Эмблема логотип знак – Логотип, знак и эмблема. Терминология

В чем отличие фирменного знака, логотипа, эмблемы

Очень часто бывает так, что некоторые вещи называют не своими именами. Полноценную фотографию называют «картинкой», а композиция запросто переименовывается в «перспективу». Я уже не беру в расчёт, когда перемешивают между собой такие понятия как контрастность, насыщенность, яркость…

Ну да бог с ними, с композициями и яркостями. Я допускаю что людям, которые не занимаются дизайном или графикой, в целом, это не нужно и не интересно. Но вся беда в том, что к этой категории «непосвященных» относятся и горячо-любимые нами заказчики и, что ещё хуже, — так называемые «коллеги».

Заказчикам, по большому счету, незнание простительно. Но ведь и вправду — зачем заказчику знать что такое «модульная сетка» и какую траекторию должна описать по коврику ваша мышь, чтобы, в конечном счете, получился привлекательный и интересный дизайн. Заказчику также безразлично как вы называете ту штуку, которую вы для него рисуете — оригинал-макетом или же еще как-то. Он знать не обязан. Он платит вам деньги. И часть денег он платит вам именно за то, что вы знаете как правильно называется та или иная вещь.

С обычными людьми (читай, заказчиками) всё понятно. Но вот как быть с теми, кто в силу своей профессии или обязанностей просто обязан знать «кто есть кто» и называть всё своими именами.

К сожалению, среди нас (дизайнеров) попадаются люди, которые пытаются заниматься дизайном не зная элементарных понятий и подменяя оригинальные понятия своими домыслами. Да, понятно — новички, понятно — только начали осваивать азы ремесла. Но, прежде чем садится за Фотошоп и Иллюстратор — нужно все же сначала сесть за умные книги. Так и хочется воскликнуть:
Господа «дизайнеры», настоятельная просьба — учите мат. часть!

Это о наболевшем. 🙂
Далее повествование будет более содержательным и полезным.

Давайте далее, вместе попробуем разобраться «ху ис ху» и вывести точные определения для следующих понятий, которые так часто и зачастую неверно используются в айдентике. Сегодня мы по полочкам разложим что такое:
Логотип
Знак (Фирменный знак)
Эмблема
Торговый знак (Торговая марка, Товарная марка)
Фирменный блок

Как выяснилось, задача не такая уж и простая как могло показаться на первый взгляд. Изначально я обратился к официальным источникам (дабы потом меня не обвинили в подмене оригинальных понятий своими домыслами) и начал копаться в законодательстве. И сразу первая неудача — в патентных законодательствах, по крайней мере, двух стран (России и Украины), напрочь отсутствуют определения для некоторых понятий. Следующим моим шагом было перелопачивание энциклопедий и поиска в них точных определений этим понятиям. И вроде второй подход к вопросу вышел более удачным, но, в ходе поиска, на свет вырисовался один нюанс который поставил под сомнение достоверность и «весомость» данных, полученных из этих самых энциклопедий. А именно: в энциклопедиях, понятия «Фирменный знак», «Торговая марка» и «Торговый знак» — попросту записаны под одним и тем же определением. И если для понятий «Торговая марка» и «Торговый знак» такая идентичность весьма вероятна, то понятие «Фирменный знак» несколько выпадает из этого ряда.

После того как мы детально разберём каждое из вышеперечисленных понятий и выведем их расшифровку, станет ясно чем отличаются «Фирменный знак» и «Торговая марка» и почему, в принципе, нельзя подменять друг дружкой эти два понятия.

Итак, начнем с самого начала.
Логотип

Логотипом у нас привыкли называть всё что не попадя. Как только какой-то графический элемент используется в основной символике компании (организации, структуры, фонда, ассоциации — далее по тексту «Компания»), всё — это логотип. Хотя это далеко не так.

Слово «Логотип» (англ. Logotype) происходит из греческого языка: logos (слово) и typos (отпечаток). Иных вариантов нет. И, соответственно, нет вариаций расшифровки:
«Логотип — оригинальное графическое начертание названия».

Всё! Никаких знаков, пиктограмм, символов — начертание названия. А сокращенное ли, или полное, классическая типографика или изысканная каллиграфия — это все нюансы.
Все остальные формулировки — от лукавого.

Compaq (рисунок 1) — классический пример логотипа, в котором используется оригинальное построение букв, подчеркивающее уникальность логотипа. В логотипе компании Axeda (рисунок 2), также использовано оригинальное начертание, с добавлением отдельного графического элемента (параллелограмм над буквой «е»). Символика корпорации Microsoft, является хрестоматийным примером логотипа (рисунок 3). Оригинальная шрифтовая гарнитура без применения «чужеродных» графических символов, слегка «разбавлена» графическим элементом (в буквенной паре «os»), который лишь подчёркивает оригинальность начертания логотипа. В качестве примера, очень интересен логотип корпорации Samsung (рисунок 4). В начертании логотипа, кроме оригинальной шрифтовой гарнитуры, используется графический элемент (овал). Тем не менее, этот элемент настолько правильно соеденён с самой текстовой частью, что является, как бы её органическим продолжением.

Знак (Фирменный знак)

Довольно часто, для оригинальной графической идентификации компании, не всегда хватает одного логотипа. Согласитесь, что только графическое начертание названия (пусть и в оригинальном исполнении), не всегда может передать (донести) нужную информацию о компании до конечного потребителя. Именно для этих целей и используется знак.

Иными словами, фирменный знак является дополнительным графическим идентификатором компании, призванным усилить воздействие логотипа или же передать дополнительную информацию о компании, что, в конечном счете, должно улучшить эффект идентификации данной компании, среди ей подобных.

Итак, получается, что: фирменный знак — уникальный графический элемент, использующийся для идентификации компании и несущий в себе закодированную дополнительную информацию о компании (достоинствах, сферах деятельности и т. д.).

Вот мы и вывели формулировку для понятия «Фирменный знак». Единственное, она вышла довольно длинной и неудобоваримой, а поэтому, давайте попробуем её унифицировать и немного сократить:
«Фирменный знак — уникальный идентификационный графический элемент»..

Как правило, фирменный знак используется вместе с логотипом, но это не догма, и в некоторых случаях, когда это целесообразно и оправданно — может использоваться как самостоятельный элемент идентификации. Яркий тому пример — фирменный знак Nike.

Всемирно известный слэш Nike — классический пример фирменного знака (рисунок 5). К знаку применительно синонимы «динамичность» и «активность», что напрямую отображает спортивное направление компании. Фирменный знак nVidia (рисунок 6), представляет собой стилистическое изображение глаза, что также расшифровывает основную сферу деятельности компании — производство графических чипсетов. Очень интересный пример представляет фирменный знак корпорации General Electric (рисунок 7). Основной элемент знака — аббревиатура названия корпорации, две заглавные буквы «G» и «E». Знак выполнен в изысканном стиле, что подчеркивает «элитность» и «уникальность». С расшифровкой фирменного знака корпорации Mitsubishi (рисунок 8) все просто и логично. В переводе с японского, Mitsu (три) и Bishi (бриллиант). Что, собственно, четко отражено в знаке компании — три бриллианта.

Также стоит упомянуть об аббревиатурах. Зачастую, как логотип, так и знак, могут либо же состоять из аббревиатуры, либо же содержать аббревиатуру. Но при этом, аббревиатура не является самостоятельным элементом графической идентификации.

На рисунках 9–10 приведены примеры использования аббревиатур в логотипах компьютерной корпорации IBM (International Business Machines) и медиахолдинга CNN (Cable News Network). Собственно, сами логотипы и состоят из аббревиатур. На рисунках 11 и 12 представлены фирменные знаки, компаний Premier Magnetics и Baltic Line Advertising, которые выполнены в виде аббревиатур.

И ещё несколько нюансов, которые не являются догмой, но которые следует знать о логотипе и фирменном знаке:
В связке «Логотип + Фирменный знак» — логотип, как правило, первичен. Логотип может использоваться без фирменного знака. Фирменный знак также может использоваться отдельно от логотипа. Но, в большинстве случаев, логотип и знак — части одного целого.
Логотип и Фирменный знак — отдельные, самостоятельные элементы. Иногда встречаются варианты символики, где знак «зашит» в логотип, но, как правило, это не самые лучшие образцы логотипо- и знако-строения. Такие «логотипознаки» зачастую не работают на своих владельцев в полной мере.
Отличительная черта и логотипа, и фирменного знака — оригинальность. Они должны максимально отличатся от символики других компаний (по крайней мере, от символики прямых конкурентов).
Также, в большинстве случаев, к логотипу и знаку применим синоним «простота». Хороший логотип (знак) — графически простой символ, который должен легко считываться, запоминаться, и воспроизводиться.
Простота желательна и в цветовых решениях. Чем меньше цветов — тем лучше. Минимальное количество цветов в символике упрощает её воспроизведение и поднимает запоминаемость. Нет причин делать многоцветную или полноцветную символику, если это не оправдано идейно, логически или концептуально.

Эмблема

Слово «Эмблема» (англ. Emblem) происходит из греческого языка: emblema (рельефное украшение). Определение звучит так:
«Эмблема — условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи».

Все вроде бы понятно, но на самом деле ничего не понятно. Определение настолько размыто и обобщено, что из него нельзя сделать четкий вывод о том, что же из себя должна представлять эмблема. Давайте попробуем вместе в этом разобраться.

Первый вывод мы можем сделать из расшифровки самого понятия: эмблема — рельефное украшение.

Второй момент — в определении не высказано четких ограничений по графическому виду эмблемы. Из этого делаем вывод, что эмблема может содержать в себе разнообразные графические элементы идентификации. Порой, даже очень сложные и насыщенные деталями.

И третий момент — из того же определения приходим к выводу, что эмблема применяется в обозначениях глобальных «понятий» или «идей», а не для «графического начертания названия» (как в случае с логотипом), и не в виде «уникального графического элемента» (как в случае фирменного знака).

Обычно эмблемы используются для идентификации родов войск, футбольных и хоккейных клубов, школ, университетов и т. д…

Пример эмблемы одной футбольных команд Туниса (рисунок 13). Эмблема Украинского футбольного клуба «Динамо Киев» (рисунок 14). Эмблема «Управления Имперской Безопасности» (рисунок 15). Пример эмблемы колледжа (рисунок 16).


В свете всего выше сказанного, появилось одно интересное наблюдение. На рисунке 17а, приведен логотип автомобильного концерна Ford. Справа, на рисунке 17б, этот же логотип, но с реализацией объема некоторых элементов логотипа. По логике вещей получается, что слева мы видим классический логотип, соответствующий всем требованиям этого понятия, а справа мы имеем эмблему, которая, тем не менее, не перестаёт быть оригинальным логотипом.

Далее по списку у нас идет Торговый знак.
Торговый знак (торговая марка, товарная марка)

Все три понятия подразумевают под собой одно и то же, поэтому для удобности мы будем оперировать только одним из них, а именно — Торговым знаком.

Здесь всё просто — в патентном законодательстве есть чёткое обозначение Торгового знака:
«Торговый знак — обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц, от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц».

«Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (Российская Федерация). Это же определение, немного иначе сформулированное, имеется в Украинском законодательстве.

Фактически, Торговый знак не имеет никаких ограничений по графическому начертанию, типографике, насыщенности графическими элементами, колористке и т. д.

В качестве Торгового знака может использоваться как эмблема (логотип, фирменный знак), так и другие графические символы, не подпадающие под определения вышеперечисленных элементов идентификации.

Приводить примеры Торговых знаков, не имеет смысла — зайдите в любой супермаркет, и вы сможете лицезреть их на полках, в огромных количествах.
Фирменный блок

Основные элементы идентификации мы уже разобрали, осталось лишь дополнить картину. Итак — фирменный блок. Здесь всё просто:
«Фирменный блок — оригинальное расположение логотипа и фирменного знака, относительно друг друга».

Больше здесь сказать нечего. На рисунках 18 и 19, приведены примеры горизонтального и вертикального расположения элементов в фирменном блоке. Естественно, вариантов расположения существует неисчислимое количество — здесь приведены два из них, наиболее распространённые.

Atelier — горизонтальный размещение элементов фирменного блока, относительно друг друга. Backplane — вертикальное размещение элементов.

Вот мы и разобрались в основных элементах айдентики. Конечно, данное эссе нельзя считать безупречным и полным, но я и не стремился вникнуть во все нюансы, пытаясь вывести лишь основополагающие принципы формирования элементов айдентики.

Также, за полем нашего взгляда остались другие, не менее важные элементы визуальной идентификации, но о них пойдёт речь как нибудь в другой раз…

gerz077.livejournal.com

Логотип, фирменный знак, эмблема — в чем отличия? Разница между данными понятиями

  1. Главная
  2. Блог
  3. Логотип, фирменный знак, эмблема — в чем отличия?

08 октября 2018

В этой статье хотим разложить по полочкам, что есть что. Энциклопедии и справочники дают разные определения логотипа и эмблемы, а понятие «фирменный знак» в некоторых справочниках стоит в один ряд с «торговым знаком» и «товарной маркой», это неправильно. Будем разбираться.

Забираем себе в копилку эту статью. А заодно полезные фишки по подготовке логотипа и фирменного знака к печати на полиграфической продукции.

Логотип, или знак качества

Многие ошибочно называют логотипом всё: и эмблему, и товарный знак. Это не так.

Логотип — оригинальное графическое начертание названия. Термин появился в начале 19 века (с греческого logos — слово, tуpоs — отпечаток), когда началось массовое производство круп, печенья, мыла, и нужно было как-то отличать разных производителей.

«Всё гениальное — просто!» С логотипом эти слова работают. Вспомните самые известные компании и их логотипы. Чаще всего это надписи или простые на первый взгляд изображения. Мы видим их, и чувствуем определенные эмоции, связанные не с самим логотипом, а с товаром. Логотип создается для клиента, а не для того, кто его заказывает. Он не сделает за вас работу по качеству товара или услуги, но он будет вызывать ассоциации, связанные с ними.

Разработать логотип — ответственная задача для дизайнера. Выразить сущность компании одним словом или одним графическим элементом непросто. Логотип должен быть легко узнаваемым и хорошо запоминающимся. Только так он станет знаком качества.

Логотип компании

При разработке логотипа важно предусмотреть, где и как он будет использоваться:

• в электронном виде;
• на текстиле;
• в наружной и интерьерной рекламе;
• на полиграфической продукции;

Чтобы обойти все подводные камни при печати, нужно помнить о некоторых ограничениях еще на этапе создания логотипа.

Допустим, если логотип содержит градиент, его нельзя будет печатать методом шелкографии из-за особенности технологии. Или ещё одно ограничение — толщина линий. Наверняка вы сами не раз убеждались, что на экране монитора линии макета кажутся толще, чем на бумаге. Минимальная толщина линии, которую способна отобразить офсетная печать — 0,08 миллиметров. Если в вашем макете большое количество схем, есть риск, что тонкие линии не будут заметны.

Кстати, толщина линий может стать препятствием и для выполнения ряда постпечатных видов работ. Например, лакирование или тиснение. Популярные способы отделки при печати каталогов, брошюр, пакетов, годовых отчетов, папок для документов.

• Лакирование: полностью или выборочное. Придаёт красивый ярко выраженный декоративный эффект, защищает логотип от внешних воздействий.

• Тиснение: блинтовое, тиснение фольгой или конгревное. Можно совместить два вида тиснения, например, сделать конгревное тиснение фольгой. Это один из популярных вариантов постпечатной обработки логотипа.

При выборе украшений не стоит забывать про поговорку: » Всякое дело мера красит«. Например, золотое тиснение один логотип украсит, а другой — только испортит. Каждому логотипу своё.

Фирменный знак усилит эффект

Фирменный знак

В чём его функция? Бывает, что для идентификации компании одного логотипа недостаточно. Фирменный знак усиливает значение логотипа, несёт в себе дополнительную или завуалированную информацию.

Фирменный знак — это уникальный графический элемент, который располагается рядом с названием компании или используется отдельно.

Чем отличается знак от логотипа? Разберемся на примере компании NIKE. Её логотип — название из четырёх букв чёрного цвета. Под ним часто располагают изображение — крыло богини Ники — это фирменный знак компании. Какую дополнительную информацию он несёт? Этот знак олицетворяет движение, динамику и победу (Ника — с греч. «победительница»): как раз то, что нужно для спортивной одежды. Думаем, вы неоднократно видели использование логотипа и фирменного знака как вместе, так и по отдельности. Логотип сходу читается людьми, а фирменный знак подсказывает сущность компании.

В связке «логотип+фирменный знак» логотип первичнее. Идеально, когда оба они не вшиты друг в друга и могут жить самостоятельной жизнью. И как правило, они перекликаются между собой по дизайну и цвету. Что касается постпечатной обработки фирменного знака на полиграфической продукции, то здесь также хороши все способы, что мы уже описали выше.

Товарный знак

Товарный знак

Пару абзацев посвятим товарному знаку (он же по закону торговая марка и товарный знак), который иногда путают с фирменным знаком. В обиходной речи понятие «торговый знак» не прижилось. Его употребляют специалисты, когда речь идёт о регистрации товарного знака. Торговый знак — обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц, от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц (из ст. 138 ГК РФ).

В качестве товарного знака используют и логотип, и фирменный знак, а возможно, и какие-либо другие графические элементы. На каждый зарегистрированный товарный знак владельцу выдается свидетельство, и только он вправе пользоваться и распоряжаться им.

Эмблема — украшение со смыслом

Носит символический характер и используется не для продажи, а больше для идеи.

Эмблема — условное изображение какого-либо понятия, идеи (с греческого — «рельефное украшение»).

Те эмблемы, которые мы видели вместе с вами — а чаще всего это эмблемы спортивных клубов, родов войск, университетов и факультетов — нагромождены графическими элементами. Сложные детали, несколько цветов — вся эта насыщенность характерна для эмблемы, ни не для логотипа или фирменного знака.

Чем отличается логотип от эмблемы? Графическая разница в том, что первому не обязательно иметь глубинный смысл, а главное — стать узнаваемым и запоминающимся, то эмблема может позволить себе большую палитру цветов, изображений и других элементов ради выражения смысла, из-за которого она и создавалась. К тому же у них разные задачи: логотип идентифицирует вашу компанию, товар, услугу, а эмблема символизирует идею различных структур и объединений.

Теперь все встало на свои места. С основой разобрались. Готовим статью о нюансах печати логотипа и фирменного знака в полиграфии. До скорых встреч.

accent.su

Логотип, эмблема, фирменный знак. Стили и виды логотипов. Заказать разработку!

Перед тем, как заказать логотип, необходимо понять, для каких целей он будет предназначен. Для чего Вам необходим фирменный знак?

  • для идентификации бизнеса в целом
  • для рекламной компании
  • для проведения разового/цикличного мероприятия, события
  • для представления на конкретный период (периодический знак)
  • для конкретных задач (для коллекции работ, для серии товаров, для акции и пр.)
  • для конкретной личности (публичной или популярной личности, общественного или политического деятеля, частного мастера, творческого деятеля и др.)
  • для коллектива, группы людей, клуба, команды и пр.

Четкое понимания, как Вы планируете использовать логотип, даст представление о его внешнем виде, и соответственно максимально упростит для заказчика формирования технического задания исполнителю, в результате Вы получите то, что ожидаете.

Что именно Вам необходимо для идентификации

  • логотип
  • эмблема
  • фирменный знак
  • товарный знак (торговая марка)
  • персональный знак

Логотип — от греческого «logos» — слово, «typos» — отпечаток. Из этого следует, что логотип – специально разработанное графическое оригинальное начертание полного или частичного наименования фирмы, компании, продукта, товара или услуги.

Логотипы подлежат регистрации, являются частью товарного знака, основой фирменного стиля. Логотип тесно связан с неймингом, поэтому часто заказываются одновременно. Отличие в том, что нейминг – генерация самого названия, а логотип – графическая подача.

В современном понимании логотип имеет более широкое представление, очень часто на просторах Интернета можно встретить, как под логотипом подразумевается следующая картинка: название + графический ассоциативный элементы + слоган. Исторически это не совсем верно, но не в терминологии счастье.

Эмблема (от латинского языка «emblema» — вставка, выпуклое изображение) – условное ассоциативное (часто символическое) изображение, указывающее на какое-либо понятие или идею. Является частью фирменного знака, может использоваться отдельно.

Интересный факт: если Вы смело можете использовать эмблему без «начертания наименования» и Вас будут узнавать – то брендинг движется в верном направлении! Вот наглядный пример такого «символьного логотипа» (т.е. эмблемы) :


Фирменный знак, по сути, самый универсальный термин, который объединяет понятия логотипа и эмблемы.

Товарный знак – наименование, символ, картинка, монограмма, рисунок и пр., что используется для обозначения принадлежности определенного товара к конкретной фирме. Отличается от торговой марки тем, что последнее – это официально зарегистрированный товарный знак в соответствующих инстанциях.

Персональный знак – логотип, эмблема, монограмма, которые являются графическим идентификатором, указывающим на конкретную личность.

Во-первых, существует масса профессий и хобби, которые не нуждаются в создании конкретной структуры, но это НЕ значит: «нет фирмы – нет фирменного стиля!». Персональный знак выполняет все ту же роль зрительного идентификатора. Например: свободный художник, частный мастер, творческая личность, певец и т.д. Для того, чтобы выделить свой продукт среди аналогов и конкурентов, создайте и используйте свой персональный знак – некую «подпись», которая будет сопровождать плоды Вашего творчества и профессиональной деятельности, помогая популяризировать продукт и формируя бренд.

Во-вторых, личный знак может стать основой «персонального стиля». На этом утверждении строиться наш проект «Бренд личности», о котором Вы можете прочитать в следующей статье – «Уникальный проект компании Русский Век «бренд_личности»

Это далеко не вся терминология в этой области. Мы раскрыли основные понятия, которые смогут помочь перед началом разработок. Ближе к делу!

Заказать

Виды логотипов

На самом деле, конкретных энциклопедических разновидностей логотипов не существует. Но многие агентства, предоставляющие услуги по разработке логотипов классифицируют их на буквенные, символьные и комбинированные. Как мы разобрались выше, по факту получается логотип, эмблема и полноценный фирменный знак.

Стили логотипов и знаков

Существуют только условные определения стилей знаков без четкой классификации. Для Вашего удобства представляем следующие разновидности логотипов и знаков:

Шрифтовой стиль. Классический логотип – использование оригинальных решение при написании наименований, леттеринг, каллиграфия. Подразумевает подбор особого шрифта, «игра» с ним, преобразование форм и цветопередачи. Буквы могут быть вписаны в какие-то фигуры или превращаться в какие-то из них. Шрифтов на сегодняшний день существует сотни. Тем не менее, нынче очень популярна услуга «леттеринг» — разработка рукою художника особого искусного фирменного шрифта для различных целей. Отличается от каллиграфии тем, что при последнем исключается возможность добавления различных фигур, символов или элементов. Каллиграфия – изящная, художественная, «правильная» и четкая по формам надпись, не требующая дорисовки дополнительного художественного оформления.

Геометрический стиль. В основе — использование геометрических фигур и форм. При чем фигуры могут как комбинироваться с текстом, так и отдельные буквы могут подаваться в виде геометрических фигур. В целом, получается довольно простой и лаконичный знак.

3D-стиль. Условно, тот же геометрический стиль, только в трехмерном пространстве. Очень часто наблюдается некоторое смешение, когда например эмблема выглядит как 3d-модель, а шрифты в 2d, или наоборот. Не стоит путать геометрические фигуры, 3d-фигуры и объемную визуализацию. Бывает, что мы можем встретить хорошо проработанный элемент с художественной точки зрения, что кажется, будто он «объемный», но это не обязательно 3d.

Bio-стиль. Знаки, в которых присутствуют очертания, силуэты или формы напоминающие представителей флоры и фауны – растения, животные, птицы, рыбы, насекомые. Довольно популярный стиль. Данные элементы часто служат в качестве символов, талисманов, олицетворений, ассоциаций для конкретной фирмы (ее названия или сферы деятельности, пр.) При чем изображения могут быть довольно стилизованы или завуалированы, а иногда четко и понятно выражаться.

Техно-стиль или индустриальный. Знаки, в изображении которых угадываются детали механизмов, схемы, части электронных приборов, научные элементы и пр. Очень популярный стиль фирменных знаков для производств, транспортных компаний, энергетических, химических, инновационных технологий и т.п.

Предметный стиль. Фирменные знаки, в которых присутствуют изображения невоодушевленных предметов. Если компания имеет свою отличительную особенность и ассоциируется к конкретным предметом, он вполне может стать эмблемой компании.

Геральдический стиль. Стилистика данных знаков значительно выделяется среди остальных. Данный стиль выражается присутствием флагов, геральдических фигур, символов, изображения геральдических существ, животных и растений в особой стилистике. Данный исторически сложившийся стиль считается традиционным для компаний с богатой историей, легендой, философией, а также для закрытых клубов, спортивных команд, школ и др.

Символьный стиль. Довольно условный, его можно иногда отнести к геральдическому, иногда к предметному. Отличительной особенностью данного стиля является использование символов, которые являются общепринятыми эмблемами конкретных понятий, вызывают однозначный ассоциативный ряд в подсознании зрителей.

Винтажный стиль. Знаки в винтажном стиле часто напоминают оттиски штампа. Называют его так, потому что данный стиль был особенно популярен в начале 20-го века. Выразительной особенностью является симметричность и «центричность» композиции.

Человеческий образ. Выражается особенностью одухотворения или «оживления» предметов и явлений, перенесение человеческих признаков или использование образа человека.

P.S. Информацию предоставила компания «Русский Век», основываясь на собственных наблюдениях, исследованиях и изучении профессиональной литературы и анализе современного рынка брендинговых услуг.

Похожие записи:

russkiyvek.com

Логотип, фирменный знак, эмблема

Логотип, фирменный знак, эмблема

Очень часто бывает так, что некоторые вещи называют не своими именами. Полноценную фотографию называют «картинкой», а композиция запросто переименовывается в «перспективу». Уже не берется в расчёт, когда перемешивают между собой такие понятия как контрастность, насыщенность, яркость. Ну да бог с ними, с композициями и яркостями. Людям, которые не занимаются дизайном или графикой, в целом, это не нужно и не интересно. Но вся беда в том, что к этой категории «непосвященных» относятся и заказчики и, что ещё хуже, – так называемые «коллеги».

Заказчикам, по большому счету, незнание простительно. Но ведь и вправду – зачем заказчику знать что такое «модульная сетка» и какую траекторию должна описать по коврику мышь, чтобы, в конечном счете, получился привлекательный и интересный дизайн. Заказчику также безразлично как называется та штука, которая для него рисуется – оригинал-макет или же еще как-то. Он знать не обязан. Он платит деньги…

С обычными людьми (заказчиками) всё понятно. Но вот как быть с теми, кто в силу своей профессии или обязанностей просто обязан знать «кто есть кто» и называть всё своими именами. К сожалению, среди дизайнеров попадаются люди, которые пытаются заниматься дизайном не зная элементарных понятий и подменяя оригинальные понятия своими домыслами. Да, понятно – новички, понятно – только начали осваивать азы ремесла. Но, прежде чем садится за Фотошоп и Иллюстратор – нужно все же сначала сесть за умные книги…

Попробуем вместе разобраться «who is who» и вывести точные определения для следующих понятий, которые так часто и зачастую неверно используются в айдентике:

› Логотип
› Знак (фирменный знак)
› Эмблема
› Торговый знак (торговая марка, товарная марка)
› Фирменный блок

Логотип

Логотипом привыкли называть все, что не попадя. Как только какой-то графический элемент используется в основной символике компании (организации, структуры, фонда, ассоциации – далее по тексту «Компания»), всё – это логотип. Хотя это далеко не так.

Слово «Логотип» (англ. Logotype) происходит из греческого языка: logos (слово) и typos (отпечаток). Иных вариантов нет. И, соответственно, нет вариаций расшифровки: «Логотип – оригинальное графическое начертание названия.»

Всё! Никаких знаков, пиктограмм, символов – начертание названия. А сокращенное ли, или полное, классическая типографика или изысканная каллиграфия – это все нюансы. Все остальные формулировки – от лукавого.

Compaq (рисунок 1) – классический пример логотипа, в котором используется оригинальное построение букв, подчеркивающее уникальность логотипа. Символика корпорации Microsoft, является хрестоматийным примером логотипа (рисунок 2). Оригинальная шрифтовая гарнитура без применения «чужеродных» графических символов, слегка «разбавлена» графическим элементом (в буквенной паре «os»), который лишь подчёркивает оригинальность начертания логотипа. В логотипе компании Axeda (рисунок 3), также использовано оригинальное начертание, с добавлением отдельного графического элемента (параллелограмм над буквой «е»). В качестве примера, очень интересен логотип корпорации Samsung (рисунок 4). В начертании логотипа, кроме оригинальной шрифтовой гарнитуры, используется графический элемент (овал). Тем не менее, этот элемент настолько правильно соединен с самой текстовой частью, что является, как бы её органическим продолжением.

Знак (фирменный знак)

Довольно часто, для оригинальной графической идентификации компании, не всегда хватает одного логотипа. Только графическое начертание названия (пусть и в оригинальном исполнении), не всегда может передать (донести) нужную информацию о компании до конечного потребителя. Именно для этих целей и используется знак.

Иными словами, фирменный знак является дополнительным графическим идентификатором компании, призванным усилить воздействие логотипа или же передать дополнительную информацию о компании, что, в конечном счете, должно улучшить эффект идентификации данной компании, среди ей подобных.

Итак, получается, что фирменный знак – это уникальный графический элемент, использующийся для идентификации компании и несущий в себе закодированную дополнительную информацию о компании (достоинствах, сферах деятельности и т.д.) или кратко: «Фирменный знак – уникальный идентификационный графический элемент.»

Как правило, фирменный знак используется вместе с логотипом, но это не догма, и в некоторых случаях, когда это целесообразно и оправданно – может использоваться как самостоятельный элемент идентификации. Яркий тому пример – фирменный знак Nike.

Всемирно известный слэш Nike – классический пример фирменного знака (рисунок 5). К знаку применительно синонимы «динамичность» и «активность», что напрямую отображает спортивное направление компании. Фирменный знак nVidia (рисунок 6), представляет собой стилистическое изображение глаза, что также расшифровывает основную сферу деятельности компании – производство графических чипсетов. Очень интересный пример представляет фирменный знак корпорации General Electric (рисунок 7). Основной элемент знака – аббревиатура названия корпорации, две заглавные буквы «G» и «E». Знак выполнен в изысканном стиле, что подчеркивает «элитность» и «уникальность». С расшифровкой фирменного знака корпорации Mitsubishi (рисунок 8) все просто и логично. В переводе с японского, Mitsu (три) и Bishi (бриллиант). Что, собственно, четко отражено в знаке компании – три бриллианта.

Также стоит упомянуть об аббревиатурах. Зачастую, как логотип, так и знак, могут либо же состоять из аббревиатуры, либо же содержать аббревиатуру. Но при этом, аббревиатура не является самостоятельным элементом графической идентификации.

На рисунках 9 и 10 приведены примеры использования аббревиатур в логотипах компьютерной корпорации IBM (International Business Machines) и медиахолдинга CNN (Cable News Network). Собственно, сами логотипы и состоят из аббревиатур. На рисунках 11 и 12 представлены фирменные знаки, компаний Premier Magnetics и Baltic Line Advertising, которые выполнены в виде аббревиатур.

И ещё несколько нюансов, которые не являются догмой, но которые следует знать о логотипе и фирменном знаке:

  • В связке «Логотип + Фирменный знак» – логотип, как правило, первичен. Логотип может использоваться без фирменного знака. Фирменный знак также может использоваться отдельно от логотипа. Но, в большинстве случаев, логотип и знак – части одного целого.
  • Логотип и Фирменный знак – отдельные, самостоятельные элементы. Иногда встречаются варианты символики, где знак «зашит» в логотип, но, как правило, это не самые лучшие образцы логотипо- и знако-строения. Такие «логотипознаки» зачастую не работают на своих владельцев в полной мере.
  • Отличительная черта и логотипа, и фирменного знака – оригинальность. Они должны максимально отличатся от символики других компаний (по крайней мере, от символики прямых конкурентов).
  • Также, в большинстве случаев, к логотипу и знаку применим синоним «простота». Хороший логотип (знак) – графически простой символ, который должен легко считываться, запоминаться, и воспроизводиться.
  • Простота желательна и в цветовых решениях. Чем меньше цветов – тем лучше. Минимальное количество цветов в символике упрощает её воспроизведение и поднимает запоминаемость. Нет причин делать многоцветную или полноцветную символику, если это не оправдано идейно, логически или концептуально.

Эмблема

Слово «Эмблема» (англ. Emblem) происходит из греческого языка: emblema (рельефное украшение). Определение звучит так: «Эмблема – условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи.»

Все вроде бы понятно, но на самом деле ничего не понятно. Определение настолько размыто и обобщено, что из него нельзя сделать четкий вывод о том, что же из себя должна представлять эмблема. Попробуем вместе в этом разобраться.

Первый вывод можно сделать из расшифровки самого понятия: эмблема – рельефное украшение. Второй момент – в определении не высказано четких ограничений по графическому виду эмблемы. Отсюда вывод: эмблема может содержать в себе разнообразные графические элементы идентификации. Порой, даже очень сложные и насыщенные деталями. И третий момент – из того же определения следует, что эмблема применяется в обозначениях глобальных «понятий» или «идей», а не для «графического начертания названия» (как в случае с логотипом), и не в виде «уникального графического элемента» (как в случае фирменного знака). Обычно эмблемы используются для идентификации родов войск, футбольных и хоккейных клубов, школ, университетов и т.д.

Пример эмблемы одной из футбольных команд Туниса (рисунок 13). Эмблема Украинского футбольного клуба «Динамо Киев» (рисунок 14). Эмблема «Управления Имперской Безопасности» (рисунок 15). Пример эмблемы колледжа (рисунок 16).

В свете всего выше сказанного, появилось одно интересное наблюдение. На рисунке 17а, приведен логотип автомобильного концерна Ford. Справа, на рисунке 17б, этот же логотип, но с реализацией объема некоторых элементов логотипа. По логике вещей получается, что слева представлен классический логотип, соответствующий всем требованиям этого понятия, а справа – эмблема, которая, тем не менее, не перестаёт быть оригинальным логотипом.

Торговый знак (торговая марка, товарная марка)

Все три понятия подразумевают под собой одно и то же, поэтому для удобности будет описываться только одно из них, а именно – Торговый знак.

«Торговый знак – обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц, от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.»

Фактически, Торговый знак не имеет никаких ограничений по графическому начертанию, типографике, насыщенности графическими элементами, колористке и т.д. В качестве Торгового знака может использоваться как эмблема (логотип, фирменный знак), так и другие графические символы, не подпадающие под определения вышеперечисленных элементов идентификации. Примеры Торговых знаков можно увидеть в огромных количествах на полках любого супермаркета.

Фирменный блок

Основные элементы идентификации уже разобраны, осталось лишь дополнить картину. Итак – фирменный блок. Здесь всё просто: «Фирменный блок – оригинальное расположение логотипа и фирменного знака, относительно друг друга.»

Больше здесь сказать нечего. На рисунках 18 и 19, приведены примеры горизонтального и вертикального расположения элементов в фирменном блоке. Естественно, вариантов расположения существует неисчислимое количество – здесь приведены два из них, наиболее распространённые.

Atelier – горизонтальное размещение элементов фирменного блока, относительно друг друга. Backplane – вертикальное размещение элементов.

Источник: scona.com.ua

print-reklama.by

Логотип и знак. Терминология

Отрывок из готовящейся к печати книги «Паспорт стандартов фирменного стиля. Руководство по разработке»

Знак, логотип, эмблема — эти слова слышали все, многие активно используют, но большинство использует не по назначению. Почему логотипом называют знак, а знаком называют эмблему? Почему дизайнер заблудился в трёх берёзках и туда же затащил заказчика? Давайте разбираться. Начнём с логотипа.

Логотип (от греч. logos — слово и typos — отпечаток) — оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Специально разрабатывается фирмой с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам.

Райзберг  Б. А., Лозовский  Л. Ш., Стародубцева  Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»)

Логотип (от греч. logos — слово + typos — отпечаток) — литера ручного набора с наиболее употребительными слогами или даже словами. Логотипы применялись на ранней стадии книгопечатания для того, чтобы ускорить процесс набора.

Мильчин  А. Э. Издательский словарь-справочник. — Изд. 3-е, испр. и доп., Электронное — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.

Логотип (от нем. Logotype, англ. logotype < греч. logos — слово + typos — отпечаток) — 1) оригинальное специально разработанное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы, выполненное графически оригинальным способом, разработанное специально для конкретной компании. Логотип регистрируется и является словесной частью товарного знака и специально разрабатывается фирмой в целях привлечения внимания к ней и ее товарам; 2) литеры с наиболее употребляемыми слогами, словами, ранее применявшиеся при металлическом наборе. В компьютерном наборе логотип — это знак или изображение, которое используется при оформлении полос издания. Часто под Логотипом имеют в виду фирменный знак — сигнет.

Стефанов  С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. — М.: Гелла-принт, 2004. — 320 с: ил. — (Рекламные технологии).

Все приведённые выше определения сходятся в одном: логотип — это какая-то неделимая комбинация букв. Конкретно в дизайне — словесная торговая марка. Это может быть название компании или товара, набранное готовым шрифтом, или оригинальное начертание нарисованное дизайнером для данной работы, каллиграфическая надпись, монограмма, вензель. Очевидно, что неправильно называть логотипом торговую марку вообще, тем более, если она представляет собой какое-то изображение не связанное с буквами. Однако встретить безграмотное употребление этого термина можно сплошь и рядом. Даже в конце последнего определения упоминается эта ситуация.

Знак — очень обширное понятие. Самое простое найденное мной определение объясняет его как «нечто, способное в некотором отношении выступать вместо чего-либо другого, т.е., будучи воспринято некоторым живым объектом, обладать значением» ( Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002).

Смею предположить, что под «живым объектом» тут подразумевается человек. Новейший философский словарь трактует это понятие ещё круче.

Знак — традиционно — материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения).

Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.- 1280 с. — (Мир энциклопедий).

Исходя из этих определений, в качестве знака может выступать всё что угодно. Поэтому для нашего конкретного прикладного случая правильно будет уточнить понятие. Вариантов несколько: графический знак, фирменный знак, сигнет, товарный знак, эмблема, торговая марка. Словари пестрят определениями каждого из этих понятия, где-то пересекаясь в значениях, где-то противореча друг другу, демонстрируя полное непонимание составителей, о чём они говорят, и зачем вообще вводят в употребление эти термины.

Дизайнеру этот термин нужен по одной простой причине: это один из его товаров. Клиенту надо объяснить зачем он, сколько стоит и как используется. Очевидно, что объяснять эти вещи, используя термин «эта фиговина» не очень удобно. Как назвать оригинальное начертание Nike? Мы уже выяснили — логотип. Как назвать «свуш» — знаменитую дугу Nike? Пока ответить на этот вопрос мы можем, руководствуясь методом от противного, — это точно не логотип. Как обозначить ситуацию, когда они используются вместе? Ещё один вопрос, на который дизайнер должен знать ответ, хотя бы потому что есть соответствующий раздел в паспорте стандартов и у него должно быть название.

Продолжение следует

8 апреля 2009

eldesign.ru

Терминология графического дизайна: что такое эмблема?

«Эмблема», «логотип», «знак», «символ» – многие слышали эти слова и активно используют в своей речи. Но при этом мало кто знает правильное их значение, и в каких случаях будет уместным употребление этих слов. Что такое эмблема и знак? Почему знаком называют изображение-логотип? Как правильно понять заказчика и сделать именно то, что нужно? В этой статье мы разберем значение слова «эмблема» и правильное его употребление. Также мы рассмотрим определение вышеупомянутых терминов.

Что означает слово «эмблема»?

В переводе с древнегреческого это слово означает «выпуклое украшение, вставка». Большая советская энциклопедия дает следующий ответ на вопрос «что такое эмблема»: условное изображение абстрактного понятия или идеи при помощи графических инструментов. Иногда может выступать в качестве аллегории. Например, изображение голубя – эмблема движения пацифистов. Другими словами, это изображение символического характера. Согласно Современному экономическому словарю ответ на вопрос «что такое эмблема» – это косвенное указание на содержание понятия, а не прямое изображение.

Данные определения можно применить и к понятию «графический знак». Однако этот термин в быту смешивается с понятиями «фирменный знак», «товарный знак» и в некоторых случаях даже с термином «торговая марка». Иногда графический дизайнер употребляет различные вариации именно этого термина, но, что под этим понимается, уже видно по итогу работы, которая не всегда удовлетворяет заказчика. Получается, что клиент и исполнитель говорят на разных языках. Поэтому внесем ясность и дадим определение и другим понятиям, используемым в среде дизайнеров-графиков.

Это оригинальное изображение, начертание, передающие полное или сокращенное название компании, продукции или услуг, которые являются профильной деятельностью данной фирмы. Разрабатывается для привлечения внимания потенциальных покупателей или клиентов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что логотип представляет собой некую неделимую комбинацию букв. Это может быть название товара или компании, написанное определенным шрифтом, каллиграфическая надпись, вензель или монограмма. Следовательно, нельзя называть логотипом торговую марку или знак. Однако многие дизайнеры имеют за собой такой грех и несут его в широкие массы. Поэтому рассмотрим понятие «знак».

Определение термина «знак»

Этот обширный термин означает зачастую материальный объект, который обладает определенным значением, выступает в качестве указания, представления или обозначения другого предмета (действия, события и так далее). Другими словами, знак – это способ трансляции конкретной информации. Например, дорожные указатели являются своего рода знаком для водителя, несущие информацию о поведении на дороге. Для графического дизайнера это понятие слишком грубое и условное. Потому что под этим термином может подразумеваться все что угодно. Также стоит отметить, что знаковым изображением отмечают не только услугу, товар или компанию, но и географические объекты, события, конкретного человека, персонажа и многое другое. Поэтому использование такого широкого термина существенно затрудняет общение и понимание между дизайнером и конечным потребителем или заказчиком.

Вывод

Получается, что мы имеем два понятия, которые обозначают две различные сущности: «логотип» и «эмблема». Первое если и может вызвать недоумение у человека, не связанного со средой дизайна, но его значение легко объяснить и донести суть. А что такое эмблема, в принципе, доступно и понятно каждому. Поэтому без особого труда будет восприниматься клиентом.

fb.ru

gerz077

Очень часто бывает так, что некоторые вещи называют не своими именами. Полноценную фотографию называют «картинкой», а композиция запросто переименовывается в «перспективу». Я уже не беру в расчёт, когда перемешивают между собой такие понятия как контрастность, насыщенность, яркость…

Ну да бог с ними, с композициями и яркостями. Я допускаю что людям, которые не занимаются дизайном или графикой, в целом, это не нужно и не интересно. Но вся беда в том, что к этой категории «непосвященных» относятся и горячо-любимые нами заказчики и, что ещё хуже, — так называемые «коллеги».

Заказчикам, по большому счету, незнание простительно. Но ведь и вправду — зачем заказчику знать что такое «модульная сетка» и какую траекторию должна описать по коврику ваша мышь, чтобы, в конечном счете, получился привлекательный и интересный дизайн. Заказчику также безразлично как вы называете ту штуку, которую вы для него рисуете — оригинал-макетом или же еще как-то. Он знать не обязан. Он платит вам деньги. И часть денег он платит вам именно за то, что вы знаете как правильно называется та или иная вещь.

С обычными людьми (читай, заказчиками) всё понятно. Но вот как быть с теми, кто в силу своей профессии или обязанностей просто обязан знать «кто есть кто» и называть всё своими именами.

К сожалению, среди нас (дизайнеров) попадаются люди, которые пытаются заниматься дизайном не зная элементарных понятий и подменяя оригинальные понятия своими домыслами. Да, понятно — новички, понятно — только начали осваивать азы ремесла. Но, прежде чем садится за Фотошоп и Иллюстратор — нужно все же сначала сесть за умные книги. Так и хочется воскликнуть:
Господа «дизайнеры», настоятельная просьба — учите мат. часть!

Это о наболевшем. 🙂
Далее повествование будет более содержательным и полезным.

Давайте далее, вместе попробуем разобраться «ху ис ху» и вывести точные определения для следующих понятий, которые так часто и зачастую неверно используются в айдентике. Сегодня мы по полочкам разложим что такое:
Логотип
Знак (Фирменный знак)
Эмблема
Торговый знак (Торговая марка, Товарная марка)
Фирменный блок

Как выяснилось, задача не такая уж и простая как могло показаться на первый взгляд. Изначально я обратился к официальным источникам (дабы потом меня не обвинили в подмене оригинальных понятий своими домыслами) и начал копаться в законодательстве. И сразу первая неудача — в патентных законодательствах, по крайней мере, двух стран (России и Украины), напрочь отсутствуют определения для некоторых понятий. Следующим моим шагом было перелопачивание энциклопедий и поиска в них точных определений этим понятиям. И вроде второй подход к вопросу вышел более удачным, но, в ходе поиска, на свет вырисовался один нюанс который поставил под сомнение достоверность и «весомость» данных, полученных из этих самых энциклопедий. А именно: в энциклопедиях, понятия «Фирменный знак», «Торговая марка» и «Торговый знак» — попросту записаны под одним и тем же определением. И если для понятий «Торговая марка» и «Торговый знак» такая идентичность весьма вероятна, то понятие «Фирменный знак» несколько выпадает из этого ряда.

После того как мы детально разберём каждое из вышеперечисленных понятий и выведем их расшифровку, станет ясно чем отличаются «Фирменный знак» и «Торговая марка» и почему, в принципе, нельзя подменять друг дружкой эти два понятия.

Итак, начнем с самого начала.
Логотип

Логотипом у нас привыкли называть всё что не попадя. Как только какой-то графический элемент используется в основной символике компании (организации, структуры, фонда, ассоциации — далее по тексту «Компания»), всё — это логотип. Хотя это далеко не так.

Слово «Логотип» (англ. Logotype) происходит из греческого языка: logos (слово) и typos (отпечаток). Иных вариантов нет. И, соответственно, нет вариаций расшифровки:
«Логотип — оригинальное графическое начертание названия».

Всё! Никаких знаков, пиктограмм, символов — начертание названия. А сокращенное ли, или полное, классическая типографика или изысканная каллиграфия — это все нюансы.
Все остальные формулировки — от лукавого.

Compaq (рисунок 1) — классический пример логотипа, в котором используется оригинальное построение букв, подчеркивающее уникальность логотипа. В логотипе компании Axeda (рисунок 2), также использовано оригинальное начертание, с добавлением отдельного графического элемента (параллелограмм над буквой «е»). Символика корпорации Microsoft, является хрестоматийным примером логотипа (рисунок 3). Оригинальная шрифтовая гарнитура без применения «чужеродных» графических символов, слегка «разбавлена» графическим элементом (в буквенной паре «os»), который лишь подчёркивает оригинальность начертания логотипа. В качестве примера, очень интересен логотип корпорации Samsung (рисунок 4). В начертании логотипа, кроме оригинальной шрифтовой гарнитуры, используется графический элемент (овал). Тем не менее, этот элемент настолько правильно соеденён с самой текстовой частью, что является, как бы её органическим продолжением.

Знак (Фирменный знак)

Довольно часто, для оригинальной графической идентификации компании, не всегда хватает одного логотипа. Согласитесь, что только графическое начертание названия (пусть и в оригинальном исполнении), не всегда может передать (донести) нужную информацию о компании до конечного потребителя. Именно для этих целей и используется знак.

Иными словами, фирменный знак является дополнительным графическим идентификатором компании, призванным усилить воздействие логотипа или же передать дополнительную информацию о компании, что, в конечном счете, должно улучшить эффект идентификации данной компании, среди ей подобных.

Итак, получается, что: фирменный знак — уникальный графический элемент, использующийся для идентификации компании и несущий в себе закодированную дополнительную информацию о компании (достоинствах, сферах деятельности и т. д.).

Вот мы и вывели формулировку для понятия «Фирменный знак». Единственное, она вышла довольно длинной и неудобоваримой, а поэтому, давайте попробуем её унифицировать и немного сократить:
«Фирменный знак — уникальный идентификационный графический элемент»..

Как правило, фирменный знак используется вместе с логотипом, но это не догма, и в некоторых случаях, когда это целесообразно и оправданно — может использоваться как самостоятельный элемент идентификации. Яркий тому пример — фирменный знак Nike.

Всемирно известный слэш Nike — классический пример фирменного знака (рисунок 5). К знаку применительно синонимы «динамичность» и «активность», что напрямую отображает спортивное направление компании. Фирменный знак nVidia (рисунок 6), представляет собой стилистическое изображение глаза, что также расшифровывает основную сферу деятельности компании — производство графических чипсетов. Очень интересный пример представляет фирменный знак корпорации General Electric (рисунок 7). Основной элемент знака — аббревиатура названия корпорации, две заглавные буквы «G» и «E». Знак выполнен в изысканном стиле, что подчеркивает «элитность» и «уникальность». С расшифровкой фирменного знака корпорации Mitsubishi (рисунок 8) все просто и логично. В переводе с японского, Mitsu (три) и Bishi (бриллиант). Что, собственно, четко отражено в знаке компании — три бриллианта.

Также стоит упомянуть об аббревиатурах. Зачастую, как логотип, так и знак, могут либо же состоять из аббревиатуры, либо же содержать аббревиатуру. Но при этом, аббревиатура не является самостоятельным элементом графической идентификации.

На рисунках 9–10 приведены примеры использования аббревиатур в логотипах компьютерной корпорации IBM (International Business Machines) и медиахолдинга CNN (Cable News Network). Собственно, сами логотипы и состоят из аббревиатур. На рисунках 11 и 12 представлены фирменные знаки, компаний Premier Magnetics и Baltic Line Advertising, которые выполнены в виде аббревиатур.

И ещё несколько нюансов, которые не являются догмой, но которые следует знать о логотипе и фирменном знаке:
В связке «Логотип + Фирменный знак» — логотип, как правило, первичен. Логотип может использоваться без фирменного знака. Фирменный знак также может использоваться отдельно от логотипа. Но, в большинстве случаев, логотип и знак — части одного целого.
Логотип и Фирменный знак — отдельные, самостоятельные элементы. Иногда встречаются варианты символики, где знак «зашит» в логотип, но, как правило, это не самые лучшие образцы логотипо- и знако-строения. Такие «логотипознаки» зачастую не работают на своих владельцев в полной мере.
Отличительная черта и логотипа, и фирменного знака — оригинальность. Они должны максимально отличатся от символики других компаний (по крайней мере, от символики прямых конкурентов).
Также, в большинстве случаев, к логотипу и знаку применим синоним «простота». Хороший логотип (знак) — графически простой символ, который должен легко считываться, запоминаться, и воспроизводиться.
Простота желательна и в цветовых решениях. Чем меньше цветов — тем лучше. Минимальное количество цветов в символике упрощает её воспроизведение и поднимает запоминаемость. Нет причин делать многоцветную или полноцветную символику, если это не оправдано идейно, логически или концептуально.

Эмблема

Слово «Эмблема» (англ. Emblem) происходит из греческого языка: emblema (рельефное украшение). Определение звучит так:
«Эмблема — условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи».

Все вроде бы понятно, но на самом деле ничего не понятно. Определение настолько размыто и обобщено, что из него нельзя сделать четкий вывод о том, что же из себя должна представлять эмблема. Давайте попробуем вместе в этом разобраться.

Первый вывод мы можем сделать из расшифровки самого понятия: эмблема — рельефное украшение.

Второй момент — в определении не высказано четких ограничений по графическому виду эмблемы. Из этого делаем вывод, что эмблема может содержать в себе разнообразные графические элементы идентификации. Порой, даже очень сложные и насыщенные деталями.

И третий момент — из того же определения приходим к выводу, что эмблема применяется в обозначениях глобальных «понятий» или «идей», а не для «графического начертания названия» (как в случае с логотипом), и не в виде «уникального графического элемента» (как в случае фирменного знака).

Обычно эмблемы используются для идентификации родов войск, футбольных и хоккейных клубов, школ, университетов и т. д…

Пример эмблемы одной футбольных команд Туниса (рисунок 13). Эмблема Украинского футбольного клуба «Динамо Киев» (рисунок 14). Эмблема «Управления Имперской Безопасности» (рисунок 15). Пример эмблемы колледжа (рисунок 16).


В свете всего выше сказанного, появилось одно интересное наблюдение. На рисунке 17а, приведен логотип автомобильного концерна Ford. Справа, на рисунке 17б, этот же логотип, но с реализацией объема некоторых элементов логотипа. По логике вещей получается, что слева мы видим классический логотип, соответствующий всем требованиям этого понятия, а справа мы имеем эмблему, которая, тем не менее, не перестаёт быть оригинальным логотипом.

Далее по списку у нас идет Торговый знак.
Торговый знак (торговая марка, товарная марка)

Все три понятия подразумевают под собой одно и то же, поэтому для удобности мы будем оперировать только одним из них, а именно — Торговым знаком.

Здесь всё просто — в патентном законодательстве есть чёткое обозначение Торгового знака:
«Торговый знак — обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц, от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц».

«Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (Российская Федерация). Это же определение, немного иначе сформулированное, имеется в Украинском законодательстве.

Фактически, Торговый знак не имеет никаких ограничений по графическому начертанию, типографике, насыщенности графическими элементами, колористке и т. д.

В качестве Торгового знака может использоваться как эмблема (логотип, фирменный знак), так и другие графические символы, не подпадающие под определения вышеперечисленных элементов идентификации.

Приводить примеры Торговых знаков, не имеет смысла — зайдите в любой супермаркет, и вы сможете лицезреть их на полках, в огромных количествах.
Фирменный блок

Основные элементы идентификации мы уже разобрали, осталось лишь дополнить картину. Итак — фирменный блок. Здесь всё просто:
«Фирменный блок — оригинальное расположение логотипа и фирменного знака, относительно друг друга».

Больше здесь сказать нечего. На рисунках 18 и 19, приведены примеры горизонтального и вертикального расположения элементов в фирменном блоке. Естественно, вариантов расположения существует неисчислимое количество — здесь приведены два из них, наиболее распространённые.

Atelier — горизонтальный размещение элементов фирменного блока, относительно друг друга. Backplane — вертикальное размещение элементов.

Вот мы и разобрались в основных элементах айдентики. Конечно, данное эссе нельзя считать безупречным и полным, но я и не стремился вникнуть во все нюансы, пытаясь вывести лишь основополагающие принципы формирования элементов айдентики.

Также, за полем нашего взгляда остались другие, не менее важные элементы визуальной идентификации, но о них пойдёт речь как нибудь в другой раз…

gerz077.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *