Проекты инновационные технологии – Каталог инновационных проектов — Главная

Содержание

Проект на тему: «Инновационные технологии в начальной школе. Проектная деятельность – как одна из инновационных технологий».

Доклад на тему:

 «Инновационные технологии в начальной школе. Проектная деятельность – как одна из инновационных технологий».

 «Цель начального обучения –

общее развитие школьников»

Л.В.Занков

Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. Определяющими факторами в образовании и развитии личности считаются ее внутренняя активность, её потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. В современном обществе бурно развиваются новые образовательные технологии, отовсюду идёт большой поток информации. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентироваться, уметь ставить цели, добывать и применять свои знания должен каждый учащийся на выходе из школы.

Для начальной школы одним из результатов обучения и воспитания должна стать готовность детей к овладению современными технологиями.

Творчески работающий учитель понимает, что без современных образовательных технологий не выстроить личностно-ориентированный образовательный процесс.

Цель современного образования – обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Достичь этой цели помогают такие инновационные педагогические технологии как:

Проблемное обучение.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение.

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы.

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Игровые  методы: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр.

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии.

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет.

Здоровье сберегающие технологии.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио».

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Из перечисленных, особо хочется выделить вопросы, связанные с проектной деятельностью младших школьников, как одним из условий успешной реализации ФГОС второго поколения.

Под проектной деятельностью понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектная деятельность

1) отвечает современным требованиям времени, позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников,

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе;

4) приучает умело использовать ИКТ в учебном процессе;

Исходя из этого, одним из направлений по внеурочной деятельности я выбрала «Проектную деятельность. Мои первые проекты». Данная Программа   предназначена  для  работы  с  детьми  1-4  классов  во  внеурочной    деятельности. 

Целью  программы я выделила:   Развитие  познавательной  активности  младших  школьников,  их  творческих  способностей   через  приобщение  к  проектно-  исследовательской  деятельности,   создание условий для    организации   этой  деятельности  и  получения  ее  результатов. 

Реализуя данное направление, использую активные методы обучения, которые являются развивающими по своей сути, способствует активизации мыслительной деятельности, формируют поисковую активность учащихся, что является крайне важным в процессе формирования различных компетенций.

Работу по внедрению ПД я разбила на несколько этапов:

1 этап. Погружение в проект.  На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе  проектной   деятельности  учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения.

2 этап. Организационный. Выбираются  участники проекта, определяются направления работы (выбор темы), При этом необходимо учитывать интересы  школьников. Формулируются задачи для каждого участника, указываются способы источников информации по каждому направлению.

 3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач:  изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта.  На этом этапе определяются способы обработки полученных данных — защита проекта. Это не сухой отчёт – а, напротив, красочное действие. Ребята представляют свои проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Здесь учителю важно помочь детям оформить проекты и их защитить. На этом этапе  используется индивидуальная работа  с учащимися.

5 этап. Обсуждение полученных результатов. Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы, проверяются выдвинутые гипотезы. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс. Эта работа требует много сил и времени и от учителя,  от ученика, и от родителей.

В 1 классе принять участие в проектной деятельности изъявили желание  три человека, что составляет 12% из 100%.

А в этом году представить свои работы пожелали 6 человек. Это 24% от 100%.

Проектную деятельность в этом учебном году, в отличие от прошлого, я включаю не только во внеурочную деятельность, но и использую на уроках окружающего мира (Проект «Красная книга» представлен в виде рисунков, сообщений, докладов и презентаций), литературного чтения (творческие тетради), технологии (Африканская савана). Данные работы носят творческий характер.

  В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей, и для самого себя. Выполняя различные проекты, дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они проявляют инициативу, начинают мыслить творчески, повышается и  мотивация.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат.

Литература

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
  2. Дикова Е.А. Интеграция материальных и информационных технологий в проекте, Научно-методический журнал Школа и производство, 2008, №7, с.33.
  3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, М.: 5 за знания, 2007.
  4. Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию, М.: 5 за знания, 2008.
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005 г.
  6. Селевко Г.К.Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.//Москва. НИИ школьных технологий. — 2005.
  7. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии.//Москва, «Народное образование». – 1998.
  8. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», № 2 за 2006 год.
  9. Суровцева И.В. Добываем знания с помощью компьютера.//Начальная школа плюс До/и После. – 2007. — №7.

nsportal.ru

Инновационные идеи: рекомендации, успешные стартапы, проекты

В большой геополитической игре, в центре которой – гонка технологий, побеждает не тот, кто контролирует пространства, а тот, кто живет лозунгом «Будущее сегодня!». Национальная безопасность и приоритетные позиции на мировых рынках зависят от обладания базовыми и критическими технологиями, которые заставляют пересматривать ценности, – именно они находятся в неразрывной связи с инновационными идеями и прорывами, ведущими к резкому развитию общества.

В бизнесе XXI века трендом стали инновационные идеи: новые проекты, задачи, исследования, приводящие к небывалым источникам дохода.

Инновационная идея как точка роста

Инновация – это комплекс нововведений в области техники, технологии, управления или организации труда на основе достижений науки. Другими словами, это совокупность идей, которые являются новаторским продуктом мыслительной деятельности как высококвалифицированных специалистов, так и людей с раскрепощенным, незашоренным мышлением.

Когда идея как мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, действия начинает влиять на технологическое развитие общества, она становится инновационной. Ее воплощение обеспечивает качественный и количественный рост производства, бизнес-процесса или создание новой отрасли / услуги. В такой проект стоит вкладывать время и деньги.

Инновационная идея может стать зародышем или катализатором прорывного проекта с мировым рыночным потенциалом. Такие проекты реорганизуют или закрывают старые и формируют новые рынки продукции со сверхбольшой добавленной стоимостью. Они воспитывают инновационное мышление общества, преодолевая невосприимчивость большинства населения к быстрым темпам прогресса.

Такой точкой роста в свое время стал «взрыв» стартапов в Стэнфордском индустриальном парке, расположенном в Кремниевой долине. Зародышем оказалась группа сотрудников компании Shokley Semiconductor, учрежденной изобретателем транзистора Уильямом Шокли. Свои уникальные разработки они положили в основу электронной фирмы Fairchild, которая, в свою очередь, основала ряд сильнейших компаний. «Снежный ком» из вновь образованных фирм привел к лавинообразному зарождению и распространению информационных технологий. Именно 65 новых предприятий, рожденных восемью бывшими сотрудникам Шокли, легли в основу Кремниевой долины. Такие узлы инноваций возникают сейчас по всему миру.

Бизнес-инкубаторы также являются источниками инновационных идей: их цель – трансформация генерируемых знаний в прикладные результаты, стимулирующие рост экономики.

Инновационная идея как выражение индивидуальности

Значимой точкой развития технологий стало создание и распространение 3D-принтеров, позволяющих скопировать и воссоздать любую вещь, вплоть до частей человеческого тела. Появилась заманчивая и одновременно пугающая возможность тотального копирования.

Но каждый человек уникален, и потому стремится к созданию нового, неповторимого, особенного. XXI век перерастает эпоху подражания и вступает в состязание за неординарность, поэтому техника перестает быть только прикладной сферой: она становится источником нестандартных идей и революционных технологий.

Яркими примерами в плане неординарности стали компании Apple, Tesla Motors и Uber. Так, внедрение Macbook, iPod, iPad, iPhone подняло стоимость Apple с 2 млрд долларов в 1997 году до 850 млрд в 2017 году.
Разработка эстетичного и высокоэффективного электромобиля позволила создать в 2003 году компанию Tesla, оборот которой в 2016 году составил 7 млрд, а активы достигли 23 млрд. За 12 лет Tesla доросла до половины стоимости General Motors, основанной в 1908 году.

Идея такси в пятиминутной доступности за 6 лет превратила Uber в компанию стоимостью 50 миллиардов долларов.

Источники и основания инновационных идей

Влиятельный теоретик менеджмента XX века Питер Ф. Друкер назвал следующие источники инноваций:

  • Изменения во внешней среде, структуре и потребностях производства и рынков;
  • Демографические изменения, как местные, так и глобальные;
  • Человеческое восприятие потребностей, смысла жизни;
  • Критическое накопление новых знаний, приводящее к качественному скачку.

Линейная модель инноваций делит все нововведения на две группы:

  1. Инновации производителя – здесь человек или бизнес внедряют новое, чтобы продавать нововведения; это уровень научных исследований на стадии внедрения, НИОКР;
  2. Инновации конечного пользователя – здесь разработки преследуют цель создать новые продукты, которые будут соответствовать изменившимся потребностям.

В общем плане создание и внедрение нововведений, как отметил известный робототехник Джозеф Ф. Энгельбергер, стоит на трех китах:

  1. Признанная потребность;
  2. Квалифицированные кадры с соответственной технологией;
  3. Финансовое обеспечение.

Основные генераторы технических идей – инженер-изобретатель и физик-исследователь. Их деятельность разнопланова: если один способен создавать новое устройство из готовых элементов знания, то второй ставит под сомнение сами элементы, меняет части картины мира.

Из технической идея становится инновационной, когда она доводится до промышленного использования и приносит прибыль. Поэтому автор должен помнить о трех следующих пунктах:

  1. Ценность идеи растет по мере ее коммерциализации, выведения на рынки: чем они больше, тем выше стоимость самой идеи;
  2. Рисковая стоимость реализации ложится на плечи финансирующей стороны.
  3. Роялти автора зависит от формы бизнеса и масштаба рынка.

Итак, перечислим факторы, способствующие появлению инноваций:

  • Потребительский спрос и потребности рынка;
  • Конкуренция, борьба за максимальную прибыль;
  • Создание имиджа;
  • Решение возникающих в процессе бизнес-деятельности проблем;
  • Желание развиваться, реализовывать знания;
  • Реорганизация: компания жертвует ядром своего бизнеса ради нового «денежного теленка»;
  • Научные открытия и трансфер знаний.

Интуиция или упорядоченность: что включают методы поиска инновационных идей

Распространено мнение, что новые открытия в сфере бизнеса происходят случайно: нужно только непрерывно быть в поиске. Конечно, интуиция – это большое подспорье в выборе и анализе подходящей идеи, но она есть не у всех.

Как же вести деятельность по поиску нужных инноваций рационально? Приведем наиболее известные приемы упорядоченного поиска идей.

  • Улучшение прототипа. Выявляются недостатки существующих моделей и ищутся пути устранения этих недостатков.
  • Мозговой штурм. Группа лиц проводит многоаспектный анализ проблемы и генерирует поток мыслей и идей, не стесняясь самых фантастических решений: критика здесь запрещена. В результате возрастают шансы найти верный подход.
  • Синектика. Это коллективная мотивированная интеллектуальная деятельность постоянной группы специалистов с сильным лидером. Является усовершенствованным методом мозгового штурма, в котором разрешена критика.
  • Ликвидация тупиковых ситуаций нетрадиционными методами, с выходом за пределы знаний, накопленного опыта и традиций. Зачастую такой метод приводит к созданию новых теорий, находящихся в противоречии со сложившейся картиной мира.
  • Создание морфологических карт квалифицированной группой разработчиков, расширяющих зону поиска решения проблемы.

Новаторские идеи как базы стартапов: успешно реализованные инновации

Главное условие поиска идеи для бизнеса – уход от штампов и традиций. Нельзя быть заложником одной единственной стратегии развития бизнеса, даже если именно она привела к успеху.

Примером ломки шаблонов служит создание в Дубае музея будущего, в котором визуализируются робототехнические разработки. В интерактивном режиме посетители исследуют фантастические возможности искусственного интеллекта, пробуют взаимодействовать с роботами. Это раскрепощает мысли простых людей, приучает их воспринимать технологические новшества. Впрочем, «дизайнеры будущего» уже зарабатывают не на технологиях, а только на идеях этих технологий.

Конечно, есть действительно прорывные идеи, воплощение которых приведет к качественному технологическому скачку и созданию новых рынков. Перечислим некоторые из них.

  1. Большие надежды возлагают на голосовые платформы Alexa, Siri и т. д.: в них видят технологии будущего. Но будет ли создан монопольный продукт, окупятся ли инвестиции, поверят в него потребители или нет – все это остается под вопросом.
  2. 15 лет назад знаковой технологией стал Skype – программное обеспечение, создавшее бесплатную видеосвязь во всем мире. Конечно, затем прототип улучшили – практически каждая страна разработала собственный видео-мессенджер.
  3. Эксперты Google провозглашают скорый прорыв в области квантовых компьютеров, которые смогут в параллельном режиме работы делать квантовые выборки. Это на порядки ускорит решение задач по сравнению с фон-неймановскими компьютерами.
  4. На базе технологий машинного обучения компания Cambridge Consultants научила мусорные баки сортировать отходы по видам происхождения, используя компьютерное зрение. Аналогичное программное обеспечение для распознавания типа мусора можно установить в смартфоны.
  5. Стартап из Британии Grid Edge создал сервис, позволяющий на 25 % оптимизировать расходы электроэнергии с помощью ИИ и облачных технологий.
  6. Стартап Ecova (Retroficiency) выпустил интеллектуальную платформу управления энергопотреблением, использование которой сэкономило 6 тераватт часов в мировом масштабе.
  7. Исследователи Массачусетского технологического института создали оптические материалы, толщина которых – всего два атомарных слоя. Светодиод из такого волокна может одновременно быть и фотодетектором. В результате использования таких материалов снижается энергопотребление и увеличивается скорость связи. Кремниевая фотоника продвинет компьютерные технологии на новый уровень.
  8. Рывок в развитии фотонных технологий для оптических интегральных схем сделали Гарвардские ученые, разработавшие волновод с показателем преломления, равным нулю.
  9. Убедительным примером использования научной мысли в крупной технической отрасли является беспилотная авиация. В ней монополистом стал Израиль – он поставляет 41 % всех дронов в более чем 50 стран.

Но пионерские разработки и внедрения иногда оказываются непомерно рисковыми и дорогостоящими.

Так, до сих пор не может найти финансирование белорусский стартап «Квантовые батареи» на базе БГУИР, являющийся владельцем уникальных приоритетных разработок по созданию твердотельных аккумуляторов. В них заложены новые принципы накопления электрической энергии в диэлектриках, дешевых и экологичных материалах типа оксидов алюминия. Революционный подход основан на использовании для аккумулирования электричества спаренных электронов в наноструктурированном диэлектрике. Это кардинально отличается от движения ионов в электролите в литиевых аккумуляторах.

Над той же задачей работают американский стартап «All-ellectron battery» Стэнфордского университета и японский стартап «Battenice» Guala Technology. Японцы уже стоят на пути создания технологии массового производства твердотельных аккумуляторов, а Quantum Scape Corp. привлекла дополнительные ресурсы из Volkswagen.

В это время белорусский стартап, хотя и выиграл международный конкурс открытых инноваций InnoCentive, так и остался на стадии исследований – а ведь мог бы привести к энергетической зеленой революции!

Технической идеей, не перешедшей в стадию инновационной, является открытие «горячей» сверхпроводимости, позволяющей создавать мощные магнитные поля до 10 Тесла при комнатных температурах (US Patent No 6,570,224 B1), а значит, разрабатывать нейрокомпьютеры, передавать электроэнергию без потерь, создавать новые виды летающего транспорта (WO 2008087496 A2 Magnetic levitation rope transport system).

Разумеется, для воплощения идей необходима благоприятная бизнес-среда. Элону Маску, который меняет мир на наших глазах, внешняя среда в лице государства изначально помогает взращивать частную инициативу. Его идеи становятся основой пирамиды глобальных бизнес-проектов.

Нам еще предстоит создать экономику, которая будет генерировать и внедрять наукоемкие инновационные идеи.

viafuture.ru

Инновационный проект

Инновационный проект

Процесс управления инновационным проектом включает все основные его этапы, начиная с научно-исследовательских работ (НИР) и заканчивая освоением (коммерциализацией) на рынке. Этот процесс начинается практически с момента создания интеллектуального продукта (новшества), из которого еще надо создать инновацию, пройдя длительный путь: разработки, проектирования, защиты интеллектуальной собственности, технико-экономического обоснования проекта, бизнес- планирования, поиска ресурсов: финансовых, материальных, людских, временных, затем поиска инвестора и заключения с ним соглашения о сотрудничестве. Далее необходимо обеспечение проведения всех этапов маркетинга, подготовка производства, выпуск и сбыт продукции, организация сети сбытовых и обслуживающих организаций, организация контроля финансовых потоков, управление социальными процессами, управление рисками и многое другое. Временной интервал инновационного проекта обычно ограничивается годом после срока окупаемости инвестиций, в то время как длительность жизненного цикла инновации существенно дольше.

Инновационный менеджер — возможно, самая высокая квалификация менеджера вообще, так как ни одна специализация в менеджменте не требует такого объема знаний и практических навыков: инновационный менеджер кроме традиционных знаний по экономике, а также по всем функциональным разделам менеджмента должен обладать основами инженерных, технических знаний в той отрасли, где осуществляется производство инновации, обладать знаниями основ патентования, защиты и коммерциализации интеллектуальной собственности.

Здесь уместно рассмотреть два понятия — два метода управления бизнес-процессами: инжиниринг и реинжиниринг. Инжиниринг — это рационализация, т.е. улучшение, усовершенствование какого-либо процесса (использование улучшающих инноваций). Инжиниринг приводит к незначительным повышениям эффективности показателей деятельности: на 10_ 50%. Реинжиниринг — это использование радикальных инноваций, приводящее к повышению эффективности экономических показателей на десятки и сотни процентов. Инновационный менеджер должен использовать оба этих метода в своей деятельности: стратегия действий основывается на реинжиниринге, а тактика повседневной деятельности — инжиниринг.

Весь инновационный проект можно подразделить на три крупные части (стадии): 1) проектная; 2) производственная; 3) коммерциализация. Каждая из стадий инновационного процесса обладает своей спецификой управления.

Проектная стадия включает научные исследования (фундаментальные и прикладные) и опытно-конструкторские работы (см. главу 1). Итоговым результатом этой стадии является комплект рабочей конструкторской документации (РКД), включающий графическую (чертежи) и текстовую (ТУ и РЭ — см. гл. 1) части.

Управление на проектной стадии требует от менеджера эрудиции в сфере науки, способности ориентироваться в современных методах исследований, знать основные нормативные документы, стандарты, используемые при проектировании, инфраструктуру контроля, надзора и утверждения документации, регистрации технических условий. При этом менеджер должен вовремя оказать содействие разработчикам в подготовке заявок на объекты интеллектуальной собственности.

В этот же период, как мы помним, необходимы первые усилия по маркетингу, причем здесь у менеджера особая ответственность перед будущим производством: на какие объемы продукции он сможет договориться с потенциальными потребителями, такими и станут объемы закупаемого сырья, материалов, комплектующих, оборудования и т.д.

Производственная стадия управления начинается с технологической подготовки производства и заканчивается подготовкой продукции к сбыту. В период ТПП разрабатывается технологический процесс (ТП) производства, определяющий каждую операцию, оборудование, исполнителей, трудозатраты, сетевой график работ с определением критического пути, план осуществления коммуникаций, контроль качества изделий, план поставок и план сбыта. Для проверки правильности разработки ТП первоначально запускают контрольную партию продукции, после чего либо корректируют ТП или РКД, либо, если нет замечаний, начинают производственный процесс продукции.

Управление в период производства имеет ряд специфических особенностей:

1) менеджер должен знать ТП пооперационно, т.е. знать каждое рабочее место, владеть основными навыками производства;

2) менеджер должен обеспечивать бесперебойность и стабильность производственного процесса: осуществлять планирование и контроль материально-технического снабжения каждого рабочего места, способствовать устойчивым коммуникативным связям в рамках ТП;

3) постоянная обязанность менеджера в работе с персоналом — это поддержание высокого уровня мотивации на повышение производительности труда.

Стадия коммерциализации включает не только сбыт и реализацию продукции, но и коммерческие сделки по продаже прав на использование интеллектуальной собственности. На этой стадии начинается усиленная маркетинговая кампания. Учитывая, что продукция не известна для рынка и потребителя, необходимо организовать и развернуть широкую рекламную кампанию, затраты на которую могут включать значительную долю в инвестиционной сумме и затем из дохода от реализации новой продукции. Здесь нужны усилия специалиста-маркетолога, владеющего навыками рекламной деятельности, способного заключать долгосрочные контракты на новую продукцию.

Сбытовая деятельность на этой стадии включает: упаковку, транспортировку, согласование цены на продукцию, складирование, хранение, управление запасами. Последнее определяется оптимизацией объемов продукции на складах для покрытия: внезапного спроса, непредвиденной остановки производства, перебоев с поставками сырья, материалов или комплектующих. В то же время запасы продукции не должны приносить убытки организации. Особые требования на современном рынке предъявляются к качеству упаковки, ее внешнему виду, дизайну, привлекательности для потребителя и одновременно надежности при транспортировках. Следует помнить, что упаковка — это «маленькая реклама» продукции: на ней может размещаться как изображение товара, его характеристика, так и реквизиты производителя, его товарный знак. Как правило, современные крупные производственные предприятия имеют собственные магазины и станции сервисного (гарантийного) обслуживания.

Гораздо хуже сегодня обстоит дело с коммерциализацией интеллектуальной собственности. Здесь сказывается множество факторов: недостаток специалистов в области патентно-лицензионной деятельности, несовершенство законодательства и банковской системы в стране, отсутствие специализированных консультационных фирм. Реализация патентных лицензий — один из самых прибыльных видов бизнеса за рубежом. Необходимо и в нашей стране создавать устойчивый механизм сделок подобного рода. Это один из способов ускорения диффузии инноваций. Поэтому коммерциализация прав на интеллектуальную собственность выгодна не только организациям, но и в значительной степени стране. Существенное расширение этого рынка можно ожидать после основательной корректировки патентного права (в Гражданском кодексе РФ, ч. 4). В частности, после отмены пошлин (замены их отсроченной выгодой) доход от продажи прав на интеллектуальную собственность или от суммы инвестиций в инновационный проект, не только многократно покроет все потери Роспатента от отсутствия пошлин, но и принесет огромную пользу всем участникам «патентного процесса», и в первую очередь самому государству. Управление в сфере интеллектуальной собственности, а тем более ее реализацией на рынке, требует особенно высокой и разносторонней квалификации менеджера: вопросы здесь крайне специфичны. Кстати, в этой связи необходимо, на наш взгляд, существенное изменение стандарта обучения инновационному менеджменту.

Примеры инновационных проектов:

1.Организация серийного выпуска безреагентовых, безкатриджных водоотчистителей «Экоздрав»Предлагается проект создания предприятия по производству установок

очистки питьевой воды «ЭкоЗдрав», экологически чистых, энергосберегающих установок для

водоподготовки питьевой воды и не имеет прямых аналогов на сегодняшний момент.

Область применения данных установок очистки воды — установки предназначены для

непрерывной очистки природной, подземной, технологической воды: очистки сточных вод

автотранспортных предприятий, очистки стоков с судов класса «Река – море», цехов

гальванического производства, промышленных предприятий, предприятий общественного

питания, в пищевой промышленности и других отраслях.

В соответствии с предполагаемым инвестиционным проектом, планируется

смонтировать и запустить в эксплуатацию цех по производству установок по очистке воды

проектной мощностью 12 000 шт. в год, что позволит частично удовлетворить потребности в

данных установках в рамках региона, с последующим выходом в другие регионы России и

на экспорт.

2.Стационарный интерактив в торговом зале

Британцы Start Creative разработали для магазинов Adidas интерактивный сенсорный экран AdiVerse, на котором отображается подробная информация о коллекциях с 3D-моделями, описанием технологии изготовления и даже обновляемыми в реальном времени отзывами покупателей, оставленными в Twitter . Оплатить покупку можно тут же, не отходя от экрана, при помощи кредитной карты.

3. Компания Kraft Foods совместно с Intel разработала целый интерактивный комплекс Meal Planning Solution , совмещающий в себе автомат для выдачи покупок, интерактивный каталог рецептов (который потребители могут пополнять самостоятельно, в том числе при помощи мобильного приложения iFood Assistant), рекомендательный сервис и аппарат для раздачи скидочных купонов или пробных образцов продукции.

4. Мобильные интерактивные возможности

В сети британских супермаркетов Sainsbury’s в Лондоне в качестве эксперимента появились первые в мире тележки с планшетами iPad в качестве медианосителей. Первым рекламодателем стал британский телеканал Sky, рискнувший продвигать с помощью данного проекта свои онлайн- сервисы посредством приложения Sky Go. Если инициатива будет признана удачной, тележки с планшетами могут появиться и в других магазинах сети по всей стране.

5. Интерактивные примерочные

Еще в прошлом году FullSIX España создала для розничных магазинов Diesel примерочную Diesel Cam, в которой можно было не только примерить одежду, но и тут же сделать фотографию (с логотипом бренда, конечно), опубликовать ее в Facebook , спросить совета у друзей или просто похвастаться покупкой.

6. Геолокация

Бум геолокационных сервисов, начавшийся в России в этом году, наверняка, получит, более существенное продолжение.

В настоящее время даже в столицах не так много заведений, которые предлагают скидки или подарки лояльным потребителям, регулярно отмечающимся в любимых местах при помощи геолокационных сервисов. Однако недавняя российская локализация, пожалуй, самого популярного сервиса подобного рода — Foursquare — и планы по масштабному выходу на российский рынок (поговаривают, что осенью в России начнут работу менеджеры Foursquare , ответственные за работу с представителями бизнеса) наверняка подогреют интерес к геолокации, как к маркетинговому инструменту.

По оптимистичной оценке, российские пользователи обеспечивают Foursquare около 2,8% трафика, а это значит, что у нас никак не менее 280 000 пользователей данного сервиса. У ближайшего конкурента Foursquare — отечественного сервиса AlterGeo — около 170 000 активных пользователей.

Между тем, уже в следующем году в России может появиться новая социальная сетьliko.net для ресторанного бизнеса, которая, по замыслу создателей, позволит привлекать посетителей в кафе по программе лояльности. Идеологом liko . net является основатель компании ABBYY Давид Ян, по словам которого продукт разрабатывался в течение шести лет и в него уже вложено несколько миллионов долларов.

На данном этапе у Iiko.net всего тысяча пользователей. Готовность работать с новой системой выразили такие сети, как «Кофе Хауз» и «Сбарро», а в тестовом виде Iiko.net уже действует в Dunkin’ Donuts, «Цур-цум», FAQ, «Сквот» и DeFAQto.

7.QR Codes

Можно с уверенностью сказать, что в будущем году нас ждет увеличение числа рекламных кампаний с использованием QR -кодов.

По данным JumpScan , с июля по декабрь 2010 года использование QR -кодов в коммуникациях возросло на целых 1200%. Весьма впечатляюще, не так ли? При этом 57% всех пользователей Facebook и Twitter хотя бы раз сканировали QR -код в прошлом году, а более 40% имели опыт взаимодействия с QR -кодами пять и более раз.

На данный момент такие бренды, как Pepsi , McDonalds , Starbucks , Hallmark , Sony Music , HP и Audi уже не раз использовали QR -коды в своих digital -кампаниях. Согласно исследованию Queaar , после сканирования большинство пользователей ожидают получить различные бонусы, скидки и купоны. Из российских ритейлеров с QR -кодами уже успела поэкспериментировать сеть «М.Видео», предоставляя скидки покупателям после сканирования кода в магазинах.

В США сервис MyInfo 911 уже предоставляет персональную карточку с QR -кодом, в который внесена вся информация о человеке — группа крови, возраст, информация о переносимости тех или иных медицинских препаратов.

Концерн Nissan с 2012 года оснащает всю линейку автомобилей QR -кодами. Hallmark уже интегрировал QR -коды в свои открытки, открывая потребителям доступ к эксклюзивному контенту, а Ted Baker построил промокампанию вокруг кода, просканировав который, пользователь получал шанс выиграть поездку в один из модных городов мира.

Серьезные надежды на коды возлагает и «Яндекс». По последней информации, российская интернет-компания собирается привязать «Яндекс. Деньги» к кодам, что в разы упростит осуществление покупок в онлайне.

Отечественный оператор МТС уже начал наносить QR -коды на ценники в местах продаж, а также использовать их в интернет-магазине.

Одной из самых неожиданных акций с использованием QR -кода стала инициатива Государственного Дарвиновского музея в Москве, разместившего большой код прямо перед входом вместо афиши мероприятий.

Использование QR -кодов становится явным трендом в мире и это только начало массового кодирования информации.

Сколково.

Реализация проекта создания и обеспечения функционирования Инновационного Центра (Проекта) «Сколково» осуществляется в целях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов (ФЗ-244)

Проект создания Инновационного Центра реализуется Фондом «Сколково» (полное название – Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий)

Территориальная инфраструктура и механизмы взаимодействия участников Проекта образуют Экосистему Сколково

Миссия Фонда «Сколково» — создание Экосистемы, формирование благоприятных условий для инновационного процесса: ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов будут работать над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня в пяти приоритетных направлениях: энергоэффективность и энергосбережение (ЭЭТ), ядерные технологии (ЯТ), космические технологии и телекоммуникации (КТиТК), биомедицинские технологии (БМТ), стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение (ИТ).

Ожидаемый результат — самоуправляющаяся и саморазвивающаяся Экосистема, благоприятная для развития предпринимательства и исследований, способствующая созданию компаний, успешных на глобальном рынке.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий занимается созданием уникального для России центра «Сколково».

studfiles.net

Инновационный проект как новая форма организации инноваций

В статье уделяется внимание понятию «инновационный проект» и его основным элементам. Описываются основные типы участников инновационной деятельности предприятия. Обосновывается необходимость подразделения инновационных проектов с точки зрения масштабности решаемых задач. Раскрывается содержание отдельных фаз разработки инновационного проекта. Отмечается, что наиболее важные качественные критерии отбора проектов могут быть представлены шестью группами. Делается вывод о том, что реализация инновационного проекта, объектом которого является новый продукт, проходит обычно семь основных этапов. 

Понятие «инновационный проект» и его основные элементы

Понятие «инновационный проект» может рассматриваться как:

  • форма целевого управления инновационной деятельностью;
  • процесс осуществления инноваций;
  • комплект документов.

Инновационный проект — это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производст­венных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим об­разом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации [1; 91].

К основным элементам инновационного проекта (рис. 1) относятся:

  • сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
  • комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации по­ставленных целей;
  • организация выполнения проектных мероприятий, т.е. увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимо­сти и качества;
  • основные показатели проекта (от целевых — по проекту в целом до частных — по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характери­зующие его эффективность.

Инновационные проекты могут формироваться как в составе научно-технических программ, реализуя задачи отдельных направлений (заданий, разделов) программы, так и самостоятельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Внешние и внутренние участники инновационной деятельности предприятия

Среди внешних контрагентов, обеспечивающих потребность предприятия в прикладных исследованиях и услугах по внедрению, наиболее существенную роль играют следующие основные типы участников (см. табл. 1).

Достаточно сложен и внутренний спектр участников инновационной деятельности (рис. 2).

Можно утверждать, что при осуществлении инновационной деятельности, как ни в какой другой сфере, уместна матричная схема организации взаимосвязи собственно исследовательско-инновационных, маркетинговых, технологических и планово-экономических структур предприятия.

 

Рисунок 2. Участники инновационной деятельности (данные работы [3; 133])

Требованию матричной организации нововведенческой деятельности предприятия наилучшим образом отвечает ее осуществление в форме инновационных проектов.

Подразделение инновационных проектов с точки зрения масштабности решаемых задач

Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, мас­штаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание про­ектного управления.

С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются сле­дующим образом (рис. 3):

  • монопроекты — проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется коор­динатор или руководитель проекта;
  • мультипроекты — представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой как создание науч­но-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;
  • мегапроекты — многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе меагапроектов могут дости­гаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и тех­нологий.

 

Рисунок 3. Классификационные признаки проектов (данные работы [4; 229])

Формирование и реализация мегапроектов могут потребовать объединения усилий ряда отрас­лей, регионов, финансово-промышленных групп и крупных корпораций, группы стран. По выпол­няемым объемам работ и продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1-2 года), сред­несрочными (до 5 лет) и долгосрочными (более 5 лет). Состав стадий и этапов проекта определяется его отраслевой и функциональной принадлежностью.

Отдельные фазы разработки инновационного проекта

Разработка инновационного проекта — длительный и очень дорогостоящий процесс. От перво­начальной идеи до эксплуатации этот процесс может быть представлен в виде цикла, состоящего из трех отдельных фаз: прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной (рис. 4).

Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях иннова­ционного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком. И их производство должно быть прекращено. Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем, при неясной ресурсной или технико-технологической перспективе, должны быть закрыты.

Даже наиболее успешные проекты не гарантированы от неудач: в любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки. Не менее спе­цифично для инновационного проекта по сравнению с инвестиционным наличие вариантов на всех стадиях жизненного цикла новшества. Если после отбора инвестиционного проекта осуществляется лишь одно-единственное решение, которое и следует реализовать, то инновационный проект требует новой переоценки и пересмотра на следующих этапах и в многочисленных контрольных точках. Ин­новация в своей основе характеризуется альтернативностью и многовариантностью решений. Отсюда возникает сложность ее прогнозирования. Это связано с оценкой будущей конкурентоспособности и рыночной адаптацией.

Инновации могут быть успешными, если будут подкреплены сконцентрированными и скоорди­нированными действиями всех заинтересованных сторон — государства и частного сектора.

Общие положения оценки проектов

К важнейшим областям принятия решений в инновационной деятельности относятся:

а) отбор проектов для реализации;

б) прекращение работы над проектом до его завершения.

Основное различие между ними связано с качеством информации, на основе которой принима­ются решения.

Оценка проектов должна производиться не только при первоначальном их отборе, но и в период их реализации. Она служит элементом системы оперативного управления инновационными процессами.

Наиболее важные качественные критерии отбора проектов представлены шестью группами (табл. 2).

 

Считается, что невозможно составить исчерпывающего перечня критериев, общих для разных проектов и организаций. Тем не менее лучше учесть какие-либо несущественные факторы, которые позже можно исключить из рассмотрения, чем пропустить важный фактор, который впоследствии может оказаться решающим для коммерческого успеха проекта. Главное в выборе критериев — сни­жение неопределенности на ранних стадиях оценки проектов. При этом подобное снижение требует­ся не только для научно-технической стороны проекта, но и для рыночной, производственной и фи­нансовой.

Проектное управление инновационной деятельностью

Реализация инновационного проекта, объектом которого является новый продукт, проходит сле­дующие семь основных этапов [7; 461]:

  • разработка стратегии нового продукта;
  • формирование идеи;
  • оценка альтернатив;
  • бизнес-анализ;
  • разработка и создание опытного образца;
  • маркетинговое тестирование;
  • коммерциализация.

На первом этапе разрабатывается стратегия нового продукта. Основная цель данного этапа — определение потенциального целевого рынка и стратегических целей вывода нового продукта.

Четкое понимание целей нововведения и потенциального целевого рынка создают базу для соз­дания целостной идеи будущего продукта — задачи второго этапа осуществления инноваций. Источ­никами формирования новых идей выступают потребители, отделы R&D компаний, сотрудники фирм, конкуренты.

На третьем этапе оценивают альтернативные идеи. Первоначально проводят внутреннюю оцен­ку идеи по двум направлениям:

1) насколько корригирует идея нового товара с общей корпоративной маркетинговой страегией;

2) каковы технические параметры будущего продукта и их адекватность имеющимся у фирмы технологическим возможностям.

При прохождении первой ступени идея под­вергается внешней оценке — рыночному тестированию. На этом этапе осуществляют пробные про­дажи идеи (а не товара). Для данной цели используют систему полевых маркетинговых исследований на основе анкетирования и интервьюирования потенциальных потребителей. Получая определенную потребительскую оценку идеи будущего товара, компания одновременно имеет возможность опреде­лить, как позиционирует новинку потребитель. Эта информация является принципиально важной для разработки стратегии позиционирования и продвижения нового товара на стадии коммерциализации. Результатом третьего этапа становится выбор одной или нескольких наиболее привлекательных идей нового товара.

На четвертом этапе, который предваряет начало инвестирования в прототип нового товара, про­водят бизнес-анализ проектов, рассматривают количественные параметры проекта: расходы на про­изводство и вывод на рынок нового товара, расчет точки безубыточности и периода окупаемости проекта, возможные финансовые риски и методы финансирования. Основным качественным крите­рием анализа служит оценка достижимости поставленных перед проектом целей.

Пятый этап — разработка и создание опытного образца и проведение лабораторного тестирова­ния. Продолжительность данного этапа зависит, как правило, от трех групп факторов:

  • уровня технологической сложности и наукоемкости продукта;
  • возможностей финансирования;
  • категории товара и соответствующих государственных стандартов качества.

Данный этап требует значительных финансовых затрат и является ключевым фактором успеха нового товара на рынке.

После создания опытного образца и его лабораторного тестирования новинку подвергают мар­кетинговому (или рыночному) тестированию. На шестом этапе в производство запускают пробную партию товара, осуществляют пробные продажи.

Успешно пройденный этап маркетингового тестирования означает для новинки переход к стадии коммерциализации — заключительному седьмому этапу реализации инновационного проекта по соз­данию и выводу на рынок нового товара. Опытный образец запускается в серийное производство, начинает реализовываться комплекс маркетинг-микс, и товар начинает свой жизненный цикл на рынке.

 

Список литературы

  1. Коноплев С.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2008. — 128 с.
  2. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. П.Н.Завлина и др. — М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000. — 475 с.
  3. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 224 с.
  4. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Сизова А.О. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — М.: КНОРУС, 2009. —416 с.
  5. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. Л.Н.Оголевой. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 238 с.
  6. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организации: Учеб. пособие. — М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. — 415 с.
  7. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Инновационный менеджмент: Учебник. — М.: Высш. образование, — 505 с.

articlekz.com

Проект на тему: «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»

«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»

В ежегодной августовской конференции работников образования мы выступили с методической выставкой на тему: «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении». В методическом стенде в модулях мы показали воспитательно-образовательный процесс нашего детского сада по использованию инновационных технологий.

 

Модуль методической работы в ДОУ

 

Формы воспитания дошкольников с использованием инновационных технологий

 

 

Методы работы с использованием инновационных технологий

 

Инновационные подходы воспитательной работы в ДОУ

Цель: создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи: воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;

развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

 

Использование инноваций в образовательном процессе ДОУ

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.

Задачи:внедрение инновационных технологий для повышения профессиональной культуры педагогов;

создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного процесса;

выработка стремлений у педагогов к рационализации и эффективной организации инновационных технологий в педагогической деятельности.

Этапы реализации:

1. Анализ и сбор информации о нововведениях.

2. Выбор и реализация новшеств.

3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой инновации.

    

 

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Цель: формировать у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье

Задачи: воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников;

обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.

 

 

Игровые инновационные технологии 

Цель: повысить значимость организации игр в воспитательно — образовательном процессе ДОУ.

Задачи: воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;

совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.

 

                                                                                                                                                      

Технология создания предметно-развивающей среды в ДОУ

Цель: создать и совершенствовать предметно – развивающую среду в ДОУ.

Задачи:воспитывать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;

способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;

дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы.

 

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Цель: становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.

Задачи: воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно — исследовательскую деятельность;

развивать творческую активность познавательных процессов;

учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.

nsportal.ru

проблемы оценки и выбора – тема научной статьи по экономике и экономическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

- если изменение структуры требует ресурсов, то любые изменения полномочий или ответственности производить только после того, как необходимые ресурсы предоставляются;

— ставить промежуточные стратегические цели;

— вовлекать персонал в проводимые изменения.

Реализация рассмотренных выше шагов

позволит обеспечить интеграцию бизнес-процессов, ориентированных на поддержку жизненного цикла инновационного продукта, с логистическими бизнес-процессами компании. Такая интеграция, в свою очередь, позволит повысить эффективность важнейших этапов жизненного цикла инновационного продукта, связанных с передачей результатов инновационной деятельности в производство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. J-F. Avris, M.A. Mustra, J.Pauzer, L.Ojala, T. Naula. Connecting to Compete: Trade Logistics in the Global Economy. http:// www. worldbank. org/lpi.

2. Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда:17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2.М.: ИНФРА-М,2000.192 с.

А.К. Соколовский

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ И ВЫБОРА

В современных экономических условиях большинство организаций, начиная от государства и заканчивая коммерческими предприятиями, постоянно задаются важными вопросами о дальнейшем развитии и приобретении конкурентных преимуществ. Для успешного развития и функционирования организациям необходимо строить наиболее адекватную стратегию и выбирать механизмы для ее реализации. Хорошо известен принцип: «Невозможно управлять тем, что нельзя измерить», поэтому организация, которая хочет не только выжить, но и преуспеть в информационную эпоху, нуждается в высокоэффективной системе по оценки привлекательности тех или иных возможностей развития.

Информационная эпоха, ознаменовавшаяся своим возникновением в последние десятилетия XX века, привела к тому, что многие фундаментальные постулаты промышленной конкуренции устарели [1].

В 1990 г. Институт Нолана Нортона

(Nolan Norton Institute), научное подразделение KPMG (Kleiveld Peat Marwick Goerdeler), предложило провести исследование по теме «Показатели деятельности организации будущего». Необходимость такого исследования назрела потому, что существующие подходы к оценке деятельности предприятия, опирающиеся в первую очередь на финансовые показатели, неизбежно устаревали. Участники исследования предполагали, что эти методы тормозили развитие организаций [1].

К концу XX столетия система финансовых критериев оценки деятельности компании достигла высокого развития. Однако многие авторы подвергли критике широкое, если не сказать исключительное, использование финансовых показателей в бизнесе [2]. По сути, чрезмерный акцент на достижение и сохранение краткосрочных финансовых результатов может привести к излишним инвестициям в краткосрочные и недостаточным инвестициям в долгосрочные проекты связанные с информационными технология-

ми. В первую очередь, речь идет о возможности неверной оценки нематериальных интеллектуальных активов, которые и являются предпосылками будущего роста организации.

ИТ проект — это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта (создание аппаратно-программного комплекса, разработка специального ПО, создание ИТ инфраструктуры и т.д.), с высокими рисками нарушения сроков и бюджета.

Из истории всемирно известного гиганта IBM следует привести широко известный пример, связанный с неверной оценкой перспективности ИТ проекта по производству операционных систем для персональных компьютеров, являвшихся на тот момент, весьма редким явлением для простых потребителей — физических лиц. Основываясь на текущих маркетинговых исследования и финансовых оценках, корпорация IBM сочла нецелесообразным разрабатывать собственную операционною систему. Таким образом, ИТ проект заключался в развитии операционной системы «Microsoft DOS» на базе персональных компьютеров, выпускаемых корпорацией IBM. Согласно контракту, заключенному в 80-х годах между IBM и малоизвестной компанией Microsoft, корпорация IBM взяла на себя расходы на производство системы и пообещала продавать персональные компьютеры IBM только с операционной системой MS DOS, отчисляя при этом Microsoft проценты с каждой проданной машины. Наверное, не стоит говорить о последствиях, которые произошли по результатам выполнения контракта.

Широко распространенные методы финансовой оценки ИТ проектов поддерживают в основном мало рискованные проекты, для которых возможно определить положительные финансовые показатели, такие как чистый приведенный доход (NPV), возврат инвестиций (ROI), индекс рентабельности инвестиций (PI), срок окупаемости инвестиций (PP), внутренняя норма прибыли (IRR) и

др. Инвестиции в ИТ проекты с длительным сроком возврата инвестиций отвергаются, что в корне не верно для ИТ проектов, которые в подавляющем большинстве несут нематериальные выгоды; выгоды от знаний, приобретенных за счет новой информационных технологии, могут быть получены в далеком будущем.

Проведение оценок социотехнических систем [3] является сложной и комплексной задачей, которую подчас требуется решать на этапе принятия решения о реализации того или иного ИТ проекта. Для адекватного решения такой задачи требуется применение специальных методов и инструментальных средств, ориентированных как на социальный, так и на технический аспект результатов реализации ИТ проекта:

В первую очередь — цели каждой заинтересованной стороны (таблица 1), которые необходимо достичь при помощи реализации ИТ проекта.

Во вторую очередь — применимые технические подходы к оценке привлекательности ИТ проекта, которые должны выбираться, исходя из значимости заинтересованных сторон при принятии решения о реализации.

В третью очередь — иерархический комплекс используемых показателей, которые должны быть взаимосвязаны, измерены и приведены к интегральному значению при помощи математического инструмента для сбалансированного достижения целей заинтересованных сторон в порядке их значимости.

Таким образом, для выбора ИТ проекта, наилучшим образом соответствующего требованиям заинтересованных сторон, необходимо создание методики количественной и качественной оценки. В связи с вышеизложенным, создание методики, позволяющей определить количественно привлекательность ИТ проекта, а также ранжировать эти показатели, является актуальной и практически востребованной задачей.

Характерные проблемы, связанные с уже реализованными ИТ проектами, видны на примере американского опыта реализации

масштабного интегрированного ИТ проекта по создания электронного правительства [4]: Программа оценки деятельности: агентства обычно оценивают свои ИТ системы исходя из того, как хорошо они поддерживают процессы и нужды агентства, а не на-

сколько хорошо они отвечают нуждам населения. Наиболее существенным элементом подготовки к реализации ИТ проектов в направлении построения электронного правительства — является создание адекватной системы оценки;

Таблица 1

Заинтересованная сторона (ЗС) Характеристика целей ЗС Противоречия интересов ЗС

Организация в лице инвестора Как правило, основной выгодно приобретатель от инвестиций в ИТ проект. Возможно противоречие между целями проекта и долгосрочными стратегическими целями организации. Наиболее часто заинтересован только в финансовой эффективности ИТ проекта.

Организация в лице функционального заказчика Работают с результатами ИТ проекта, для приращения ценности производимого продукта или услуги. Поддержат тот ИТ проект, который наилучшим образом удовлетворит их функциональные требованиям, не взирая на цену. Заинтересованы в наилучшей функциональности результатов проекта

Команда проекта, «вне-дренцы» Люди, работающие над успешным внедрением информационных технологий Ориентируются на краткосрочные критерии, установленные спонсором ИТ проекта. Обычно не берут в расчет более широкий контекст и дальнюю перспективу.

Поставщики Неоднородная группа, снабжающая ИТ проект необходимыми товарами и услугами. Так же как и команда проекта акцентируют внимание на достижении краткосрочных целей.

Прочие заинтересованные стороны (государство, общество, некоммерческие организации) Их существование или деятельность затрагиваются реализацией или результатами ИТ проекта, но они не всегда получают прямую выгоду. Всегда есть заинтересованные стороны, которые поддерживают и которые препятствуют реализации ИТ проекта. Никогда нельзя полностью отбрасывать эту категорию заинтересованных лиц.

Возможные цели и их противоречия для основных заинтересованных сторон ИТ проекта

Таблица 2

Пример иерархии и перечня показателей для оценки привлекательности ИТ проекта

Иерархия Категория показателей Измеряемые показатели

Уровень 1 Отдача на инвестированный капитал (ROI) В денежном выражении

Уровень 2 Сумма расходов и доходов В денежном выражении

Уровень 3 Улучшение качества планирования и контроля Время, необходимое для планирования Затраты на планирование Время руководителей необходимое для контроля Количество предупреждений Затраты на контроль

Уровень 4 Качество принимаемых решений Частота неудач и полного изменения решений Количество рассмотренных альтернатив Время, необходимое для принятия решения Количество решений Стоимость решений

Уровень 5 Ценность информации Полезность (в терминах обоснованности, точности, ясности, частоты, достаточности, своевременности, достоверности, уместности, содержания и стоимости)

Уровень 6 Характеристики системы Необходимое количество людей, оборудования и поддержки Время ответа Частота поломок Входы и выходы Количество форм Количество операций Количество хранилищ и их размер Качество банка данных, размер и качество модели банка Гибкость, простота, степень автоматизации Масштаб бизнес-компонент, связанных с системой Удовлетворенность потребителей Уровень ошибок Области постоянных проблем Простота поддержания и модификации Незапланированное влияние на деятельности компании Экономия и затраты

Технологический рычаг: в 1990-х правительственные агентства использовали ИТ для автоматизации существующих процессов, вместо того чтобы создать более эффективные и результативные решения, которые сейчас доступны по результатам уроков, полученных в ходе работы электронного бизнеса;

Островки автономии: агентства в основном покупают системы, которые ориентированы на внутренние нужды и в меньшей степени — системы способные взаимодействовать и обмениваться информацией с другими агентствами.

Сопротивление изменениям: бюджетный процесс и культура агентства увековечивает абсолютную бюрократию.

Методика оценки привлекательности ИТ проектов, предлагаемая как возможный вариант решения проблем описанных выше, рассматривает измерение и количественную оценку ИТ проекта, в соответствии с определением качества, заложенного в международные стандарты серии ИСО 9000, как степени соответствия требованиям (и предполагаемым потребностям) потребителей. В роли потребителей ИТ проекта, можно рассматривать заинтересованные стороны представленные в таблице 1.

Таким образом, в результате анализа зарубежного и отечественного опыта, была предложена методика по оценке привлекательности ИТ проектов с учетом заинтересованных сторон и классификацией информационных технологий. Процесс проведения оценки включает в себя несколько этапов, демонстрирующих нелинейность принятия решения по выбору наиболее привлекательного ИТ проекта для реализации:

1. Определение «ключевой» заинтересованной стороны, которая проводит оценку и принимает необходимые решения (точка зрения на ИТ проект). Ранжирование значимости других заинтересованных сторон.

2. Определение иерархической структуры и перечня необходимых показателей для оценки привлекательности ИТ проекта.

Многие авторы (например, [5]) предлагают использовать именно иерархию показа-

телей, для измерения «отдачи от ИТ проекта» позволяющую учитывать все необходимых аспекты.

Иерархия и перечень показателей выбираются с учетом «ключевой» заинтересованной стороны и класса применяемых информационных технологий, на основании разработанных таблиц, для указанного сочетания «ключевая заинтересованная сторона — класс информационных технологий. Пример приведен в таблице 2, Ключевая заинтересованная сторона — «Инвестор», класс информационных технологий — «Специализированное программное обеспечение».

Для инвестора ИТ проекта характерен подход, при котором основное внимание уделяется исключительно расчету финансовых показателей (ROI, NPV, PI и т.д.), например, представленных в Таблице 2 (Уровень 1 и Уровень 2). К значительным недостаткам оценки ИТ проектов на основании финансовых показателей, следует отнести:

— предпочтительное инвестирование в материальные активы, от которых возможно определить доход с высокой точностью;

— недооценка (иногда полное пренебрежение) нематериальных активов, таких как знания персонала, уровень сервиса, скорость обмена информацией и др. Выгоды и затраты от ИТ проектов сложно измерить т. к. выгоды, например, могут быть получены в будущем через не формализуемую цепочку связанную с применение информационных технологий. Затраты, в свою очередь, часто не очевидны, и связаны с временным изменением эффективности процессов организации, вследствие внедрения новых информационных технологий и обучением персонала;

— определение финансовых показателей ИТ проекта, которые интересны инвестору, не учитывает потребности других заинтересованных сторон. Например, будущие пользователи информационной системы, заинтересованы принять ИТ проект наиболее полно отражающий их функциональные требования, не смотря на стоимость проекта и период окупаемости.

3. Взаимосвязи между показателями как

одного, так и различных уровней иерархической структуры определяются при помощи математической модели, поддерживающей процесс количественной оценки привлекательности ИТ проектов, основанной на применении Логики антонимов [6]. За счет формализации связей показателей, гибко учитывается влияние показателей, определяющих дальнейшие сценарии проведения оценки (в т.ч. обращение оценки в ноль, что соответствует отказу от ИТ проекта).

Для получения интегрального показателя привлекательности ИТ проекта, необходимо построение графической модели иерархии показателей с учетом связей между ними (рис. 2):

Рис. 2. Графическая модель показателей

— для характеристики связей применяются операторы логики антонимов Ь — «слабая связь» и у «сильная связь». Дополнительно, используя экспертные оценки, каждому из показателей необходимо поставить в соответствие определенный весовой коэффициент, учитывающий его важность для интегральной оценки. Аксиоматика логики антонимов предлагает формулы, определяющие два типа связи между показателями:

Н[Л^В]=р1Н[Л]+р2Н[В],

2-р1и[л] 1 — 2-Г2Н[в]

И[ЛуВ]=- 1о§2

1-11-2

(1)

, (2)

связь, р1 — весовой коэффициент 1-го показателя.

— далее производится преобразование графической модели в формулу, которая позволяет получить интегральную оценку привлекательности ИТ проекта. Формула позволяющая получить интегральную оценку, составляется в соответствии с аксиоматикой логики антонимов, на основании формул (1) и (2), представленных выше. Для графической модели, представленной на рис. 2, интегральная оценка, в общем виде, выглядит следующим образом:

Н[Ш] =Н[ЛуВуСуБуЕуЕ],

(3)

где в — оператор, определяющий слабую связь; у — оператор, определяющий сильную

4. Для корректно проведения оценки важно выбрать соответствующий экспертный совет, в который включаются представители основных заинтересованных сторон, а также эксперты и специалисты в предметных областях.

5. Принятие решения. По результатам оценки привлекательности ИТ проектов уполномоченное лицо или орган принимает решение о реализации ИТ проекта (об отказе от реализации ИТ проекта).

Предложенная методика направлена на повышение достоверности оценки привлекательности ИТ проектов и ускорение процесса принятия управленческого решения при помощи ранжирования результатов оценивания и выбора наиболее предпочтительного, в соответствии с требованиями заинтересованных сторон.

Развитие подходов, связанных с оценкой сложных многомерных систем с противоин-туитивным поведением, требует применения новых моделей оценки, учитывающих комплекс потребностей, связанных с конкретным ИТ проектом и использующих современный аппарат теоретико — методологических положений для формализации логики оценки.

Однако не следует считать, что оценка привлекательности ИТ проекта — это точный процесс, приводящий к гарантированно единственному результату. При проведении оценки, многое зависит от конкретных пара-

метров, относительный вес которых зачас- тую определяется экспертным путем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П.

Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. -2-е изд., испр. И доп. / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003, 320 с.: ил.

2. АЛ. Chandler, Jr. Scale and Scope: The Dynamics of Industrial Capitalism.Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1990.

3. Macroergonomics: theory, methods, and applications / edited by Hal W. Hendrick, Brian M. Kleiner. p. cm.-(Humans factors and ergonomics), 2002.

4. Itami H. Mobilizing Invisible Assets. Cam-

bridge, Mass.: Harvard University Press, 1987.

5. E-Government Strategy: Simplified Delivery of Services to Citizens, Feb 27, 2002, Office of management and budget, Executive officer of the President of the United States.

6. Голота Я.Я., Тисенко В.Н., Фальков Д.С. Логика антонимов — теоретическая база для формирования комплексных оценок, в основе которых лежат экспертные оценки отдельных параметров // Моделирование интеллектуальных процессов проектирования и производства (СAD/СAM/98): Материалы 2-й междун. науч.-техн. конф. Минск: 1998. с. 1бб-1б7.

Е.В. Кошелев, С.Н. Яшин

ВЫБОР ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СТАВКИ ДИСКОНТА

Представленный в статье графический метод позволяет решить задачу выбора инновационного проекта в условиях неопределенности ставки дисконта. Суть метода заключается в построении графиков NPV двух исследуемых проектов на интервале ставок дисконта, при которых NPV хотя бы одного проекта положителен, и вычислении двух полученных площадей между пересекающимися графиками. Изложенный метод позволяет выяснить однозначно, какой из проектов является наиболее привлекательным, т.е. разрешить известную проблему противоречивости оценок обычных критериев выбора проекта, таких, как, например, NPV, PI, PP, IRR и MIRR.

На сегодняшний день существует множество количественных критериев выбора инновационного проекта из существующих альтернатив. Это, например, чистый приведенный доход, индекс доходности, срок окупаемости, внутренняя доходность и модифицированная внутренняя доходность проекта. Однако на практике их расчет может привес-

ти к противоречивым результатам. Задача выбора проекта усложняется также тем, что зачастую сложно спрогнозировать ставку дисконта. Для решения этих проблем можно использовать представленный далее графический метод.

Рассмотрим следующий пример. Некоторая фирма составила бизнес-план по фасовке круп в потребительскую упаковку со сдачей складских и офисных площадей в аренду и сдачей свободного места под стоянку автотранспорта. Фирмой рассматривается стратегический (долгосрочный) план на 11 лет.

Первый вариант долгосрочного плана представляет собой стратегию развития с указанием 1) общей суммы строительства новой фабрики и 2) дополнительных вложений для пуска новой автоматизированной линии (с использованием склада БХМ и установки сушильной В2-СР-500) с указанием годовых объемов производства, себестоимости и цены продаж макаронной продукции. Также первый вариант предполагает изменение по годам индексов следующих показате-

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *