплатных ведомостей;
  • ведение налоговой отчетности, прохождение аудиторских проверок и т.д.

В данный перечень, независимо от того, на какую должность устраивается человек, он должен вписать то, какие он умеет выполнять обязанности, а также какими обладает навыками.

Горькая правда или сладкая ложь?

Мы уже рассмотрели пример, какие профессиональные качества указать в резюме, но несколько нюансов остались нераскрытыми. Речь идет о достоверности информации. В резюме непозволительно предоставлять неправдивые данные, но и писать там какой-либо негатив – себе дороже.

Лучше обойти все подводные камни, к примеру, если вы не владеете тем или иным навыком, который хорошо бы иметь для получения желаемой должности, можно указать, что вы повышаете уровень квалификации или планируете к этому приступить в ближайшее время.

www.syl.ru

Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель :: SYL.ru

Учитель — это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность — это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие «педагог начальной школы» стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:

  1. Любовь к детям, процессу воспитания в них человечности и правильных жизненных ценностей.
  2. Понимание минусов профессии учителя.
  3. Стремление к самосовершенствованию.
  4. Умение в каждом найти положительные качества.
  5. Правильная оценка своих возможностей как учителя.

Ведущие способности в педагогической деятельности

Кроме вышеперечисленных черт характера, некоторые выделяют и качества, которые являются главными в педагоге:

  • коммуникативность — человек, решивший стать учителем, должен любить людей и уметь общаться с ними;
  • эмпатия (умение сопереживать окружающим) и педагогическая интуиция;
  • учитель должен уметь убеждать с помощью логических доводов и принимать волевые решения;
  • должен быть эмоционально устойчив;
  • оптимизм;
  • творческий подход к работе.

Перечисленные личностные особенности в совокупности с теоретической базой и постоянным применением в профессиональной деятельности и являются педагогической компетентностью.

Взаимодействие педагогов и учащихся

Немаловажным в образовательном процессе является общение между учителем и учеником. Ведь именно через такое взаимодействие происходит передача накопленных знаний и формирование необходимых умений. Поэтому педагогу важно построить правильные отношения со своими подопечными.

Взаимодействие учителя и ученика не должно ограничиваться только общением в школе и на уроках. Педагог (а в особенности это касается классных руководителей) должен активно вовлекать учащихся в школьную и общественную жизнь. Это может быть организация праздников, походы, поездки на культурные мероприятия.

На уроках учитель должен использовать различные методы работы:

  • лекции;
  • выступления с докладами;
  • семинары;
  • дебаты.

Сами занятия должны проводится так, чтобы заинтересовать учащихся и мотивировать на дальнейшую работу. Но уважительное отношение учеников будет зависеть от того, есть ли у педагога авторитет среди учащихся. Что это такое?

Авторитет учителя

Это характеристика отношения к педагогу, которая определяет его профессионально-личностное положение в обществе, принятие и признание его ведущей роли в образовательном процессе. Для того чтобы учитель пользовался уважением у учащихся, они должны видеть в нем не только того, кто передает им знания, но и наставника.

Педагог должен не только видеть возможный потенциал в каждом ученике, но и уметь критиковать, чтобы стимулировать своих подопечных и скорректировать их развитие и обучаемость. Также учитель не должен выделять никого из своих учащихся, в каждом ему надо видеть и уважать личность. Педагог должен поддерживать дисциплину в классе и воспитывать в своих учениках ответственность. Учитель является для детей справедливым наставником.

Отличия профессии педагога от других

Образовательная деятельность обладает рядом отличительных характеристик. Какие же есть особенности профессии учителя?

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. «Объект» деятельности учителя — это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель — это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом — это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

www.syl.ru

Профессиональные и личностные качества журналиста

Журналистика – это массово – информационная деятельность, и она может рассматриваться при помощи взаимоотношений:

  • Предмет деятельности и субъект.
  • Процесс деятельности и субъект.

Замечание 1

Для журналиста существует список личностных и профессиональных качеств, которыми он должен уметь пользоваться для того чтобы его работа была не только полезной для общества, но и интересной для него самого.

Личностные качества журналиста

Без личностных качеств ни один человек не сможет гармонично существовать в обществе, также и у журналиста. Если журналист не наделен или не способен грамотно использовать те или иные личностные качества, можно считать его профессиональную деятельность бессмысленной.

К основным личностным качествам журналиста сегодня относятся:

  • Высокие моральные качества. Хороший журналист никогда не «упадет в грязь лицом», ведь он представляет свою аудиторию. В случаи, если журналиста оскорбили, не стоит «плевать» в ответ;
  • Хорошее знание жизни. Высокоинтеллектуальный человек, много читающий и много чем интересующийся, будет комфортно чувствовать себя в любом обществе. Если у журналиста богатый внутренний мир, то это будет гарантировать его успех в окружении;
  • Оперативность. В погоне за сенсацией журналист должен иметь четкое представление о том, как сделать все необходимые вещи в один миг;
  • Внимательность. Внимательность к мелочам – это настоящая изюминка личностных качеств. Для журналиста важно быть внимательным ко всем мелочам, которые его окружают;
  • Принципиальность. У любого журналиста должны быть принципы, и он должен их придерживаться;
  • Честность. Человек должен быть честным во всех ситуациях;
  • Умение глубоко мыслить. Данное качество позволит наполнять тексты автора глубоким смыслом и интересными замечаниями;
  • Литературные способности. Красивый слог позволит писать необычные и выделяющиеся материалы;
  • Знание человеческой психологии. Только тогда журналист сможет расположить себе любого человека;
  • Умение общаться с людьми. С разными людьми и из разных социальных слоев населения.

Журналистика невероятно творческая профессия. Пожалуй, успешная журналистская реализация возможно только при условии того, что человек отлично владеет профессиональными качествами. Профессиональные качества можно получить и в процессе работы, они раскрываются в журналисте по мере необходимости.

Профессиональные качества журналиста

Профессия журналиста выделяет следующие профессиональные качества:

  • Внимание к фактам. Факты для журналиста словно воздух, они позволяют составить интересный, насыщенный, актуальный материал для дальнейшего распространения. Напомним, что именно факт – это важная составляющая аналитических и информационных жанров. Именно с факта начинаются любые журналистские материалы.
  • Умение думать и обобщать. Журналисту для грамотной работы крайне важно научиться думать, анализировать и в дальнейшем обобщать полученную для материала информацию.
  • Нестандартное мышление. Как уже говорилось, журналистика – это творческая профессия, требующая от журналиста актерского мастерства.

Замечание 2

Журналисту также пригодится ассоциативная память, то есть умение находить аналоги тех или иных событий, а также сопрягать имеющиеся факты. Здесь же есть место для богатого воображения. Главное не увлекаться и помнить, что фантазия должна подключаться к осмыслению реальности. К профессиональным качествам журналиста также можно отнести словарный запас, грамотную письменную и устную речь, умение общаться с разными категориями общества, толерантность.

spravochnick.ru

Профессиональные и личностные качества лидера

Материалы к контрольной работе № 1

Профессиональные и личностные качества лидера

Выявление и анализ личностных способностей и профессиональных (деловых) качеств лидера имеют большое значение для успешного осуществления им в настоящем и будущем разноплановой управленческой деятельности.

Какими же из них должен обладать руководитель? Этой проблеме посвящены многочисленные исследования. Традиционно выделяют общие и специальные способности.

Общие способности – те, которые обеспечивают успешное владение человеком многими видами деятельности.

Специальные способности – те, которые обеспечивают человеку успех в каком-либо одном виде деятельности.

Отечественный ученый Л.И. Уманский выделял общие и специфические способности умелого организатора.

Общие способности лидера – организатора (такие, которые встречаются и у людей, не являющихся хорошими организаторами):

  • Практичность умаспособность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;

  • Общительность (коммуникативность) – открытость к другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;

  • Инициативность – творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;

  • Настойчивость – умение доводить дело до конца;

  • Самообладание – управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;

  • Работоспособность – способность длительное время работать без признаков усталости;

  • Наблюдательность – умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;

  • Организованность – умение подчиняться определенному ритму работы и планировать свою деятельность.

Специфические способности лидера:

В эту группу входит три компонента:

психологическая избирательность – способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и «отражать» ее умело изменяя тон и форму общения, средства и методы воздействия адекватной ситуации;

практический – психологический ум – способность учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности;

психологический такт – умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя.

  • Эмоционально-волевая воздейственность.

В эту группу входит так же три компонента:

общественная энергичность – способность заряжать своей энергией других людей, использую самые разнообразные педагогические и психологические средства, приемы воздействия и методы влияния, прежде всего – личный пример;

требовательность – постоянство и реальность проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учетом складывающейся ситуации;

— критичность – способность анализировать и максимально объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей.

— самостоятельное включение в деятельность;

— быстрое вхождение в роль организатора;

— умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.

Функции лидера

ЛИДЕР
  1. Вдохновляет

Как лидер, вы можете вдохновлять других на достижение успеха, помочь направить на это энергию, наилучшим образом использовать время. Лидер фокусирует внимание на результатах, процессе и взаимоотношениях. Одна из важнейших черт лидерства – балансирование энергии, вложенной в результаты, процесс и взаимоотношения. Забота о выполнении задания (результаты), способе выполнения (процесс) и взаимоотношениях между теми, кто выполнял, очень важна для лидерства.
  1. Добивается максимального вовлечения

Каждый человек желает участвовать в принятии решений. Лидеры должны выбрать лучший вариант. В результате растет доверие друг к другу, принимается оптимальное решение.

  1. Учит сотрудничеству

Группа следит за поступками и словами лидера. Манера поведения лидера создает атмосферу, способствующую активизации каждого и сотрудничеству.

  1. Строит мосты к действию

Хорошие лидеры обсуждают с группой достижения результатов. Это планирование нужно для достижения цели.

  1. Выделяет лучшие качества в людях

Лидер знает, чего хочет достичь участник. В процессе наблюдения, слушания, общения лидер способствует достижению результата.

  1. Указывает на достижения

Зачастую лидеры настолько поглощены достижением результатов, что забывают делать комплименты членам команды. А ведь это необходимо для того, чтобы человек почувствовал гордость, стал уверенным в себе.

Правила организатора

  1. Получив задание, разберись в нем:

    • Выдели в задаче главное и второстепенное

    • Выясни время (его продолжительность) выполнения задачи

    • Уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе

    • Повтори задание

  2. Подготовься к выполнению задания:

  • Изучи опыт других, посоветуйся

  • Сделай предварительную расстановку людей

  • Исходя из реальных возможностей, составь план

  1. Подготовь к выполнению задания своих товарищей:

  • Обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи

  • Учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать

  1. Расставь людей, учитывая их возможности:

  • Распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений

  • За каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один человек, даже если эту часть работы выполняют двое и больше людей

  • Каждый должен знать свои права и обязанности

  1. Согласовывай свои действия:

  • Постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников – младших организаторов

  • Поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них информацию обо всех изменениях в задании

  • Интересуйся опытом других, выполняющих подобные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения заданий

  1. Обучай и инструктируй своих помощников:

  • Подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы

  • Указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в определении трудностей, но не подменяй их

  • Подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов

  1. Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:

  • Привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников

  • Осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы

  • Давай оценку работу своим товарищам только на основе достоверных данных

  • Старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств. Требуй от своих помощников их экономного использования

  1. Будь внимателен в период завершения работы:

  • Требуй отчета о работе своих помощников

  • При возникающих затруднениях на отдельных участках организуй помощь

  • Организуй сдачу неиспользованных материальных средств

  1. Экономно расходуй свое время и силы:

  • Осуществляй руководство выполнением задания через своих помощников

  • Решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут решить твои помощники

  • Оказывай помощь в работе на самом трудном участке

  1. Подведи итоги и сделай анализ:

  • Анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участниками. Выявляя положительный опыт, промахи и ошибки

  • Давай оценку работы на основе конкретных результатов

  • Старайся поощрить, отметить работу своих помощников

Как анализировать проделанную работу

Успех лидера, успех детского объединения зависит от того, насколько хорошо они могут анализировать, оценивать проведенное дело, прожитый день; умеют ли они учиться на ошибках других и извлекать пользу из своих промахов.

Анализируя прожитый день (или проведенное дело), дай ответ на следующие вопросы:

  • Что мне удалось сегодня и почему?

  • Как можно использовать достигнутое?

  • Что мне не удалось и почему?

  • Что отняло у меня слишком много времени?

  • Что я сделаю завтра для более рациональной работы?

Метод анализа «Пять пальцев»

Этот способ подведения итогов занимает пять минут. Посмотри на ладонь и подумай, глядя на:

Мизинец (М) – «мысль»: какие знания, опыт я сегодня приобрел?

Безымянный (Б) – «близка ли цель?»: что я сегодня сделал для достижения своей цели?

Средний (С) – «состояние духа»: каким было мое настроение? От чего оно зависел?

Указательный (У) – «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?

Большой (Б) – «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?

В коллективе

Человек – существо общественное. Без других людей, без окружения себе подобными он не может развиваться. Более того, развитие человека связано с расширением круга (группы) людей, с которыми он находится во взаимодействии:

  • До 1 года – его круг общения составляют «мама — папа»

  • В 1 – 3 года семейное сообщество расширяется: мама – папа – другие родственники

  • 3 – 7 лет – детсадовский возраст – ребенок развивается в группе однолеток

  • 7 – 11 лет – учебная группа – класс начальной школы

  • 11 – 17 лет – участие в нескольких различных группах (класс, кружок, друзья, взрослые)

Общение с другими людьми создает предпосылки для проявления различных форм активности и для самостоятельной работы человека над собой.

Коллективом мы будем называть небольшую группу людей, находящихся в личностном контакте и связанных единой общественно полезной целью и деятельностью.

Коллективами также часто называют большие общности, не являющиеся контактными группами (коллектив школы, производственный коллектив и т.д.).

В коллективах идут процессы самоутверждения личности, которая реализуя свои способности, добивается успеха, получает от коллектива положительные оценки. Обычно вы думаете, что имеете в коллективе самостоятельное мнение, позицию. Если это так, то вы – самостоятельный, независимый человек.

Однако коллективы оказывают очень сильное воздействие на членов группы, изменяя их представления о себе и других, заставляя задумываться о том, что ранее не представляло для них никакого интереса. Коллективы формируют вашу самооценку и уровень притязаний, заставляя вас подбирать наиболее удобный стиль поведения. Это характеризует гибкого человека.

Некоторые же люди склонны слепо подчиняться воздействию группы, они становятся конформистами – согласными, пассивными, не имеющими своего мнения. Это не позволяет проявиться их способностям.

В компании неформалов

Молодежь любит объединяться, тусоваться на свободных, добровольных началах. Такие объединения нигде не зарегистрированы, не утверждены и потому называются неформальными (неофициальными). Они могут быть полезными для личности и для общества (пример: тимуровские отряды, музыкальные группы и др.).

Особый вид самоутверждения через групповую принадлежность имеет место в неформальных объединениях асоциальной и антисоциальной направленности (молодежные группировки националистического, фашистского типа, сектанты и др.). самоутверждение происходит здесь в негативных проявлениях. Структура и распределение ролей в этих группах (от лидера-главаря до отвергаемого) не способствует реализации лучших возможностей и способностей членов группы. Она обычно сводится к примитиву: главарь с помощью нескольких приближенных управляет остальными членами группы, унижая их, применяя насилие, обман.

Предупреждения:

  • знаки опасности в компании – алкоголь, наркотики, преобладание незнакомых лиц, неизвестность, чувство страха и тревоги.

  • Сохранение возможности отступления – не связывайте себя обещаниями, не участвуйте в играх «на интерес», всегда имейте путь к бегству.

Система коллективных и индивидуальных ценностей

Приоритет коллектива

Приоритет личности

Коллективизм – идеология, качество личности и принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в:

  • осознанном подчинении личных интересов общественным;

  • товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию, взаимопомощи;

  • взаимопонимании, доброжелательности и тактичности;

  • интерес к проблемам и нуждам друг друга

Индивидуализм – это идеология и одновременно черта личности, сущность которой сводится к признанию приоритета индивида над коллективом и обществом.

Противопоставление позиций и интересов отдельного человека (индивида) интересам группы, общества.

Индивидуальность – своеобразие психики и личности данного человека, ее неповторимость.

Социальная адаптация — приспособление индивида к условиям социальной среды, усвоение общепринятых норм и правил поведения.

Автономизация – реализация совокупности установок на себя, самостоятельность и устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлениям личности о себе.

Конформность (несамостоятельность) – подверженность человека групповому влиянию, проявляющаяся в приятии и некритическом усвоении групповых (чужих) норм, ценностей, мнений, позиций.

Самостоятельность – способность иметь и отстаивать свои мнения, взгляды, позиции в условиях группового давления.

Экстравертность – обращенность к обществу, группе; общительность, адаптируемость к изменению условий, коллективизм.

Интравертность – обращенность внутрь себя, замкнутость, малообщительность, низкая адаптируемость к изменению условий.

Альтруизм – преобладание в поведении личности интересов других людей, помощь, сострадание, жертвенность, служение другим людям как смысл жизни.

Эгоизм, эгоцентризм — доминирование корыстных личных интересов безотносительно к интересам других людей, преувеличенное подчеркивание своего Я.

Бескорыстие – служение делу, исполнение долга, благородные поступки не ради славы и денег, а исходя из присущих такой личности качеств доброты, гуманизма, коллективизма и др.

Честолюбие – стремление к первенству, к славе, к получению наград. высокомерное отношение к другим превращает честолюбие в тщеславие.

Советы «Как не стать конформистом»

  • Наблюдайте поведение каждого члена группы и сообщества в целом.

  • Думайте – к чему стремитесь в группе (коллективе) лично вы, как это соотносится с желаниями группы.

  • Планируйте свои личные и групповые цели, как использовать окружающую обстановку для реализации своих возможностей.

  • Действуйте соответственно своему плану, открыто высказывая свои позиции.

  • Оценивайте эффективность ваших действий, анализируйте события.

  • Корректируйте свои действия, если получается не то, на что рассчитываете, и предпринимайте новые попытки утвердить свое право на самостоятельность.

Рекомендации отверженным и изолированным в классе

  • Проверьте себя на лидерские качества, проанализируйте, какие из них нужно и можно скорректировать.

  • Воспитывайте в себе независимость, преодолевая трусость и пренебрегая теми поблажками, за которые вы вынуждены иногда сдаваться, подхалимничать, хитрить.

  • Устанавливайте больше связей, расширяйте круг общения; хотите, чтобы с вами дружили, будьте сами бескорыстным, щедрым другом, товарищем.

  • Пересмотрите все свои «Я», найдите лучшие свои качества, способности и раскройте их товарищам.

  • Особое внимание обратите на анализ и коррекцию своих коммуникативных способностей.

  • Давайте отпор агрессии, не бойтесь.

Предупреждение звездам, предпочитаемым

  • Не зазнавайтесь.

  • Не утверждайтесь за счет унижения других.

  • Не давайте другим прозвища.

  • Будьте добрыми звездами в своем коллективе.

А.Н. Лутошкин выделяет следующие стадии развития коллектива:

  • «Песчаная россыпь». В таком коллективе каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в тоже время все отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знакомы, или просто не решаются, а может и просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, нет общих дел. Отсутствие твердого, четкого авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

  • «Мягкая глина». В группе находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

  • «Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудится сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В группе есть на кого опереться. Авторитеты «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, — организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодоление трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллектива, но и в целом в школе (организации). Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

  • «Алый парус». Здесь действуют по принципу «один — за всех, все – за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.

У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигает неудача. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних отрядах, коллективах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

  • «Горящий факел». Ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делая все, чтобы принести пользу людям.

Не всегда скорость движения коллектива по этой лестнице зависит от возраста его членов. В большей степени это зависит от самого организатора и, главное, от выбранного им стиля руководства на той или иной стадии развития коллектива.

gigabaza.ru

Развитие личностных качеств | Методы развития личностных качеств

Содержание статьи

Личностные качества – не что иное, как составляющие характера, его особенности. Развитие личностных качеств способствует наполнению человека, делая его разносторонним. Личностные качества позволяют правильно реагировать на внешние раздражители и вопреки всему преуспевать в своей деятельности. Это способ эффективного использования внутренних ресурсов.

Уровень развития личностных качеств

Каждый человек рождается с определённым характером и набором личностных качеств, определяющих особенности поведения и жизненные приоритеты. На протяжении жизни, некоторые качества изменяются под влиянием разных факторов, некоторые остаются на всю жизнь.

Психологи утверждают, что основные этапы формирования характера происходят в первые пять лет жизни, далее они несколько корректируются, исходя из жизненных обстоятельств.

Главным показателям и критериям, которые формируют уровень развития личности относятся: способность к активной жизненной позиции, уровень ответственности, направленность способа жизни, уровень культурности и интеллекта, способность управлять эмоциями.

От личностных качеств зависят многие стороны жизни, начиная с выбора стиля одежды и заканчивая приоритетом деятельности для будущей профессии. Если человек осознаёт потребность в более качественном уровне жизни, он будет стараться достигнуть желаемого. В этом помогают как раз такие качества личности как целеустремлённость, уверенность в себе, умение адекватно оценивать действительность и свои возможности. Даже при не самом высоком уровне врождённых особенностей человека, но при осознании своей индивидуальности, всегда есть возможность определиться с деятельностью, которая наиболее полно раскроет способности человека. Тем более, при желании всегда есть возможность развивать личностные качества.

Развитие личностных качеств детей

Развитие ребёнка начинается с его рождения. Это многосторонний процесс взаимодействия родителей, общества и саморазвития. Главная ответственность, конечно, возложена на семью. Здесь начинается познание себя как отдельного индивидуума, познаёт разные варианты взаимодействия с другими людьми и варианты ответных реакций.

На сегодняшний день утвердилось мнение, что все проявления человеческого характера приобретаются в раннем детстве. В это время закладываются три ключевые группы качеств личности. В зависимости от периода жизни, происходит становление способов мотивации, стилей поведения и инструментов взаимодействия с другими людьми.

Факторы развития личностных качеств

Как только ребёнок начинает воспринимать себя как отдельную особь, начинает осознавать своё место в окружающем мире, начинается процесс развития основных качеств, в том числе на это влияет развитие чувственной сферы жизни. Существует несколько ключевых факторов, которые свидетельствуют о начале процесса:

  • активное и уместное применение личных местоимений;
  • владение навыками самообслуживания и самоконтроля;
  • способность описать свои переживания и объяснить мотивацию поступков.

Возраст начала становления личности

Исходя из вышесказанного, становиться понятен возраст начала становления личности. Психологи указывают возраст два – три года. Однако нельзя сказать, что до этого момента ничего не происходит. Активно идёт подготовка и формирование индивидуальных предпочтений, коммуникативных способностей, темперамента. К наступлению возраста пяти лет, ребёнок полностью воспринимает себя как отдельную личность с индивидуальными особенностями, находящейся в активном взаимоотношении с окружающей действительностью.

На человека влияет не только семья, но и общество, школа, друзья. Эта среда, безусловно, накладывает отпечаток на поведение и формирование ребёнка. Однако, основу, фундамент может заложить только близкие люди. Именно они устанавливают ориентиры, и показывают способы взаимодействия внутри семьи и с другими людьми. Так как ребёнок ещё не знаком с правилами поведения в обществе он ориентируется на родных и берёт с них пример. Поэтому очень часто находится много общих черт у детей с родителями. Часто ребёнок полностью копирует поведенческую модель родителей.

Формирование качеств ребенка

На этапе начального формирования нет смысла пытаться корректировать или дополнительно развивать личностные качества.

Самым лучшим вкладом будет создание условий для развития физических, эмоциональных, интеллектуальных способностей.

Далее стоит мягко и ненавязчиво знакомить ребёнка с морально-этическими и социальными нормами, принятыми в социуме. Каждая семья оперирует своей индивидуальной системой воспитания, которая формирует в свою очередь «семейное кредо».

Такая воспитательная среда со специфичными способами и мерами воздействия занимает основное место в жизни ребёнка. От эффективности её воздействия зависит формирование личности. Одним из методов является общение. Ему выделяется важная роль в формировании характера. Этот метод важен на всех этапах развития. Для успешного развития и формирования новых личностных качеств ребёнок постоянно должен вовлекаться в активную деятельность.

Развитие личностных качеств учащихся

Если в дошкольном возрасте основным ориентиром и авторитетом для ребёнка являлись родители, то с началом активной учебной деятельности порядок вещей несколько изменяется.

Во-первых, в жизни ребёнка появляются другие взрослые, которые не относятся к семье, но также занимают важное место в жизни. Это учителя, тренер, воспитатель. При правильной организации учебного процесса наравне с учебной познавательной деятельностью постоянно происходит развитие личностных качеств учащихся.

Мнение этих людей часто может быть авторитетнее в некоторых вопросах, чем слово родителей. Это нормальное явление, потому как ребёнок чувствует новые способности и грани своего развития. Развитие личностных качеств, которое ориентировано на этих людей, направлено на успешную организацию учебной деятельности, умении организовывать своё время и достижение поставленных целей. Также формируются ценности личности, которые взаимосвязаны с общественными нормами, появляются такие качества как ответственность, креативность.

Также в это время появляются друзья и товарищи, которые также влияют на формирование качеств личности. В этот период закладываются основы умения взаимодействовать с друзьями, поведение во время конфликтов и правильные способы выхода из конфликтных ситуаций. В этот период ребёнок начинает развиваться в разных направлениях, так как появляются новые площадки для реализации личностного потенциала. Происходит понимания и оценивание себя как равноправной личности.

Развитие личностно профессиональных качеств

С началом активной профессиональной деятельности человек начинает реализовывать не только свои личностные качества, но и профессиональные. Именно от них зависит выбор сферы деятельности и успешная реализация себя как специалиста. Большую часть своей жизни человек проводит на работе и с этой стороной жизни связаны многие ожидания и стремления.

Именно качества человека как профессионала являются ориентиром, по которому оценивается соответствие человеком его должности, и вообще, сферы деятельности. Адекватное восприятие себя в коллективе и сотрудников вокруг, также является показателем успешности как профессионала.

Человек, который обладает определённым набором качеств, подходящих для выбранной профессии намного быстрее развивается и достигает высоких целей, уверен в себе, знает, как действовать, чтобы подняться по карьерной лестнице.

Каждая отдельная профессия требует определённых профессиональных качеств. Несмотря на это, есть список обобщённых критериев, на которые обращают внимание работодатели. Наличие их приветствуется практически в любой области деятельности. Поскольку от профессионализма каждого работника зависит не только его личная успешность, но и развитие целой организации, работодатель обращает на этот фактор особое внимание.

Главные профессиональные качества

Самыми главными качествами являются:

  1. умение работать одной командой с коллективом;
  2. быстрая обучаемость и гибкость;
  3. инициативность, но не концентрация внимания на своей персоне;
  4. способность выполнять задание без постоянного контроля со стороны начальства;
  5. умение отстоять и аргументировать своё мнение;
  6. скорость реакции и способность принятия ответственности за свои решения;
  7. умение точно следовать должностным инструкциям;
  8. коммуникабельность и умение выходить из конфликтных ситуаций.

Профессиональные качества, как и личностные, являются результатом воспитательного процесса. Вклад родителей, общая атмосфера в семье, уверенность в надёжном тыле в качестве родственников помогают человеку чувствовать себя уверенно, легко ставить перед собой задачи и достигать их. Социальная сфера, влияние учителей, друзей также важно. Однако, не обязательно отсутствие черт, привитых с детства, является окончательным приговором. Человек всегда может самостоятельно развивать в себе необходимые профессиональные качества.

Этапы формирования личностно профессиональных качеств

Так как целью любого обучения является формирования профессионала по определённой специальности, основные этапы развития личностно-профессиональных качеств происходит в учебных заведениях. Кроме взаимодействия с преподавателями, человек находится на этапе активного саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, именно в период получения образования происходят основные этапы формирования и развития главных качеств (как личностных, так и профессиональных) необходимых для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Первым этапом является определение будущей сферы деятельности в целом и профессии в частности, исходя из персональных возможностей и личных предпочтений. Далее следует адаптация к неизвестным условиям дальнейшего развития. На этом этапе поступает большое количество информации о специфике работы и тех качествах, которые необходимы, чтобы в ней преуспеть. После стабилизации образовательного процесса, получения некоторых практических навыков приходит полное осознание соответствия себя в профессии. Успешность в дальнейшем зависит не столько от наличия природных качеств и возможностей, как от постоянной готовности работать над своими личностно профессиональными качествами.

Методы развития личностных качеств

Самое главное, что должно быть у успешного человека, независимо от его профессиональной деятельности – уверенность в своих силах. Это основа в любой профессии. Не обязательно обладать лидерством и вести за собой всех, достаточно уметь адекватно оценивать себя и свои возможности, все возможные риски. Если взялся за выполнение задачи – никогда нельзя бросать её при возникновении трудностей.

Выделяют несколько основных методов, которые помогают в развитии личностных качеств.

Самоанализ

Первым шагом должен стать самоанализ, помогающий выделить качества, которые уже имеются. Определившись с недостающими качествами, следует выбрать пути их формирования. Это длительный и нелёгкий процесс. Важно изначально определиться с желаемым результатом и разработать несколько путей его достижения. Обязательным условием успеха является наличие сроков достижения цели и примера для подражания.

Заключение

Для формирования новых или развития уже имеющихся качеств необходимо время. Этот процесс занимает не один день. Существует большое количество разного теоретического материала, тренингов. Но и без них вполне возможно решить эту задачу. Для начала, нужно заняться самодисциплиной. В случае удачного выполнения первого этапа, у человека появляется повод гордости перед самим собой, следовательно, повышается самооценка. Теперь, когда появилась уверенность в себе, можно начинать действовать по направлению профессиональному успеху. Важно составлять план по карьерным достижениям, не забывать придерживаться его.


pikacho.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *