Семья клан – Семейный клан

Семейный клан

Характеристики семейного клана

Замечание 1

Семейный клан представляет из себя группу семей, которые имеют общего предка, что и является определяющим критерием его формирования. Семейный клан – это, прежде всего, вся совокупность родственников, которые в том или ином отношении имеют родство друг с другом (преимущественно, родство по крови). Кланы разветвляются в связи с рождением большого количества детей, которые затем создают собственные семьи. Привитая модель воспитания предполагает, что у детей также будут многодетные семьи, и это расширяет клан, делает его более масштабным и влиятельным.

В современном мире существует разные семейные кланы, одни более влиятельные, другие – менее влиятельные и богатые. Например, кланы Рокфеллеров и Ротшильдов – наиболее богатые. Потомки и члены этих семей – влиятельные люди, которые образовали свои империи и не зависят от мнения государства. Они могут владеть большими земельными участками, обладать корпорациями по производству самых необходимых средств и предметов, которые востребованы во всем мире. По сути, такие кланы могут не просто править – они в прямом смысле меняют ход истории.

Семейный клад может выполнять несколько основных функций, среди которых следующие:

  1. Помощь в беде, взаимная поддержка в сложных и критических ситуациях. В случае смерти старейшего представителя рода на церемонию его прощания собирается буквально весь клан – а это не много не мало сотни, а то и тысячи человек;
  2. Сверхвозможности для роста – человек, который родился в семье влиятельного клана, с самого рождения обладает особым статусом, а также уже наследует часть миллиардного состояния. Его жизнь предопределена, ему гарантирован успех и карьерный рост в той области, в которой наибольшее влияние имеет клан.

Итак, клан – это «семья», «потомство». Еще во времена древних кельтов и шотландцев кланами называли группы кровных родственников, которые носили имя своего первого предполагаемого родоначальника. В наше время это слово в большей степени соотносится с родом и семьей, и сохраняет свои особые черты. Также исследователи подчеркивают, что далеко не любая семья может называться кланом. Это – не просто люди, которых объединяет факт кровного родства: в клане есть своя идея, ядро, и именно это объединяет членов семьи. Очень часто клан группируется вокруг того члена семьи, который первым добился максимального успеха. Примерами служат семейные кланы в политической сфере, в сферах литературы и искусства, науки и шоу-бизнеса.

Принципы образования семейных кланов

В современном мире семейные кланы обладают огромными преимуществами, и это роднит наше время с патриархальными периодами. Однако, большинство людей, относящихся к так называемому «Золотому Миллиарду», отмечают, что не ощущают себя частью собственного родового или семейного клана. При этом, стоит сделать акцент на том, что на самом «верху» нашего общества, то есть в наиболее властных структурах эти кланы не просто существуют — они постоянно укрепляют свои позиции, создают собственную иерархию, которая обладает властью и может решать наиболее важные вопросы человечества.

Формируются кланы, как мы уже отметили ранее, вокруг наиболее успешного члена семьи. Именно он является родоначальником, его именем называется клан, и он определяет особенности направления деятельности. Тут же встает вопрос о том, почему не все семьи могут стать кланами. Во-первых, это зависит от менталитета. Например, наиболее известные в мире кланы – американские или британские. У людей совершенно иные принципы и взгляды на то, почему они должны объединяться. Они стремятся к единению, поскольку понимают свою ответственность друг перед другом. К тому же, это страны с более высоким доходом, где люди не бояться заводить обширные семьи и иметь несколько детей.

Во-вторых, клан всегда связан с какой-либо сферой деятельности. Это может быть экономическая составляющая, или сфера влияния касается политического участия членов клана. Очень важно, что дети должны осознанно поддерживать традиции и установки, которые формировались годами, переходили из поколения в поколение, от старших к младшим. Также клан в целом – это довольно влиятельная структура, но их довольно мало в мире. Это делает их еще более могущественными и влиятельными.

В клане очень важен факт наличия первоначального капитала. Затем он разрастается в состояние за счет организаций и корпораций. Владельцами являются сами учредители и те, кто разделяет их активы. Преимущественно, это дети, которые идут по стопам своих родителей, получают специальное образование и продолжают великие дела. В целом, судьба ребенка, родившегося в семье, которая представляет из себя целый клан, уже предопределена статусом и социальным положением его семьи. В семье предпринимателей, как правило, рождаются будущие предприниматели и бизнесмены. В семье медицинских работников – будущие доктора. Очень большую ответственность кланы берут на себя в сфере благотворительности — корпорации и империи жертвуют большие суммы не благие дела, и это очень важная составляющая, которая является в некотором смысле примером для подражания всех остальных.

Кланы решают судьбы людей, принимают стратегически важные решения. Иногда, под влиянием кланов может развязаться война, или же прекратиться политический кризис. Также кланы очень активно участвуют в политических решениях: многие политики или деятели этой области – члены крупных кланов. Например, Виндзоры являются царствующей королевской династией в Великобритании. Также, Виндзоры – это и отдельная династия, и ветвь, которая исходит от Саксен-Кобург-Готской династии. Так, в целом, ответвление одного клана от другого – это достаточно частое явление. При этом, оба клана становятся независимыми друг от друга, но находятся в близких родственных отношениях, что объединяет их.

spravochnick.ru

один за всех или все против одного?

У большинства из нас куча родни: не только родители, бабушки-дедушки или братья-сестры, но и дяди, тети, кузены и племянники… С кем-то мы поддерживаем отношения, с кем-то нет. А ведь издавна существовало такое явление, как семейный клан. Есть ли они сейчас? И каково это — быть членом такого клана? Рассказывает психолог Андрей Буцкин.

— Сам термин «клан» происходит от гэльского «clann», что означает «семья» или «потомство», — говорит специалист. — У древних кельтов и шотландцев так называли группы кровных родственников, носившие имя одного предполагаемого родоначальника. В наше время это слово имеет значение «род» или «семья».

Но не всякая семья является кланом, подчеркивает психолог. Клан — это не просто люди, объединенные кровным родством, в нем имеется ядро — некая идея, объединяющая членов рода. Нередко клан группируется вокруг того, кто первым из членов своего рода добился успеха. Пример тому — семейные кланы в политике, литературе, искусстве, науке, шоу-бизнесе.

В чем же суть клановых отношений?

— Прежде всего, это поддержка и взаимопомощь между членами одного клана, — считает Андрей Буцкин. — Ты всегда можешь рассчитывать на то, что тебя не оставят в беде. Например, когда Егора Михалкова-Кончаловского в юности попытался завербовать КГБ, его дед, знаменитый поэт Сергей Михалков, подключил свои связи, и внука оставили в покое. Другим его сверстникам, наверно, не так повезло…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Любовь до гроба… медицинский феномен

Вечный конфликт отцов и детей

Пары разные нужны. Опасности неравных браков

В этом разделе:
Новости партнеров

Ни для кого не секрет, что пробиться, сделать карьеру, имея за спиной влиятельных родственников, гораздо проще. Не редкость сейчас «семейные» фирмы, где все руководящие должности занимают люди, связанные между собой родством. И это можно понять: «своему» всегда доверяешь больше, чем тому, кто «со стороны».

Сейчас в моде составлять родословные и искать своих дальних родственников. Зачем? Во-первых, это повышает самооценку человека на инстинктивном уровне: с древних времен было престижно состоять членом большого и мощного семейного клана, ведь так было легче противостоять внешним врагам… Во-вторых, а что, если среди твоих предков отыщется какая-нибудь выдающаяся личность? Или выяснится, что у тебя дворянские корни? Тоже будет, чем похвастаться! Наконец, обнаружив преуспевающих родичей, можно обратиться к ним за помощью. А вдруг помогут именно по-родственному?

Казалось бы, являться членом семейного клана полезно и выгодно. Однако психолог предостерегает: у такой сильной структуры есть и множество минусов. В чем они заключаются?

1. У человека, который с рождения получает различные блага, поскольку принадлежит к определенному клану, атрофируются способности к выживаемости.

Попав в сложную ситуацию, такой человек не в состоянии справиться с ней самостоятельно, так как привык, что его проблемы решаются «по праву родства», — говорит психолог.

2. Члены клана делят всех на «своих» и «чужих».

Например, руководители компаний набирают сотрудников по признаку родства, а не по заслугам, и из-за этого деятельность компании может стать неэффективной.

— Не факт, что удастся избежать конфликтов между начальством и подчиненными-родственниками, — полагает Андрей Буцкин. — Родня может манкировать своими рабочими обязанностями и ждать поблажек от руководства. К тому же, таких работников часто не любят остальные сослуживцы, считая, что те «наушничают» или получают незаслуженные привилегии. Из-за этого обстановка в коллективе может накалиться.

3. «Клановость» может распространяться и на личные сферы жизни.

Например, мужчина не может вступить в брак с приглянувшейся ему женщиной, потому что этого не одобрит ее семья.

— Допустим, все члены его клана были врачами, а он собирается жениться на скромной воспитательнице детского садика. Это может стать причиной конфликта с родственниками, которые будут утверждать, что девушка «не их круга».

Нередко «клановость» влияет и на выбор профессии. В семье все были инженерами, и родители толкают дочь поступать в технический вуз. А это «не ее», она по складу гуманитарий! В результате, окончив институт, женщина всю жизнь занимается нелюбимым делом, только потому, что это семейная традиция…

— Все люди разные, — констатирует психолог. — Одни свято чтут свою семью и поступают только так, как принято в их клане, другие принципиально не поддерживают отношений с родней, живут своим умом… Чтобы жизнь была гармоничной, наверное, следует отыскать некую золотую середину между следованием семейным традициям и вашей индивидуальной самореализацией.

Любимская Дарья ‘; //—>
У большинства из нас куча родни: не только родители и братья-сестры, но и дяди, тети, кузены и племянники… С кем-то мы поддерживаем отношения, с кем-то нет. А ведь в старину существовало такое явление, как семейный клан. Есть ли они сейчас? И каково это – быть членом такого клана? Рассказывает психолог Андрей Буцкин.
http://www.missus.ru/articles/family/stories/17-03-2011/family_clans/5952

www.missus.ru

Возрождайте семейный клан! — Доктор Владимир Степанович Хорошев

В прессе иногда мелькают сообщения о том, что дети, подростки неуважительно относятся к воинским святыням — могилам наших воинов, павших в годы Великой Отечественной войны. Это не просто плохо… Это… это страшно! И это повод задуматься… О возможных путях по оздоровлению нашего общества размышляю вместе с вами…

Надо возрождать семейный клан

Основой семейного клана, объединяющего несколько семей, является отдельная семья – как на картине датского художника Педера Крейера.

Только клан, ответственность каждого её члена, каждого ребёнка, каждого подростка, юноши-девушки, взрослых перед кланом способны остановить их перед совершением дурного поступка, остановить злое, дав дорогу доброму…

Может быть, конечно же, и по-иному, когда клан поощряет плохие поступки, прямо скажем бандитские замашки… И такое бывает, и мы все об этом знаем не понаслышке… Но, всё же, действия кланов контролировать легче, чем отдельных людей… Это и есть первичная модель общества, и экономическая-хозяйственная, и психологическая-социальная…

Пожалуйста, дорогие мои друзья, задумайтесь над этим! Это так важно для каждого из нас, для нашего общества, его экономического могущества, нашей с вами безопасности. У наших детей не должно даже мысли возникать о непочтительном отношении к воинским святыням… И нам надо развивать национальный иммунитет, наш социальный иммунитет — защитную систему. Как? А вот как…

Мы с вами должны формировать кланы, семейные кланы, где несколько семей объединены в кланы…

Это ведь во все времена было и ранее…

И среди нас — среди русских, и среди всех народов и наций, населяющих Землю. Изгнание из клана было равносильно смертному приговору — человек остерегался совершить что-либо неправедное, боялся быть изгнанным из клана… И в разрушении кланов повинны вовсе не наши дети, а мы с вами, наше поколение и поколение наших родителей.

Сначала большевики всячески способствовали разрушению семьи, создавая такие условия, что для выживания родителям надо было работать с утра и до вечера, — когда не только мужчинам, но и женщинам для прокорма детей и себя надо было работать в две смены. До детей ли тут было — я имею в виду воспитание их. Дай бы Бог их увидеть хотя бы спящими… Детей отдавали в детские сады с недельным содержанием. Дети росли, не видя родителей… У них не формировалось почтение к родителям, не формировался их образ…. В их сознании образ родителей был чем-то таким… аморфным, размытым…

А уж дяди и тёти (я имею в виду родственников, причём не просто родственников, а близких родственников, единокровцев) и совсем начисто забывали о том, что у них есть младшие родственники — их племянники и племянницы… И это тоже в большой степени способствовало сокрушению клановой иерархии, клановой конструкции…

Былое и мы

Моя мама с детских лет настаивала на том, чтобы я не забывал поздравлять её братьев и её старшую сестру с днём рождения, с большими праздниками. И я это делал, считая это очень важным для себя. А потом мама посылала мне письма моих дядей, в которых они выражали своей сестре восхищение мною… Потом я стал военным врачом, хирургом и был послан служить Отечеству сначала на пять лет на Крайний Север, а потом на войну — в Афганистан — на два года… И знаете, за эти годы я не получил ни одного письма от своих родственников, ни одной открытки.

А когда моя жена и двое моих маленьких детей остались одни на Крайнем Севере (когда меня — офицера Советской Армии, военного хирурга послали в Афганистан на два года) — ни у одного из моих родственников не возникло мысли написать письмо мне — их воюющему племяннику, двоюродному брату… или моей супруге, чтобы поддержать её словом. Ни у одного из моих родственников не возникло мысли спросить у неё, у моей жены — может чем-то помочь, ведь ты же одна там — на Севере с двумя малыми детьми? И у меня постепенно иссяк интерес к их жизни…

А потом умер мой замечательный отец, который в немалой степени способствовал воспитанию и становлению моих дядьёв (особенно младшего из них)… Когда моим дядям было трудно, что-то не ладилось в жизни — они приезжали к нам и, хорошо это помню, даже со слезами на глазах рассказывали моим родителям о своих бедах-несчастьях. А мой мудрый отец сидел, размышлял и давал им советы, всячески поддерживая…

Многие люди пришли и приехали проводить моего отца в последний путь… Не было только моих дядьёв, они не сочли нужным даже позвонить мне — 48-летнему человеку, их племяннику, чтобы произнести простые слова: «Ты, Володь, это… держись… Знаем, что у тебя большое горе, но ты держись и маму поддерживай»… Никто — ни слова… Вот так и разрушился очередной родственный клан в моём Отечестве…

И сколько их — таких вот кланов… Вот и нет стержня общегосударственного… Люди стали равнодушны к проблемам родных для них людей… А что уж говорить о людях чужих?

Воспитывайте в детях уважительному отношению к клановости

Воспитывайте в детях не просто уважительное отношение к старшим, а уважительное отношение к родственным связям, к клановости… И тогда люди, вырастая, будут чувствовать себя защищёнными… Они будут знать, что попав в беду — их из этой беды вытащит клан, родственный семейный клан.

Родители, воспитывая своих детей, будут чувствовать ответственность за своих детей не просто перед обществом, а в первую голову, перед своим кланом.

И это будет сила! Ох-хо-хо, какая же это будет сила!

На этом держалась такая могучая сила как казачество — запорожское, донское, кубанское, уральское, сибирское, терское… Эти воины знали, что если кто-то из них струсит, сподличает, совершит гнусность — ответственность ляжет на весь курень, на весь клан, на весь род…

Быстро у нас возродить конструкцию кланов никак не получится… Давайте начинать с малого — напишите открытки, пошлите электронное письмецо, sms-ку. Позвоните, наконец… Помогите хоть чем-нибудь, когда родственник в беде…

И таким образом, мы создадим кланы, таким образом мы укрепим своё общество, свой народ, сделав его могущественным и… мудрым! Давайте созидать сейчас, не откладывая это нужное дело на потом… Ведь живя настоящим, мы творим свое будущее! У нас с вами должно быть будущее!

И ещё два слова…

Когда встречаетесь с ребёнком из вашего клана — не забудьте сделать подарок ему. Пусть небольшой, пусть совсем крохотный. Но ребёнок должен ощущать силу своего старшего родственника — дяди, тёти, двоюродного брата или сестры… Это важно!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Получайте новые статьи прямо на почту!

Похожие статьи

Правильное питание для беременных: советы и рекомендации«Богиню можно лепить с женщины, которая дважды рожала. С девушки лепят только нимфу». Таково утверждение скульпторов Древней Греции. Обсудим правильное питание для беременных женщин, стоящих у истоков новых жизней, — тем более что писем с вопросами на эту тему немало… letterДень добрый, доктор Хорошев! Пишу Вам, доктор, вот по какому поводу… Моя дочь несколько дней назад … Как обеспечить хороший сон?Какие правила надо соблюдать, чтобы засыпание и сон были хорошими? Такой вопрос звучит во многих письмах… Вот два из них… letterЗдравствуйте! Какая хорошая была у меня жизнь! Жил себе и близким на радость, учился, служил в армии, снова учился и работал… Всё было хорошо, пока не стала донимать меня бессонница. Какая же это замечательная жизнь … Почему мужчины не женятся?Судя по письмам из моей почты, подчас молодые женщины не устают спрашивать — почему мужчины не женятся? Как верно оценить ситуацию в случае, если избранник не склонен к совместной жизни? Надеюсь, что автор этого письма станет приятным исключением… letterЗдравствуйте! Сегодня читала Ваш блог, и хотя моя ситуация совсем другая, я почерпнула сил и хорошего настроения… …

horoshev.ru

В чем сила и слабость семейных кланов? | Дом и семья

Что есть культ семьи? Среди всех примеров из жизни я могу выделить следующее определение культа большой семьи: человек больше ассоциирует себя частью семьи и всегда проецирует все свои слова и поступки на то, что скажет или подумает семья. Культ холят и лелеют, и упаси Господь сказать что-то поперек авторитета дедушки.

Прелести большого клана.

1. Всегда есть с кем поговорить, обсудить проблемы, поиграть. Когда я была маленькой, у меня всегда возникала проблема, с кем поиграть. А выйти на улицу одной не разрешали. Вот и приходилось играть в кассу сама с собой — выписывать чеки, платить деньги и получать сдачу. Когда семья большая, то всегда есть собеседник и партнер по бадминтону/шахматам/поддавкам.

2. Братья-сестры всегда могут помочь. Неважно в чем — деньгами, подсказкой на уроке, отстоять друг друга в драке под девизом «Наших бьют!». Близкие люди всегда могут что-то посоветовать от чистого сердца. Когда рождаются дети, а родителям нужно куда-то вдвоем отлучиться, то тут на помощь спешат многочисленные родственники. Они ведь тоже понимают, что с их детьми тоже когда-нибудь надо посидеть, встретить из школы и отвести в художественный кружок.

В карьере роль братьев-сестер-дядей-теть тоже немаловажна. Если племянник — начинающий бизнесмен, а дядя работает в некоем министерстве, то логично предположить, что это министерство не будет чинить препон на пути развития юного капиталиста. Если тетя проректор в престижном университете — сложно предположить, что дети получат некачественное образование.

3. Семья — оплот традиций. У каждой семьи они свои. Я знаю одну семью, где даже устраивают олимпиады. Но у них такое количество двоюродных братьев-сестер, что собрать две равноценные футбольные команды не представляет никакой сложности. Еще даже останутся люди на скамейке запасных и в группе поддержки. О, я люблю, когда вся семья собирается за одним большим столом. По праздникам или без повода, просто так.

В общем и целом плюсы я перечислила, а теперь от бочки меда переходим к ложке дегтя, то есть к недостаткам культа семьи.

1. Прощайте, минуты тишины. Если семья живет вместе или хотя бы небольшими группами, то все равно вам не видать тишины. Постоянно кто-то где-то будет требовать вашего внимания. Моя знакомая пыталась готовиться к экзаменам, запершись в туалете, но, согласитесь, такой вариант не может обеспечить долгого уединения в силу большой востребованности данного помещения. Особенно в большой семье. Другая знакомая из большой семьи уходила на улицу или в кафе. Только таким способом у нее получалось выкроить время, чтобы не тратить его на многократные объяснения братьям-сестрам, племянникам, что она не может сейчас помочь с уроками или поиграть.

2. Традиции. С одной стороны, это хорошо, а с другой — не очень. Почему не очень? Потому что ваше желание отпраздновать Новый год с друзьями может быть воспринято в штыки — «А как же торжественный семейный ужин?». Если вы настоите на своем, то это может вылиться в долгую ссору с кланом. А то ведь бабушка с дедушкой обидятся! Это ж вам еще три года припоминать будут! Такое непослушание — просто нонсенс!

В разных семьях разные традиции. Тем, кто живет с ними с рождения, наверное, гораздо проще смириться и принять как должное, чем тем, кто входит в качестве мужа/жены. Таким новым членам большого клана нужно принять положение вещей как данность и максимально интегрироваться в семейный уклад и даже не пытаться его изменить. Потому что все внешнее, инородное может быть воспринято в лучшем случае прохладно.

Тем более сложно двум молодым, каждый из которых родом из больших, клановых семей со своими устоями. Только здравый смысл и любовь друг к другу смогут помочь преодолеть десятилетиями сложившиеся традиции, а также интегрировать их в новые реалии.

3. Никакой личной жизни. Вы еще надеетесь, что о вашей новой пассии никто ничего не знает? Счаз! Перемололи все косточки вплоть до его/ее самых дальних родственников и оценок в школе! А ситуация: «Смотри, какой он хороший мааааальчик! Ну почему ты не хочешь за него замуж? У него папа большой начальник, а мама знает весь бомонд столицы!». Или наоборот: «Да что ты в нем нашла?! Ни кола, ни двора! Посмотри, из какой он семьи! Он нам не чета!». Ну что там дальше следует, все понимают — сопли, слезы, истерики, собранный чемодан и громко хлопнутая дверь с фразой «Я ухожу из дома! Вы меня никто не понимаете!». Такое может случиться и в маленьких семьях, но родителям объяснить легче, чем двадцати родственникам, у каждого из которых свои предоставления о будущем родственнике.

Семья — это хорошо. Семья — это сила. Даже живя отдельно, в другом городе или стране, мы всегда ощущаем эту привязанность к родным людям. Даже если мы в ссоре, то все равно силу семейных привязанностей практически ничто не может нарушить. Мы все очень разные люди, но если мы семья, то надо держаться друг друга и всегда стараться понять и помочь близкому человеку. Ведь роднее нас нет никого на свете!

shkolazhizni.ru

Их должны знать по фамилиям и в лицо. Богатейшие семейные кланы России — 2015


Рейтинг 2014:



 


 

1. Гуцериевы












1. Приводимая нами оценка состояния семьи — это стоимость принадлежащих ей активов: акций компаний, земельных участков, объектов недвижимости, а также личного имущества и др.

2. Все публичные компании оцениваются по рыночной капитализации. Закрытые компании оцениваются на основании информации об объемах продаж, прибыли, собственном капитале; проводится сравнение с аналогичными по показателям компаниями, торгующимися на бирже или в недавнем прошлом бывшими объектом купли-продажи. Мы стараемся быть консервативными и оценивать собственность предпринимателей по принципу «как минимум не дешевле».

3. В настоящем списке цена компаний зафиксирована по состоянию на 24 июля 2015 года. Возраст участников списка также указан на 24 июля 2015 года.

4. В список включены только те семьи России, которые заработали основную часть своего капитала частным порядком, не будучи госслужащими.

5. В список включены только 10 самых богатых семей России, нижняя планка рейтинга — состояние $510 млн. Если вы не нашли в списке какую-то из известных семей, значит Forbes оценивает ее состояние менее чем в $510 млн.

Приведенные в рейтинге Forbes сведения — экспертная и журналистская оценка совокупного объема владения собственностью указанными лицами. Данная информация не является официальной и может быть использована только в частном порядке.

источник: http://bulochnikov.livejournal.com/

old.artyushenkooleg.ru

Род, клан, семья, община. Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.)

Род, клан, семья, община

С самого начала следует напомнить некоторые исходные постулаты. Дело в том, что институты, о которых теперь пойдет речь, хотя и в некотором смысле свойственны всему населению, присущи различным слоям его в неравной степени, во всяком случае на разных ступенях эволюции. Если в первобытном обществе, для которого страт вообще не существовало или они только начинали формироваться (генезис стратифицированной структуры на этапе, предшествующем формированию надобщинных политических, т.е. протогосударственных образований), каждый занимал свое строго определенное место в рамках рода, семьи и общины, то позже, когда появились кланы — а это, как упоминалось, прежде всего институты верхних страт, по меньшей мере вначале, — ситуация изменилась.

Другими словами, в стратифицированном социуме на этапе формирования протогосударственных образований складывались социальные корпорации высших страт. Более того, по мере их генезиса изменяли свое существо, свои привычные формы и прежние структуры, начиная с рода. Отсюда следует, что для развитого стратифицированного общества, каким был шанско-раннечжоуский социум, необходимо всегда иметь в виду разницу между верхами и низами. Стоит напомнить, что некоторые видные синологи, как М.Гране и А.Масперо, подчеркивали это различие в своих капитальных трудах и исходили в своем анализе именно из него еще свыше полувека назад (см. [220; 265]).

Целесообразно начать с того, что такое род. Эта проблема была в свое время весьма основательно запутана в отечественной историографии из-за того, что марксистские теоретики, начиная с Ф.Энгельса, выдвинули много необоснованных и жестких постулатов. Воспринимая вслед за Энгельсом предположение Л.Г.Моргана о том, что патриархальному роду чуть ли не везде обязательно должен был предшествовать матриархат, отечественные историки, воспитанные на принципе безусловного принятия марксистских постулатов, закрепленных, к слову, в обязательных для всех позициях истмата, буквально вынуждены были поддерживать идею существования матриархата. Ситуация кардинально изменилась лишь два-три десятилетия назад, когда постулаты истмата стали подвергаться сомнению уже вслух, на страницах научных изданий.

Ныне идея матриархата, как и представления о рабстве и рабовладельческой формации в древнем мире вообще и на Востоке в частности, ушла в прошлое. Но что же такое тоща род и как быть в тех случаях, когда сама идея рода первоначально и вполне очевидно связана с женским началом? Если это не свидетельство существования матриархата, то что же это?

М.В.Крюков в свое время убедительно показал, что хорошо известный синологам знак «син» (род), идеограмма которого состоит из элементов «женщина» и «рождать», к матриархату не имеет никакого отношения, а в раннем своем варианте даже не имел знака «женщина» — его заменял иероглиф «человек» (см. [54, с.112-113]). Можно добавить к этому, что сама по себе идея рождения всегда и безусловно имела отношение прежде всего к женщине, но это не имеет никакого отношения к постулированному марксизмом матриархату. Приоритет женского начала в форме матрилинейности существовал, как известно, лишь в виде исключения в небольшом числе этносов, причем и там во главе социальных групп стояли обычно не женщины, но мужчины, пусть не отцы, а братья матерей. Представления же об амазонках — лишь навеянные некоторыми особенностями подобного рода этносов мифические конструкции, не более того.

Шанско-чжоуские роды были строго патриархальными, восходившими, скорее всего, к тотемным обозначениям глубокой древности. Тотемные самоназвания этнической общности или, по мере ее разрастания, некоторой ее части со временем обычно превращались в этнонимы и, переходя на обозначение местности, ще данная этническая группа обитала, — в топонимы. Впрочем, связь между этнонимом и топонимом подчас бывала и обратной. Шанцы, например, скорее всего, стали называться по наименованию местности (Шан-и, поселение Шан), так как их родовым знаком, этнонимом, было Цзы — если иметь в виду родовой знак правящего дома.

Впрочем, этнонимов и топонимов, которые могли быть родовыми обозначениями, восходящими к тотему, а могли уже быть и клановыми, восходящими к эпониму — т.е. к имени того реального близкого предка, которому было пожаловано владение и потомки которого стали именоваться по этому топониму или по имени упомянутого предка (по его личному, но не родовому имени), — было во времена Шан и в пределах юрисдикции шанского вана немало. Дин Шань, исследование которого уже в этой связи упоминалось, определил в гадательных надписях около 200 такого рода этнонимов, т.е. родовых и клановых имен шанцев и нешанцев, включая этнотопонимы, которые были наименованиями отпочковавшихся от правящей родовой группы вана (род Цзы) подразделений, правители которых в качестве эпонимов дали новое название основанным ими группам, т.е. кланам.

Во времена Чжоу наряду с двумя тотемическими родами, Цзи и Цзян, поддерживавшими между собой брачные связи, было уже достаточно много подобного рода этнотопонимических кланов, отпочковавшихся либо от Цзи, либо от Цзян, не говоря уже о многочисленных родовых и клановых группах племен, не принадлежавших по происхождению ни к шанцам, ни к чжоусцам. Коща первые чжоуские ваны раздавали уделы, родовых имен их владельцев оказалось, включая шанцев и чжоусцев, около полутора десятков [55, с.167, табл.22]. Видимо, примерно таким было изначальное число тотемических родов.

Следует заметить, что родовая генеалогия сохраняла важность в то время преимущественно, если даже не только, для родовой знати и имела значение при заключении браков. Существовал строгий принцип родовой экзогамии, нарушить который было, по крайней мере для чжоуской знати, недопустимым. Если аристократ брал в дом наложницу, чье родовое имя было не известно ни ему, ни ей самой, он должен был совершить специальный обряд гадания, разрешавший либо запрещавший брак.

Место рода в шанско-раннечжоуском Китае достаточно быстро занял клан. Речь идет не только о коническом клане правителя и даже не о кланах-корпорациях шанского времени типа Сань-цзу, а прежде всего о региональных удельных кланах Шан, функционально и политически сопоставимых с удельными кланами Чжоу. В Чжоу они обычно именовались термином ши, хотя использовались и иные, в том числе идущие со времен Шан (цзун, цзун-цзу). Клановые образования типа ши и цзун-цзу в принципе те же конические кланы, что первоначально сложились в домах правителей-ванов Шан и Чжоу, а затем были заимствованы в шанских региональных подразделениях Шан, а также в чжоуских уделах. Возникновение их было связано с необходимостью точно определить главную и боковые линии родства и тем самым степень знатности и соответствующие права на власть, начиная с прав наследования высшей власти.

Аристократические кланы ши и цзун-цзу включали в себя прежде всего группу кровных родственников, связанную между собой первыми четырьмя степенями родства. Начиная с пятой степени счет родства в боковых линиях прекращался, и потомки этих линий в последующих поколениях уже не считались знатью. Если они при этом сохраняли хоть сколько-нибудь заметный статус, выделявший их над уровнем простолюдина и были, в частности, грамотны или профессионально подготовлены к военной либо административной службе, они автоматически входили в сословие ши (иероглиф, отличающийся от иероглифа ши — клан), т.е. сословие служивых. Они могли служить тому или иному аристократу и тогда подчас включались в его цзун-цзу или клан-ши, даже если были выходцами из иного клана.

В клан цзун-цзу либо ши могли входить и простолюдины — но лишь опять-таки только потому, что жили в соответствующем уделе, принадлежащем главе клана, и служили своему господину, считались «его людьми». Как и служивые ши, простолюдины с легкостью могли менять клан, особенно в результате войн и перемены хозяев. Сказанное означает, что такие социальные корпорации, как тотемический род, игравший столь существенную роль в первобытном обществе, в стратифицированной урбанистической структуре теряли свое значение для большинства — кроме родовой знати с ее нормами экзогамии. Что касается конического клана с его линиями, то он был жизненно важен опять-таки для аристократов, но фактически не имел значения для простолюдина и даже для отдаленных потомков родовой знати в боковых ветвях.

Для простолюдинов главными формами необходимых для их существования социальных корпораций были семья и община. Семья — универсальная ячейка общества с весьма ранних ступеней его существования, с первобытных времен. Сильная патриархальная семья появляется с неолитической революции (редко она была матрилинейной — но даже в таких случаях оставалась патриархальной) и сохраняется достаточно долго. Речь идет о большой семье, семейной общине во главе с отцом-патриархом, включающей в свой состав сыновей с их женами и детьми, нередко и младших братьев отца-патриарха с их семьями, а также слуг, порой домашних рабов и рабынь и прочих аутсайдеров. Некоторые песни «Шицзина» (№ 290) позволяют предположить, что именно такого рода семьи существовали вначале у чжоусцев [96, с.437-438]. О составе шанской семьи трудно что-либо сказать, данных просто нет. Но можно предположить, что и она была такой же.

Особенно многочисленной и, конечно, патриархальной была семья аристократическая. Далеко не случайно в текстах она — как и клан — часто именуется «домом» (цзя), причем такого рода знатный дом нередко ассоциируется с уделом, т.е. с государством, что вполне справедливо, так как имеется в виду знатный дом главы клана и удела.

Если же говорить о тех аристократах, кто не принадлежал к числу владетельной знати, то и они до определенной степени родства, как говорилось, сохраняли право на данные им в кормление от владетельного аристократа на определенных условиях владения и могли поддерживать приличествующий их положению и месту в системе аристократического родства уровень существования. Точных данных об этом крайне мало, а те, что имеются, нередко неясны, а то и спорны (прежде всего надписи на бронзе). Но в общем и целом ситуация была именно такой: владетельный аристократический дом-клан заботился о статусе всех своих знатных родственников, предоставляя им обычно должности в администрации удела и способствуя тем самым процветанию их семей. Обособление знатных семей и кланов формально выражалось в праве на фамилию.

Фамилия в раннечжоуском Китае (о шанском трудно сказать в рассматриваемом плане что-либо определенное, хотя и в Шан были уже знаки типа фамильных для обозначения должностных лиц, нередко наследственно отправлявших те или иные должности типа, например, гадателей; впрочем, не исключено, что это были названия кланов) появилась на основе клановых наименований, и прежде всего, естественно, среди владетельной аристократии. Позже свои фамилии обретали и представители низших звеньев аристократии, вплоть до служивых-ши. Фамилией могло стать клановое имя, как это было у Конфуция, который принадлежал к слою служивых-ши из клана Кун. Могли использовать в качестве фамилий и обозначения территорий, и просто случайные имена и названия.

Простолюдины собственных фамилий, видимо, еще не имели. Скорее всего, они именовались, как то было и на Руси еще сравнительно недавно, либо по фамилии владельцев территории, на которой они жили (преимущественно те же клановые наименования), либо по названию своих поселений. Впрочем, уже в период Чуньцю, насколько можно судить по имеющимся данным, все семьи, включая и крестьянские, начали обретать свои фамилии.

Существенно при этом заметить, что понятие «фамилия» обозначалось тем же термином, что и древний тотемический род (син), и что вместе со знаком рода носитель фамилии воспринимал правило родовой экзогамии: однофамильцам нельзя было вступать в брак. Правило это всегда было достаточно строгим и соблюдалось до недавнего времени. А так как число фамилий в Китае было ограниченным (ныне всего лишь немногие сотни на сотни миллионов людей), то нетрудно понять, что запреты, о которых идет речь, имели достаточно суровый характер. К сказанному необходимо добавить, что термин бай-син (лаобайсин), т.е. «сто фамилий», используемый для обозначения народа в целом, следует рассматривать исторически. Применительно к шанско-раннечжоускому времени он в основном служил для обозначения знати, тогда как позже стал соответствовать понятию «народ».

Но независимо от того, с какого времени простолюдины обрели собственные фамилии, семья как ячейка была среди них нормой, как нормой было существование группы таких семей — родственных друг другу и иных, пришлых, — в рамках одного и того же поселения, сельской общины. Община в шанско-чжоуском Китае была генеральной социальной корпорацией, функционально сопоставимой с выделившимися еще в шанское время кланами-корпорациями воинов и ремесленников. Вне корпораций такого типа (крестьян, ремесленников, воинов) могли существовать лишь аристократы и обслуживавший их персонал, но и они все тем не менее всегда были теснейшим образом связаны с общинными структурами, ибо жили за счет продукта, поставляемого общинами.

Если оставить в стороне воинские общины-корпорации и корпорации ремесленников, о которых в источниках очень мало данных и о формах организации которых мы можем судить лишь на основании немногих сведений (военные поселения были структурами, где воинская служба обычно совмещалась с крестьянским трудом, что, видимо, не исключало немалых расходов со стороны казны для их содержания; специализированные ремесленные корпорации также жили преимущественно за счет выдач из казны, куда они сдавали практически все, ими созданное; как и воины, ремесленники, видимо, имели земли, где занимались крестьянским трудом), то все остальные общины были земледельческими, крестьянскими. Для их обозначения в текстах использовалось немало разных терминов (ли, и, тянь, шушэ). Деревни могли и просто именоваться по названию, особенно в песнях «Шицзина». Но в любом случае это были именно сельские общины со своими устоявшимися, хотя и эволюционировавшими нормами существования. Отсылая интересующихся подробностями к специальным монографиям [14; 72], в самом общем виде о шанско-раннечжоуской общине необходимо сказать следующее.

Шанская община, насколько можно судить, являла собой поселение, в котором большую роль играли кровнородственные связи между живущими рядом семьями. Как о том уже шла речь, формой отработок общинников в центральной зоне была работа их представителей на «больших полях», совместно обрабатывавшихся. В пределах периферийной зоны, как и в ряде владений внешней зоны, в том числе у чжоусцев до завоевания ими Шан, существовали, видимо, иные формы отработок. Скорее всего, они были такими, какие описаны в упоминавшейся уже песне «Ци юэ» (№ 154), где подробно рассказывается, как крестьяне работают и как они обслуживают при этом своего господина-гуна (см. [96, с. 183—186]). В этой песне обращают на себя внимание формы коллективных отработок в пределах собственной общины, что свидетельствует о сильных родственных связях. Те же отработки на «больших полях» и коллективный труд в общинных поселениях сохранялись на населенных чжоусцами землях и позже. Из материалов более поздних источников (комментарий «Гунъян чжуань» к хронике «Чуньцю», эпоха Хань) явствует, что в древности в общине функционировали ли-чжэн и фу-лао т.е. «старшие» и «старейшины», которые обязаны были следить за своевременным выходом крестьян на работу и за выплатой повинностей (см. [14, с. 211]). Едва ли их можно отнести к разряду чиновников, скорее они были кем-то вроде старшин, на чьи плечи в рамках крестьянской семьи и деревенской общины ложилась обязанность следить за соблюдением привычной нормы.

Судя по имеющимся данным, с IX—VIII вв. до н.э. ранне-чжоуская община достаточно быстро эволюционировала. Отмирала практика совместных работ на «больших полях» (та самая, что позже нашла отражение в концепции цзин-тянь в «Мэн-цзы» и «Чжоули» [15]), и на смену ей приходило деление деревенской общины на домохозяйства-дворы. С VII—VI вв. до н.э. начался учет по дворам, что свидетельствует об изменении характера общинного труда и системы редистрибуции. Земли перераспределялись по дворам в зависимости от размеров и состава семьи, и с каждого двора брался поземельный налог в виде десятин-чэ или другие формы налога. Отвечали за выплату налога, видимо, по-прежнему старшие, фу-лао и линь-чжэны; они же, надо полагать, ведали и перераспределением земель. Некоторые данные свидетельствуют о том, что за свой дополнительный труд общинные старейшины получали двойной надел и даже повозку с лошадьми (см. [14, с. 211—212]).

Община и семья, как уже говорилось, являлись главными социальными корпорациями для низших страт, простолюдинов.

Это немаловажное обстоятельство сыграло в раннечжоуском Китае решающую роль в сложном процессе ассимиляции различных этнических групп, перемещавшихся с места на место при создании новых уделов и перемешивавшихся там в различных пропорциях.

Система этнической суперстратификации, связанная с первоначальным привилегированным положением чжоусцев, достаточно быстро исчезала именно потому, что нечжоуские этнические компоненты как бы поглощались немногочисленными чжоускими — ситуация, в чем-то напоминающая более поздний процесс арабизации завоеванных мусульманами-арабами обширных территорий Ближнего Востока и Северной Африки.

Процесс поглощения, правда, в рассматриваемом случае не был резко усилен общей для всех мощной религией, какой был для арабов и поглощавшихся ими народов ислам. Но он, как и в случае с арабами, был существенно активизирован за счет того, что старая родовая элита нечжоуских народов либо уничтожалась, либо принимала заданные чжоусцами параметры существования и тем самым инкорпорировалась ими, становилась по духу, пусть не по крови, чжоуской.

Простолюдины же первоначально различных этнических групп, ориентируясь на родовые и клановые нормы существования чжоуской и сближавшейся с ней нечжоуской элит, тоже быстрыми темпами, причем относительно легко и безболезненно, обретали свойственный чжоусцам и задававшийся ими образ жизни. Результатом всего этого стал процесс трансформации этнически гетерогенных социально-политических структур, особенно в уделах, в нечто иное. Иными словами, формировался этнически гомогенный чжоуский Китай — вначале преимущественно в Чжунго, даже в рамках основных уделов-царств, на которые все очевидней распадался к VIII в. до н.э. чжоуский Китай.

Следует заметить, что, хотя между уделами-царствами возникали некоторые различия — и эта разница наглядно отражена в песнях «Шицзина», рубрики первого раздела которого как раз и скомпонованы по основным царствам, — складывалось определенное этнокультурное единство в Чжунго и даже в Поднебесной в целом. Население чжоуского Китая осознавало себя членами своей семьи, членами своей общины, подданными своего князя в рамках удела-царства и пусть в последнюю очередь, но все же подданными чжоуского вана, правителя Поднебесной, и никто из простолюдинов в VIII в. до н.э. уже не ощущал себя этнически чуждым своим соседям по общине или по уделу-царству. Прерогатива и привилегия помнить о древних генеалогических связях и этническом родстве сохранялась только в среде знати, где клановые и родовые связи имели еще, как упоминалось, определенное значение.

Таким образом, на смену этнической гетерогенности рубежа Шан — Чжоу пришла устойчивая социальная неравноценность между удельно-феодальной знатью, с одной стороны, и простолюдинами — с другой. Именно социальные и социально-политические, а как следствие и социально-экономические различия между верхами и низами уже в западночжоуском Китае стали основными, первостепенными. Они определяли многие стороны жизни людей, от самых обыденных форм повседневного существования до строго санкционированных сложным и тщательно разработанным ритуальным церемониалом обязательств. Речь идет, иными словами, об образе жизни верхов и низов.  

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

клан Янковских. Тот самый Янковский

Семья: клан Янковских

Старые вещи – как уходящая натура… Я помню, как привел впервые в коммунальную комнатку Людмилу Зорину, свою невесту, – познакомить с родными. И все, что осталось от прошлой жизни, все эти штопаные салфеточки, вилки уцелевшие… Можно догадаться, как это выглядело. Но все было сервировано. И моя жена до сих пор об этом вечере помнит. Это воспоминание важно для нас обоих. И очень важно, чтобы семья оставалась семьей. Чтобы собирались все вместе, хотя бы к обеду, хотя бы на даче. Я сумел настоять на этом.

Для меня дороже творчества, сильнее, ближе – семья, очаг, сын, внуки. Другой вопрос, что мне повезло, моя семья, и в частности супруга, помогает мне состояться в моей профессии. И я был бы очень несчастен, если бы у меня отняли возможность заниматься любимым делом. Но родные люди все же важнее… Сегодня я постоянно ощущаю за спиной свой род: сын, внук, внучка…

* * *

Моя жена – Людмила Зорина – очень мудрая женщина. Она очень много сделала для того, чтобы наш союз был счастливым. Я тоже приложил к этому немало усилий. Когда мы поженились и вместе работали в Саратовском театре, меня долгое время называли «мужем Зориной». Она была героиней, а я оперяющимся актером. Но в какой-то момент Людмилу стали называть «женой Янковского»… Семье порой бывает очень сложно пройти такие виражи судьбы без потерь. Не всегда были времена, когда Людмила была достаточно востребована в профессии, и нам обоим было от этого тяжело, даже разговаривать было трудно и в глаза друг другу смотреть. Но мы справились.

Наверное, если бы не наша профессия, у нас было бы больше детей. Но в Саратовском театре выпускали по семь спектаклей в год. А супруга была занята если не в каждом, то через один… А сын у нас хорошим получился. И все нам говорили: ну почему же он у вас один? А потом мы переехали в Москву, и я стал много сниматься в кино. Сегодня в самолете, завтра – в поезде. Такова актерская профессия: упустил шанс сегодня – завтра ничего не будет. Нельзя сказать: «Давайте прервемся». Увы, за все в жизни приходится платить… Я благодарен Филиппу и Оксане за то, что они позволили себе такую замечательную роскошь и подарили нам счастье, заведя двоих детей – мальчика и девочку.

* * *

Переживать роман на сцене, а потом допереживаться и в жизни мне, конечно, случалось. Актер должен быть влюбчивым, это помогает, глаза у него должны всегда гореть. Но моей супруге хватало мудрости понять эту особенность профессии, а мне всегда хватало запаса любви к моей семье.

Мой сын в пятилетнем возрасте снялся у Тарковского в «Зеркале». Недавно пересмотрел фильм – плакал. Он там так замечательно существует. Андрей, помнится, все спрашивал меня: «Слушай, он что-нибудь понимает?» Я говорил: «Ну, давай проверим». И Филипп делал все точно, в десятку.

Какие-то тайны актерской профессии были для Филиппа рассекречены в семье. Ну и конечно, как всякий актерский ребенок, он очень много времени проводил за кулисами. А когда подрос, я отвел его в театр на спектакль. Выйдя, он сказал: «Пап, спасибо, больше я в театр никогда не пойду». Наверное, спектакль был плохой. Но когда Филипп вырос, он все-таки захотел учиться во ВГИКе режиссуре, и я его всячески поддерживал. Теперь у него своя студия, он снимает клипы, рекламу, играет, сам как режиссер сделал несколько интересных картин. Очень хорошо выглядит, как-то заматерел. У него структура лица очень интересная. Отец не может быть объективным, но другого такого лица у нас в кино сегодня нет.

* * *

К счастью, мой сын не попадал под очарование каких-то движений. Единственный напряженный для меня момент был тогда, когда лавина свободы обрушилась на его поколение. У них была компания: Федор Бондарчук, Степан Михалков, Егор Кончаловский… Они были клипмейкерами, общение в основном ночью у них происходило, этакая ночная клубная жизнь… Но это быстро прошло.

Не могу сказать, что мы с Филиппом очень часто видимся. Он взрослый человек, у него свой круг, у меня – свой, однако духовно мы близки.

* * *

А мой внук Иван снялся в моей картине «Приходи на меня посмотреть». До этого его даже Филипп не снимал, так что это Ванин дебют в кино. Но поблажек на площадке не было никаких. Иван только вначале слегка испугался, а потом – как и подобает – вел себя на площадке профессионально. Роль у него была небольшая – такого ангелочка, из-за которого случилась вся история. Будет ли внук актером, не знаю, но данные для этого у него есть: богатая фантазия, эмоциональность… Генетика, наверное.

Повторюсь: я очень ценю само понятие семьи, оно для меня свято. У нас долгую супружескую жизнь прожили и мама с отцом, и братья мои со своими супругами, и сыну дай бог долгого счастья вместе с женой. У меня есть любимые внук и внучка. Такими ценностями не разбрасываются.

Нас у родителей три сына. Когда-то всех разбросало, отец был репрессирован… Поэтому теперь особенно дорожим теми минутами, когда собираемся вместе. Дух семьи сидит где-то глубоко в нас. Сегодня Янковские – это действительно настоящий клан, в лучшем, домашнем смысле этого слова…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *