Актуальность ландшафтного дизайна в наше время – , : , , , , ,

Ландшафтный дизайн — курсовая работа

Введение 

     Главное значение ландшафтного дизайна заключается  в создании пейзажей, при этом используя  необычные и многочисленные комбинации естественной красы природы и  усилиями человека сформированных художественных элементов.

     Садовые архитекторы в своей работе применяют  ряд разных решений, какие разрешают  иметь даже девственный кусочек  природы прямо вокруг вашего коттеджа. Например, посмотрим на озеленение. Эксплуатация этого способа преобразует  самый обычный участок в красивейшую  территорию с прекрасными растениями, многолетниками и кустарниками. Помимо этого, применяется растения для  камуфляжа каких-либо не слишком  успешных элементов дома или просто для декорирования неких частей сооружения, так помогая произвести эффект сближения с натурой.

       Большое внимание ландшафтное  проектирование, благоустройство территорий  и т.д. уделяет воде и другим  объектам присущим природному  виду. Красивые, бурлящие из-под земли  фонтанчики, специально вырытые  озерки с свежей сквозистой водой и водными растениями, тихонько поющие и переливающиеся по камням декоративные речки, помогают наполниться обстановкой тишины, благодати и единства с мирозданием.

     Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных  форм в зелёном строительстве. В  отличие от садоводства или огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность ландшафтный дизайн — более общая и универсальная  дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты  в сочетании с удобствами использования  инфраструктуры зданий, сглаживание  конфликтности между урабанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.

       Актуальность исследования обусловлены тем, что наш город является одним из самых молодых и быстро развивающихся городов Беларуси, которому, как и любому значимому объекту должна быть  присуща индивидуальность. Индивидуальность можно выразить в особенностях планировки города, архитектуры и ландшафтного дизайна.

   Исходя  из актуальности темы моей работы, были поставлены следующие цели:

  1. разработать проект ландшафтного дизайна отдельной улицы города Солигорска (часть ул. Ленина) с учётом климатических особенностей и социально-экономических факторов;
  2. использовать полученную информацию при проведении уроков биологии, географии, классных часов и внеклассных мероприятий; расширить и углубить данные по ландшафтному дизайну.
 
 

Задачи:

  1. а) объяснение выбора объекта для разработки ландшафтного проекта;

         б) поиск решения задач по  озеленению города Солигорска;

      2.  а) обработка полученной  информации;

           б) систематизация данных;

      3. а) вести разъяснительную деятельность  среди учащихся о влиянии растений  на физическое и эмоциональное  состояние человека;

           б) предложить данный проект в ЖКХ г. Солигорска

     За  основу своей работы я взяла  следующую гипотезу: грамотно спроектированный ландшафтный дизайн выгоден с экономических и социальных сторон жизни человека.

     В течение исследовательской работы был применён полевой метод, камеральный,  т.е. обработка информации, которая  была получена из различных источников.

   Для  проведения исследований выделен следующий  ряд последовательных этапов:

  1. Подготовительный этап – изучение соответствующей литературы,  выбор методики исследования;
  2. Камеральный этап – обработка полученных данных эксперимента;
  3. Аналитический этап – выявление закономерностей,  составление рекомендаций и предложений;
  4. Информационно-практический этап – ознакомление администрации, заинтересованных органов власти, экологических служб с полученными результатами. Подготовка докладов на конференции и предоставление творческой работы на конкурс.

   Объектом моего исследования является город Солигорск, а предметом исследования  – часть  улицы Ленина:

   1)    наземный метод. Видовой состав  декоративных растений по улице  Ленина. Приборы и оборудование, используемые при изучении видового  состава растений.

   2) дистанционный метод. Поиск информации  по проектированию ландшафтного  дизайна и размещение растений  определённого вида.

   Проанализировав данные по существующему ландшафтному дизайну улицы Ленина города Солигорска, я пришла к выводу о необходимости  ознакомления с ним соответствующих  организаций и дальнейшего 

практического  применения.

   Начало  проведения исследований – май 2011 г. 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ литературных источников

     С древних времён сады являлись традиционной формой организации окружающего  пространства с помощью зелёных  насаждений. Особую популярность они  получили при дворах правителей и  вельмож стран Востока. Далее  садоводство, как искусство, распространилось практически повсеместно. При этом долгое время важную роль играла утилитарность  садоводства (потребление фруктов  и селекция фруктовых деревьев), позднее большее внимание получила декоративность цветов. Но ни фруктовые  деревья, ни цветы не имеют столь  широкого распространения в современном  ландшафтном дизайне, особенно в  его современной 

урбанистической  форме. Ландшафтный дизайн — понятие  собственно XX века. Термин возник в  Западной Европе, в первую очередь  в густо населённых и индустриально развитых странах: Великобритания, Германия, где массовая индустриализация и рост пригородов быстро привели к давлению на окружающую среду [2].

Ассиро-Вавилония

     История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья). Этот период именуется как Ассиро-Вавилонская культура (8-7 в.в. до н.э.) Основным строительным материалом был сырцовый кирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры. Города Двуречья имели округлую, а позднее прямоугольную форму, их окружало кольцо крепостных стен, иногда двойное или тройное. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Этот принцип применялся при строительстве храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую квадратных или прямоугольных платформ. Верхняя платформа завершалась как правило храмом. На выступающих частях нижних платформ по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, которые наполнялись растительной землей.

     Особой  известностью пользовались «висячие сады» Семирамиды. Они были созданы во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. Сады представляли собой ряд возвышающихся террас. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен. Его южная часть выходила к дворцовым покоям. Устраивался он в виде четырех ступенчатых террас, которые сужались кверху. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или «висячих садов», оказалась достаточно плодотворной. Далее она нашла свое развитие в садах Персии, Италии, России («верховые» сады Московского Кремля в конце 17 в.) [2].

     Также в Ассиро-Вавилонской культуре существовал  обширный парк, созданный ассирийским  царем Саргоном II в 8 веке до н.э. у города Хорсбада. В нем были высажены деревья, привезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, самшит, некоторые плодовые. Существовали и обширные парки, предназначенные для охоты и прогулок верхом. Эти парки являются прообразами лесопарков.

     Египет

     В египетском государстве вместе с  развитием градостроительства, архитектуры  и растениеводства развивалось  и садовое искусство. В Древнем  Египте сады  в ландшафтном дизайне формировались по следующим принципам:

  1. Регулярный план. Он включает использование симметрии, т.е. осевое построение композиции.
  2. Формируются замкнутые композиции.
  3. Водоемы – главная часть сада.
  4. Ритм используется как композиционный прием.
  5. Аллейные и рядовые посадки.
  6. В ассортименте растений используются экзоты.

   При дворцах, храмах и жилых домах  состоятельных владельцев создавались  сады. Они и составляли зеленое  оформление города. Древнеегипетский сад характеризовался органичным слиянием религиозных, утилитарных и эстетических функций [2].

Древняя Греция

     В Древней Греции садовое искусство  связано с завоевательными походами Александра Македонского. В древнегреческий  ландшафтный дизайн было включено азиатское  садовое искусство.

     Древняя Греция характеризовалась такими типами озеленения, как герроны (священные рощи), философские сады и частновладельческие сады. Герроны носили чисто мемориальный характер: скульптуры, архитектурные сооружения, лесные массивы с источниками. Священные рощи носили мемориальный характер, со временем они превратились в спортивные парки. Для ученых бесед создавали философские сады. Городские площади озеленяли рядовыми посадками вдоль дорог. Частновладельческие сады носили утилитарный характер, цветочные растения – их основное озеленение [2].

     Сады  в ландшафтном дизайне Древней  Греции были строго пропорциональны. Для  их создания использовались принципы равновесия, ритма и симметрии. В  древнегреческих садах, в отличие  от Египта, использовали террасирование. На террасах высаживали большие деревья, цветы, устраивали фонтаны. Здесь усматривается более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, витые лестницы, много украшений.

Древний Рим

     Садово-парковое искусство в Древнем Риме расцветало с 1 в. до н.э. до 1 в. н.э. Этому расцвету способствует мягкий климат, обилие воды, гор, строительного материала, наличие  богатой флоры.

     Здесь формируются такие сады, как священные  рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-ипподромы, сады-перестили. В объеме жилого дома находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они оформлялись цветами, кустарниками, скульптурой, снабжались водой. Большинство садов устраивались на террасированных склонах, их украшали цветами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями и фонтанами. Именно в ландшафтном дизайне   Древнего Рима появились перголы, аллеи, топиарное искусство (фигурная стрижка) [2].

Арабская  Испания

     Характер  испано-мавританского сада – это  простота планировки и индивидуальность решения. Основной мотив сада – вода. В регулярной планировке обязательно  присутствует внутренний дворик (патио). Устраиваются видовые точки, оформляются  аркады. Растения экзотические, которые  соответствуют климатическим условиям (мандарины, кипарисы, апельсины, олеандр). Они высаживались свободно, стрижка  в основном не применялась [2].  Газон  не использовался из-за жаркого климата, территория оформлялась декоративным мощением – это один из важных элементов  сада в Арабской Испании (см. приложения фото. 1 «Ландшафтный дизайн в Арабской Испании»,  стр.30).

Средневековье

     Садово-парковое искусство в средневековье –  небольшие сады при монастырях и  замках. В монастырских садах выращивали декоративные и лекарственные растения. Планировка регулярная, обязательное присутствие фонтана и 

бассейна. Сад в основном делился на четыре части (дорожками). В центре пересечения  дорожек высаживали куст розы или  устанавливали крест Иисуса Христа. Сады были уединенными, тихими, созерцательными. Феодальные сады устраивали внутри территории замков. В садах выращивали цветы  в клумбах, устраивали аллеи, обвитые  виноградом, выращивали яблони, устраивали розарии. В крупных замках устраивали крупные сады, именуемые прато. Здесь тоже появляются декоративные элементы – перголы, трельяжи, цветники и т.д.

     Появились сады-лабиринты, ботанические сады. Сады- лабиринты начали свое формирование в монастырских садах, а затем получили распространение и в будущем – в регулярных и пейзажных парках. Ботанические сады стали устраивать при появлении первых университетов [2].

student.zoomru.ru

Ландшафтный дизайн в наше время

Существует мнение, что при помощи ландшафтного дизайна происходит абсолютное изменение загородного участка. Некоторые хозяева участков следуют этому мнению и не всегда добиваются ожидаемого результата, к примеру, если участок маленького размера, то стоит представить, как нелепо будет выглядеть на нем массивная композиция.

Ландшафтный дизайн — довольно тонкая и кропотливая работа. Даже обрезка кустарников цены на которую не такие уж и высокие, может стать серьезной трудностью на пути к грамотному экстерьеру. Правильно и качественно выполненный ландшафтный дизайн не раздражает взгляд, а только лишь подчеркивает особенности архитектуры дома. При разработке будущего ландшафта применяются различные дизайнерские решения и способы. Системы дренажа и полива, свойства грунта — все это учитывается при ландшафтном проектирование. Также нельзя забывать об особенностях климата при подборе растений. Большое влияние на стиль ландшафтного дизайна оказывают также его размеры, расположение и рельеф.

Деревья и растения, клумбы и цветники, малые архитектурные формы, освещение участка, искусственные водоемы и ручьи, альпийские горки, садовые дорожки, газоны, системы дренажа и полива, декоративные камни — все это обязательные элементы любого проекта ландшафтного дизайна.

Газон — один из краеугольных камней любого ландшафтного дизайна, но в тоже время на сегодняшний день продажей газонов занимаются довольно много профессиональных компаний.

Что выбрать купить газон или долго растить его на участке? Разработана специальная технология выращивания рулонного газона. Он очень прост в использовании — приобрел и расстелил возле дома. Пласты рулонного газона сворачивают для того, чтобы они не повредились при перевозке. Тщательный выбор сортов травы для сеяного газона очень важен. Экстремальные, обыкновенные, мавританские, английские (партерные или элитные) и русские газоны — это названия газонов, которые встречаются наиболее часто. Создание и последующий уход за английским газоном крайне трудоемки. При изготовлении этого газона абсолютно исключается применение техники. Но, несмотря на достаточно сложный уход, такой газон оправдывает все вложенные в него старания. Еще английский газон называют партерным и элитным. Обыкновенный газон выделяется тем, что имеет высокую устойчивость к механическим воздействиям. Может применяться в качестве фона для цветочных клумб.

Спортивный газон замечательно подойдет для семьи с детьми, такой газон перенесет все испытания, устроенные детьми и домашними животными. С газоном ничего не произойдет, даже если по нему будет бегать десяток ребятишек.

При помощи мавританского газона можно создать уголок, максимально приближенный к первозданной природе. Кроме естественной природной красоты, он в изобилии привлекает пчел и бабочек. Уход за мавританским газоном достаточно сложен.

Экстремальный газон применяют на участках с высокой эрозией, он хорошо защищает почву и требует минимального ухода. Минимум ухода — вот основное достоинство такого газона.

После выбора газона следует подобрать цветы и растений, которые будут расти на вашем участке. Без цветочных клумб невозможно представить любой ландшафтный дизайн. Цветы, которые растут в цветниках и клумбах смотрятся ярче и интересней. Виды клумб бывают разные, это зависит от формы, предназначения и т.д.

Растения-однолетники и многолетники садят в одну клумбу или цветник для того, чтобы период цветения одних цветов сменялся цветением других — и у вас в саду всегда были яркие красивые цветы. Именно потому главное в создании клумбы и цветника — учесть периоды цветения всех высаженных растений. Розарий, а именно так называют клумбу для роз, как правило находится отдельно от других цветов. Цветник, предназначенный специально для разведения роз называют розарий.

www.ifitnes.ru

Проект на тему «Ландшафтный дизайн»

Содержание

Введение

1. Ландшафтный дизайн.

1.1 Историческая справка……………….……………………………..4-10

1.2 Цветник как элемент ландшафтного дизайна…………………..10-12

2. Практическая часть. Разработка цветника «Цветочный микс»

    1. Планировка цветника……………………………………………12-13

    2. Подбор ассортимента растений………………………………..13-15

    3. Биологические особенности растений, использующиеся для озеленения пришкольной территории……………………….…..15

    4. Уход за цветником……………………………………………….15-16

    5. Составление сметы расходов…………………………………….16-17

Заключение……………………………………………………………18

Список литературы…………………………………………………………….19

Приложение

Введение

Школьный двор — «визитная карточка» учебного заведения. Уже при первом взгляде на него, входящий может составить мнение о школе. В нашей школе трудится коллектив единомышленников, объединенных целью воспитать своих подопечных всесторонне развитыми личностями. Педагоги заботятся о том, чтобы школьный двор был оформлен с хорошим художественным вкусом и выполнял множество функций (эстетическую, развивающую, санитарно-гигиеническую).

Наша школа была сдана в эксплуатацию в 1995 году с благоустроенной пришкольной территорией (Приложение 1). Но с течением времени разрослись и постарели растения. Поменялись вкусы и запросы школьного коллектива. Как любому сооружению нужен капитальный ремонт, так и ландшафтный дизайн школьного участка требует кардинального переустройства. Для эффективной реконструкции пришкольной территории необходимо разработать проект ландшафтного дизайна школьного двора. Инициативная группа школьного заведения провела опрос среди педагогов и школьников  на тему: «Чтобы вы хотели видеть на школьном дворе?». После анализа этого опроса, посоветовавшись с руководством школы и сопоставив финансовые возможности, мы пришли к выводу, что разработка цветника — это то, что нам под силу на данном этапе.

Свою работу мы строили, согласно плану.

1.Познакомились с теоретическими основами ландшафтного дизайна.

2.Провели опрос педагогов и школьников.

3.Оценили состояние пришкольной территории.

4.Разработали проект цветника.

5. Составили смету расходов.

Цель: Создание на пришкольной территории ухоженного, эстетически правильно оформленного с элементами ландшафтного дизайна участка.

4

Проблема: Окружающая школу территория не удовлетворяет требованиям современного ландшафтного дизайна и желаниям школьников.

Задачи:

  1. Создание клумбы «Цветочный микс».

  2. Воспитание бережного отношения учащихся ко всему живому.

  3. Развитие чувства прекрасного.

Актуальность: Актуальность заключается в том, что с одной стороны, экологическая тема является наиболее важной и приоритетной, а с другой стороны мы рассматриваем проект создание клумбы «Цветочный микс», как одного из элементов социально-значимого проекта в форме креативного ландшафтно-дизайнерского решения.

I Ландшафтный дизайн.

    1. Историческая справка.

История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья). Этот период именуется как Ассиро-Вавилонская культура (8-7 в.в. до н.э.). Основным строительным материалом был сырцовый кирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры. Города Двуречья имели округлую, а позднее прямоугольную форму, их окружало кольцо крепостных стен, иногда двойное или тройное. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Этот принцип применялся при строительстве храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую квадратных или прямоугольных платформ. Верхняя платформа завершалась, как правило, храмом. На

5

выступающих частях нижних платформ по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, которые наполнялись растительной землей.

Особой известностью пользовались “висячие сады” Семирамиды. Они были созданы во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. Сады представляли собой ряд возвышающихся террас. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен. Его южная часть выходила к дворцовым покоям. Устраивался он в виде четырех ступенчатых террас, которые сужались кверху. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или “висячих садов”, оказалась достаточно плодотворной. Далее она нашла свое развитие в садах Персии, Италии, России (“верховые” сады Московского Кремля в конце 17 в.).

Русское садово-парковое искусство.

В Древней России сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.

В 17 веке в России уже создают увеселительные, или “красные” сады   (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, “висячие” сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов, виноградники.

При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание классического регулярного сада в ландшафтном дизайне. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710 г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.

6

Ландшафтный дизайн

Ландшафтное проектирование – это научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры и др.

Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. В отличие от садоводства или огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность, ландшафтный дизайн — более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урабанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.

Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия — ландшафтного проектирования.

Первый этап по подготовке местности к проведению ландшафтных работ начинается с художественного проектирования, то есть создания набросочного плана, основные правила которого:

Посадка и размещение растений должна иметь групповой характер, то есть растения одного вида или близкородственных видов должны быть посажены в непосредственной близости друг от друга, в противном случае местность приобретает куцый, пустынный вид.

При посадке растений и проведении других художественно-оформительских мероприятий следует избегать прямых линий. Растения в особенности не рекомендуется сажать по прямой линии, так как это не способствует развитию у них кустистости. Крайне строгая симметрия также нежелательна из-за своего неестественного вида, хотя определённая

7

уравновешенность и сбалансированная композиция элементов дизайна должна непременно присутствовать.

Элементы ландшафтного дизайна многообразны. Основные их группы:

Сами здания, формирующие центр ландшафтного проекта, основная цель которого — сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны. Здания могут быть одно- или многоэтажными, одиночными или комплексными, частными или коммерческими, типовыми или стилизованными, предназначенными для самых разнообразных целей.

Газонное покрытие, формируемое разного рода травами.

Зелёные насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников, цветов, а также их комбинаций и целых ансамблей (сад, клумба, рабатка и т.д.)

Различные крупные декоративные элементы (озеро, пруд, ручей, фонтан, камни, скульптура).

Более мелкие художественные детали (музыкальная подвеска, светильник, свечи и т.д.)

Принципы ландшафтного дизайна. Итак, с эстетической стороны ландшафтный дизайн садового участка, подобно архитектурному ансамблю, должен представлять согласованное и продуманное единство всех входящих в его состав элементов и подчиняться определенному художественному архитектурно-пространственному замыслу. При создании садов необходимо принимать во внимание не только красивое сочетание декоративных растений, но и приуроченность этих растений в природе к определенным ландшафтам.

Существует несколько принципов, которыми следует руководствоваться в области ландшафтного дизайна:

  1. Дом и сад – это единое целое. Стиль сада должен соответствовать стилю дома.

8

2. Сад должен быть огорожен стенами, изгородями или деревьями.
3. Лучше подчиняться местным традициям садоводства. Дом и сад должны подчиняться местному ландшафту.
4. Не следует увлекаться модой. Растения в саду должны соответствовать климатическим условиям и сочетаться с местной флорой.

Стили ландшафтного проектирования

Выбор стиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. Дадим характеристику некоторых наиболее распространенных стилевых направлений – как классических, так и современных.

Регулярный стиль. Предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести композицию ощущение порядка, строгость, торжественность. Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность. Важный элемент регулярного сада – вода. (Приложение №2)

Итальянский стиль. Вариация на тему регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Поверхность итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными или прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, вокруг него цветники или замощенная площадка.

Пейзажный стиль. Пейзажные парки, или как их еще называют, английские, появились в 18 веке в Англии. В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад – напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним.  Асимметричная

9

компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что

создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе. (Приложение №3)

Японский сад. Излюбленный стиль для малого сада. Это не случайно: японский садик невелик по площади. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения специфичны лишь для этой страны. Основной принцип японского сада – ощущение спокойствия и отдыха, созерцания природы и миниатюризация.

Стиль “модерн”. Стиль “модерн” – это простота линий. Сад примыкает к дому, имеет строгую, лишенную каких-либо украшений архитектуру. Плавательный бассейн и теннисный корт располагаются на виду. Ограждения простые, линии строгие. Аксессуары ограничены – “лучше меньше, да лучше”. 

Голландский стиль. Эти сады как будто сошли со старых картин. Голландский сад имеет небольшие размеры, его центр – хорошо ухоженный газон, по периметру газона – миксбордер из цветов и красиво цветущих деревьев и кустарников. Вдоль забора обязательно аккуратно подстриженная живая изгородь. Отличительная черта голландского стиля – это атрибуты сельской жизни: маленькая мельница, колодец, тачка с поставленными на нее цветами, садовая скульптура.

Колониальный стиль. Исходно чисто американский стиль, но следуют ему и в других странах. Основные материалы для строительства – кирпич и доски. Они же используются при оформлении сада. Растения высаживаются в деревянные кадки. Мощение из плитняка или досок. Дорожки часто покрывают щепой. Популярны анималистические скульптуры из дерева и камня.

10

Сельский стиль. Этот стиль в ландшафтном дизайне определяется близостью к природе, поэтому в нем используются простые, естественные материалы и формы. Цветы сажаются в большом количестве и различных

расцветок. Это особый шарм деревенского сада. Садовые строения, сараи, хозпостройки обвиты вьющимися розами или душистым горошком.

2.2 Цветник как элемент ландшафтного дизайна

Цветник — это композиция, составленная из цветочно-декоративных растений. Цветники могут иметь регулярную или пейзажную планировку.

К элементам регулярной планировки можно отнести клумбы, рабатки, бордюры и строгие геометрические фигуры, составленные из всех этих элементов.

Для создания пейзажного стиля используют группы и массивы посадок, альпийские горки, искусственные водоемы. Основой этого стиля является естественная природа.

Основные элементы цветочно-декоративного оформления

Клумба — небольшой участок различной формы, имеющий плоскую или приподнятую к центру поверхность.

Клумбы оформляют однолетними или многолетними растениями. Однолетники можно выращивать с заменой в течение одного сезона — отцветшие на цветущие, или без замены. Основная особенность клумбы — это одновременное цветение всех посаженных на ней цветов.

Арабески — это небольшие фигурные клумбы, по внешнему виду напоминающие листья, цветы, гирлянды, завитки. В композиции арабесок часто используются национальные мотивы. Арабески создают на боковых частях партера и в углах газона.

11

Рабатка — это цветочная полоса шириной 1-3 м и произвольной длины. Рабатка представляет собой длинную клумбу. Рабатки, как элемент цветочного оформления используются в парках на больших площадях газонов и обычно создаются из однолетников.

Бордюр — это узкие полосы с одн -, дву — и многорядными посадками цветочных культур. Обычно бордюр высаживается вдоль дорожек. Бордюр составляют таким образом, чтобы он создавал изящную окантовку для задуманной композиции. С этой целью используют компактные низкие растения, образующие в рядовой посадке четкую прямую линию. Для бордюра используют низкие или стелющиеся многолетники и однолетники.

Группы — это близко посаженные несколько растений. Группа может быть простой, то есть из растений одного вида, и смешанной из растений нескольких видов. В смешанных групповых посадках необходимо учитывать сочетаемость растений по габитусу, по времени их цветения, по требованиям к условиям питания, к световому и водному режиму.

Размер группы зависит от высоты растения: чем выше и раскидистее растения, тем их должно быть меньше. Количество растений в группе составляет от 3 до 30. При создании группы следует выбрать хорошо обозреваемый участок, подобрать растения, красиво и живописно разместить их по отношению друг другу. Группа растений хорошо подчеркнет поворот дорожки или украсит место отдыха.

Альпийская горка (рокарий) — цветник пейзажного стиля, представляет собой фрагмент горного пейзажа. Для создания альпийской горки выбирают естественную или искусственно созданную возвышенность на участке с уклоном на юг или юго-запад, хорошо освещаемую солнцем

На ней размещают камни в виде ступенчатого горного склона, между ними выращивают декоративные растения. При посадке цветочных культур

12

предпочтение отдают стелющимся и луковичным растениям. Количество высоких растений должно быть минимальным.

II. Практическая часть. Разработка клумбы «Цветочный микс»

2.1 Планировка цветника

Свою работу мы начали с выбора места для цветника на территории школы. Наиболее подходящим для этого оказался участок, находящийся справа от центрального входа. В настоящее время он засажен розами. (Приложение 4, 5) Следующим этапом нашей работы была оценка природно-климатических условий данного участка. Для этих целей мы использовали данные учебника «География Арзгирского района» под редакцией А. Н. Подкладова. Арзгирский район расположен на северо-востоке Ставропольского края, в зоне степей. (Приложение 6) Климат отличается высокой засушливостью. Село Арзгир является районным центром. Наш микрорайон расположен на левом берегу реки Чограй в западной части села. Он сохранил четкие очертания русла реки Чограй и принимает вид дуги. Режим реки характеризуется весенним половодьем, которое обычно наступает в марте, реже в последней декаде февраля или начале апреля. Бывают паводки и после сильных дождей. Средняя продолжительность половодья 1 месяц, максимальная высота подъема уровня воды 3м. В сухое время года река часто пересыхает и наполняется только после сильных дождей. В холодный период года Чограй покрывается льдом. Средняя продолжительность ледостава 45 – 95 суток. Вода в реке непригодна для питья. Почвы светло- каштановые. Растительность в естественных условиях представлена сухими степями. (Приложение 7) Искусственные насаждения требуют к себе повышенного внимания, немалых усилий и материальных затрат.

13

По теории ландшафтного дизайна клумбы на территории учебных заведений должны выполняться в регулярном стиле. Он предполагает строгую симметрию в планировке. Ему присущи прямые линии, строгая

осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в композицию ощущение порядка, строгость, торжественность. Эмоциональная особенность стиля –

приподнятость, торжественность. Таким образом, данный стиль и учебные заведения выполняют единую задачу. Пейзажный стиль в противоположность регулярному стилю вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним.  Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе. Однако, зная эти правила, мы решили отступить от него и внесли свой элемент креативности.

Для клумбы «Цветочный микс» мы выбрали смешанный стиль, т. е. в нём будут присутствовать элементы регулярного и пейзажного стилей. Наш выбор можно обосновать: во-первых, регулярный стиль является более трудоёмким и требует значительных материальных затрат; во–вторых, пейзажный стиль более органично будет смотреться на фоне существующей естественной и искусственной растительности на пришкольном участке.

2.2 Подбор ассортимента растений.

Назначение цветников – украшать определенный участок земли, радовать глаз человека. При создании цветников мы руководствовались следующими правилами:

Для того чтобы правильно выбрать растения для оформления приусадебного участка, мы составили план размещения цветочно-декоративных культур с учетом освещенности, требований к почве, периода

14

и продолжительности цветения, высоты и окраски цветов. Цветы подбирали так, чтобы цветение не прекращалось с ранней весны до поздней осени.

●В композицию цветников включают цветочные культуры, обеспечивающие непрерывное цветение в течение всего теплого времени года. Этого можно

достичь подбором видов и сортов, цветущих длительное время или сменяющих друг друга на протяжении всего периода.

●Высокие растения высаживают на задний план или в центр композиции. Низкие – ближе к передней части так, чтобы все элементы цветочной композиции хорошо просматривались.

В центре клумбы растения рекомендуется сажать редко, а по краям плотно.

●Для цветочной композиции выбирают культуры с учетом их требований к условиям выращивания.

●Избегать излишней измельченности и сложности рисунка.

●Бордюр по цвету должен отличаться от основного тона цветочной композиции. Назначение бордюра — подчеркнуть законченность того или другого типа цветочного оформления, он не должен быть слишком вычурным и выделяться. Бордюрные растения — низкорослые, растущие ровно, плотным кустиком.

Правила цветового сочетания и восприятия цвета

Цветовые сочетания в цветнике лучше всего подбирать по цветовому кругу. (Приложение 8) Однако существуют беспроигрышные сочетания:

синий — желтый,

оранжевый — голубой,

малиновый — серебристый,

розовый — белый.

Далеко-близко. Вдали лучше смотрятся темные и сизые оттенки, а на переднем плане — желтые и красные. Белый цвет всегда добавляет света — это идеальный фоновый цвет.

15

Поскольку наша клумба ориентирована на юг, то наш выбор пал на светолюбивые однолетние растения. Летники для оформления приусадебного участка обычно используют в начале его освоения. Наиболее

популярными из них являются астра, бархатцы,львиный зев, настурция.
агератум, бальзамин, вербена, георгина однолетняя,
гвоздика китайская, лаватера, цинния, однолетние
рудбекия и хризантема, гайлардия, петуния. Схема размещения цветов на клумбе выглядит так. (Приложение 9). Визуализация (Приложение 10)

2.3 Биологические особенности растений, использующиеся для озеленения пришкольной территории
В процессе подбора растений для нашей клумбы мы руководствовались главными критериями: отношение к свету и воде. По первому признаку растения делятся на светолюбивые и теневыносливые, а по второму на влаголюбивые и засухоустойчивые. Так как наша клумба ориентирована на юг и находится в засушливых условиях, то мы подобрали светолюбивые и засухоустойчивые растения. (Приложении 11 рис. 11-21)

2.4 Уход за цветником.

Чтобы клумба радовала глаз, необходимо постоянно за ней ухаживать. Мы разработали несложные рекомендации. Уход за цветником происходит в несколько этапов.

Полив. Это основной процесс ухода за цветочными растениями. В сухие и солнечные дни он должен проводиться ежедневно. Оптимальное время для полива — утро (до 10 часов) и вечер (после 18). Если их поливаются днем, велика вероятность возникновения на листве солнечных ожогов. Поэтому полив надо проводить аккуратно, строго под корни. Все растения подразделяются на влаголюбивые, среднего влаголюбия и засухоустойчивые.

16

Для каждого существует своя норма полива, но не менее 20 литров воды на 4 растения. Поливать растения лучше всего методом распыления. 

Рыхление почвы и прополка. Для того чтобы они росли нормально, необходимо рыхлить грунт. И регулярно, по мере отрастания сорняков, проводить борьбу с ними. 

Подкормка. Правильное развитие растений зависит от обеспечения их элементами питания. Наиболее важные макроэлементы — это азот, фосфор и кальций. Азот способствует более мощному развитию, но он легко вымывается из почвы, поэтому его следует периодически пополнять. Фосфор ускоряет цветение, необходим для развития корней, повышает устойчивость к засухе и морозоустойчивость. Вносить его в почву лучше один раз – весной. Калий применяется в комплексе с азотом и фосфором, он повышает сопротивляемость растений к заболеваниям. Подкормка может быть жидкая или в гранулах, после ее внесения требуется обильно полить цветы водой. Важно помнить, что избыток любого удобрения будет иметь негативные последствия для Вашего цветника, садовые растения могут погибнуть. 

Уход за надземной частью растений. Это несложный процесс, заключающийся в удалении отмерших листьев и побегов, а так же в прищипке побегов для продления периода цветения на несколько недель. Для защиты растений зимой желательно проводить укрытие побегов еловым лапником или слоем листьев.

2.5 Составление сметы расходов.

Разбивка цветника требует моральных, физических и материальных затрат. Мы решили большую часть затрат распределить между участниками учебного процесса нашей школы. Посадку и уход за растениями с удовольствием взяли на себя члены кружа «Зелёный патруль». Материальные затраты школа понесла на покупку семян. При покупке семян, мы рассчитали количество семян. Посевные нормы узнали из справочников,

17

данные которых рассчитаны на высококачественные семена. Таким образом, смета расходов на покупку семян показывает, что материальные затраты составили 574 рубля. (Приложение 12)

18

Заключение

Учитывая мнение и желания учеников школы, опираясь на знания, полученные в ходе работы и на собственный опыт, и ощущения были внесены изменения в дизайне пришкольного участка.

В проекте дизайна пришкольного участка МБОУ СОШ 3 предложены изменения после внедрения, которых:

Внешний вид клумбы будет более современным и ухоженным.

Тем самым выдвинутая гипотеза полностью подтверждена.

Цели, поставленные в работе, были, достигнуты. Задачи — выполнены. Данную работу можно использовать для благоустройства пришкольной территории школ, детских садов и других учреждений.

В дальнейшем хотелось бы, познакомиться со стилями дизайна офисных интерьеров и предложить изменения в организации внутришкольного пространства.

19

Литература

  1.  Алексеев С.В. Экология. / С.-П.: СМИО-ПРЕСС, 2001.

  2. Гарнизиненко Т.С. Справочник современного ландшафтного дизайнера Р. н/Д: Феникс, 2005.

  3. Горощенко В.П. Природа и люди /М.: Просвещение, 1986.

  4. Дж. Брукс. Дизайн сада М.: БММ-DК, 2003.

  5. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей (учебник).

  6. Зверев И.Д. Человек в социоприродной среде / М.: Вента — Граф, 2000.

  7. Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”.

Приложение №1

Рис.1 МБОУ СОШ №3

Приложение № 2

Рис.2 Регулярный стиль

Приложение № 3

Рис.3 Пейзажный стиль

Приложение № 4

Рис.4 Розарий

Приложение № 5

Рис.5 План школьного двора

Приложение № 6

Рис.6 Карта Ставропольского края

Приложение № 7

Рис.7 Арзгирская степь

Приложение № 8

Рис.8 Цветовой круг

Приложение № 9

Рис.9 Схема размещения растений на клумбе

Приложение № 10

Рис.10 Визуализация

Приложение № 11

Рис.11 Шток-роза (Pleniflora)

Рис.12 Подсолнечник десятилепестный

(Capenoch Star)

Рис.13 Мак исландский

Рис.14 Гайллардия ( Gaillardia)

Рис.15 Сальвия (шалфей, Salvia)

Рис.16 Котовник Фассена

(Nepeta faassenii )

Рис.17 Колокольчик Посхарского

(Campanula poscharskyana)

Рис.18 Катананхе голубая

(Сatananche caerulea)

Рис.19 Гравилат «Feuerbal»

Рис.20 Очиток «Matrona»

Рис.21 Гейхера кроваво-красная

Приложение № 12

Таблица №1

Смета расходов

Ассортимент

растений

Количество

Цена по действующему прейскуранту

Стоимость

1.Шток-роза «Pleniflora»

2

12

12

2.Подсолнечник десятилепестный ‘Capenoch Star’

2

14

14

3. Мак исландский

3

18

18

4.Гайллардия ( Gaillardia) 

3

24

72

5. Сальвия (шалфей, Salvia

5

24

120

6. Котовник Фассена(Nepeta faassenii )

2

18

36

7. Колокольчик Посхарского(Campanula poscharskyana

3

14

42

8. Катананхе голубая (Сatananche caerulea)

3

14

42

9. Гравилат «Feuerbal»

3

14

42

10. Очиток «Matrona

3

14

42

11. Гейхера кроваво-красная

3

24

72

Общая стоимость закупки посадочного материала для реализации проекта составит :

574р.

infourok.ru

Ландшафтный дизайн в современном мире

Эволюция ландшафтного дизайна

Такое понятие, как ландшафтный дизайн появилось много веков назад. Еще в древнем Риме знать облагораживала свои имения в виде оазисов, садов, величественных скульптур, фонтанов и водоемов.

современные черты присущие ландшафтному дизайну сегодня

Сейчас наш мир преимущественно  состоит из искусственных материалов, в виде стекла, камня, кирпича… Современные инновации постепенно вытесняют природный ландшафт. Существует стандартный перечень стилей в ландшафтном дизайне, которые и сегодня дизайнеры применяют в своих творениях. Главная задача мастера — совершенствовать открытое пространство, учитывая пожелания клиента, обеспечить ему красоту, удобство, комфорт, придерживаясь стилистической линии. Не стоит забывать, что ландшафтный дизайн- это не только газонная трава, цветущие кустарники, всевозможные цветы…  

о современных средствах в ландшафтном дизайне

Также, в создании красивого ландшафта большую роль играют строительные аспекты.  50% благоустройства территории занимают материалы, изготовленные не природой, а человеком. Человечество стремительными шагами достигает совершенства абсолютно во всех сферах:  домостроительство, автомобили, гаджеты… Кто то находит комфорт в классике, отдает предпочтения архитектуре прошлого века, антиквариате и максимально природному оформлению, а кто то не отстает от мировых тенденций моды  и видит себя только в стиле «модерн». Это, наверное, единственный стиль, который нельзя назвать «законсервированным». Ряд правил, перечень материалов, растений, МАФов растет с необычайной скоростью. Современные ландшафтные дизайнеры – это уже давно не художники с навыками садовника, это профессиональные архитекторы, успешно следующие тенденциям моды. Существует невероятное количество статей, которые посвящены свойствам классического ландшафтного дизайна. Наша сегодняшняя информация, скорее, будет интересна  людям, которые ищут стиль  модерн!

Террасы в «модерновом» ландшафте

Террасы – это модно!  Несколько десятков лет назад почти на каждом приусадебном участке, мы могли увидеть беседку с мангалом, барбекю и  обеденным столом, несомненно, очень удобно и практично. И гостей принимать есть где, и дети резвятся на сочном газоне на виду у родителей и мероприятия можно проводить на свежем воздухе. Не всегда беседка- это правильное стилистическое решение ландшафтного дизайнера. Сегодня в моде открытые террасы!

Требования к покрытию
  • Морозоустойчивость.
  • Низкое водопоглощение – главная составляющая морозоустойчивости, самый идеальный вариант- около 3% Этот показатель обеспечивает непроницаемость влаги в материал.
  • Противоскользящие свойства. Безопасность людей немаловажный аспект, особенно, если это покрытие в открытом пространстве. R9–R13-необходимое обозначение на упаковке.
Виды покрытий
  • Керамика. Обычно для террас используют керамическую плитку и клинкер. Плюс в том, что есть очень большой выбор, как форм, размеров, так и цветов этого материала. Керамическая плитка. На террасе так же как и в доме, как вариант, можно сделать настил из такой же керамической плитки. Помня о плюсе керамике в виде простого ухода, не следует забывать, что в жаркую погоду она имеет свойство нагреваться.
  • Терракота. Это глиняная плитка, в которой верхний слой красят и покрывают глазурью. Следует заметить, что она очень прочна, но не все ее виды устойчивы к морозам. Оптимальным вариантом для террасы будет терракота с шероховатой поверхностью. Стандартная толщина терракоты– 8–10 мм.
  • Клинкер.  Размеры клинкерной плитки – от 11 x 24 см до 31 x 31 см, толщина – 10–16 мм. Укладку как клинкера, так и керамики производят методом приклеивания специальным раствором, предназначенный для наружных работ (морозоустойчивый) и характеризующийся повышенной эластичностью¬. Как на основание, так и на плитку его нужно наносить зубчатым шпателем,¬ дабы избежать образование пустот, где может скопиться нежелательная влага.
  • Каменная плитка. Камень – такой материал, который прекрасно впишется в любой ландшафтный дизайн. На открытых террасах нужно использовать гранит, сиенит.  Водопоглощение не должно превышать 3%).
  • Бетон Плитка бетонная (вибропрессованная и вибролитая). Как правило очень часто материалы из бетона делают подобными натуральному камню или даже дереву.
  • Террасная доска. Также существуют системы, в которых используют материалы с качествами полимера и древесины, такой вот композит, специально разработанный для террасных устройств, внешне очень напоминает террасную доску, но они более приспособлены к атмосферным факторам.

greencontinent.com.ua

Разнообразные тенденции развития ландшафтного дизайна

История донесла до наших дней многие без преувеличения великие ландшафтные творения различных эпох и народов в виде именных парков и садов.  Спустя века и годы создание ландшафтных творений превратилось в истинное искусство, которое диктует образы и правила гармонии и красоты и в едино соединяет творения природы и человека, а также предлагает пути благоустройства жизни людей без ущерба природным факторам.

Ландшафтный дизайн во все времена выдвигал определенные нормы для реализации в природных условиях дизайнерских замыслов и новшеств. Нормами и правилами создания конкретного ландшафтного дизайна определяется, что в обязательном порядке должна быть сохранена и соблюдена эстетическая красота природного пейзажа.  Любая композиция ландшафта должна быть эстетически привлекательной, практичной и удобной для людей и в то же время безопасной для природы.  Высшим проявлением профессионализма при создании композиций является ее простота.

Еще в давние времена основным назначением ландшафтного дизайна являлось обустройство и облагораживание больших территорий, которое и в наши дни не потеряли своей актуальности.  Но нынешний уровень ландшафтного искусства предполагает и обустройство территорий небольших площадей как приусадебных и загородных участков.  Современные стили создания ландшафтного дизайна по существу являются  стилизованным направлением, пришедшим к нам с далеких времен, с естественным дополнением новыми уникальными технологиями,  материалами и определенной свободой творчества с учетом достижений зарубежных и отечественных садовых дизайнеров.  В наше время при оформлении различных земельных участков дизайнеры уделяют внимание обеспечению индивидуальности стиля, при котором дизайнеры берут за основу особенности характера и образа жизни владельца, его вкусы, предпочтения и пожелания.  При ландшафтном проектировании любого участка профессиональные дизайнеры уделяют пристальное внимание органичному сочетанию стилей типа «техно»  с выраженной естественностью природных ландшафтных элементов, являющемуся наиболее востребованным.

Современный ландшафтный дизайн по своей сути является реализацией сугубо авторского проекта дизайнера, разработанного с максимальным учетом естественных природных условий и стилевых особенностей жилого дома или  коттеджа с необходимыми постройками.  При этом гармоничное сочетание природных и рукотворных ландшафтных элементов позволяет создать авторам неповторимую художественную модель индивидуального участка, которая отражает не только его необычную красоту, но и гармонию всех созданных ландшафтных элементов.

Наиболее оптимальным благоустройством любого участка является наивысший уровень его привлекательности с максимальным удобством для проживания и отдыха. Причем оба необходимых условий не должны противоречить друг с другом, а напротив находиться в гармонии, дополняя друг друга.  Обоим этим условиям в полной мере будет удовлетворять дизайнерское зонирование участка с выделением основных зон, таких как жилая зона с коттеджем или просторным домом, садовая зона с декоративными и плодовыми деревьями и кустарником, зона отдыха с открытой беседкой, детская и спортивная площадка и т.д.  Большую значимость в общем ландшафте имеют и такие ландшафтные элементы как альпийские горки, подпорные многоуровневые стенки с каскадными водопадами, искусственные водоемы, декоративные садовые фонтаны, многочисленные малые садовые формы и многие другие элементы.

landshaft-spb.ru

Красиво, актуально, модно | Ландшафтный дизайн

Возделывание сада — занятие, приносящее эстетическое удовольствие и ощутимый психотерапевтический эффект. Грядки стремительно уступают место клумбами и цветниками, кустарник высаживается по строгим законам композиции, и обустройство участка вокруг дома превращается в философию, профессию и индустрию… Каждая эпоха создавала свой стиль в дизайне ландшафта. Но в истории главными направлениями в садовом дизайне стали регулярный и пейзажный стили. Регулярный стиль предполагает обширные пространства, главенство дома, построение главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы, строгую симметрию в планировке сада, геометрически правильные линии. Нам знаком французский сад, для которого характерны прямые широкие аллеи, стриженые по форме геометрических фигур деревья и кустарники, ковровые цветники на партерных газонах, строгие бассейны с фонтанами, каскадами, обилие скульптур. Регулярный сад был для его хозяина символом победы разума над стихией природы, которая подчинялась воле человека. Таков был взгляд европейцев. В китайской культуре напротив большое значение придавалось тому, чтобы здания органично вписывались в искусно преобразованный природный ландшафт, и человек не вторгался в природу как завоеватель и покоритель, а вступал с ней в диалог. Английские садовые дизайнеры использовали этот подход в дизайне сада и создали новый феномен: английский пейзажный стиль, являющийся эталоном и по сей день. С конца 19 века каждый год Королевское садовое общество Великобритании проводит выставку в Челси, на которой определяются тенденции в ландшафтном дизайне, формирующие «садовую» моду на несколько лет вперед. Садовый дизайн нашего времени — это не просто авторская работа. Это взгляд на место человека в постоянно меняющемся мире, отражение стиля жизни, образа мышления, эстетических предпочтений. Голландский сад, колониальный, романтический, сельский, модерн, хай-тэк, восточный стиль, эклектика как смелое смешение нескольких стилей…. Интерес к ним то затухает, то вспыхивает с новой силой. Читатель спросит: а что дальше? Долго ли мы еще будем черпать идеи из истории? Может ли появиться что-нибудь кардинально новое?

Да! Сама жизнь подтолкнула ландшафтных архитекторов и дизайнеров к созданию качественно нового подхода при проектировании садов – экологического. Одним из основных принципов стало более бережное отношение к природному ландшафту и применение в посадках дикорастущих растений, а не выведенных путем селекции. Проблемы экологии городов и качества городской среды заставили дизайнеров искать новые, неординарные решения. Архитекторы вспомнили о зеленых кровлях, которые относятся к одним из самых древних кровельных материалов. Этот бывший примитивнейший способ устройства крыши превратился в высокую технологию эксплуатируемых кровель, приобретя популярность во всем мире. Он стал особо актуален в мегаполисах, где стоимость квадратного метра земли чрезвычайно высока и использование свободных площадей крыш дало возможность восполнить дефицит зеленых зон, а также устраивать наверху летние кафе и места досуга.

Зеленая кровля является эффективным теплоизолятором, что позволяет создавать оптимальный температурный режим в помещениях как зимой, так и летом. Кроме утилитарных преимуществ, главным достоинством зеленой кровли является то, что она придает неповторимость облику здания, делает его непохожим на другие. Но настоящим прорывом на экологическом направлении стало воплощение в жизнь идеи о стене, из которой растут живые растения. Первые зеленые стены были реализованы в экстерьере – стены зданий были превращены в сплошной ковер из декоративных кустарников и многолетних цветов. Затем эта идея была перенесена в интерьер, кардинально изменив способ декорирования внутренних пространств, так как технология их возведения позволяет собрать конструкцию любой конфигурации. Зеленая стена защищает от городского шума и пыли, вырабатывает кислород и создает комфортную для человека влажность в помещении. Но самое главное достоинство – создание неповторимого образа пространства, потому что каждая живая стена – неповторима, как неповторим мир живой природы, из которого человек не перестает черпать силы и вдохновение созидания.

liidweb.com

Ландшафтный дизайн — курсовая работа

Эпоха Возрождения

   Садово-парковое искусство Эпохи Возрождения  характеризуется планировочным  и композиционным единством архитектурных  ансамблей. Итальянский сад –  это целостное художественное произведение. В нем гармонично сливаются природа  и искусство  [2]. Садам итальянского Ренессанса присущи общие черты, используемые в ландшафтном дизайне:

  1. Сады располагают на террасах, связанных между собой лестницами. Подпорные стенки облицовывают камнем, украшают нишами, устраивают гроты. Террасы, увенчанные балюстрадами, скульптурами  составляют основу итальянского сада.
  2. Вода является основой садов Эпохи Возрождения. Ее очень много, она подается с блеском и музыкой в фонтанах и каскадах, в бассейнах и различных водоемах. Вода стала композиционным центром итальянских садов
  3. Используются ширококронные деревья: платаны и дубы, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. Также в посадках применяют листопадные и плодовые деревья, маслины. Здесь появился новый прием – боскет. Боскет ограничивается регулярными дорожками, имеет геометрический контур. Внутри высаживаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью. Цветочный ассортимент многообразен.
  4. Регулярные итальянские сады замкнуты. Их регулярность не жесткая. Сады пышные и богатые, но умеренно.
  5. Учитываются цвета, колористика сада.

Франция, 17 век

     Происходит  формирование садов в стиле барокко, заимствованном из итальянских садов. Планировка их простая, но они богато украшены цветниками. Из цветов создаются  красивые партеры – бродери. Лесные массивы используют для верховой езды и охоты. Спокойную гладь воды используют для создания каналов. Регулярный стиль садово-паркового искусство того времени заметно повлиял на создание садов в будущем [2].

Англия, 18 век

     В Англии уже преобладает развитие пейзажного парка. Этому способствует мягкий климат и влажность: создаются  обширные луга, украшенные группами деревьев и кустарников. Луга играют роль пастбищ, на них пасутся овцы.

     В Англии отказываются от регулярного  стиля при создании садов, усовершенствуют  пейзажные парки. Их основа – это  естественность. Устраиваются поляны и лужайки, посадки деревьев –  групповые, дорожки  -криволинейные, водоемы – с извилистыми берегами. Используют малые архитектурные формы – беседки, павильоны, трельяжи. Их размещают в парках. Также иногда устраивают фонтаны [2].

     Пейзажный парк имеет свои принципы построения – в них подчеркивается естественная красота ландшафта, планировка свободная, все элементы парка подчиняются  единому целому.

Западная  Европа, США в 19-20 вв.

     В этот период уже и во Франции создаются  пейзажные парки, т.е. господствуют ландшафтные парки. Главное их достоинство  – это растительность. Сады обогащаются  новыми деревьями и кустарниками. В США же наоборот происходит упадок художественного вкуса. Здесь устраивают растительные глобусы, ковровые клумбы, солнечные часы. Это никак не вписывается  в естественность пейзажного парка [2].

Русское садово-парковое искусство

     В Древней России сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь или  деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.

     В 17 веке в России уже создают увеселительные, или «красные» сады  (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов, виноградники [2].

     При Петре I русское садово-парковое строительство  переходит на создание классического  регулярного сада в ландшафтном  дизайне. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.

     В России 17 – 19 веков не существовало понятия “дизайнер” или “архитектор”, и эта профессия называлась “устроитель  садов и парков”. Нужно отметить, что в большинстве случаев  шедевры дизайна парков и садов  того времени создавались живописцами. Максимально полно и точно  отражает назначение ландшафтного дизайна  и раскрывает его суть цитата того времени: «если задача архитектора  заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается  в его открытии». Это высказывание охватывает весь диапазон моделирования окружающей среды от самых малых композиций до масштабных проектов и не теряет своей актуальности и по сей день.

Китай и Япония

     Ландшафтный дизайн Китая, Японии и Кореи отличался  от европейского. Их отношение к природе всегда было связано с философией и религией.

     В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три  тысячи лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае происходило  под влиянием религии и философии, в частности, теории следования законам  вселенной. К примеру, велико влияние  даосизма, взывающего к единению природы  и человека, к следованию интуиции на пути познания. Нельзя не упомянуть  и философию фен-шуй, которая зародилась примерно шесть тысяч лет назад и оказала неоспоримое воздействие на формирование ландшафтного стиля парков и садов в Китае [5].

     Садовое искусство Китая развивается  в направлении пейзажного стиля. В северной части Китая развиваются  большие сады, а в южной –  малые. Но некоторые черты всех садов  характерны. Обязательная часть сада – водоемы. Их очень много, вокруг них размещают дворцовые постройки. Здесь же используются и парковые сооружения – беседки, платформы, мосты, веранды, галереи. Ярко окрашенные сооружения оттеняют зелень парков. Растения очень разнообразны: здесь используются и хвойные (сосны, можжевельники и др.), и лиственные (клен, дуб китайский, кедр и др.), и плодовые (слива, груша, вишня и др.) деревья. Много красивоцветущих растений и цветов. Скульптуры в оформлении используют редко, в основном камни. Ими оформляют берега водоемов, каменистые садики (см. приложения рис. 2 «Ландшафтный дизайн в Китае», стр. 30). 

     Японский  сад также формируется в пейзажном  стиле. Типы японских садов – это  плоский сад и холмистый сад. Неотъемлемую часть этих садов составляют вода и камни. Вода присутствует в  форме водоема и водопада, камни  же организовывают пластическое пространство сада. В «сухих» садах галька и  песок символически изображают воду. Ассортимент растений в японских садах разнообразен Предпочтительны красивоцветущие деревья и кустарники, цветов очень мало. Активно используются садовые сооружения: скамьи, ограды, мосты, ворота, каменные светильники. Характерная черта сада – японская символика (см. приложения рис. 2 «Ландшафтный дизайн в Японии», стр. 31).

     Вывод: из прочитанных мною источников

    1. Развитие ландшафтного дизайна в настоящее время
 

     Развитие  ландшафтного дизайна начинается с  самых простых садов. Первые сады в истории человечества имели  чисто утилитарное значение и  представляли собой сад или огород, где растения, как правило, овощи  и фруктовые деревья, высажены рядами [1].

     В плане сад представлял собой  квадрат или прямоугольник, огражденный  глинобитной стеной или деревянным забором, а то и просто каналом. Когда  появилось понятие симметрии, и  сад стали разбивать тем же каналом на равные части, возникла регулярная композиция, регулярный план сада. Композиция и планировка ландшафтного объекта  определяют стиль в развитии ландшафтного дизайна.

     Развитие  ландшафтного дизайна имело два  параллельных пути: живописный и геометрический. Геометрические, или регулярные, композиции основаны на принципе симметрии. Живописные композиции подражают естественной природе, имитируют пейзажи.

     Но  какова бы ни была композиция сада, в  первую очередь нам важно его  предназначение. На протяжении тысячелетий  сад служил местом для отдыха. Это  не только любование красотами, но и  территория, на которой проходили  встречи, беседы и праздники. В садах  появляется декоративное оформление: фонтаны, столики, трельяжи, и, конечно, же, скульптура, которой в ландшафтном  дизайне уготовано очень важное место. Скульптурный декор имеет  множество назначений и неограниченное количество видов.

     В развитии ландшафтного дизайна немаловажного  значение имело увлечение садоводством, выведение новых сортов растений – деревьев, кустарников, цветов. Отсюда появилось стремление к компоновке, и простым грядкам стали придавать  рисунок: таково начало композиции партеров, получивших в дальнейшем блестящее  развитие.

     Во  времена средневековья в монастырском саду, имевшем в основном утилитарное  значение, уделяли много времени  лекарственным травам и выведению  новых растений; в эмбрионе –  это будущий ботанический сад, база научной работы.

     Развитие  ландшафтного дизайна привело к  разделению понятий парк и сад. Небольшой  сад больше подходит для отдыха, уединенного созерцания. Парк становится местом проведения больших торжеств, где принимает участие множество  людей. В XVII веке во Франции, в начале XVII века в России и ряде других стран, в парках, занимающих подчас огромные территории, кроме прогулок, устраивались концерты, театральные представления, вечерние праздники с иллюминацией. Такое назначение парка, обычно дворцового, требовало планировки, соответствующей  количеству посетителей, и это накладывало  свой отпечаток на художественный облик. Однако и в таком парке имелись  все возможности для тихого уединенного  отдыха, созерцания красот природы.

     Развитие  ландшафтного дизайна привело к  смене регулярного парка ландшафтным в XVIII веке. Ландшафтный парк был предназначен для долгих прогулок, для любования близкой к естественной природой. Очень продуманные маршруты дорожек объединяли воедино красивые пейзажи. Именно они составляли сущность парка, а не фонтаны, партеры, скульптуры [6].

     При появлении в середине XIX века общественных парков, предназначенных для жителей  города и для большого количества посетителей, были использованы выработанные ранее приемы планировки и композиции, но уже в ином назначении. Специалистам в области ландшафтного дизайна  в настоящее время необходимо хорошо ознакомиться с опытом прошлого при проектировании участков. Сад, поместье, усадьба, дача в наше время становятся местом, где семья проводит значительное количество времени.

     Особое  внимание при создании современных  проектов должно уделяться тихому отдыху, поскольку необходимо учитывать  напряженность современной жизни. Желательно наличие спортивных площадок, а также детских секторов, для  которых сейчас существует огромное множество видов оформления. Наряду со скульптурным декором, для размещения которого требуется большой такт и чувство меры, значительна роль водного оформления территории –  фонтанов, бассейнов, каналов и прудов. У современной техники большие  возможности для вечернего и  ночного освещения участка, подсветки  фонтанов и бассейнов, а также  отдельных композиций и деревьев [9]. 

     Законы  ландшафтного дизайна:

    • Композиция. Подразумевает соотношение размеров растений и сооружений в саду, в соответствии с законами гармони.
    • Соотношение форм по геометрическому строению. Лучше использовать одну плоскостную форму. Например, округлые площадки с круглыми газонами и кусты, подстриженные в виде шаров. Обязательно должен быть центр всей композиции (фонтан, скульптура или др).
    • Соотношения форм по фактуре. Фактура – особенность поверхности предметов (растительности, цветников, ограждений).
    • Цвет. Учитываются изменения цвета растений в зависимости от сезона, а так же окраска цветников [8].
 
 

    В ландшафтном  дизайне выделяют следующие функциональные зоны:

    • Парадная или въездная – должна быть торжественной и оригинальной. В этой зоне продумывают площадь дорожек, а так же сочетание цвета и формы тротуара с общим стилем.
    • Зона отдыха должна соответствовать стилю и жизненному уклада хозяев дома. Для любителей пассивного отдыха можно создать как можно больше зеленых посадок с лавочками и беседками. А если хозяева предпочитают отдых в виде развлечений, то здесь обязательными будут теннисные площадки, бассейны и тому подобное.
    • Природная зона.
    • Романтическая зона.
    • Детская и прогулочная.
    • Рабочая и хозяйская, включает хозяйственные постройки, компостные ящики и прочее.

student.zoomru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *