Физическое лицо не являющееся индивидуальным предпринимателем – Работодатель — физическое лицо

Содержание

Работодатель физическое лицо не являющийся индивидуальным предпринимателем это

Индивидуальному предпринимателю нет необходимости заверять сделанные им в трудовой книжке записи печатью.Работодателям – индивидуальным предпринимателям необходимо сделать записи в трудовых книжках или завести новые трудовые книжки всем работникам, с которыми эти индивидуальные предприниматели состоят в трудовых отношениях. При этом не имеет значения, когда работник был принят на работу.В качестве даты приема на работу в трудовых книжках работников, принятых на работу до 6 октября 2006 года, указывается день, в который они приступили к работе.В целях учета трудовых книжек, а также бланков трудовой книжки и вкладыша в нее работодателям – индивидуальным предпринимателям необходимо также вести:1) приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;2) книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (п.

Работа у ип и физических лиц

Инфо

Однако они также могут немотивированно заключать срочные трудовые договоры по соглашению с работником в случае, если численность их работников не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек) по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 59 ТК РФ. ТК РФ предоставляет работодателю — физическому лицу и работнику широкие возможности по определению режима труда и отдыха. В соответствии со ст. 305 ТК РФ. Режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков определяются исключительно по соглашению между работником и работодателем — физическим лицом.


Вместе с тем гарантией соблюдения прав работника выступает норма, устанавливающая, что продолжительность рабочей недели в любом случае не может быть больше, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше, чем установленные ТК РФ.

Индивидуальный предприниматель – работодатель

В результате работодатели – физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вообще практически лишены возможности расторгнуть трудовой договор с работником – беременной женщиной, даже если они более не нуждаются в услугах этого работника и не имеют возможности выплачивать ему вовремя заработанную плату. Также исключительно трудовым договором между работодателем – физическим лицом и работником определяются сроки предупреждения об увольнении, случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат. Работодатель – физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, при прекращении трудового договора с работником обязан в уведомительном порядке зарегистрировать факт прекращения указанного договора в органе местного самоуправления, в котором был зарегистрирован этот трудовой договор.

Работодатель — физическое лицо (гражданин)

Внимание

Данное полномочие не передано органам местного самоуправления и как отдельное государственное по правилам ст. 19 того же закона. Соответственно, статус данного полномочия является неясным и органы местного самоуправления могут отказываться регистрировать данные договоры. Тем не менее практика показывает, что органы местного самоуправления обычно предпочитают исполнять подобные «спорные» полномочия.


Также неясным по причине недостаточного законодательного регулирования является вопрос о том, какие именно органы местного самоуправления должны осуществлять регистрацию трудовых договоров. Вышеприведенная ст. 303 ТК РФ устанавливает, что трудовой договор регистрируется органом местного самоуправления по месту регистрации работодателя – физического лица.

Работодатель — физическое лицо

При большом количестве наемных работников индивидуальные предприниматели могут поручить ведение кадровой работы соответствующим специалистам. Заключение трудового договора с работодателями — физическими лицами имеет свои особенности. При этом требования к форме трудового договора и общие правила приема на работу такие же, как у юридических лиц.


Трудовой договор заключается в письменной форме и содержит все существенные для работника и работодателя условия — о месте работы, дате начала работы, трудовой функции, правах и обязанностях работника и работодателя, режиме труда и отдыха, условиях труда, заработной плате и другие.

Предприниматели – работодатели

ТК РФ, например:– на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы;– на время выполнения временных или сезонных работ;– для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;– с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой.Работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны вести трудовые книжки (часть третья ст. 66, часть первая ст.

Глава 9. работодатель — физическое лицо (гражданин)

Данное полномочие не передано органам местного самоуправления и как отдельное государственное по правилам ст. 19 того же закона. Соответственно, статус данного полномочия является неясным и органы местного самоуправления могут отказываться регистрировать данные договоры. Тем не менее практика показывает, что органы местного самоуправления обычно предпочитают исполнять подобные «спорные» полномочия.

Также неясным по причине недостаточного законодательного регулирования является вопрос о том, какие именно органы местного самоуправления должны осуществлять регистрацию трудовых договоров. Вышеприведенная ст. 303 ТК РФ устанавливает, что трудовой договор регистрируется органом местного самоуправления по месту регистрации работодателя — физического лица.
Вместе с тем законодатель не устанавливает, каким образом и кем в таких случаях должен устанавливаться и доказываться факт отсутствия сведений о месте пребывания работодателя – физического лица в течение двух месяцев. Индивидуальные трудовые споры, не урегулированные работником и работодателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, самостоятельно, рассматриваются исключительно в судебном порядке. *С. Е. Чаннов, кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им.


П. А. Столыпина (г.

Важно

Для получения работодательской правоспособности, под которой следует понимать признание права предоставлять гражданам работу, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица должны пройти государственную регистрацию. Работодательскую правоспособность лица, занимающиеся частной практикой, приобретают при условии наделения их соответствующими полномочиями (нотариусы) или присвоения в установленном порядке соответствующего статуса (адвокаты). Частные нотариусы вправе нанимать и увольнять работников в соответствии со статьей 8 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г.


N 4462-1. Адвокаты, осуществляющие свою индивидуальную деятельность в форме адвокатского кабинета, могут принимать на работу на условиях трудового договора помощников адвоката и стажеров адвоката, на основании пункта 4 статьи 27 и пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 31 мая 2002 г.

Работодатель физическое лицо не являющийся индивидуальным предпринимателем это

По-видимому, в этом случае работодателю необходимо обращаться в орган местного самоуправления, к которому перешли права и обязанности ликвидированного органа. Закон также предусматривает возможность обращения в орган местного самоуправления, в котором был зарегистрирован трудовой договор, для регистрации факта прекращения этого трудового договора и работника. Это возможно в случае смерти работодателя – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или отсутствия сведений о месте его пребывания в течение двух месяцев, иных случаях, не позволяющих продолжать трудовые отношения и исключающих возможность регистрации факта прекращения трудового договора по общим правилам.

law-uradres.ru

Как законно работать без оформления ИП или ООО и получать доход

Здравствуйте, дорогие читатели! Эту статью меня просили написать уже давно и сегодня я совместно с юристами ее подготовил. Говорить мы сегодня будем про законное совершение предпринимательской деятельности без оформления ИП или ООО. Если точнее, о том, как получать доход законно без оформления в качестве ИП или ООО.

Сразу стоит сказать, что согласно нормам гражданского законодательства, предпринимательская деятельность является самостоятельной деятельностью, основной целью которой всегда является систематическое получение прибыли. И в таком случае регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или юр. лица (ООО) является обязательной.

Но, существуют и иные способы, с помощью которых физическое лицо (вы) может получить прибыль от другого лица (либо же от организации). Становиться для этого индивидуальным предпринимателем или открывать ООО совсем не обязательно. Без регистрации предпринимательской деятельности физическим лицом могут совершаться обычные возмездные сделки – тогда как для признания физического лица индивидуальным предпринимателем необходимо осуществление им деятельности особого рода (согласно письму Минфина от 22-го сентября 2006-го года N 03-05-01-03/125). Итак, вот способы заключения сделок без оформления в качестве ИП или ООО.

Работа по договору подряда

Способ первый – физическое лицо может заключить договор подряда. Например, физическое лицо (вы) по договоренности с заказчиком выполняет определенную работу и сдает ее. Заказчик принимает итоговый результат и оплачивает его. Гораздо сложнее вопрос с уплатой налогов по данному договору – здесь есть определенные нюансы.

В случае, когда заказчик – юридическое лицо, а подрядчик (вы) – физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, при выплате вознаграждения лицу за выполненную работу, заказчиком (организацией) должен быть исчислен, удержан и перечислен НДФЛ по ставке в 13%.

Также, когда договор подряда заключают организация-заказчик и физическое лицо, — стоит учитывать и тот факт, что необходимо уплатить еще некоторые платежи:

  • Платежи на виды случаев социального страхования (сюда входят несчастные производственные случаи и случаи профессиональных заболеваний). Уплата таких платежей возможна только при заключении договора подряда (и только если они в нем указаны).
  • Платежи в Пенсионный фонд и ФОМС.

Если договор подряда заключается между физическими лицами, то вы (подрядчик) должны уплатить самостоятельно за себя НДФЛ. Для этого нужно заполнить де

kakzarabativat.ru

Вопрос: Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем

Вопрос: Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, имеет личное подсобное хозяйство. В связи с большим объемом работы и нехваткой работников физлицо собирается нанять на работу иностранцев из Таджикистана. Каков порядок найма на работу иностранцев физическим лицом?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ) работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Порядок привлечения и использования иностранного работника зависит от его правового статуса.
Статус иностранного гражданина определяется на основании Федерального закона N 115-ФЗ. От правового статуса мигрантов зависят условия въезда, пребывания и работы в РФ, а также налогообложение доходов.
Все иностранцы, находящиеся на территории РФ, подразделяются на три категории:
— временно пребывающие. Это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы. Срок временного пребывания в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, а при ее отсутствии не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
— временно проживающие. Это иностранные граждане, которые получили разрешение на временное проживание. Такое разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года;
— постоянно проживающие. Это иностранные граждане, получившие вид на жительство, — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ на 5 лет.
Из вопроса следует, что для работы в подсобном хозяйстве физическое лицо собирается привлечь граждан из Республики Таджикистан. Таджикские граждане въезжают в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
В соответствии с п. 9 ст. 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ физическое лицо — работодатель вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок и форма уведомления упомянутых органов исполнительной власти установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2008 N 183 «Об утверждении Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу».
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что пп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ предусматривает уведомление работодателем или заказчиком работ (услуг) налогового органа по месту своего учета в случае приглашения им иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Такое уведомление нужно направить в налоговый орган в течение 10 дней. Установленной формы уведомления налогового органа нет. Например, некоторые специалисты рекомендуют уведомить налоговиков следующим образом:
1) составить уведомление по той же форме, что и для ФМС и органа занятости, просто изменив адресата. Хотя у налоговиков есть своя форма, она является рекомендованной, а ответственности за неподачу уведомления именно по рекомендованной форме не установлено;
2) отправить уведомление заказным письмом или с описью вложения или же представить его в инспекцию лично.
Физическое лицо должно обязательно заключить с иностранным гражданином, привлекаемым для осуществления трудовой деятельности в своем подсобном хозяйстве, трудовой договор, в противном случае ФМС России не продлит ему срок пребывания в России и по истечении 90 суток он будет обязан выехать из Российской Федерации.
Кроме того, обращаем внимание на то, что иностранный гражданин, нанимаемый на работу, обязан:
— иметь разрешение на работу;
— иметь документ, удостоверяющий личность;
— иметь миграционную карту с отметкой о пересечении Государственной границы Российской Федерации;
— встать в установленном порядке на миграционный учет (если физическое лицо является для него принимающей стороной, то необходимо поставить иностранного гражданина на миграционный учет).
Процедура постановки на миграционный учет по месту пребывания носит уведомительный характер и представляет собой информирование (уведомление) территориального органа ФМС России о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомить отделение миграционной службы обязана принимающая сторона (например, работодатель). В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 109-ФЗ) иностранный гражданин не вправе встать на миграционный учет по месту пребывания самостоятельно. Исключение допускается лишь в двух случаях:
— если у иностранного гражданина (временно проживающего или временно пребывающего) имеются документы, подтверждающие наличие уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление в орган ФМС России (п. 3 ст. 22 Федерального закона N 109-ФЗ и пп. «б» п. 29 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»). Одной из таких причин может быть, например, болезнь представителя организации, уполномоченного заниматься постановкой иностранцев на миграционный учет;
— если иностранец является постоянно проживающим в Российской Федерации (имеет вид на жительство) и у него имеется письменное согласие на такое действие принимающей стороны (п. 4 ст. 22 Федерального закона N 109-ФЗ и пп. «б» п. 30 упомянутых Правил).
При приеме на работу иностранных граждан, постоянно и временно проживающих на территории Российской Федерации, необходимо учитывать следующее.
Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют вид на жительство. При заключении с ними трудового договора нет необходимости получать какие-либо разрешения, да и самому иностранцу разрешение на работу тоже не требуется (пп. 1 п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ).
Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ). Поэтому при оформлении на работу такого лица необходимо убедиться в том, что его разрешение на временное проживание распространяется на территорию нахождения места работы. В противном случае прием на работу будет произведен с нарушениями, следовательно, возможны такие последствия, как штраф. Кроме того, временно проживающий иностранец должен иметь разрешение на работу.
Оформление на работу постоянно и временно проживающих на территории РФ граждан производится на тех же условиях, что и прием на работу российского гражданина.
В настоящее время Службой во исполнение Поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 30.03.2009 N ВП-П4-1725 подготавливается внесение в Правительство Российской Федерации законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации».
Данным законопроектом предлагается ввести для иностранных работников, намеренных работать по найму у работодателей — физических лиц, использующих их труд для нужд домашнего хозяйства, новый разрешительный документ — патент. Этот документ будет приобретаться иностранными гражданами и ежемесячно продлеваться путем внесения оплаты через банковскую систему.
При этом указанные иностранные работники будут освобождены от уплаты подоходного налога, а их работодатель — от единого социального налога. Численность иностранных работников данной категории квотироваться не будет.
П.В.Смагин
Федеральная миграционная служба
01.08.2009

www.lawmix.ru

Физлицо имеет статус индивидуального предпринимателя, но в договоре указано не как ИП, а просто как физлицо. Чья подведомственность — арбитраж или СОЮ ?

Данный вопрос не должен вызывать недоумений, которые могут возникнуть при первом прочтении, ибо осмысление данной проблемы через призму действующих нормативно-правовых актов приводит к интересным выводам.

Согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане).

Итак, дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде (далее — АС), если одновременно выполняются 2 условия: субъектный состав участников (юрлицо или ИП) и экономический характер спора. Если не выполняется хотя бы одно из условий, то дело не подлежит рассмотрению в АС, а подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (далее — СОЮ).

Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При этом п. 4 ст. 23 ГК РФ содержит очень интересное положение: «Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Таким образом, сделки, заключенные физлицом, не имеющим статус ИП, приобретенный в установленном законом порядке, не являются ничтожными, что абсолютно верно. Что касается подведомственности в таких ситуациях, то дела подлежат рассмотрению в СОЮ.

Однако гораздо интереснее ситуация с точки зрения подведомственности в ситуации, когда физлицо, имеющее статус ИП, заключает сделки просто как физлицо. Как уже выше отмечалось, дело подлежит рассмотрению в АС, если одновременно выполняются 2 условия: субъектный состав участников (юрлицо или ИП) и экономический характер спора. Если не выполняется хотя бы одно из условий, то дело не подлежит рассмотрению в АС, а подлежит рассмотрению в СОЮ.

Если придерживаться узкого, формального подхода, то споры по сделкам в такой ситуации должны рассматриваться в СОЮ (несмотря на то, что физлицо имеет статус ИП, однако в договоре оно указано просто как физлицо, поэтому нет правовой связи между ИП и сделкой; в противном случае все сделки, заключенные физлицом, имеющим статус ИП без указания в договоре на статус ИП, подпадали бы под подведомственность АС, хотя по характеру такие сделки могут иметь бытовой, не экономический для ИП характер, например, договор-купли авто для личных нужд, не для предпринимательской деятельности).

Если же придерживаться широкого подхода, то споры по сделкам, заключенным ИП в сфере предпринимательской деятельности, подпадают под подведомственность АС, кроме сделок бытового характера (например, договор потребительского кредита). При этом правовая связь между ИП и сделкой презюмируется, несмотря на не указание в договоре статуса ИП, поскольку физлицо и физлицо, формально имеющее статус ИП — это объективно одно и то же лицо.

Таким образом, отсутствие в договоре указания статуса ИП не является обстоятельством, исключающим рассмотрение спора в АС. Главное для определения подведомственности — это совокупность 2 условий: физлицо, заключившее сделку, должно иметь статус ИП, а сделка должна носить экономический характер в сфере предпринимательской деятельности; отсутствие же указания в договоре статуса ИП не должно являться основанием для рассмотрения дела в СОЮ.

Отдельно возникают следующие вопросы: почему физлицо, имеющее статус ИП, при заключении экономических сделок не указывает свой статус ИП ?

Может быть, для изменения режима налогообложения или из других соображений ?

А может быть, это техническая ошибка ?

Уважаемые коллеги, верно ли, что отсутствие в договоре указания статуса ИП не является обстоятельством, исключающим рассмотрение спора в АС ?

Верно ли, что главное для определения подведомственности — это совокупность 2 условий: физлицо, заключившее сделку, должно иметь статус ИП, а сделка должна носить экономический характер в сфере предпринимательской деятельности; отсутствие же указания в договоре статуса ИП не должно являться основанием для рассмотрения дела в СОЮ ?

Заранее благодарю за ответ.

zakon.ru

Работодатель физическое лицо не являющийся индивидуальным предпринимателем это

Так, например, в Волгоградской области принят и действует Закон Волгоградской области от 09.07.2003 № 844!ОД «О порядке регистрации трудового договора с работодателем физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем», в Тюменской области – Закон Тюменской области от 8 июля 2003 г. N 155 «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области». Однако в большинстве случаев порядок регистрации таких трудовых договоров устанавливается нормативными актами самих органов местного самоуправления. Вопрос о законности принятия таких актов является спорным, так как в соответствии со ст.

Работа у ип и физических лиц

Инфо

В Трудовом кодексе Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, не раскрывается содержание понятия «работодатель — физическое лицо». Но анализ его признаков позволяет прийти к выводу, что термин «работодатель — физическое лицо» может использоваться в широком значении, охватывать всех без исключения работодателей, включая и работодателей — юридических лиц, имея в виду, что и в тех случаях, когда работодателем в законодательстве называется юридическое лицо (организация), функции последнего реализуются физическим лицом, конкретным гражданином, являющимся руководителем юридического лица, его единоличным исполнительным органом и работодателем. Физическим лицом является и индивидуальный предприниматель, выступающий стороной в трудовых договорах с его наемными работниками.

Индивидуальный предприниматель – работодатель

Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225).Формы этих книг и Инструкция по заполнению трудовых книжек утверждены постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. N 69.Создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда должны все работодатели (в том числе и работодатели – индивидуальные предприниматели), осуществляющие производственную деятельность, с численностью работников более 50 человек (часть вторая ст.


217 ТК РФ). Если работодатель с численностью работников менее 50 человек не создал службу по охране труда или не ввел должность специалиста по охране труда (в добровольном порядке), то их функции осуществляют руководитель организации или работодатель- индивидуальный предприниматель.

Работодатель — физическое лицо (гражданин)

Важно

Соответственно, и ТК РФ в трудовых правоотношениях, как правило, устанавливает в отношении индивидуальных предпринимателей те же правила, что и в отношении организаций. Тем не менее определенные особенности осуществления трудовой деятельности у индивидуальных предпринимателей трудовое законодательство все же предусматривает. Количество физических лиц, привлекающих работников на работу в целях личного обслуживания и тому подобных, гораздо меньше.


Кроме того, они нередко предпочитают вообще никак не оформлять трудовые отношения с работниками. В то же время глава 48 ТК РФ наиболее значительные особенности осуществления трудовой деятельности устанавливает для работы именно у этих работодателей. Особенности заключения трудового договора с работодателем — физическим лицом Статья 303 ТК РФ регулирует порядок заключения трудового договора с работодателем — физическим лицом.

Работодатель — физическое лицо

Внимание

Заключение трудового договора с работодателем – физическим лицом имеет свои особенности. Это связано как с самим работодателем, так и с характером и условиями работы, выполняемой работником. Работодатели – физические лица, подразделяются на две большие группы: 1) являющиеся индивидуальными предпринимателями (ИП) и нанимающие работников в коммерческих целях; 2) не являющиеся ИП и нанимающие работников для личного обслуживания и помощи по хозяйству (при осуществлении творческой деятельности, уходу за детьми и пр.).

Особенности применения труда у указанных работодателей устанавливает Гл. 48 ТК РФ. В данной статье речь пойдет о простом гражданине, не являющимся ИП и решившим нанять определенного работника и заключить с ним трудовой договор. Примерами подобного приема на работу могут быть: найм личного секретаря, няни, сиделки, домработницы, повара, водителя и др.

Предприниматели – работодатели

Но в узком, специальном толковании работодатель — физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем,— это гражданин, заключающий от своего имени трудовой договор с другим гражданином (физическим лицом) в целях удовлетворения своих индивидуальных потребностей по обслуживанию себя и членов своей семьи, для выполнения работы в качестве домработницы, няни, прислуги, повара, шофера, садовника, охранника, телохранителя и т.д. Основное и существенное отличие этих работодателей от индивидуальных предпринимателей состоит в том, что они не извлекают прибыль из использования наемных работников, а напротив, несут расходы, производя оплату их труда из своих доходов, тогда как индивидуальный предприниматель оплачивает труд наемных работников из прибыли, получаемой от предпринимательской деятельности, в том числе от использования труда наемных работников.

Глава 9. работодатель — физическое лицо (гражданин)

Наконец, большинство органов местного самоуправления полностью устраняются от оценки законности регистрируемых трудовых договоров. Представляется, что с учетом того, что по прямому указанию ст. 303 ТК РФ регистрация трудовых договоров с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, носит уведомительный характер, отказ в регистрации такого договора по причине его несоответствия трудовому законодательству является незаконным. Содержание трудовых договоров с работодателями — физическими лицами Содержание трудовых договоров с работодателями — физическими лицами, отметим, что оно также обладает рядом особенностей. Так, в соответствии со ст. 304 ТК РФ трудовой договор между работником и работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, может заключаться как на неопределенный, так и на определенный срок по соглашению сторон.
Однако, поскольку в Российской Федерации существует по общему правилу двухуровневая модель местного самоуправления, на одной и той же территории чаще всего имеются органы местного самоуправления как муниципального района, так и поселения. На практике в большинстве случаев этим занимаются районные власти. Однако в принципе может сложиться такая ситуация, когда регистрацию трудового договора с физического лица будут требовать муниципальные власти обоих уровней. Наконец, на федеральномуровне в настоящее время не решены вопросы порядка и сроков регистрации трудовых договоров с работодателями — физическими лицами, возможности и оснований отказа в их регистрации и т. п. В некоторых регионах Российской Федерации этот пробел восполняют путем принятия соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Так, например, в Волгоградской области принят и действует Закон Волгоградской области от 09.07.2003 № 844!ОД «О порядке регистрации трудового договора с работодателем физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем», в Тюменской области — Закон Тюменской области от 8 июля 2003 г. N 155 «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области». Однако в большинстве случаев порядок регистрации таких трудовых договоров устанавливается нормативными актами самих органов местного самоуправления.
Вопрос о законности принятия таких актов является спорным, так как в соответствии со ст.

Работодатель физическое лицо не являющийся индивидуальным предпринимателем это

Такая особенность, в принципе несколько ущемляющая права работника, связана с тем, что физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, нередко может требоваться работник только на определенный срок (например, на летний сезон). К тому же таким работодателям сложнее спрогнозировать свои доходы, позволяющие им нанимать работников, на большую перспективу. Наконец, при заключении трудового договора для выполнения обязанностей личного характера (ведения домашнего хозяйства, оказания услуг няни и т.
п.) большое значение имеет установление личных отношений между работником и работодателем, соответственно последний должен иметь возможность уволить не устраивающего его работника через определенный срок. Что же касается физических лиц – индивидуальных предпринимателей, то каких-либо особенностей заключения ими срочных трудовых договоров глава 48 ТК РФ не предусматривает.

yuridicheskaya-praktika.ru

Заключение трудового договора с работодателем

При заключении трудового договора с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем нужно обратить внимание на наличие в трудовом договоре всех обязательных условий, в том числе размера заработной платы, трудовой функции, даты начала работы, срока действия трудового договора, режима работы, порядок чередования выходных дней, продолжительности и времени предоставления отпуска, условий социального обеспечения. Также следует обратить внимание на

основания прекращения трудового договора и сроки предупреждения об увольнении, случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат.

Работодатель — физическое лицо не вправе вести трудовую книжку работника и обязан зарегистрировать трудовой договор в органах местного самоуправления.

Правовое обоснование: Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц установлены в главе 48 ТК РФ.

Все трудовые договоры, заключенные работодателем — физическим лицом, должны быть составлены в письменной форме (ст. 303 ТК РФ). Если работодатель — физическое лицо не является индивидуальным предпринимателем, то он обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией). В этом же органе в уведомительном порядке регистрируется факт прекращения указанного договора.

В статье 303 ТК РФ поименованы обязанности работодателя – физического лица, который обязан: уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами; оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

Согласно ст. 304 ТК РФ трудовой договор с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, может заключаться как на неопределенный, так и на определенный срок.

В соответствии со ст. 305 ТК РФ режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков определяются по соглашению между работником и работодателем — физическим лицом. При этом продолжительность рабочей недели не может быть больше, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше, чем установленные настоящим ТК РФ.

В силу ст. 306 ТК РФ об изменении определенных сторонами условий трудового договора работодатель — физическое лицо в письменной форме предупреждает работника не менее чем за 14 календарных дней. При этом работодатель — физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, имеет право изменять определенные сторонами условия трудового договора только в случае, когда эти условия не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (часть первая ст. 74 ТК РФ).

Помимо оснований, предусмотренных ТК РФ, трудовой договор с работником, работающим у работодателя — физического лица, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным трудовым договором (ст. 307 ТК РФ). Сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором. Работодатель — физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, при прекращении трудового договора с работником обязан в уведомительном порядке зарегистрировать факт прекращения указанного договора в органе местного самоуправления, в котором был зарегистрирован этот трудовой договор.

Работник, заключивший трудовой договор с работодателем – физическим лицом, не являющимся предпринимателем должен знать, что документом, подтверждающим время его работы у работодателя, является письменный трудовой договор (ст. 309 ТК РФ). Особое правило касается заполнения трудовых книжек. Так, согласно ст. 309 ТК РФ работодатель — физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не вправе производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.

Информация с сайта: http://git25.rostrud.ru/

primtrud.ru

Вопрос: Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем

Вопрос: Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем и имеющее Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации, изменило свое место жительства.
Подлежит ли замене выданное Свидетельство?
Ответ: Пунктом 1 ст.83 Налогового кодекса РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
В соответствии с п.7 ст.83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст.85 НК РФ.
При изменении места жительства физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства (п.4 ст.84 НК РФ).
Постановка на учет налогоплательщика по новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по старому месту жительства налогоплательщика.
Пунктом 3 ст.85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц.
Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 (зарегистрирован в Минюсте России 24.03.2004 N 5685) утверждены Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц (далее — Приказ).
Приложением N 8 к Приказу утверждена форма N 09-2-2 «Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации» (далее — Свидетельство).
Формой Свидетельства предусмотрено, что оно подлежит замене в случае, если новое место жительства физического лица расположено на территории, подведомственной другому налоговому органу.
Учитывая изложенное, выданное Свидетельство подлежит замене, если новое место жительства физического лица находится на территории, подведомственной налоговому органу, отличному от налогового органа, выдавшего Свидетельство.
О.А.Королева
Советник налоговой службы
II ранга
04.10.2004

www.lawmix.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *