Предпринимательство для детей – как научить ребенка предпринимательству :: Свое дело :: РБК
Развитие навыков предпринимательства у детей
Развитие навыков предпринимательства
Из всех уроков, которые вы можете преподать детям, самым непонятным и сложным для освоения кажется искусство быть предприимчивыми. В самом деле, чем помогут ребенку навыки предпринимательства? Очень многим! Во-первых, они учатся быть ответственными, разумно распоряжаться временем и деньгами. Во-вторых, дети привыкают четко следовать принципам делового общения, что очень важно для успешной учебы и карьеры в будущем. Один из способов этого достичь — поощрять стремление ребенка с малых лет начать собственное дело в той сфере, которая ему интересна.
Почему ребенку важно быть предприимчивым
За последние несколько десятилетий значительно увеличилось число детей, умеющих грамотно делать покупки и обладающих при этом довольно большими доходами. Конечно, нет ничего плохого в том факте, что родители дают деньги малышам. Однако дети при этом должны осознавать их ценность и понимать, откуда они берутся.
Помогите вашим детям в этом нелегком деле, научив их быть предприимчивыми. Предприниматель — это человек, который организует свое дело и управляет им по собственной инициативе, на свой страх и риск. Большинство родителей хотят, чтобы их детям были знакомы такие понятия, как «организация», «управление», «инициатива» и «риски». Лучший способ познакомить малышей с подобными вещами — развивать у них навыки деловой этики.
Умение ценить деньги
Управление бизнесом помогает ребенку осознать ценность денег. Если спросить детей, откуда берутся деньги, они, вероятно, ответят, что их дают родители или банк. Это будет правдой лишь отчасти, так как не объясняет, как зарабатываются деньги. Организовав собственное дело, ребенок начинает не только понимать, откуда берутся деньги, но и учится их откладывать, вкладывать и приумножать. Процесс отслеживания прибыли и затрат, а также неизбежные расходы, связанные с ведением бизнеса, помогают выработать навыки умелого обращения с деньгами.
Преимущества собственного бизнеса
Собственный бизнес предполагает, что у ребенка появляется некий замысел, который он продумывает и последовательно воплощает в реальность. Это ценно не только для его будущей карьеры, но и для личного развития. Общение с людьми, работа, предложение и развитие идеи — бесценный опыт, который всегда поможет ему в будущем.
Развитие умения мыслить критически
Организация своего бизнеса предполагает взятие на себя ответственности за принятые решения. Привыкая часто привлекать математику для планирования и ведения дел, дети вместе с тем привыкают к мысли, что от принятых ими решений зависит успех предприятия. Это, в свою очередь, воспитывает в них ответственность и стимулирует инициативу, чего было бы сложно добиться в других условиях.
Важность соблюдения сроков
Сроки сдачи работ или проектов — это то,, с чем мы постоянно имеем дело со школьной скамьи до глубокой старости. Ведение бизнеса подчеркивает важность серьезного отношения к срокам. Умение планировать работу и выполнять ее в указанный срок положительным образом скажется на успеваемости в школе, на любой временной работе и на домашних обязанностях.
Развитие умения общаться
Продажа книг или первые шаги в сфере розничного сетевого маркетинга помогают развивать навыки общения с людьми. Некоторые дети общительны от природы, а более застенчивым опыт работы в продажах поможет побороть стеснительность и развить навыки коммуникации.
Высшее образование
Дети, которые ведут собственное дело, почти неизбежно приходят к мысли о необходимости получения высшего образования. Осознав с ранних лет, сколько усилий требуется для организации своего дела и работы в сфере бизнеса, они наверняка оценят преимущества, которые предоставит им образование во взрослой жизни.
Участие родителей
Предприимчивый ребенок, вырастая, обладает творческим началом, умением рисковать, мыслить нестандартно. Как воспитать в ребенке мировоззрение предпринимателя? Вот несколько советов родителям.
— Приучите ребенка ценить каждый рубль. Поощряйте его стремление выполнять дополнительную работу помимо основных обязанностей за отдельную плату.
— Поддерживайте ребенка в том, что ему интересно. Позвольте ему заниматься этим, не испытывая чувства вины за то, что какие-то другие занятия, менее интересные, он пропускает. Разумеется, ни одни родители не хотят, чтобы их ребенок прогуливал занятия, однако заниматься любимыми вещами для ребенка не менее важно, чем нелюбимыми, но необходимыми.
— Старайтесь не перегружать ребенка. Всем детям необходимо немного свободного времени днем, чтобы отдохнуть и обдумать новые замыслы. Усталый ум не может генерировать новые идеи.
— Выбирайте для ребенка такие занятия и кружки, которые стимулируют творческую активность — например, уроки литературного мастерства или рисования.
— Советуйте ребенку больше читать и выражать свое мнение о произошедших с ним событиях, даже если оно не совпадает с вашим. Это хорошая возможность поговорить о ваших надеждах и стремлениях и в то же время создать благоприятную среду, в которой ребенок не боялся бы высказываться сам. Не позволяя детям делиться переживаниями и идеями, вы рискуете задавить их воображение.
Поддерживайте рискованные проекты. Даже если вы сами предпочитаете не рисковать, дети должны чувствовать свое право хотя бы раз в жизни сделать что-то, выходящее за границы привычного и обыденного. Риск лежит в основе гениальных идей и новых возможностей, дети не должны бояться рисковать.
Определение сферы интересов
Сначала убедитесь, что ребенок достаточно взрослый и ответственный, чтобы начинать собственный бизнес. Можно предложить детям заняться предпринимательством, но не стоит заставлять их зарабатывать деньги: это вызовет только негативную реакцию. Когда вы будете уверены, что ребенок готов начать, обсудите с ним, какую ответственность предполагает организация и ведение бизнеса. Это поможет определить, действительно ли ребенок уже достаточно взрослый.
Когда ребенок твердо решит основать собственное дело, помогите ему разработать детальный бизнес-план, который будет включать в себя подробное описание товара или предлагаемой услуги, цену, возможных покупателей и вероятные доходы. Детям следует подумать, откуда взять начальный капитал для вложения в бизнес: возьмут ли они деньги у родителей (с процентами, разумеется) или из каких-либо других источников. Часто родители спонсируют детей в начале их карьеры, не требуя возврата денег. Если вы все же договоритесь о возврате ссуды, то тем самым покажете детям, что капитал достается не так легко.
Возьмите ребенка с собой на работу и покажите ему как вести бизнес. Познакомьте его с работниками вашей компании, у каждого из которых своя задача, выполнение которой помогает успешно работать целой фирме. Если возможно, устройте малышу встречу с некоторыми вашими сотрудниками — например, со специалистом по финансам, секретарем или менеджером по продажам. Это поможет вашему ребенку понять, что бизнес делает целая команда людей и для его успешного развития необходимо, чтобы эта команда мыслила нестандартно и согласованно.
Наконец, позвольте ребенку принимать большую часть решений, касающихся бизнеса, самостоятельно. Конечно, можно давать ценные советы, но основные идеи ребенок должен предлагать и развивать сам. Однако стоит напомнить ему, что принятие решений подразумевает осознание ответственности за них, и в конце может ждать как успех, так и неудача.
Составляющие успеха
Как в большом, так и в малом бизнесе предпринимателя могут ждать неудачи и разочарования. Если бизнес не приносит ожидаемого дохода или разваливается, ребенок может испытать серьезное разочарование. Как помочь ему с этим справиться? Вот некоторые типичные ошибки, которые могут помешать ребенку достичь успеха:
- неправильный подсчет доходов и расходов;
- неверное распределение времени;
- слишком масштабные проекты;
- несерьезное отношение к работе;
- недостаток уверенности в себе.
Обязательно обсудите все возможные сложности и подводные камни, которые могут негативно сказаться на бизнесе, еще до того, как ребенок начнет воплощать идеи в жизнь. Зная заранее, с чем он может столкнуться, ребенок имеет больше шансов преуспеть.
Предприниматели
Независимо от того, мечтает ли ваш ребенок стать бизнесменом или балериной, понимание того, как строится бизнес, поможет ему в будущем в любой профессии. Начинать осваивать мир бизнеса следует, пока человек еще юн и полон энтузиазма. Научив ребенка азам предпринимательства, вы развиваете у него чувство уверенности в себе, поскольку он уже подготовлен к будущему: знает цену деньгам, умеет откладывать их и планировать бюджет. Вы можете научить его этому независимо от того, продает ли он лимонад в ресторане быстрого питания или занимается дизайном сайтов. Вы как родители можете не только научить детей обращаться с деньгами, но и вдохновить их на поиски необычных и увлекательных способов заработка.
5psy.ru
Как научить своих детей предпринимательству
Какой успешный бизнесмен не желает того же своим детям в надежде передать им свое дело или просто наблюдая за тем, как они создают свое собственное? Вот как за 10 шагов можно обучить детей предпринимательству.
Дуэйн Спайз, мотивационный оратор и генеральный директор «Экстремальных видов спорта для молодежи» в г. Тампа организует внеклассные программы и летние лагеря для детей от пяти лет, где их обучают лидерским навыкам, развивают уверенность в себе, формируют у них способность добиваться успеха с помощью занятий спортом, проводят уроки предпринимательства. Вот его взгляд на обучение детей предпринимательству.
Обучение детей постановке и достижению целей доставляет огромное удовольствие! Знаете ли вы, что если записывать свои цели на бумагу, то более 80% из них в итоге достигаются? Вы только представьте свои возможности!
1. Записываем цели
Попросите ребенка сформулировать и записать 10 своих основных целей, а затем выбрать из них самую важную для жизни. На этой цели и стоит сосредоточиться.
На следующем этапе пусть запишет все, что необходимо сделать для ее достижения, и посоветуйте ему начать действовать прямо сейчас. Многим не удается раскрыть свой потенциал, потому что они не видят для этого возможностей. Научите детей изыскивать возможности и использовать их, и это поможет им добиваться успеха в будущем.
2. Хвалите детей за умение сформулировать свои проблемы
Попытайтесь вместе понять, как с этим можно справиться. Это научит детей поиску творческих решений, отвлекая от самой проблемы. Такая привычка поможет им в дальнейшем генерировать эффективные идеи для бизнеса.
Эта способность пригодится в течение всей жизни и в любой сфере бизнеса – от продажи продуктов и услуг и до привлечения инвестиций; она просто необходима, если вы хотите достичь успеха.
3. Предложите опыт продаж
Предложите детям начать с небольших проектов, вроде продажи своих старых игрушек, лимонада или изделий ручной работы. Пусть они сами установят цену, сами продают и заключают сделки.
А вот это может пригодиться нам всем. Обучение детей обращению с деньгами уже в раннем возрасте привьет им финансовый нюх, который в школах не развивают.
4. Пусть зарабатывают
Дайте вашим детям возможность зарабатывать на выполнении домашних дел, ведении своего маленького бизнеса, а также помощи вам в вашем бизнесе.
Научите их тому, что сперва следует заплатить, а потом получить. Покажите, как работают инвестиции, как можно использовать деньги для получения еще большего количества денег в будущем. Научите их открывать счет в банке и планировать доход.
Обучение детей маркетингу – отличный способ подготовить их для дальнейшего привлечения клиентов в их бизнес. Как известно, без клиентов прогорит даже самый развитый бизнес. Это надо усвоить с малолетства.
5. Пусть учатся на ошибках
Предложите детям начать отслеживать рекламную продукцию, например, рекламные щиты компаний, растяжки, объявления в газетах, теле- и радиорекламу. Спросите, что привлекает их внимание, и научите различать заголовок, подзаголовок и «призыв к действию». Предложите им создать собственные рекламные материалы для их предпринимательских идей.
В школе нас учат, что неудача – это плохо. В сфере бизнеса, однако, неудача может стать положительным фактором, если из нее извлекается правильный урок. Наполеон Хилл, автор бестселлера «Думай и богатей», утверждает, что “Каждая ошибка влечет за собой выгоду, порой даже более значительную, чем сама ошибка.” Позволяя детям совершать ошибки, вы научите их поиску новых путей достижения цели и извлечения уроков из собственных неудач. Как следствие, они обретут уверенность в себе и научатся выживать в трудные времена.
6. Научите детей общаться
Этот урок достаточно прост. Если у ребенка что-то не получается, не наказывайте его, вместо этого сядьте и обсудите, что послужило причиной неудачи и как избежать подобного в будущем. Пусть он научится извлекать урок из каждой трудности, главное – никогда не сдаваться.
Из-за популярности социальных сетей и мессенджеров многим современным детям тяжело даются личные и телефонные контакты. Успешный бизнес основывается на умении людей построить общение. Научите детей общаться, и это даст им необходимое преимущество при создании бизнеса и выстраивании личных взаимоотношений.
7. Послужите ребенку личным примером
Научите его вежливости и уважительному отношению, советуйте смотреть собеседнику в глаза при личной встрече, а по телефону говорить медленно и четко. Дополнительно неплохо было бы заняться практикой написания электронных писем. Не разрешайте им сокращать слова и фразы или писать аббревиатуры, учите составлять грамматически верные предложения, точно передающие смысл.
Стоит ли начинать бизнес, если он не будет способствовать чему-то более важному в жизни? Научите детей помогать другим. Это позволит им не возгордиться, когда они достигнут успеха, и внушит мысль, что выгоду от бизнеса должен получать не только его владелец. Те, кто помогает другим, проживают жизнь в счастье и благополучии.
8. Учите помогать другим
При обсуждении предпринимательских идей попросите ребенка выбрать, куда бы он мог пожертвовать часть своего дохода. Донесите до него мысль, что все крупные предприятия помогают улучшить жизнь других людей.
Вам бы хотелось, чтобы ваши дети были успешны и независимы? Ну конечно! Предпринимательский образ мышления позволяет им не перекладывать ответственность за свой успех на чужие плечи, что впоследствии ведет к формированию гармоничной личности и будущего лидера.
9. Развивайте предпринимательскую жилку
В следующий раз, когда ребенок попросит у вас денег на игрушку, предложите ему подумать о том, как можно заработать эти деньги с помощью бизнеса. Это научит их мыслить творчески и разовьет предпринимательскую жилку.
В школе детей учат плыть по течению и следовать установкам. Их заставляют заучивать информацию вместо того, чтобы мыслить самостоятельно. Предпринимательство учит детей подходить к проблеме нестандартно, разрабатывать уникальные решения и вести за собой других. Благодаря этому, дети уже в раннем возрасте становятся лидерами, что впоследствии поможет им получать больший доход, расширять свои возможности и сохранять уверенность в себе.
10.Развивайте организаторские способности
Дайте детям возможность вовлечь сверстников в какую-либо деятельность, например, в спортивные игры, книжные клубы, занятия музыкой или небольшие бизнес-проекты. Предложите им произносить тосты и речи на семейных ужинах и праздниках (естественно без алкоголя), чтобы таким образом они набирались опыта публичных выступлений.
Надеюсь, советы как научить детей предпринимательству оказались вам полезны.
Елена, www.kraskizhizni.com
www.kraskizhizni.com
«Фундамент» предпринимательства для детей – Развитие ребенка
Рейтинг Семь навыков, которым следует обучать ребенка сейчас, чтобы он социально преуспел в будущем |
Современные родители часто задаются вопросом, могут ли они каким-то образом заложить в детях основы их будущей успешной предпринимательской деятельности. Специалисты определили ряд соответствующих ключевых областей, на развитие которых родители могут оказывать большое влияние.
Почему это так важно? Чтобы стать преуспевающими людьми в нашем быстро меняющемся мире, детям необходим совершенно новый набор навыков. Помогая им развить в себе предпринимательскую жилку, родители тем самым обеспечивают детям прочный фундамент для определения (распознавания), продвижения и достижения успеха.
Вот семь базовых навыков, которые стоит культивировать в своем ребенке сейчас, чтобы он преуспел как предприниматель в будущем.
1. Жажда исследований, открытость новому опыту
Дети рождаются, чтобы исследовать. Они открыты и проявляют интерес ко всему, что происходит в окружающем мире. Обучение в свободной форме, «игровое обучение» – это проверенный способ улучшить их готовность, способность учиться и развития любознательности, которые дети сохранят на протяжении всей жизни. Пусть они следуют велению своей души и исследуют, открывают и подкрепляют все своим энтузиазмом и изумлением. Взрослые, которые открыты для нового опыта, тоже держат свои «экраны радаров» постоянно включенными. Они видят возможности там, где другие их не замечают, приветствуют вызовы и потенциальные возможности будущего успеха как на рабочем месте, так и в своей жизни в целом.
2. Изобретательность, новаторство
Инновации заключаются не только в изобретении новых технологий и форм бизнеса. Современные дети должны быть непрерывными новаторами, изобретая новые решения и подходы к проблемам. Позвольте им испытывать их идеи во время игр или выполнения школьных заданий (не критикуя), поскольку придумывание собственных решений помогает развивать и подкреплять креативность и навыки критического мышления. К тому же приложите все усилия, чтобы культивировать такую среду, в которой к неудачам относятся с пониманием и терпимостью, а порой и с благодарностью. Изобретатели постоянно экспериментируют и знают, что неудачи все равно ведут к успеху.
3. Оптимизм
Если выделить одну черту характера, ассоциируемую с предпринимателем, то это будет оптимизм. Успешные предприниматели уверены в том, что могут изменять положение к лучшему с помощью собственных усилий. Оптимистам дарованы реальная жизнь, карьера и крепкое здоровье. Чтобы пробуждать и укреплять оптимизм ребенка, выстраивайте его день в позитивном ключе, показывайте пример оптимистичного мышления и решения проблем, а также культивируйте чувство благодарности. И помните, что оптимизм заразителен. Если мама и папа смотрят на жизнь позитивно, дети неизбежно впитают этот взгляд.
4. Трудолюбие
Успешные дети или взрослые не боятся запачкать руки, иногда в буквальном смысле. Чтобы у детей развивалось здоровое и уважительное отношение к труду, они должны получать за хорошо выполненную работу «внутреннее» вознаграждение (радость и удовлетворение). Родители не должны поддаваться искушению и сглаживать ухабы на пути своего ребенка или делать вместо него то, что он вполне может сделать сам. Один из проверенных способов развития у ребенка трудолюбия – домашние обязанности. Исследователи обнаружили, что выполнение домашних обязанностей с самого раннего возраста тесно связано с личными и академическими успехами через двадцать лет.
5. Поиск возможностей
Дети должны уметь искать дополнительные возможности – академические, социальные, личные и физические, не опасаясь при этом негативных последствий. Когда дети чувствуют безопасность и поддержку, они развивают уверенность в себе, необходимую для того, чтобы доверять собственным суждениям и интуиции и свободно использовать появляющиеся возможности.
6. Способность нравиться людям
Способность нравиться людям, полученная в детском возрасте, со временем приводит к успеху в зрелом возрасте. Важно отметить, что это не то же самое, что популярность. Способность нравиться людям заключается в умении хорошо ладить с окружающими, быть приветливым и незлобивым. Родители играют большую роль в развитии социальной подготовленности своих детей. Они могут научить их разрешать конфликты, не становясь при этом неприятными, отталкивающими, а также могут показывать пример эффективного сотрудничества с другими людьми и улучшать коммуникативные навыки своих детей.
7. Эмпатия
Существует одно свойство характера, которое предприниматели ценят выше всех остальных и считают ключевым для достижения успеха, – способность служить другим людям. В любом начинании, если вы предварительно не привносите что-то желаемое или необходимое всем, то никогда не добьетесь успеха. У детей могут быть исключительные резюме, но чувство, что тебе все должны, и недостаток эмпатии, в конечном счете, мешают им на пути к успеху. Говорите о своих эмоциях и помогите ребенку понять, что чувства других людей не менее важны. Эмпатия, сострадание и сочувствие изменят их мир и жизнь к лучшему.
Не каждый ребенок, когда вырастет, станет предпринимателем, но каждый сможет получить пользу от базовых предпринимательских навыков, которые помогут детям ориентироваться в этом сложном мире. По мере того как меняются и исчезают традиционные жизненные и карьерные пути, дети должны уметь адаптироваться и учиться на каждом этапе жизни. Подобно предпринимателям они должны проложить свой путь в этом мире – мире, где нет дорожной карты, которая бы вела их. Родители могут помочь детям встать на такой путь, на котором они будут использовать свои таланты и способности, чтобы достичь успеха для себя и окружающих.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 5 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Google+
Развитие ребенка
22.12.2015
childdevelop.ru
Зачем детям изучать азы бизнеса и основы предпринимательства?
Кто из детей не мечтает вырасти обеспеченным и независимым? Никто. Все хотят иметь собственный дом, крутую машину и стать «большим» директором.
Но, не все родители могут обеспечить детей настолько, чтобы реализовать эти мечты.
С другой стороны, каждый любящий родитель может инвестировать в обучение своего чада, ведь это инвестирование его будущего.
Ни для кого не секрет, что предприимчивый, целеустремленный, энергичный человек, который ко всему прочему владеет определенными навыками, всегда занимает руководящие должности и лидирующие позиции.
Что дает нам собственный бизнес – независимость и обеспеченность. Сегодня многие родители задумываются над тем, стоит ли их малышу знать, что такое предпринимательство и изучать азы бизнеса. А дети в это же время показывают завидную готовность изучать этот предмет, но его, к сожалению, пока нет в школьном расписании.
Почему у детей есть тяга к изучению основ бизнеса? Ответ прост. Они стремятся стать взрослее и самостоятельнее. Но, пока дети финансово зависят от родителей, достичь самостоятельности не реально.
Многие подростки уже с юного возраста пытаются зарабатывать свои собственные деньги. И знания, откуда берутся деньги, как правильно их использовать и ими управлять, как материализовать все свои идеи ценятся ими очень высоко.
Знакомство с предпринимательством и основами бизнеса полезно для детей не только с точки зрения того, чтобы получить знания и научиться их использовать на практике, но и развить лидерские качества.
Изучая азы бизнеса, подросток получает системный взгляд на работу любого предприятия и знакомится с ключевыми его составляющими: планирование, маркетинг, управление персоналом, организация деятельности, бухгалтерия, мотивация и контроль.
Ребенок узнает о том, какая взаимосвязь существует между отделами, как управленческие решения влияют на результаты работы.
Как правило, после таких занятий ребенок начинает ценить время и перестает его тратить попусту.
Психологи заметили, что в подростковом возрасте у детей очень активна склонность к фантазированию, поэтому у них нет проблем с бизнес-идеями.
Интересно то, что дети, как правило, не бояться рисковать, поэтому могут предложить нестандартное решение, которое с легкостью позволит завоевать определенную рыночную нишу.
Чего не хватает детям? Умения оценить жизнеспособность и прибыльность идеи, и знаний, как реализовать ее на практике. Поэтому они быстро воспринимают и впитывают нужную информацию.
Изучая основы предпринимательства и азы бизнеса, дети формируют свой социум, в котором преследуют главную цель – формирование собственной независимости.
Занятия по бизнесу помогают развивать и вырабатывать такие полезные качества, как целеустремленность, решительность, уверенность в себе, эрудированность, стремление к обучению, умение анализировать и убеждать, оптимистичность и многие другие.
В процессе изучения азов бизнеса дети должны играть. Только проживая и ощущая различные ситуации, подростки начинают их понимать. Например, оказавшись на месте финансового директора, дети начинают решать проблему поиска средств, они рассчитывают прибыль и убытки. Играя роль менеджера по персоналу,- составляют описание вакансии, разрабатывают систему мотивации и т. д.
Игры в бизнес позволяют детям столкнуться с реальными жизненными ситуациями и решать проблемы таким образом, чтобы достичь поставленных целей.
Что в итоге получают дети, изучая азы бизнеса? Необходимые в будущем знания и навыки. Они сталкиваются с таким понятием, как бизнес-план, для чего он нужен, и как его составлять. Они имеют представление о том, как выбрать идею для бизнеса, где взять деньги на развитие того или иного проекта, как его реализовать, как оценить рентабельность, установить цены на товар (услуги), разработать маркетинговый план, рекламную кампанию и т. д.
А еще, что очень важно, — навыки делового этикета.
А как Вы считаете, стоит ли детям изучать азы бизнеса и предпринимательства? Принесет ли это в будущем свои плоды? Напишите нам свои мысли по этому поводу в комментариях.
Если у Вас ответ положительный, то хочу порекомендовать проект под названием «Бизнес-каникулы». Что это такое?
* Это дополнительное образование для школьников в возрасте от 14 до 18 лет.
* Это своего рода помощь в профориентации подростков с целью правильного выбора профессии и построения карьеры.
* Это программа обучения в таких сферах, как маркетинг, управление, финансы и ІТ.
* Это летние интерактивные лагеря бизнес-образования для детей.
Обучение проводится по принципу оптимального соотношения теории, практики и игр.
Проект «Бизнес-каникулы» — это отличная возможность для ребенка определиться с ВУЗом, найти свое предназначение и выбрать профессию.
А напоследок рекомендую посмотреть видеоролик:
Не пропустите интересные статьи:
karapysik.ru
Как воспитать предпринимателя: 44 важных рекомендации родителям
10 ноября 2017
Полезное чтение для пап и мам — от сооснователя детской бизнес-школы Kinder MBA Кнарик Арабян
IT-инструменты, которые используются в проекте KinderMBA
- 1С:Бухгалтерия
- YouTube
- Telegram
«Предпринимательское мышление можно развить у любого ребёнка – это вполне конкретные знания и навыки, — говорит Кнарик Арабян, сооснователь бизнес-школы Kinder MBA, — И пусть в итоге предпринимателями станут далеко не все, этот тип мышления позволит человеку найти своё призвание, осознанно выбрать профессию, решать любые проблемы творчески». О том, какие навыки следует тренировать потенциальному предпринимателю и когда знакомить ребёнка с увлекательным миром финансов, порталу Biz360.ru рассказала Кнарик Арабян.
Досье
Кнарик Арабян, сооснователь бизнес-школы
Kinder MBA. Окончила Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. Кандидат экономических наук, доцент кафедры госрегулирования экономики РАНХиГС, аудитор, автор трёх учебников и более 30 статей на тему аудита, бухучёта и корпоративных финансов. Kinder MBA – это комплексная программа для детей 5-17 лет, направленная на развитие креативности, финансовой грамотности, предпринимательского мышления и социальных компетенций. У проекта три учредителя: Кнарик Арабян, преподаватель МГУ Карина Медведева, учредитель московской «Лиги Роботов» Павел Баскир.
1. Предпринимательское мышление можно развить у любого ребёнка. Это понятие подразумевает набор навыков, необходимых для успеха в любой сфере — умение ставить цели, организовывать процессы, брать ответственность, эффективно распоряжаться ресурсами и т.д. Развить можно лидерские качества, креативное мышление, силу воли, коммуникационные навыки и эмоциональный интеллект, дисциплинированность, ответственность.
2. Но далеко не каждый станет предпринимателем. Конверсия тут низкая. Свежий пример: из 20 выпускников группы «Мой стартап» — а это старшеклассники — многие заявили, что хотели бы работать в консалтинге или менеджменте, но не вести свой бизнес. Сложно! Не все готовы к серьёзной ответственности и рискам. Не каждый может собрать и увлечь команду. Не каждый способен на глобальное видение стратегии. В этом смысле развитие предпринимательского мышления – это ещё и возможность определиться: могу ли и хочу ли я быть предпринимателем?
3. Предприниматель – это новатор. Кто такой предприниматель? Нам близка концепция Йозефа Шумпетера, который полагал, что предприниматель – это, прежде всего, новатор. Человек, который подходит творчески к решению проблем, способный рисковать. Есть мнение, что предпринимателями рождаются, и что такой человек раскроется без всякой помощи. Вторая часть этого постулата — очень спорная. Не каждый ребёнок может проявить себя и поверить в свои силы самостоятельно.
4. Всему своё время. Креативность, лидерские качества и умение общаться можно и нужно развивать уже у дошкольников. Учеников начальной школы мы учим решать проблемы, находить нестандартные решения. В этом возрасте дети усваивают базовые знания по финансовой и экономической грамотности. Они уже могут создавать первые предпринимательские и научно-исследовательские проекты. Ученики средней школы (5-8 классы) готовы овладевать знаниями в специализированных предметных областях. В этом возрасте начинается профориентация. Старшеклассники способны с нуля запустить свой собственный стартап.
5. То, насколько ребенок «технарь» или гуманитарий, ничего не говорит о его предпринимательских качествах. В этом контексте я бы не стала говорить о противоречиях в чистом виде. Скорее творчество, тяга к гуманитарным и техническим наукам органично дополняют друг друга и формируют образ современного предпринимателя. На основе этой концепции произошло объединение Kinder MBA и московской «Лиги Роботов».
6. Готовность рисковать – один из ключевых факторов, который отличает условного предпринимателя от условного менеджера. Рисковать не только профессиональной репутацией, но и своими деньгами, временем. Тут важно попробовать.
7. Не случайно, что многие предприниматели — из семей предпринимателей или топ-менеджеров. Дети из этой среды имеют личный пример перед глазами, у них другой деловой кругозор. Но главное – у детей бизнесменов больше шансов что-то сделать, потому что родители их всецело поддерживают, в том числе и инвестициями. Почти все реализованные стартапы наших учеников состоялись благодаря родителям: школьные обеды в вафельном рожке, которые можно заказать через бота в Telegram, автоматическая система полива растений, новостной канал для детей в Minecraft и т.д. Когда ребёнок видит результат, он ещё больше загорается.
8. Нет универсального возраста, когда нужно знакомить детей с деньгами и вводить «карманные расходы». Готовность усваивать материал и распоряжаться ресурсами сильно зависит от ребёнка. Наш первый модуль, в котором дети получают базовые финансовые знания – «Экономика в сказках» — рассчитан для детей 7-8 лет. Сбербанк выпускает банковские карты для детей 7+: родители могут дать ребёнку доступ к своей карте или открыть ему дополнительную. Ещё недавно это казалось явно преждевременным – но мир быстро меняется.
9. Есть разные способы постижения азов экономики. Например, личное финансовое планирование, когда ребёнок учится системно планировать свои расходы и доходы. Или тайм-менеджмент, когда необходимо расставить приоритеты и спланировать свои дела на час, день, неделю. Это можно делать всей семьёй.
10. Если вы хотите привить ребёнку финансовую грамотность, знакомьте его с экономикой семьи – объясняйте, как и на что вы тратите или откладываете. Это нужно делать в адекватном раннем возрасте. К 14 годам в России уже можно легитимно заниматься предпринимательством — при соблюдении ряда условий.
11. Я считаю, что как только ребёнок получает свободу передвижения в школе, он должен уметь планировать свои личные деньги. Это – способ предостеречь его от неразумных действий в старшем возрасте. Я преподаю в вузе – и была поражена, что студент 4 курса, учась на «Финансах и кредите», взял в кредит телефон под огромные проценты. Он говорит: «Я не понял, как так произошло, не рассчитал». Хорошо бы прорабатывать такие ситуации заранее.
12. Книги — в помощь. Начать можно с таких: «Удивительные приключения в стране Экономика» Игоря Липсица, «Пёс по имени Money» Бодо Шефера, «Большой бизнес для маленьких детей» Елены Тончу.
13. Всё, что делается через игровую форму, имеет успех. Отправляя ребёнка в магазин за молоком, можно поставить задачу на понимание ценообразования – например, посчитать, какая марка выгоднее в пересчёте на литр. Или сколько принесёт за год сэкономленный с пакета молока рубль.
14. Ребёнок должен получать обратную связь. Всё, что обсуждается и приводит к выводам, лучше откладывается в памяти ребенка, чем линейные указания. Аналитика – часть финансового планирования, важный навык бизнесмена. Поиграть, показать варианты, обсудить результаты, сделать выводы — это обязательно.
15. Тем, кто решил платить за оценки, я бы рекомендовала быть очень аккуратными. Ребёнок должен понимать, зачем ему самому нужна учёба, и эта мотивация не может упираться в сиюминутную прибыль. Предприниматель – всегда высоко самомотивированный человек.
16. Политика «Деньги за услугу» в семье может помогать формированию предпринимательских навыков, а может и вредить. Если это оплата услуг в рамках деловых, рабочих проектов — это нормально. Но если ребёнок выполняет свои домашние обязанности за деньги или помогает родным и друзьям на корыстной основе — это сбой в матрице ценностей.
17. Привить ценности — не так уж сложно, если вы сами их разделяете. Ребёнок очень легко копирует модели поведения.
18. Следите за словами! Развитию предпринимательского мышления больше всего мешает обесценивание самого процесса «предпринимать», демотивирующие фразы и поступки. Более того, они развивают в детях фобии и комплексы, что негативно сказывается на формировании личности вообще.
19. Поощрение и критика – тонкие процессы. Если ребёнок предлагает провальную идею, нельзя сказать, что ничего из этой идеи не выйдет – погубите мотивацию. Но и поощрять заведомо ошибочное решение не стоит. Должна быть правильная подача: «Здорово, что ты это придумал, но давай разбираться, для чего ты это придумал. В чём польза проекта, какие у него могут быть подводные камни». И если ребёнок всё обосновал, он в свою идею верит и хочет её реализовать – мне кажется, родителям стоит его поддержать. Потому что, во-первых, родители нередко сами ошибаются. Во-вторых, отрицательный опыт очень важен. Как правило, это тест на готовность быть предпринимателем. Я не знаю людей, которые бы сделали успешный бизнес с первого раза.
20. Задача родителей – аккуратно подстраховать ребёнка, чтобы опыт был поучительным, но не сказался негативно на здоровье и эмоциональном состоянии. Если у ребёнка органично пропало желание заниматься предпринимательством — это тоже неплохо.
21. Ещё раз: родительский контроль – это страховка и поддержка. Самостоятельность должна остаться у ребёнка. Это важно. Предприниматель не может не быть самостоятельным. В этом смысле показательна реакция родителей из предпринимательской среды, которые отказались заводить чат, чтобы их оповещали о мероприятиях. Они сказали: «Зачем нам это надо? Дети пришли учиться – пусть сами за всё отвечают».
22. Между «поддерживать» и «подталкивать» есть большая разница. Желание воплотить через детей свои нереализованные мечты нередко приводит к тому, что ребёнок под давлением и влиянием родителей выбирает в будущем сферу деятельности, не соответствующую его интересам. Это беда.
23. Будьте готовы к тому, что придётся работать с чужими стереотипами. Увы, в нашем обществе неоднозначное отношение к предпринимателям. Для многих это человек, наживший капитал нечестным образом, для которого прибыль важнее людей. Конечно, это вредный стереотип, поскольку любая деятельность всегда основывается на ценностях. Ценности – это фундамент, и заложить его следует до того, как ребёнок столкнется со стереотипами. Поэтому мы рассказываем детям о предпринимателях-меценатах, которые внесли огромный вклад в развитие страны. Объясняем, что новые технологии и разработки позволяют людям качественно изменить свою жизнь. Что бизнес стимулирует прогресс. Что у него есть социальная ответственность и т.д.
24. Российская школа учит не прикладным навыкам, а фундаментальным принципам. Я вижу, что многие родители сейчас забирают детей из государственных школ и отдают в частные или экспериментальные, где нет чёткого деления на классы, нет оценок, смещены границы между занятиями. Дети из таких школ, как правило, более раскованные, творческие, у них есть «чувство полёта». Да, классическая система образования часто уравнивает, ставит рамки, мешает креативности, развитию предпринимательских качеств. Но скажу в защиту государственных школ — есть гимназии и школы, в которых создана атмосфера, в которой поощряется творчество и целеустремлённость.
25. Самое важное, что может дать школа будущему предпринимателю — это научить его учиться. Система ценностей закладывается в семье.
26. Среди бывших спортсменов много предпринимателей. В спорт идут люди, имеющие «предпринимательский» характер, или он формируется благодаря спорту? Мне кажется, и так, и так. Я могу это утверждать на собственном примере, поскольку меня в спорт именно «отдали» — без особого моего рвения. Именно в тот период, когда я активно занималась спортом, я училась лучше в школе. Потому что приходилось чётко планировать все свои дела. Оттуда навыки командной работы, потому что в баскетболе выигрывают командой. Индивидуальные виды спорта больше формируют лидерские качества. Наконец, спорт — это нацеленность на выигрыш, но и умение принять проигрыш на пути к победе. Это важное качество и для кризис-менеджера.
27. Не всякая хитрость – показатель предприимчивости. То, что ребёнок хитрит и обманывает, многие родители спокойно воспринимают как «природную предприимчивость». Это не всегда верно. Ребёнок, особенно маленький и избалованный любовью родителей, может хитрить и манипулировать, чтобы достичь своих целей. Это естественно. Но обман – это не предприимчивость. Настоящий бизнес на обмане не строится.
28. Не путайте жадность и рациональность. Ту же мысль можно продолжить в отношении жадности, которую некоторые родители поощряют как «воспитание собственничества». Но жадность — это неумеренное желание владения. Стяжательство — стремление к наживе. Оба эти качества пагубны для человека и крайне негативно сказываются на взаимоотношениях с людьми. А бизнес — это всегда люди. Ценности собственников формируют корпоративную культуру, атмосферу в команде и т.д. Другое дело, что деньги любят счёт и, разумеется, финансовое планирование является основой рационального управления. Этому нужно учить.
29. Заработать деньги – это нормальное желание предпринимателя. Заработать любой ценой – нет. Ребёнок должен четко усвоить, что в бизнесе, как и в любой другой сфере человеческих взаимоотношений, есть мораль и этика. Если человек зациклен на деньгах – это проблема, как любая одержимость.
30. Нет контроля – нет бизнеса. Это основа. Ты должен уметь планировать, экономично расходовать ресурсы, оптимизировать и обязательно контролировать! Система контроля — залог успешного бизнеса. Чем больше ребёнок сталкивается с такими задачами в быту, тем сильнее навык.
31. Хорошее упражнение на выстраивание алгоритма решения проблемы – моделирование ситуаций. Их можно брать из реальной жизни: ты захлопнулся в ванной комнате без телефона, потерялся на вокзале, злой хулиган хочет отобрать твои карманные деньги. Можно запаниковать, а можно придумать алгоритм решений. Давай подумаем, как будем выбираться. Ребёнок начинает рассуждать, анализировать конкретные шаги – к чему это приведёт. Это могут быть и деловые игры, разбор кейсов, задания на изобретательность, умение решать проблемы и т.д.
32. Один из лучших способов развить предпринимательское мышление — это проектная деятельность. Когда ребёнок самостоятельно разрабатывает проект: генерирует идеи, проводит полевые исследования, разрабатывает прототип и имеет возможность презентовать его экспертам или потенциальным инвесторам. Проект – не обязательно коммерция. У нас, например, много социальных проектов – «Город мастеров» для детей с ограниченными возможностями, приложение по выбору животных из приютов и другие. Для детей, которым 12-13 лет, это очень серьёзный опыт самостоятельной работы.
33. Есть правило — лучше средняя идея и классная команда, чем наоборот. Навык командного взаимодействия отлично воспитывает проектная работа, в которой заняты несколько человек. Мы в таких случаях не назначаем постоянного лидера, позиция лидера – переменная. И часто бывает, что Петя – прирождённый лидер, которого все слушают — становясь исполнителем, саботирует какую-то работу. Вася, назначенный руководителем, должен найти способ договориться с Петей. Поучительный опыт для обоих. Потом мы всё это анализируем и обсуждаем.
34. Чем больше командной работы, тем лучше прокачивается этот навык. Это и школьные проекты, и внеклассная деятельность. Семья – тоже команда, где у ребёнка должны быть свои обязанности. У нас, к примеру, есть тренинг по тайм-менеджменту для детей и родителей – когда они вместе детально планируют следующий отпуск.
35. Многое в человеке можно воспитать – например, то, что находится в латентном состоянии, зажатое по разным причинам. Можно раскрыть даже лидерские качества — научить брать ответственность, принимать решения. Другой вопрос, что если человеку изначально комфортнее работать в роли исполнителя, вынужденное лидерство может быть разрушительным для него. Это энергозатратно, и может сказаться на результатах. Много проблем в бизнесе от того, что люди не на своих местах занимаются нелюбимыми делами.
36. Предприниматель – почти всегда лидер. Это не значит, что ребёнку с невыраженными лидерскими качествами нечего делать в бизнесе. Я знаю примеры, когда взрослый человек долго был уверен, что его амплуа – исполнитель, просто потому что ему не приходилось проявлять лидерские качества — до какой-то критической ситуации. Наконец, бывает и так, что человек, который по натуре не лидер, становится предпринимателем в составе партнёрства — когда бизнес делают несколько человек, и у каждого своя роль.
37. Ничего нельзя сделать через ломку и насилие. Гораздо эффективнее будет вложить время и средства в развитие сильных сторон ребёнка. Любовь и вдохновение – лучшие мотиваторы.
38. Многие почему-то уверены, что креативность — божий дар, и развить её нельзя. Это не так! Есть масса техник и методик развития креативности – например, «дизайн-мышление», где решение, в числе прочего, достигается через эмпатию – сопереживание.
39. Чтобы научить ребёнка ставить цели, мало научить его видеть пользу от результата. Мы учим ставить цели по технологии SMART, применяемой в проектном управлении. Это английская аббревиатура, означающая то, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени. Раскладывать цели по SMART очень полезно для ребёнка. Сразу отметаются абстрактные, недостижимые задачи.
40. Важнейший навык – управление временем, уметь расставить приоритеты — что важно, что срочно. Перегруженность ребёнка, на которую многие ополчились – это же тоже проблема плохого планирования работы и отдыха.
41. Выделить важное – это половина умения донести мысль. Найти качественную информацию, обработать её, выделить важное – навык XXI века. Есть известное упражнение – «Elevator pitch»: представьте, что вы едете с инвестором в лифте, у вас есть одна минута, чтобы рассказать суть вашего проекта. Можно придумать другую историю, оставив суть. В выступлении не должно быть много текста – только самое главное, выступление должно быть грамотно структурировано.
42. Полученные навыки не теряются. Но и не совершенствуются, если их не использовать. Это касается, например, навыка публичных выступлений.
43. Есть три ключевых ошибки, которые совершают родители в воспитании будущих предпринимателей. Первая – они делают выбор за ребёнка, не позволяют ему брать на себя ответственность. Вторая — требуют идеального результата, не позволяют совершать ошибки. Третья — ограничивают в реализации творческих идей.
44. А вот минимум того, как родитель может способствовать воспитанию предпринимательского характера. Во-первых, нужно поддерживать инициативы ребёнка, даже когда взрослым они кажутся бессмысленными. Как ребёнок поверит в себя, если в него не верят собственные родители? Во-вторых, важно объяснить ребёнку, что иногда случаются неудачи и не нужно этого бояться. Можно ошибаться, делать выводы и двигаться дальше. В-третьих, нужно научить ребёнка принимать решения и брать на себя ответственность. Нужно воспитывать ценности! Контролировать, поддерживать, но не подавлять личность. В-четвёртых, очень важен личный пример. Это касается воспитания в целом. И конечно, всё нужно делать с любовью.
Читайте также:
Как заработать на обучении детей робототехнике.
Цифровые джунгли: как заработать на интересе школьников к IT.
Как заработать на обучении детей программированию и инженерии.
biz360
biz360.ru
Книги о бизнесе для детей от 5 до17 лет
Давно сменились поколенческие стереотипы. Раньше стремление заработать побольше считалось чуть ли не постыдным, а обучение детей правилам обогащения — просто аморальным. Теперь все согласны с тем, что деньги и отношение к ним — вполне детская тема. Но почти все, что выпущено в России на эту тему, — это истории успеха какой-нибудь личности или компании или книги для родителей с унылыми рекомендациями, как и сколько давать детям денег на карманные расходы, или с не вызывающими доверия советами купить ребенку второй велосипед, чтобы он сдавал его приятелям напрокат. Адресованных именно детям книг о деньгах и законах предпринимательства катастрофически мало. Forbes нашел 6 изданий, которые познакомят школьников с основами финансовых отношений и правилами ведения бизнеса.
О. Гозман, В. Правоторов, Е. Шахова. Что такое бизнес?М.: Альпина паблишер, 2010
Возраст: 5-6 лет
Настоящая детская книжка, попытка познакомить с основами зарабатывания денег самых маленьких. В нехитрой истории, рассказанной авторами, нет экономических терминов и цифр. Их задача в том, чтобы познакомить читателей с общими принципами ведения дел и с самого детства внушить им простую мысль: если ведешь бизнес, думай прежде всего об отношениях с клиентами, о репутации. На примере истории двух соседних булочных — хорошей и не очень хорошей — дети Петя и Таня понимают, что значит эта самая репутация и почему конкуренция — это хоть и страшно, но все-таки хорошо. А потом одну из булочных закрывают после проверки — авторы честно старались писать именно для российского ребенка, — но все кончилось хорошо: ее купил дядя Пети и Тани, снова открыл, и покупатель повалил в нее валом. Книжка забавно иллюстрирована и оформлена.
Н. Чуб. Азбука бизнесаХарьков: Фактор, 2011
Возраст: от 8-10 лет
Неразумный и эгоистичный мальчик Сережа попадает в волшебную Страну гномов, где действуют реальные правила функционирования бизнеса. С помощью дружественных гномов он постигает, как открыть и развивать свою фирму; какие способы заработка существуют и как заработать свои первые деньги; для чего нужна реклама и как она работает; как ответить на подлость конкурентов и т. д. Возвращается Сережа к себе домой уже не скверным мальчишкой, а будущим бизнесменом. Бесхитростные сюжетные ходы, язык книги, иллюстрации — все рассчитано на малышей (в аннотации — 3-7 лет), главный герой — пятилетний мальчик. В конце каждой главы — упражнения на логику, внимание, память и очень неплохие для маленького бизнесмена задания: придумай название фирмы и хорошую вывеску для нее, выбери блюдо, которое у твоей мамы получается лучше всего, и изобрети для него рекламу. В конце книжки есть словарь экономических терминов.
И. Липсиц. Удивительные приключения в стране ЭкономикаМ.: Вита-Пресс, 2011
Возраст: от 10 лет
Первый в России учебник по рыночной экономике для подростков, написанный известным экономистом, автором многих пособий по экономике. Игорь Липсиц задумал эту книгу, ставшую родоначальницей многих школьных учебников, для своей дочери. Сейчас первое издание 1992 года выглядит трогательно: компьютер называется давно забытым словом ЭВМ, а многие понятия объясняются на примере «плановой экономики» СССР. За 20 лет книга стала раритетом, во многом устарела, но по-прежнему не имеет аналогов. Все это побудило Липсица к ней вернуться: он переработал сюжет, обновив его с учетом новых экономических реалий. В 2011 году книга была переиздана.
«Удивительные приключения» — не учебник, а приключенческая повесть. Отец и дочь некоторым волшебным образом отправляются в путешествие по стране Экономика. Приключения поджидают их повсюду: их засасывают зыбучие пески, они попадают в облаву, их берут в плен… Поскольку все происходит в стране Экономика, им, чтобы спастись, приходится разбираться, как работает Инфляционный гейзер, искать Бункер Кругооборота Капитала, сравнивать жизнь в План-Городе и Бизнес-Сити, плыть по реке Семейных Доходов… Все экономические понятия — «монополия», «лизинг», «прожиточный минимум» — объясняются наглядно, живо и доступно для детей. Облегчит чтение и то, что эта книжка с картинками, а в конце есть словарь экономических терминов (впрочем, они поясняются и по ходу текста). С художественной точки зрения повесть незатейлива, но приключения героев тем не менее захватывают.
Бодо Шеффер. Пес по имени MoneyМ.: Диля, 2012
Возраст: от 10 лет
Известный финансовый консультант, мастер тайм-менеджмента, писатель и бизнесмен Бодо Шефер («Путь к финансовой независимости», «Мани, или Азбука денег») пересказал свою теорию финансового успеха в книге для детей. Каждый шаг, ведущий к благосостоянию, разъясняется просто, логично и, главное, играючи. Например, первое и важнейшее правило — не только обладание богатством должно доставлять удовольствие, но и сам процесс зарабатывания денег, ведь заниматься в жизни надо тем, что нравится! Все советы и идеи, вплетенные в «детскую» историю, абсолютно применимы и в мире взрослых. Путь к богатству показывается на примере истории необыкновенной дружбы девочки из небогатой семьи и собаки, которую она нашла. Пес оказывается не простым: во-первых, говорящим, а во-вторых, настоящим финансовым гением. Он-то и учит девочку правильно распоряжаться деньгами. Оказывается, это легко — научиться обращаться с деньгами, избавиться от долгов, заработать 12% годовых, быть щедрым и при этом преуспевать. Но главное — воспринимать деньги как нечто, приносящее удовольствие!
Е. Тончу. Большой бизнес для маленьких детейМ.: ИД Тончу, 2007
Возраст: от 13-14 лет
Книга построена в виде разговора с подростком (несмотря на название, не таким уж и маленьким), про которого известно, что он предприимчивый человек и его привлекает карьера бизнесмена. Речь в книге идет о том, что нужно знать юному предпринимателю до и после начала трудовой деятельности, какие трудности могут встретиться ему на пути, как их предвидеть и преодолеть. Большие тематические разделы для простоты восприятия поделены на маленькие главки: «Золотые» правила бизнесмена», «Семейный бизнес», «Бизнес-план», «Бизнес-идея» и т.д. Они в свою очередь перемежаются тестами, заданиями и любопытными фактами типа «Почему деньги не пахнут». Это могло бы походить на учебник, если бы не доверительный тон автора и некоторые темы для обсуждения. Ни в одном учебнике не встретишь советов по поводу гигиены («Плохой запах изо рта может стоить тебе работы»), преподнесения самого себя так, чтобы тебя заметили («Как важно быть нескромным»), правил поведения за столом на встрече и внешнего вида. К сожалению, такая книга неизбежно устаревает: цены на стартовое оборудование для точки общепита за 5 лет явно подросли, а объяснение, что ICQ — это такой интернет-пейджер, едва ли было актуальным и в 2007-м. Но в целом дети, ищущие применения своей энергии и предприимчивости, найдут здесь много важного и полезного.
Энциклопедия для детей. БизнесМ.: Аванта+, 2008
Возраст: от 15-17 лет
Как и другие тома этой «Энциклопедии для детей», «Бизнес» — серьезный, качественный труд. Веселых историй для детей здесь нет — это именно энциклопедия, но для детей: статьи, не требующие больших усилий для понимания, хорошие иллюстрации. «Ребенок не должен «продираться» через малопонятный текст; надо излагать сложные темы так, чтобы в них хотелось разобраться, — это уважение к читателю», — говорила в одном из интервью главный редактор Мария Аксёнова. «Бизнес» — 26-й том в серии энциклопедий «Аванты+». Здесь просто и внятно рассказывается о том, как создать бизнес, каким законам он подчиняется, как функционирует, почему становится успешным или провальным. Много статей посвящено историям успеха известных бизнесменов, компаний и мировых брендов.
www.bizyou.ru
Навыки предпринимательства для детей
В конце статьи – ещё одна важная мысль
Недавно мы упоминали цитату одного предпринимателя, который указывал, что если родители будут рекомендовать детям открывать свой собственный бизнес вместо того, чтобы идти работать в госкомпании или чиновниками, то за страну можно быть спокойным. Давайте теперь порассуждаем на тему предпринимательских навыков для детей, причём не прямых, а сопутствующих – таких навыков, которые подтолкнут к запуску своего бизнеса, откроют «предпринимательское желание», положат основу будущего успеха. И, может быть, мы станем ближе к ответу на вечный вопрос: предпринимателями рождаются или становятся.
1. Любопытство
Любопытство нужно поощрять. Интересуясь чем-то новым мы часто стремимся узнать это подробнее и даже улучшить. Отсюда появляются новые идеи и новый взгляд на вещи. Поэтому важно, чтобы у ребёнка было хобби.
2. Креативность
Креативность – это один из способов посмотреть на проблему с другой стороны и разрешить её оригинальным способом. Из этого часто рождается хороший бизнес. Играйте в игры, развивающие креативность. Полезными также являются настольные экономические игры (в которым тоже можно искать новые успешные стратегии).
3. Позитивное мышление
Оптимизм даёт социальное преимущество. Разрабатывая новые сервисы или продукты, предприниматели хотят сделать всё окружающее лучше, настраиваясь при этом на позитивную волну. Будьте сами позитивны и давайте детям хороший пример. В том числе своими действиями и поступками, рассказывайте вдохновляющие истории.
4. Не сдаваться
В жизни много случается взлётов и падений и важно пройти через них, не сдаваясь на полпути и умея преодолевать трудности. Ведь иногда до конечной цели остаётся совсем чуть-чуть. Участвуйте со своими детьми в соревнованиях, мотивируйте их преодолевать трудности и двигаться вперёд.
5. Труд
Лень – двигатель прогресса? Это кто вообще придумал? Чтобы быть успешным надо много работать (не обязательно физически). Лень уж точно не стоит поощрять, давайте ребёнку задания по дому (и проверяйте их надлежащее выполнение). Ну и своим примером показывайте это трудолюбие.
6. Вера в себя
Самоуверенность и смелось играют важнейшую роль в достижении успеха. Они помогают брать на себя ответственность и рисковать (что немаловажно в бизнесе). Поэтому давайте детям принимать решения самостоятельно, поощряйте собственное мнение и учитесь преодолевать необоснованные страхи.
7. Помощь обществу
Умение помогать другим – это важное качество лидера. Кроме того, социальная направленность бизнеса в современном мире играет важную роль. Поощряйте помощь другим, участвуйте в волонтёрских активностях вместе.
Безусловно, не всё этим ограничивается. Но обратите внимание, что развитие перечисленных качеств в ребёнке полезно, в том числе, для успеха во всех сферах жизнедеятельности.
Статья по теме: Финансовые советы для родителей
finagram.com