Когда появился в россии ндс – Как менялся НДС в России – Картина дня – Коммерсантъ
Ставки НДС в России по годам
Налог на добавленную стоимость в России был введен в действие с 1 января 1992 года и регулировался одноименным законом (№ 1992-1 от 06.12.1991). В 2001 году вступила в силу 21 глава Налогового кодекса РФ, которая регулирует данный налог по настоящее время.
НДС относится к косвенным налогам, в качестве объекта налогообложения признаются операции по реализации товаров и услуг, а также импорт товаров и выполнение строительных работ для нужд юридического лица собственными силами.
К плательщикам НДС относятся все юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся на общем режиме налогообложения и осуществляющие операции, подлежащие налогообложению по данному налогу.
Это один из основных налогов, влияющих на формирование бюджета страны. По данным Федеральной налоговой службы четвертая часть раздела «Доходы» госбюджета составляют поступления по налогу на добавленную стоимость.
Основные ставки НДС по годам в России не имеют стабильного характера на всем протяжении существования данного налога. Кроме них, в отношении отдельных категорий товаров законодательство предусматривало и предусматривает пониженные и нулевые ставки.
Размер НДС в России по годам до НК РФ
С момента принятия закона «О налоге на добавленную стоимость» его ставка составила 28% — забегая вперед, отметим, что это был максимальный размер налога за все время его существования в нашей стране.
В первый год действия НДС в закон были внесены поправки, вводившие льготную ставку 15% для некоторых видов продовольственных товаров.
С 1 января 1993 года было принято решение о снижении основной ставки до 20%. Одновременно с этим в перечень товаров, облагаемых по сниженной ставке, были отнесены все виды продовольственных товаров, за исключением алкогольной продукции, а также часть детских товаров, конкретный перечень которых устанавливался Правительством России. Для данной категории размер налога был снижен до 10%.
Ставки НДС в РФ по годам после принятия НК РФ
Вступление в силу Налогового кодекса РФ в 2001 году не изменило ставку налога, она также составляла в базовом значении 20% и в льготном – 10%.
В процессе реформирования налоговой системы в 2004 году основная ставка была снижена до 18%. Льготная ставка сохранилась на прежнем уровне, но в перечень товаров, подпадающих под её действие, добавилась печатная продукция и некоторые виды медицинских товаров. Кроме того, для некоторых категорий товаров действует нулевая ставка налогообложения. Например, она применяется при экспорте или реэкспорте товаров с территории Российской Федерации.
В 2019 году ставка НДС была увеличена и составила 20%, с сохранением пониженной ставки на прежне уровне.
Читайте также: Ставки НДС в 2019 году — таблица
Предложения об изменении ставки НДС
Динамика ставки НДС в России по годам, с момента его появления, имела направленность на снижение: за двенадцать лет она снизилась на десять процентов с 28 до 18%. И на протяжении пятнадцати лет была неизменна. В 2019 году размер налога вернулся на уровень 1993 года. При этом многие экономисты высказывались вовсе за отмену налога на добавленную стоимость, предлагая заменить его налогом с продаж. Эта идея нашла отражение в правительстве РФ, где отдельные представители предлагали заменить 18 процентов НДС на 10 процентов налога с продаж. По другим предложениям налог на добавленную стоимость также должен был сменить налог с продаж, но только вводимый на региональном уровне.
На уровне правительства неоднократно отмечалась необходимость снижения размера налога на добавленную стоимость. Например, после уменьшения ставки в 2004 году было озвучено её дальнейшее изменение с сторону снижения. Предполагалось, что в течение двух лет она дойдет до 13%. В 2006 году этого не произошло, но пункт о снижении ставки был внесен в Программу социально-экономического развития на ближайшие три года. Несмотря на это, изменение ставки не состоялось.
В 2008 году речь зашла о принятии единой ставки по налогу на добавленную стоимость для всех групп товаров. Планировалось, что она будет введена в действие до 2020 г. и составит 12-13%.
В 2013 году были озвучен проект снижения ставки до 15% в период до 2015 года. Но в очередной раз изменения не произошли.
В 2017 году министром финансов РФ Антоном Силуановым было предложено увеличить НДС до 22% с одновременным снижением страховых взносов во внебюджетные фонды. Такая мера, по словам министра, позволила бы повысить производительность труда, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки, путем приведения к оптимальному соотношению уплачиваемых предприятием налогов и уровню его доходов.
К середине 2018 года вопрос об изменении ставки налога на добавленную стоимость в сторону увеличения активно обсуждался в Правительстве РФ. При этом все отмечали, что единого мнения у власти по этому поводу нет. Например, глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин заявил, что не видит необходимости менять НДС и ставки по иным налогам как минимум ближайшие шесть лет. Но мнение А. Кудрина услышано не было и с 2019 года в РФ действует двадцатипроцентная ставка НДС.
Таким образом, предлагаемые на разных уровнях ставки НДС в России по годам, также демонстрируют динамику к снижению налога и только последние пару лет высказывались предположения о возможном увеличении налога.
Ставки НДС в России по годам – таблица:
Год | Основная ставка | Льготные ставки |
1992 | 28% | 15%, 0% |
1993-2003 | 20% | 10%, 0% |
2004-2018 | 18% | 10%, 0% |
2019 | 20% | 10%, 0% |
Читайте также: Ставка НДС «0» и «Без НДС»: в чем отличие?
spmag.ru
История развития НДС
История возникновения и развития НДС во Франции
Становление НДС в европейской экономической системе возникло во Франции. Первоначально, ситуация состояла в возникновении каскада стоимости товаров и услуг. Сущность каскада состояла в том, что при перепродаже товара возникал эффект дополнительной стоимости продукта. Поэтому его цена для потребителя оказалась существенно завышенной. Данная ситуация требовала кардинального изменения.
Разрешение ситуации, по мнению французских экономистов, состояло в механизме раздельных платежей. Сущность раздельных платежей состояла в том, что каждое предприятие, продавшее товар или услугу, оплачивала налог. Позднее стоимость данного налога могла быть принята к вычету. Вычет определялся суммой, уплаченной ранее поставщику. После первичного внедрения, механизм показал себя довольно эффективно.
Позднее механизм был доработан и приобрел современную форму. Теперь вычет налога происходил моментально, в момент приобретения товара. При продаже товара стало происходить его непосредственное начисление. До 70 – хх годов данная система находилась в состоянии апробации. Поскольку механизм доказал свою эффективность, он распространился повсеместно на территории Франции. Рассмотрим распространение НДС в других странах.
Распространение НДС в других странах
В 70 – 80 – хх годах НДС стал активно распространяться в других странах. Представители других государств оценили опыт по внедрению НДС во Франции и стали повсеместно применять его в своей налоговой системе. Существенным преимуществом НДС руководители считали стимулирование свободных продаж. Таким образом, предприятия стали применять НДС, считая его более перспективным. К 90 – м годам этот переход практически завершился. Все члены – государства ЕЭС стали применять НДС в своем налоговом учете. Рассмотрим появление НДС в России.
НДС в России
НДС в России был введен принудительным путем. До введения НДС, предприятия в России платили в бюджет налог с продаж. Он был эквивалентен НДС. Внедрение НДС прошло законодательным путем. Был принят закон о «Налоге на добавленную стоимость».
По мнению правительства 90 – хх годов введение данного закона должно было уравновесить доходы и расходы. Стремление к балансу возникло потому, что имело место кризисное явление и возникновение растущей инфляции. Предполагается, что инфляция увеличивает расходы и нарушает баланс. Доходы и расходы изменяются с разной скоростью. При введении НДС и растущей инфляции, бюджет остается сбалансированным.
Другим преимуществом НДС, российские специалисты видели в доступном администрировании. Социально – экономическая система постоянно находится в динамике. Поэтому государству довольно сложно учитывать и контролировать прямые налоги в полном объеме. Существенно проще при контроле уплаты НДС.
Замечание 2
Изначально размер ставки НДС составлял 28%. Это ставка была очень высокой для социально – экономической ситуации того времени. Поэтому постепенно ставка была снижена до 20%, а потом до 18%.
В настоящее время НДС остается краеугольным камнем бюджета. Бюджет получает за счет данного налога большую часть дохода. Отменять НДС никто не планирует. В настоящее время обсуждается вопрос о размере ставки НДС. Финансовые аналитики не могут прийти к единому решению о размере ставки НДС. В настоящее время она составляет 18%, но обсуждается вопрос о снижении ставки НДС до 15%. Сейчас существуют как положительные аспекты снижения НДС, так и отрицательные.
Среди российских предприятий остаются такие представители, которые освобождены от уплаты НДС. Их достаточно много. Довольно четким остается вопрос об отмене НДС. Отменять его точно не планируют.
spravochnick.ru
ДР: Собираемость НДС: пора развеять мифы
RU / EN+
- О нас
- Окна возможностей
- Предприятия «Деловой России»
- Отчет о работе организации за 2016 год
- Отчет о работе организации за 2017 год
- Отчет о работе организации за 2015 год
- История
- Устав организации
- Представители ДР в органах власти
- Результаты деятельности ДР
- Партнёрские соглашения ДР
- Вступить
- Пресс-центр
- Новости
- «Деловая Россия» и РИО провели в МГУ вторую Олимпиаду по истории российского предпринимательства
- В Госдуме наградили победителей олимпиады по истории российского предпринимательства
- Анонсы
- Слово Генсовета
- Мнения
- Публикации
- Видео
- Репик: Государство создало все условия для бизнеса на Дальнем Востоке
- Новости
- Контакты
- Лица
- Президент
- Сопредседатели
- Координационный совет
- Генеральный совет
- Комитеты
deloros.ru
А оно нам надо? Как НДС тормозит нашу экономику.
Современная экономическая модель
Для многих людей, информация о том, что в нашем высокоинтеллектуальном мире, до сих пор не существует ни одной адекватной экономической модели, которая более-менее исправно прогнозировала бы экономику, является настоящим откровением. Ведь, большинство обывателей, а что таить, да и бизнесменов тоже, свято уверены, что где-то у нас есть, а может быть и не у нас, настоящие светочи, которые денно и нощно сидят, и думают, как бы улучшить экономическую ситуацию. Либо наоборот, плетут свои грязные замыслы супротив всего человечества с явной целью всего его поработить и закабалить.
Плакат неизвестного автора
Я помню, как еще во времена Советского Союза, на волне кибернетической эйфории, несколько раз поднималась идея полной компьютеризации расчётов всей промышленности и торговли огромной страны. Мол, при помощи современных вычислительных машин, мы сможем в стопроцентно плановой экономике, наконец-то с точностью до десяти пар обуви рассчитать, сколько и какой продукции выпускать, куда непосредственно её отправлять, и кто будет её покупать. Но, даже тогда, учёные мужи понимали, что в сильно упрощенной модели экономики, где все и вся планировалось, и было заранее известно, создать такой суперкомпьютер не в силах даже самое мощное социалистическое государство в мире. А даже если и сможет, то занимать он будет площадь небольшого города, а получать электроэнергию с отдельно построенных крупнейших гидроэлектростанций страны. Да и то, его подсчеты будет необходимо обновлять каждые несколько секунд, иначе все они становятся абсолютно неверными. Идея рассчитать будущее, спланировать его — утопична сама по себе, по своей природе.
Отчего же, лучшие умы человечества, так и не могут создать адекватную модель, которая будет прогнозировать колебания мировой экономики, да или хотя бы экономики среднего по размеру государства? А дело все в том, что нельзя смоделировать экономические процессы, которые зависят от миллионов (в случае отдельного государства) до миллиардов (если брать весь мир сразу) абсолютно стохастических факторов. И речь тут не только о людях, хотя они конечно являются одним из самых сильных двигателей экономик. Люди, своими желаниями и потребностями определяют спрос на те или иные продукты и услуги. Люди, повинуясь чувству голода или желанию приобрести новый модный гаджет, устраиваются на работу, двигают свои компании к новым результатам, создают добавочный продукт. А посмотрев новый фильм с Бредом Питом в корне меняют свои предпочтения и впадают в апатию, просто складывая все свои сбережения в банку.
Но, люди далеко не единственный фактор оказывающий влияние на экономику. Есть еще погода и прочие природные стихии. Неурожай корюшки в Балтийском море, может потянуть за собой настоящий шлейф банкротств и как следствие коллапс банковской системы небольшой европейской страны, что вызовет лихорадку в экономиках стран Азии и Персидского залива. И никто эти связи не может увидеть и заранее просчитать. Но, как всегда, в стохастических процессах можно попробовать выявить краткосрочные закономерности по текущим процессам. Именно так обычно и поступают игроки на биржах ценных бумаг. Выявляют некие закономерности и играют на них. Правда, оказывается, что подобные успехи очень недолговременные и обычно связаны с действиями очень крупных игроков, которые невзначай двигают рынок регулярными и однонаправленными операциями.
Но, современный рынок, это далеко не море без берегов. Государства и прочие надгосударственные структуры, все время стараются установить и укрепить эти берега, стараются в меру своих возможностей влиять на экономическую ситуацию. Инструментов у них не так много, да и предугадать наперед со стопроцентной вероятностью отклик рынка на те или иные действия, не способен никто. Многие слышали, что центральные банки или структуры, их заменяющие, частенько прибегают к регулированию «ставки», благодаря которой они надеются расшевелить экономику, или же наоборот, замедлить её раскрутку и спасти от перегрева. А «ставка» всего лишь один из рычажков, которыми можно влиять на экономику.
Но, не многие понимают, что кроме чисто экономических методов, у государств есть и другие инструменты воздействия на экономику. В первую очередь это законодательная база. И глупый закон, принятый в десятом чтении, не совсем компетентными представителями народа, может нанести вред экономике больший, нежели все козни завистливых соседей-супостатов со своими санкциями. Но есть и еще один рычаг, вроде бы незаметный, но оказывающий ой какое большое влияние на бизнес и жизнь простых людей.
Налоги всегда были, есть и будут представлять реальный рычаг воздействия на экономическую ситуацию. Через налоги государство собирает дань со своих граждан и компаний, которые работают на его территории. Собранные деньги затем пускаются на функционирование аппарата по сбору дани, на охрану территории и остаток, собственно на поддержание жизнедеятельность населения, неспособного самостоятельно кормиться, либо же некое жалкое стимулирование бизнес активности у компаний. Но, именно налоги являются одним из тех рычагов, который может, как открыть новое Эльдорадо на отдельно взятой территории, но равно так и устроить очередную Северную Корею, напрочь избавив территорию от этого неугомонного бизнеса. Нет бизнеса — нет и проблем.
Некоторые государственные чиновники, очень хорошо понимают волшебную силу налогов и на особо отсталых, прокаженных территориях, вводят льготные режимы налогообложения. Что позволяет заселить эти территории бизнесами разной виральности. А, уж, потом, когда они подрастут, да окрепнут, их уже можно будет обирать в полную силу, ничуть не чураясь и не гоняясь за всякой мелюзгой, которая готова удавиться, но не заплатить положенный налог государству. Что, впрочем, справедливо, ведь оно больше потратит на вылов этой мелочи, нежели спишет налогов с него.
Практика бухучета
В России, еще со времен начала перестройки, когда общество уже не желало жить по плановой системе, но еще не могло существовать по закону рынка, происходил страшный передел бухгалтерского учета. Шутка-ли, пришлось сломать учет выстроенный для такой родной плановой экономики, и внедрить чужеродное тело рыночного учета. А какой основной задачей государства считалось в на начале 90-х? Правильно, научиться собирать налоги и научить своих граждан, а также их компании, платить эти самые налоги. Ух, времена были суровые, но государство смогло, справилось. Карающим мечом оно проходило по нежелающим и юлящим. И современный российский бухгалтерский учёт, как отражение тех задач, что перед ним ставились 20 с лишним лет назад, до сих пор предназначен практически полностью и исключительно для целей налогообложения предприятий. И только путем невероятных ухищрений, вводом дополнительных аналитик на счета, ведением параллельного управленческого учёта, расчётами в Excel и множеством других способов, предприниматели получают нужную им информацию об их собственном бизнесе и из их же собственных учетных систем.
Но, как и в случае, с глобальной экономической теорией, в теории бухгалтерского учета, тоже есть белые пятна. Это еще хорошо, что в российской практике применяется практика двойной записи, и баланс сходится всегда. Но даже и такая, прогрессивная система учета зачастую буксует с одним из налогов. А именно с налогом на добавленную стоимость, сокращенно НДС. Проблема в том, что НДС, пожалуй, самый сложный налог, который необходимо уплачивать организациям. И вот, почему.
Что такое НДС
Налог на добавленную стоимость совершенно резонно называется косвенным налогом. Ведь в конечном итоге его оплачивает самый последний потребитель товара или услуги. Таким образом, по сути этот налог является налогом на потребление или налогом с продаж. За одним небольшим отличием и именно это отличие является краеугольным камнем всей системы налоговых сборов.
НДС уплачивается как определенная сумма, выраженная в процентах, с продажной стоимости товара или услуги. В этом налог похож на налог с продаж, но! Процент уплачивается каждой организацией, которая реализовала свой продукт или услугу, вне зависимости от того купил ли его конечный потребитель или нет. Да и сумма налога исчисляется за вычетом той суммы налога, которую уже уплатил поставщик продавший товар или услугу этой организации. Сложно, не так ли? Попробуем разобраться на примере, так будет легче.
Предположим, что у нас есть производитель, назовем его А, который изготавливает продукт полуфабрикат и реализует его следующему производителю Б, который дорабатывает полуфабрикат до конечного изделия и продает его посреднику В. Посредник В, в свою очередь продает продукт к следующему посреднику Г, а тот посреднику Д. И наконец, посредник Д реализует продукт конечному потребителю Ц. На каждом участке цепочки производства и поставки, продукт становится дороже, ведь что-то с ним делают, и даже у посредников есть свои затраты, например, на логистику, хранение, продвижение продукта на рынок. Да и чисто операционные затраты присутствуют, они присутствуют для каждой продажи.
Цепочка посредников
Предположим, что цена за продукт определяется без НДС, а сама ставка налога составляет 18%.
blog.kvv213.com
Почему в СССР не было НДС?
Потому что там не было секса, а как только секс появился вместе с ним и пришел НДС.
не было частного капитала. в чем смысл брать ндс у государства и отдавать его государству?
а подоходный ?
так не было и пенсионного налога… там была госсобственность и все налоги и прибыль были собственностью государства, сейчас власть фактически живет на НДС и акцизы….
Элементарно. Не было добавленной стоимости. Всё находилось в глубокой жопе и там стагнировало
В СССР не было рыночной экономики, а ДС- это уже спекуляцией считалось .
его заменял налог с оборота
Он был. Только в скрытом виде.
То за что сейчас берут налог, в СССР было уголовно наказуемым деянием. Нынче спекулировать — респект и уважуха, главное не забыть поделиться с государством заплатив налог на добавленную стоимость.
возникновение добавленной стоимости было преступлением, и налог с него взимался конфискацией всего имущества и сроком с поражением в правах, а то и расстрелом
Налог был. Но он был введен только на определенный перечень товаров «В СССР в 1930-1932 гг. начал функционировать налог, взимаемый с оборота. Он вводился на некоторые виды продукции (табачные изделия, товары длительного пользования) и обеспечивал весомую долю доходов бюджета Советского Союза. Конечно, данный налог мог существовать в условиях жесткого регулирования цен государством, поэтому в 80-х годах по причине прогрессирования рыночных отношений его ограниченность стала очевидной.»
touch.otvet.mail.ru