Организация отдыха – , , , —

Содержание

Организация отдыха

Без полноценного отдыха в жизни невозможно обойтись. Хотя некоторые (особенно трудоголики) считают его потерянным временем, на самом деле, правильно и регулярно отдыхая, человек повышает свою трудоспособность, активизирует деятельность мозга, улучшает физическое и эмоциональное самочувствие, а значи

Главное правило совместного отдыха – всем должно быть хорошо. Это означает, что каждому придется пожертвовать какими-то личными интересами для общего блага. Только в этом случае организованный отдых принесет много впечатлений.

Отдыхать нужно обязательно. Вот только делать это нужно не от случая к случаю, а регулярно. Кроме этого, важна тщательная организация отдыха для того, чтобы получить от него максимум пользы.

Многие из таких видов отдыха командные, а значит, учат тому, как сотрудничать друг с другом в жизни. На самом деле достоинства такого времяпрепровождения можно перечислять долго, но для того, чтобы все прошло на высшем уровне, должна присутствовать тщательная организация активного отдыха.

Данное понятие включает в себя прежде всего выбор чего-то одного из множества доступных вариантов. После этого необходимо определиться с товарищами по отдыху, оптимальным для всех временем, посчитать затраты, внести коррективы и многое другое.

В последние годы популярность обретает активный отдых. В него включаются походы, покорение горных вершин, конные пробежки, серфинг, дайвинг и многое другое. Словом, то, что подразумевает физическую активность. Такой отдых пробуждает чувства и эмоции, которые в повседневной жизни практически не проявляются, или их проявление носит негативный характер.

Теперь, зная, как организовать отдых, можно переходить непосредственно от теории к практике. Несомненно, тщательно спланированное мероприятие принесет больше удовольствия, чем решения, принятые в спешке. Важно помнить о том, что во время отдыха нужно отдыхать, а работа и все остальные трудности подождут. И наверняка после такого плодотворного восстановления сил жизнь покажется ярче и радужнее.

www.medokno.com

3.4. Организация отдыха работников

Работников организаций можно привлекать к работе в день отдыха только в исключительных случаях по письменному распоряжению руководителя организации или его заместителя с указанием дня отдыха, предоставляемого взамен. Каждое распоряжение следует предварительно согласовать с местной профсоюзной организацией. Компенсировать неиспользованные дни отдыха деньгами, отгулом в повышенном размере (например, два дня вместо одного по графику) или удлинением отпуска запрещается.

Очередной отпуск предоставляется за год работы в данной организации один раз в рабочем году. Рабочие и служащие имеют право на очередной отпуск по истечении 11 месяцев непрерывной работы на данной стройке, предприятии или учреждении.

Замена очередных отпусков денежной компенсацией несовершеннолетним рабочим запрещается.

Очередные отпуска несовершеннолетним предоставляются по общему правилу летом, если работающий не изъявит желания использовать очередной отпуск в другое время года.

Отпуска взрослым могут предоставляться в течение всего года. Если взрослый работающий не мог по независящим от него причинам получить в текущем году отпуск и этот отпуск не был компенсирован деньгами, ему должен быть предоставлен в следующем году отпуск за два года. Соединение же отпусков более чем за два года не допускается.

Продолжительность очередного отпуска взрослым рабочим – 12 рабочих дней с добавлением выходных дней, приходящихся на отпускное время.

Несовершеннолетние рабочие получают отпуск в увеличенном размере, как об этом сказано выше.

Рабочие, проработавшие на одном и том же крупном строительстве непрерывно не менее двух лет, получают ежегодно дополнительный трехдневный отпуск или денежную компенсацию в размере трехдневного заработка.

3.5. Оценка эффективности внедряемых режимов труда и отдыха

При организации отдыха на предприятии важное значение имеет его содержание и активизация.

Пассивный отдых целесообразен только при тяжелых физических работах, а также при работах с постоянным хождением.

Активизация отдыха обеспечивается сменой форм деятельности и внедрением производственной гимнастики. При смене форм деятельности учитывается содержание и организация трудового процесса. В качестве активного отдыха на работах с вынужденным темпом и ритмом (поточно-конвейерный тип организации производственного процесса) применяется перемена рабочих мест и соответственно выполняемых операций. Напри­мер, целесообразно периодическое выполнение операций по принципу «поток на себя», при котором работник выполняет подряд определенное количество однородных операций, а затем такое же количество последующих операций при изготовлении одного и того же изделия. Если нет жесткой регламентации темпа, ритма и последовательности выполнения операций, смена формы деятельности обеспечивается распределением работ различной сложности и содержания по часам смены.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

При смене форм деятельности необходимо учитывать следующее:

– операции, подбираемые для чередования, не должны загружать одни и те же органы и системы организма. Целесообразно чередовать физическую работу с умственной, нагрузку на орган зрения с работой, где участвуют другие анализаторы (слуховой, осязательной и др.), работу по управлению механизмами – с ручным трудом;

– при смене форм деятельности необходимо учитывать возраст работников, так как у молодых людей этот метод дает больший эффект, чем у пожилых людей;

– систематическое чередование видов труда можно вводить лишь тогда, когда работники полностью овладевают каждой из выполняемых операций;

– совмещаемая работа должна быть умеренной, менее тяжелой, чем основная;

– при совмещении работ наилучший результат достигается в том случае, если более интенсивная работа заменяется менее интенсивной, более трудная и сложная – простой, более монотонная – менее монотонной;

– чередуемые работы должны отличаться по характеру рабочей позы, по нагрузке на разные звенья двигательного аппарата, обеспечивать переключение деятельности с одних мышечных групп на другие. Статическое напряжение мышц в известных пределах является стимулятором динамической работы. Это необходимо учитывать при совмещении работ;

– для устранения монотонности работы рекомендуется смена предметов труда, различающихся по цвету и форме. Например, в первые часы работы целесообразно обрабатывать предметы темных тонов, а в конце рабочей смены – светлых. Чередование обрабатываемых предметов труда следует приурочивать к моментам появления утомления;

– в зависимости от скорости перестройки рабочего динамического стереотипа (это зависит от сложности работ) чередование выполняемых работ во времени может осуществляться в течение рабочей смены, недели или более длительных отрезков времени;

– на участках с неблагоприятными условиями труда совмещение операций применяется с целью сокращения времени воздействия неблагоприятных факторов на организм человека.

Производственная гимнастика как вид активного отдыха должна использоваться для предупреждения переутомления и повышения работоспособности трудящихся. Производственная гимнастика имеет три основные формы: вводная гимнастика, физкультурная пауза и физкультурная минутка.

Вводная гимнастика проводится в начале рабочего дня в течение 5-7 мин.

Цель вводной гимнастики – ускорить физиологические процессы и тем самым обеспечить большую готовность организма человека к работе в результате увеличения подвижности нервных процессов возбуждения и торможения, более быстрого возобновления рабочего динамического стереотипа, ускорения процесса врабатывания. Поэтому вводная гимнастика должна включать упражнения, активизирующие деятельность организма, способствующие сосредоточению внимания, имитирующие рабочие движения. Темп выполняемых упражнений должен несколько превышать обычный темп работы. Комплекс вводной гимнастики, как правило, состоит из 6-8 упражнений.

Физкультурная пауза рекомендуется проводить один – три раза в смену продолжительностью 5-10 мин с целью поддержания высокой работоспособности в течение рабочего дня. Физкультурные паузы следует проводить в период начинающегося утомления. Ориентиром времени их проведения должны служить признаки спада работоспособности. Содержание физкультурных пауз определяется с учетом характерных особенностей трудовой деятельности.

Физкультурные минутки проводятся для снижения локального утомления. Они особенно необходимы для людей умственного труда, так как их работа малоподвижна и связана с напряжением внимания и зрения. Проводятся физкультурные минутки индивидуально или коллективно. В течение 2-3 мин выполняются два-три упражнения: сначала потягивание, следующие два упражнения подбираются в зависимости от того, в какой части тела чувствуется усталость. Обычно это упражнения для мышц шеи, спины, рук, ног. Полезно включать в физкультурную минутку упражнения на расслабление отдельных мышечных групп, а также дыхательные упражнения.

В комплексе мероприятий по НОТ, направленных на ограничение утомления, сохранение и укрепление здоровья работающих, важное место занимают психогенные методы (в том числе аутогенная тренировка, обучение приемам «психосаморегуляции»), а также создание так называемых «комнат психологической разгрузки».

Среди средств, способствующих повышению работоспособности, заметное место занимает производственная (функциональная) музыка. Наиболее эффективно применение производственной музыки при выполнении однообразных, большей частью простых, монотонных работ с небольшой, но однообразной мышечной загрузкой при дефиците информации. Это в первую очередь поточно-конвейерные работы.

В НИИ труда были разработаны методические рекомендации по применению функциональной музыки на промышленных предприятиях, которые использовались в целях предупреждения развития переутомления работников как физического, так и умственного труда.

В соответствии с рекомендациями наиболее целесообразно применение функциональной музыки в массовом и крупносерийном производстве с конвейерно-поточной организацией труда на несложных работах, характеризующихся ритмичностью, монотонностью, небольшой и равномерной физической нагрузкой в течение смены, однообразием движений и позы, ограниченной и однообразной нагрузкой на сенсорные органы человека.

Противопоказано применение музыки в рабочее время на работах:

– экспериментально-опытного и контрольного характера, а также по наладке и ремонту оборудования;

– требующих высокой концентрации внимания, умственной сосредоточенности и ответственности;

– характеризующихся следующим комплексом отрицательных условий: неблагоприятный микроклимат, повышенный шум, значительная физическая нагрузка, многообразие движений и поз, повышенное нервно-психическое напряжение.

Эффективность внедряемых режимов труда и отдыха зависит от того, насколько правильно учитываются закономерности суточной динамики протекания биологических процессов в организме человека. Установлено, что сила и направленность его реакций изменяются в зависимости от времени суток. Утром и днем важнейшие психофизиологические функции человека отличаются наибольшей, а в ночное время – наименьшей актив­ностью.

Учитывая неблагоприятное воздействие ночных смен на здоровье работников и их производственные показатели, необходимо изыскивать возможности сокращения работ в ночное время, в частности путем применения рациональных графиков сменности, максимально сокращающих ночную работу.

Работоспособность человека в течение недели также подвержена циклическим изменениям. В первые два дня она нарастает, что соответствует периоду врабатывания. В недельной динамике фаза высокой работоспособности приходится на второй – четвертый дни недели, поэтому необходимо максимальное использование этих дней в интересах производства.

studfiles.net

Организация отдыха, досуга и развлечений, Сущность организации отдыха, досуга и развлечений

111 Сущность организации отдыха, досуга и развлечений

Индустрия гостеприимства развивается быстрыми темпами благодаря социальному, экономическому и политическому прогрессу и благодаря тому, что количество туристов существенно увеличилось

С целью повышения конкурентоспособности и прибыли, предприятия гостиничного хозяйства пытаются внедрять новые прогрессивные формы обслуживания и организовывать отдых, досуг и решения весов

Отдых, досуг, развлечения, как и труд, являются неотъемлемыми составляющими жизнедеятельности человека. Развлекаясь, человек или группа людей удовлетворяют свои духовные потребности, оценивают свои возможности. Отдыхать и и развлекаясь можно как в естественном так и искусственной среде. Создание соответствующих условий для этого и является задачей индустрии развлечений. Индустрия развлечений — это молодая отрасль, которая формирует и развивает особист ость, влияет на воспитание, формирование оптимистического настроения, отдых, культурное развитие человека тощтощо.

Свидетельство о первых организованные путешествия с целью знакомства с культурой и природой других народе дошли до нас из древнего мира. Поездки древних греков и римлян в. Египте с V стдо не были частым явление ем их привлекала необычная природа. Египта, древняя история, культура, красота египетских строитвель.

Посещая. Египет, греческие и римские путешественники оставляли короткие записки с указанием своего имени — граффити. Одним из таких путешественников был известный философ, «отец истории» -. Геродот. Свои многочисленные и долговременные путешествия по разным землям. Геродот посетил после 459. РНЕ. Он описал свой маршрут, свои впечатления, свои чувства по долине. Нил по долині. Нілу.

путешествия по своей стране для древних греков были поездки в. Олимпию на. Олимпийские игры. Часто римляне и греки совершали свои путешествия к целебным источникам. Когда сформировались основные религиозные течения появилась еще одна многочисленная категория путешественников»святым местам»- это поле грамма, или паломникбо паломники.

В мировой практике индустрии гостеприимства совокупность услуг по обеспечению путешествующих в активных культурных формах отдыха называется анимацией

Анимация оживляет, одухотворяет отдыхающих, путешественников и является важной составляющей для восстановления физических и духовных сил организма

Для понимания организации анимационных процессов необходимо четко определиться со следующими понятиями как отдых досуг и развлечения

Понятие досуг, отдых в большом толковом словаре подаются как синонимы в указанные времени свободного от работы, какого-то действия

Досуг. Досуг — это совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном восстановительного характера. В отличие от при ироднои основы восстановления сил человека, досуга является специфическим, социальным способом регенерации этих сиил.

К досуга вероятнее всего можно отнести такие виды занятий, как чтение, просмотр телепередач, посещение кинотеатров, театров, концертов, общение с друзьями, занятия спортом, развлечения, прогулами янки, игры, пассивный отдых и т др.. Для занятий в часы досуга характерна в основном же личностная направленность их содержаниету.

Сфера досуга объединяет самые разнообразные виды жизнедеятельности человека досуговая деятельность отличается от других видов жизнедеятельности человека тем, что осуществляется в соответствии с потребностями индивида, с м целью получения удовольствия. Роль досуга заключается в восстановлении психологических и физических сил человека, повышении ее образовательного и духовного уровня, осуществлении лишь тех занятий в свободное время, соответствующие ют потребностям и желаниям человека и приносит ей удовольствие в процессе самой деятельности (рыси 11.1).

Рис 111. Задача досуга

Современное досуга делится на много типов в зависимости от психологических, образовательных, социальных, рекреационных, физиологических и эстетических компонентов зависимости от того, какой парам етр досуга перев считаете, такого характера и приобретает конкретное досуговых занятийя.

Досуг можно разделить на следующие группы:

— досуг как рекреация — когда оно воспринимается исключительно как деятельность, помогает человека уравновешивать организм;

— досуг как удовольствие — когда основной мотивацией досуговой деятельности является получение счастья и радости;

— досуг как восстановление сил — когда досуга считается средством восстановления здоровья человека, его духовных и физических сил; средство лечения и реабилитации;

— досуг как состояние бытия — сфера жизнедеятельности человека, в которой она может самореализоваться и развить свои способности;

— досуг как социальная стратификация — досуг зависит от того, выразителем которого социального класса является данное лицо;

— досуг как свободное время — время, остается для человека после выполнения ею рабочих обязанностей

Формы досуговой деятельности изменяются и зависят от того, что хочет получить от отдыха человек, каких результатов она хочет достичь благодаря досуговый деятельности

Любые потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворение одной потребности порождает конечно новую. Благодаря этому можно менять вид деятельности и обогащать досуг. В области. Разрешить илля должен осуществляться переход от простых форм деятельности в сложных, от пассивного отдыха — к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических фо рм рекреации — к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей — к творчеству и т т.п.

Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходят изменения в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня я индивида. Если человек не ставит себе целью самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнен, то происходит деградация досуга, обеднение его структурри.

Простейший вид досуга — отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, снимает усталость и восстанавливает силы. Чем ты занят — не имеет значения, чтобы можно было освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная, п простая деятельность вызывает настроение спокойствия. Такой отдых — неотъемлемая часть жизни человека. Он является подготовительным ступенью к более сложной и творческой деятельностиості.

Активный отдых, наоборот, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он предоставляет работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, скорости дкою изменением эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, дружеское общениеання.

Основные функции активного отдыха:

— восстановительная — обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность;

— развивающая — развитие его духовных и физических сил;

-гармонизации — развивает гармонию души и тела. Любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей человека

Учитывая множественность и разнообразие классификаций досуга, общепринятой считается классификация досуга по следующим признакам:

— видом активности: пассивное и активное досуга;

-периодичностью: ежедневное, еженедельное, праздничное, досуг во время отпуска;

-продолжительностью: кратковременное, длительное, эпизодическое;

— направления деятельности: творческое, рекреационное, культурное, спортивное, декоративно-прикладное, туристическое

Виды деятельности, осуществляемые во время досуга, могут быть самыми разнообразными: физические нагрузки (прогулки, спорт), любительские занятия (сбор ягод, грибов, охота, рыбалка), заинтересованных ния миром искусств (посещение театров, кино, музеев и др.), интеллектуальная деятельность, общение по интересам на основе выбора, развлечения (активные, пассивные), путешествия ради удовольствия тощ.

Для того, чтобы увеличить количество клиентов в гостиничном или туристическом комплексе можно не только путем увеличения гостиничных номеров, улучшения их комфортности, но и путем создания условий для разно оманитного высококачественного отдыха, досуга и развитие.

Организация досуга и развлечений предусматривает привлечение как местных жителей разных социальных групп так и путешествующих»приезжих гостей»к участию в разнообразных художественно-развлекательных этнографических шаров ьтурно-исторических театрализованных мероприятиях. Сюда можно отнести и анимационное обслуживание во время движения»на круизном теплоходе, в поезде, автобусе, самолете», а также во время пребывания в тематических парках, парках развлечений, вакацийних зонах тощвакаційних зонах тощо.

Программа организации досуга и развлечений готовится из учетом особенностей и индивидуальных потребностей человека в определенный промежуток времени, свободного времени. Человек — уникальное творение природы, общества и с самого себя. Потребности человека является движущей силой развития как общества, так и самого человека ради потребности, собственно, и осуществляется организация отдыха, досуга и развлечений. Человеческие потребности исторически обум овлени, определяются настоящим историческим типом общественных отношений, социальной средой, системой воспитания человека, самовоспитания и т.д.. Потребности человека является основой его интересов. Выбор модели и формы прог рамы отдыха, досуга и развлечений значительной степени зависит от самого человека, от природно-климатической характеристики, места организации тощї тощо.

Организация процесса развлечений строится по определенным принципам:

— добровольный выбор развлечений;

— предварительная подготовленность к потреблению развлечений;

— неограниченный перечень видов развлечений — изменение видов развлечений;

— соблюдение периодичности потребления развлечений;

— комбинирование развлечений с другими занятиями

На характер организации отдыха, досуга развлечений влияют такие факторы, как менталитет процесса восстановления физических, духовных и нервно-психических сил и т.п. (рис 113)

Свободное время. Термин»свободное время»появился в XIX в и рассматривался с классовых позиций. Это обусловлено тем, что разные слои населения профессиональные и возрастные группы имеют неодинаковое количество свободного времени

Понятие»время»вошло много веков назад в быт народов, им измеряется практически любой процесс, происходящий в окружающем мире. Человек не может жить в каком-нибудь другом времени, кроме сего одення. Она всегда современник своего времени. Каждое мгновение для человека — единственное неповторимое. Время по словам римского философа. ЛСенскы, единственный вещь, которую нельзя вернуть назаповернути назад.

По определениями. ВМ. Пиги и других»сфера внерабочее время включает в себя бесценный капитал — свободное время. В одних свободное время ассоциируется просто с отдыхом, в других — с любительской трудом, в третьих — с дружественными встречами и развлечениями, в четвертых — с непрофессиональной творческой деятельностью и т.п.»Среди ученых, занимающихся изучением свободного времени, нет единства в его определенииого визначенні.

Следует различать понятия»свободное время общества, и особый свободное время»

Свободное время общества — это время, предоставленное каждым обществом его членами для удовлетворения их интеллектуальных и духовных потребностей, физического развития

Особый свободное время — это время, находится в распоряжении каждого человека

Рис 113. Факторы, обусловливающие выбор досуга

Свободное время общества составляет изменения свободного времени личности, который не может существовать вне свободными время общества

Свободное время — безусловная ценность для каждого человека, поскольку это время отведенное для ее развития

По оценкам специалистов, свободное время, не связан с выполнением человеком профессиональных обязанностей и физиологических занятий, составляет примерно четверть общественного времени. Рассматривая свободное время, необходимо в учитывать ритм жизнедеятельности человека: суточный, недельный, годовой, жизненной.

Суточный ритм определяется для большинства людей пятидневним рабочей неделей с двумя выходными, которые в большинстве посвящаются отдыха

Годовой ритм связан со сменой времен года, детерминирующий пики человеческой активности. Свободное время в его пределах связан с ежегодными отпусками

Жизненный ритм характеризуется различной продолжительностью свободного времени в различные периоды жизни человека

Структура свободного времени и характер его использования имеют свои особенности, зависящие от уровня доходов, сферы деятельности, национального менталитета, религиозных предписаний и т.д.

Отдых — восстановление сил после утомления прекращением действия, движения и т.п.. Активный отдых, преимущество которого подтверждают все современные научно-методические исследования, дает положительные результаты в восстановлении и здоровье. По современной гиподинамии, когда человек практически лишена физических нагрузок, в условиях стремительной жизни и постоянных нервных стрессов активный отдых набирает первостепенное значениеня.

Много сделано, но еще больше нужно сделать, чтобы отдых человека был содержательным, разносторонним, интересным

Таким образом, активное, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Опираться на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого отдельного человека главный шл лях формирования в ней личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досуга. Организация отдыха, досуга и развлечений предусматривает привлечение как местных жителей разных социал ных групп так и путешествующих»приезжих гостей»к участию в разнообразных художественно-развлекательных этнографических культурно-исторических театрализованных заходааних заходах.

uchebnikirus.com

Организация отдыха детей — travelidea.org

Правильная организация отдыха детей полностью лежит на плечах их родителей. От правильного отдыха зависит развитие ребёнка, как физическое, так и умственное. Во время каникул обязательно должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правильное питание. Стоит отметить, что всему этому способствует нахождение на свежем воздухе и активный образ жизни. Благодаря всему этому ребёнок учится любить природу, и растёт здоровым. Необходимо всему этому ребёнка учить с малых лет.

Организация отдыха детей. Что для этого требуется?

Для детского отдыха созданы многочисленные санатории, лагеря и оздоровительные комплексы. В них трудятся профессиональные педагоги. Вся организация отдыха детей ложится на их обязанности. Они прекрасно знают, как построить день, чтобы дети проводили время с пользой для здоровья. Лагеря и санатории изначально созданы не только для того, чтобы детям было весело, но и для развития малышей. Именно здесь ребёнок знакомится, заводит новых друзей, и учится общаться.

Все лагеря разделяются на категории:

  • Спортивные;
  • Художественные;
  • Экстримальные;
  • Краеведческие;
  • Языковые;
  • Военно-патриотические.

Это позволит ребёнка определить в тот лагерь, какой ему будет интереснее. Прежде всего, стоит узнать, к каким увлечениям у вашего чада больше лежит сердце. После этого побеседуйте с ребёнком, и дайте ему понять, что ему необходимо готовиться к неким переменам в жизни. Правда, это нужно, если ребёнок отправляется в лагерь впервые.

Польза лагеря для ребёнка

Лагерь даёт ребёнку многое. Во-первых, дети здесь учатся жить самостоятельно, без родительской заботы. Это укрепляет их дух и готовит к будущей – «большой» жизни.

Помимо этого, в лагере ребёнок научится правильно себя вести, общаться и знакомиться. Здесь ответственные профессиональные педагоги научат ребёнка отдыхать развиваясь, и развиваться отдыхая. Увы, не каждый ребёнок сегодня умеет это делать. Многие дети даже не представляют, что это такое.

Главная положительная черта лагеря – изоляция от интернета и телевидения. Как известно, сейчас детей не вытащить из-за компьютера. Они не выходят на улицу в свободное время, а это резко ухудшает развитие и здоровье ребёнка. Здесь дети будут больше играть и общаться в живую, а не через соц. сети.

Организация отдыха детей при школе

Школы тоже нередко занимаются организацией детского отдыха. Часто при школах имеются лагеря, где детей ждёт интересная и полезная программа. Во время отдыха дети находятся под присмотром учителей. В школьном лагере создаются целые программы для правильного проведения досуга, обеспечивается комплексное питание, показывают мультфильмы и познавательные фильмы. Помимо этого, в лагерях в детях формируется командный дух, за счёт игр, соревнований, эстафет и т.д.

Организация отдыха детей туристическими фирмами

Турфирмы тоже достаточно часто занимаются организацией детского отдыха. Они могут помочь в выборе правильного санатория. Как известно, сегодня многочисленные страны могут похвастаться своими комфортабельными пансионатами, где каждый ребёнок останется доволен. Туроператор сможет подобрать ту страну, тот климат, или категорию лагеря, который нужен малышу. Кроме того, вы можете найти даже недорогие и бюджетные путёвки. От цены отдых вашего малыша никак не станет хуже.

Стоит помнить, что заграничные пансионаты очень полезны ещё и тем, что в них ребёнок сможет обучаться тому языку, где он находится. Это является частью развивающей программы. Здесь языку обучают опытные педагоги с большим стажем работы.

Организация отдыха детей родителями

Сами родители тоже могут осуществить отдых малыша. Стоит взять ребёнка с собой за город, в лес или за границу на море. Необходимо малышу регулярно устраивать весёлые развивающие игры, а также рассказывать увлекательные и полезные истории. Будет полезным, если вы будете задавать ребёнку задачи, но ответы на них будут в игровой форме. Так ребёнок максимально быстро усвоит некоторые важные моменты.

Организация отдыха детей в турпоходах

Турпоходы очень сильно развивают в ребёнке силу духа, выносливость и интерес к окружающему миру. В подобных походах дети общаются с ровесниками, и узнают много всего нового. Самое главное в турпоходе – это цель. Дети должны не просто так пройти несколько километров, а с достижением определённой цели.

Организация отдыха детей в спортивных лагерях

Лагеря со спортивным уклоном пользуются популярностью у физически развитых и активных детей. В таких лагерях день построен немного иначе, нежели в других пансионатах. Здесь больше игр и физических нагрузок. Дети в таких лагерях питаются по-другому.

Правильная организация отдыха детей является неотъемлемой частью развития их организма. Как известно, сейчас дети стали более скованными и зависимыми от телевизора, компьютеров и прочих гаджетов. Не нужно, чтобы ребёнок постоянно находился возле экрана. Пусть ребёнок больше общается вживую, больше играет и дышит свежим воздухом. От этого напрямую зависит его будущая жизнь и здоровье. Постарайтесь создать для своего малыша отличный летний отдых, чтобы ему всё понравилось, и он пожелал так проводить время, как можно чаще.

Читайте про то, как себя вести в поезде здесь

travelidea.org

Организация отдыха: Отдых — это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к

Отдых — это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности. Работа и отдых тесно связаны между собой и представляют две стороны нормальной жизнедеятельности организма. Правильно организованный и культурный отдых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

Существуют две основные формы отдыха — пассивный и активный. Пассивный (состояние физиологического покоя) — это отдых во время ночного сна. Многие считают, что физический покой, бесцельное времяпрепровождение являются отдыхом. В действительности, это порождает апатию, расслабляет организм, понижая его тонус, резко ухудшает работоспособность. Только в редких случаях — при большой физической усталости — людям, ослабленным болезнью, необходим покой, пассивный отдых.

Впервые значение активного отдыха научно обосновал И. М. Сеченов. Он заметил, что работоспособность руки после сильного утомления восстанавливается быстрее, если другой, неутомленной, рукой выполнять нейтральную физическую работу.

Активный отдых — отдых, при котором временно включаются мышечные группы, не участвующие в основной работе.

После И. М. Сеченова феномен активного отдыха изучали другие ученые. Было установлено, что он применяется не только к физической деятельности, но и достигает наибольшего эффекта при умственном труде.

Активный отдых снимает утомление и восстанавливает работоспособность. Он тренирует организм, придает человеку новые силы и энергию, повышает производительность умственной деятельности.

Быстро и наиболее полно восстанавливается работоспособность после сильного умственного утомления при переключении на физическую деятельность: прогулки, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах и т.д. Используя это средство, необходимо помнить, что физические нагрузки являются вспомогательными приемами для отдыха. Поэтому их интенсивность не должна быть очень высокой, а структура движений хорошо знакомой, чтобы выполнять все автоматически, без напряжения внимания.

Закономерная смена возбуждения и торможения в коре головного мозга является необходимым условием поддержания оптимальной деятельности центральной нервной системы.

Таблица 1. Правила оптимизации труда.

Возникновение очагов возбуждения в новых центрах нервной системы развивает торможение в ранее работавших, при этом создаются наиболее благоприятные условия для восстановительных процессов. Такое попеременное функционирование центров головного мозга определяет физиологическую сущность активного отдыха, его большое преимущество перед пассивным времяпрепровождением.

Отдых во время рабочего дня осуществляется в обеденный перерыв, в дополнительные регламентированные перерывы и в микропаузы между отдельными процессами и операциями.

Общепринятый обеденный перерыв рекомендуется проводить не на рабочем месте, а в другом помещении. При организации регламентированных перерывов через 1-2 часа работы или ежечасных пятиминутных пауз необходимо учитывать состояние рабочей установки и врабатываемости организма. Паузы должны быть достаточными для восстановления сил, для отдыха, но не слишком продолжительными, чтобы сохранялись рабочее настроение и трудовой тонус.

Наиболее эффективным средством предупреждения утомляемости и повышения работоспособности являются физкультурные паузы. Простые упражнения на работающие группы мышц, небольшая нагрузка на бездействующие органы и системы быстро восстанавливают функции всего организма. Отдыхать рекомендуется всегда в движении, но, если человек работает стоя, то восстановление должно проходить в положении сидя. Полезно закрывать глаза на 2-3 минуты после каждого часа напряженной работы. Если трудовая деятельность происходит в обстановке шума, то отдыхать нужно в тишине.

Очень важно организовать ежедневный отдых в свободное от работы время. Существуют многообразные формы и виды отдыха.

Человек нуждается не только в умственном и физическом отдыхе. Ему необходим моральный, эмоционально-эстетический отдых. Прекрасным средством такого расслабления являются общение с детьми, смех и юмор. Полезны для здоровья личные интеллектуальные пристрастия людей, их хобби — рыбная ловля, охота, занятие музыкой, общение с друзьями. Искусство как форма художественной самодеятельности оказывает существенное влияние на устранение утомления.

При организации еженедельного отдыха необходимо соблюдать ряд правил:

1. Отдыхать активно.

2. Не заниматься в выходные дни теми же видами деятельности, что и в течение недели.

3. Постоянно переключаться с одного рода занятий на другой, чередуя умственные и физические нагрузки.

4. Не менее 3-4 часов находиться на свежем воздухе.

5. Выходной день — эффективное время для занятий спортом: коньки, футбол, волейбол и т.п.

6. По возможности провести выходные дни за городом, в парке и работой на дачном участке.

Не стоит забывать о создании эмоционального подъема. Чувства радости, удовлетворения, торжества, восторга возбуждают центральную нервную систему, снимают усталость и повышают работоспособность, силу и выносливость. Очень содержательными в этом плане являются туризм, альпинизм, загородные путешествия и экскурсии.

Ежегодный очередной отпуск является жизненно важной необходимостью. Его нужно проводить так, чтобы полученной энергии хватило на весь год. Для этого недостаточно просто хорошо отдохнуть. Ежегодный отпуск должен стать исходным пунктом для претворения в жизнь элементов личной гигиены, методов и приемов сохранения и приумножения здоровья.

medicinapediya.ru

6 принципов эффективного отдыха

Жизнь современного человека перенасыщена множеством дел и впечатлений. За день он стремится успеть как можно больше: выполнить максимум производственных обязанностей, провести необходимые переговоры, зайти в магазин, пообщаться с близкими. Времени хронически не хватает, и человек решает повседневные задачи, отказывая себе в отдыхе. Такой подход не может не сказываться на здоровье. Большинство людей трудоспособного возраста постоянно испытывают усталость, которая с годами приводит к развитию хронических заболеваний. Сегодня мы поговорим о том, как научиться организовывать эффективный отдых, достаточный для того, чтобы защитить организм от того вреда, который наносит здоровью стремительный ритм жизни.

Источник: depositphotos.com

Не стремимся работать до изнеможения

Каждый из нас периодически сталкивается с ситуацией, когда работа не закончена, но сил уже нет. Обычно мы стараемся убедить себя в том, что нужно немножко потерпеть и довести дело до конца. Подобное решение неверно. Мы начинаем торопиться, делать ошибки; заключительный этап работы оказывается скомканным, а ее результат оставляет желать лучшего.

Беда в том, что усталость накапливается, поэтому работать до изнеможения нельзя. Гораздо правильнее сделать передышку и восстановить силы, чем завершать дело, пересиливая себя, торопясь и ошибаясь.

Источник: depositphotos.com

Меняем род деятельности

Это действительно помогает. Переходя от физической работы к умственной, мы даем возможность утомленным мышцам расслабиться и восстановить запас сил. Переходя от интеллектуальных нагрузок к механической работе, мы обеспечиваем мозг необходимыми ему перерывами и загружаем разнообразную информацию, позволяющую отвлечься и снять напряжение.

К сожалению, не каждая должность допускает частые переключения такого рода, но к этому нужно стремиться. В противном случае непрерывная однотипная деятельность неизбежно приведет к снижению трудоспособности и ухудшению качества работы.

Источник: depositphotos.com

Соблюдаем гигиену ночного сна

О том, что человек должен спать не менее 7-8 часов в сутки, знают все. Однако многое зависит и от качества ночного отдыха. Чтобы полностью восстановить силы, надо:

  • засыпать быстро. Это удается далеко не всегда, так как дневные впечатления мешают мозгу расслабиться. Снять излишнее возбуждение помогают прогулки на свежем воздухе, теплый душ, прослушивание тихой, ненавязчивой музыки, чтение художественной литературы;
  • отдыхать в хорошо проветренном тихом затемненном помещении. В спальне полезно держать комнатные растения, улучшающие состав воздуха (лаванду, хлорофитум, каланхоэ, спатифиллум и т. д.), либо зажигать перед сном аромалампу с эфирными маслами лавра, бергамота, шалфея, ванили, хвойных или цитрусовых растений;
  • спать на удобной кровати;
  • использовать постельные принадлежности, изготовленные из натуральных тканей;
  • просыпаться не спеша, постепенно готовить организм к новому дню.
Источник: depositphotos.com

Делаем перерывы в рабочее время

Впервые почувствовав утомление в самый разгар рабочего дня, многие начинают думать, что у них не все в порядке со здоровьем. Это не так: трудовая активность имеет вполне закономерные периоды повышения и спада, и время от времени испытывать потребность в отдыхе нормально. Проблема в том, что большинство людей игнорируют данные ощущения, продолжая трудиться через силу. Причин такого поведения несколько: одни боятся не успеть сделать всю запланированную работу, другие не решаются сделать даже небольшой перерыв, опасаясь негативной реакции начальства или сослуживцев. На деле подобные опасения бессмысленны. Нарастающая усталость гораздо хуже сказывается на результатах производственного процесса, чем потеря времени на небольшой отдых. Грамотный руководитель об этом знает и не стремится заставлять работников трудиться весь день без передышки. Периодически устраивать короткие перерывы в работе не только можно, но и нужно.

Если ваш труд связан с использованием компьютера, 10 минут из каждого рабочего часа должны проходить в отрыве от монитора. Это поможет сохранить зрение и поддерживать концентрацию внимания в течение дня. Любую работу, сопряженную с необходимостью долгое время сохранять одну и ту же позу, необходимо один раз в 1,5-2 часа прерывать небольшой физической разминкой. Очень хорошо снимают усталость дыхательные упражнения и обтирания лица и рук прохладной водой. Важно, чтобы перерывы в работе были регулярными и ежедневно приходились на одно и то же время. Тогда организм привыкнет к повышенной активности в рабочие периоды.

В обеденный перерыв надо постараться не только поесть, но и восстановить силы. «Прогрессивные» работодатели оборудуют специальные помещения, предназначенные для отдыха сотрудников. Там можно спокойно почитать, побеседовать и даже немножко вздремнуть. Если в вашей организации такого помещения пока нет, не стоит возвращаться на рабочее место сразу после еды – лучше прогуляться и полностью использовать обеденный перерыв для отдыха.

Источник: depositphotos.com

Организуем отдых в выходные

На выходные дни обычно планируют те дела, которые не удается выполнить в будни: большую уборку, масштабные покупки. Разумеется, без этого не обойтись, но не стоит посвящать подобным занятиям все время, предназначенное для отвлечения от работы.

Важно заранее зарезервировать один из выходных дней для общения с детьми, выезда не природу, встреч с родными и друзьями, культурного отдыха. Выбирайте только те мероприятия, которые вам по душе: соглашаясь пойти куда-то за компанию, вы обрекаете себя на несколько часов скуки и последующие сожаления о бездарно потраченном времени. Полноценное восстановление сил возможно только в том случае, когда человек получает удовольствие от отдыха.

Источник: depositphotos.com

Планируем отпуск

Многие люди ждут отпуска с нетерпением, но по его окончании испытывают разочарование и возвращаются на работу с плохим настроением и даже подпорченным здоровьем. Это происходит из-за неумения спланировать долговременный отдых, посвящения его занятиям, не приносящим ни пользы, ни удовлетворения. Чтобы отпуск действительно помог восстановиться и накопить силы для дальнейшей работы, необходимо:

  • отказаться от масштабных хозяйственных планов или хотя бы не тратить на домашние дела все время. Если вам нужно сделать ремонт, разбейте отпуск на две или три части и потратьте на заботу о квартире только одну из них;
  • выбрать отдых, соответствующий вашим вкусам и темпераменту. Важно понимать, что пребывание на модном горнолыжном курорте вряд ли принесет пользу тому, кто предпочитает ухаживать за огородом на даче, а прекрасный пляжный отдых лишь утомит того, кому по душе познавательный туризм и осмотр культурных достопримечательностей;
  • отправляясь в поездку, продумать все мероприятия заранее, чтобы затем не тратить силы и время попусту. Далеко не каждый человек умеет организовывать отдых самостоятельно. В этом случае лучше обратиться в туристическую фирму, которая возьмет на себя заботу о быте и развлечениях;
  • спланировать отпуск так, чтобы возвратиться из поездки хотя бы за 2-3 дня до выхода на работу. Слишком резкая смена климата и жизненных обстоятельств может плохо отразиться на самочувствии, настроении и трудоспособности.
Источник: depositphotos.com

Работа на износ и пренебрежительное отношение к здоровью вовсе не являются добродетелями. Человек обязан заботиться о своем здоровье, а для этого нужно уметь восстанавливать силы. Только соблюдая режим труда и эффективно отдыхая, можно обеспечить себе крепкое здоровье, активное долголетие, успешную трудовую деятельность, разнообразную и наполненную жизнь.

Видео с YouTube по теме статьи:

www.neboleem.net

38.Особенности организации отдыха и развлечений в сфере досуга.

Отдых – психофизиологическое явление, направленное на восстановление физических, психологических и умственных сил чел-ка.

Отдых реализуется в УК через рекреативно – гедонистическую функцию.

Наиболее полно эта ф-ция реализуется в ПКиО, в учр-ниях клубного типа, а также в музеях, к/театрах и УИ.

Виды отдыха: повседневный и праздничный.

Формы праздничного отдыха: массовые праздники и гуляния, орг-ция концертов, шоу-программ, культурно – спортивные праздники, дискотеки и т.д.

У праздничного отдыха более красочное, насыщенное, торжественное оформление, что и создает праздничное настроение.

Повседневный отдых – занятия в коллективах худ-ной самод-ти, посещение к/театров, театров, работа любительских объединений, клубов по интересам и т.д.

39.Общая характеристика и понятие социально-культурной деятельности.

В основе СКД лежат самостоятельные, самодеятельные виды культурной деятельности человека. СКД зарождается одновременно с высвобождением у человека свободного времени. Только освободившись от жизненно важных временных затрат на добывание и приготовление пищи, обустройство жилища и быта первобытный человек начал заниматься в свободное время искусством, прикладным творчеством, украшением собственных орудий труда, охоты, бытовых принадлежностей. Первые наскальные рисунки, рельефные изображения животных, людей, сцен охоты можно считать первыми проявлениями культурной деятельности. Таким образом, становление СКД проходило в виде свободного проявления самодеятельного творчества первобытного человека. Менеджмент как профессия зарождается с образованием первых в истории человечества государств. Древняя Греция и Древний Рим — эпоха становления профессионального менеджмента в СКС. Именно в этих государствах учреждаются первые официальные органы управления, назначаются должностные лица, курирующие СКД. В Древней Греции впервые появляются профессионалы в области культуры и искусства — поэты, музыканты, певцы, актеры и др. В отношении России начальным этапом развития менеджмента СКД как профессии можно считать Петровские преобразования, реформы в культурной жизни государства. В годы своего царствования (1682-1725), по образцу развитых европейских государств, Петр I вводит в общественную жизнь новые праздники, государственные ритуалы, традиции, ассамблеи и т.п. Петр I своими указами назначал на государственные должности чиновников, которые должны были организовывать работу новых типов учреждений культуры. В этот период появились первые государственные театры, музеи, библиотеки, парки. Вторым этапом в развитии менеджмента СКД следует считать появление в XVIII-XIX в.в. профильных учебных заведений, которые специализировались, главным образом, на отдельных видах искусства. Скромная в целом численность учебных заведений отчасти компенсируется высоким уровнем подготовки специалистов. В С-Петербурге открывается Академия художеств (1757), получившая впоследствии статус Императорской (1764). Граф С.Г. Строганов выступает как основатель художественно-промышленного училища (Москва, 1825). Во второй половине XIX века профессиональных музыкантов, композиторов готовят Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории. Третий этап в развитии менеджмента СКД связан с Октябрьской революцией 1917 года. После 1917 года в России была создана новая сеть учреждений культуры и учебных заведений, которые готовили кадры для новой социалистической системы культпросветработы. Создание этой системы отразилась на названии первых профессиональных менеджеров СКД российского государства. Под общим названием «политпросветработники» выделялись организаторы библиотечного дела, клубного дела, музейного дела и т.д. Данный период продолжался вплоть до начала 1930-х годов. Одновременно с задачами политического просвещения, решались общекультурные задачи. Поэтому параллельно с названием «политпросветработа» (ППР) использовалось словосочетание «культпросветработа» (КПР). Однако функции культурного просвещения, в отличие от политического, решались учреждениями культуры достаточно длительный период, вплоть до 1950-х годов. Четвертый этап в развитии СКД как профессии связан с утратой идейно-политической нагрузки на учреждения культуры, приобретением новых производственных функций, появлением новых типов учебных заведений и специальностей в социокультурной сфере. Активно развивается сеть вузов культуры, в комплексе осуществляющих подготовку затребованных практикой специалистов. Институты искусств готовят музыкантов-исполнителей, актеров, режиссеров для профессиональных театрально-зрелищных организаций. На их факультетах обучаются художники, искусствоведы, композиторы, дирижеры. Институты культуры выпускают аналогичных специалистов-организаторов производственной деятельности клубных учреждений, парков культуры и отдыха, библиотек, музеев. На смену идеологических и политических задач в социокультурную сферу пришли задачи развития самодеятельного творчества, досуговых занятий различных категорий населения, организации новых форм культурно-досуговых мероприятий. Появляется и новое понятие — «культурно-досуговая деятельность» (КДД). Пятый этап — завершающий этап развития менеджмента СКД (середина 1990г.г. — по настоящее время). Он характеризуется обобщением предыдущего опыта учреждений и организаций социально-культурной сферы. Современная СКД состоит из множества слагаемых: просветительной, политической, творческой, досуговой, художественной и других видов социальной деятельности. Следовательно, современная СКД представляет собой синтетический вид профессиональной культурной деятельности, прошедшей длительный исторический путь становления и развития, основанной на многовековых национальных, образовательных и духовных традициях, требующей от специалиста знаний и навыков научно-исследовательской, учебно-педагогической, производственно-практической, научно-методической, экспертно-консультационной работы в социально-культурной сфере. Сферы реализации СКД Обусловленность различных значений понятия «социально-культурная сфера» наличием различных видов общественной практики, в которых реализуется социально-культурная деятельность. Характеристика различных сфер функционирования и взаимодействия социально-культурных институтов как субъектов жизнеобеспечения, социализации, коммуникации, рекреации современного общества. Сфера досуга и досуговой деятельности. Сфера народной художественной культуры и творчества. Сфера образования. Сфера социальной защиты и реабилитации. Представление о каждой из этих сфер как пространстве, в рамках которого различные социальные институты, социальные группы и отдельные лица сохраняют, осваивают, производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей, используя в этих целях адекватные средства, методы и технологии, вступая в конкретные социальные отношения друг с другом. Сферы жизнедеятельности государства и общества условно можно подразделить на несколько основных, в их числе: -социально-политическая; -социально-экономическая; -духовная. При всем различии они имеют общую структуру, в которую входят отраслевые учреждения, предприятия, система подготовки кадров, финансирование, планирование, развитие сети органов управления отраслью и т.п. Вместе с тем, каждая из них имеет свою собственную структуру: -социально-политическая сфера (СПС): партии, общественные движения, органы государственного управления, органы правопорядка, вооруженные силы… -социально-экономическая сфера (СЭС): предприятия добывающей, перерабатывающей промышленности, отраслевые предприятия по выпуску промышленной продукции, соответствующие им трудовые коллективы… -духовная сфера (ДС): образование, культура, просвещение, искусство, некоторые виды туризма … СКД можно отнести к духовной сфере развития государства и (или) общества. Их объединяет конечный продукт, связанный с творчеством, культурным развитием различных социальных групп, слоев общества, общественных движений и отдельных граждан. Культура и туризм являются составной частью духовной жизни общества. Вместе с тем, СКД находит свое проявление и в других сферах жизнедеятельности общества. Во внутренней политике государства СКД представлена как часть общегосударственных программ развития, национально-культурных образований. Государство является главным учредителем предприятий и учебных заведений социально-культурной сферы. Государство осуществляет финансовую поддержку, обеспечивающую развитие материально-технической базы организаций СКС. Учреждения культуры и туризма участвуют в политических процессах общества. Например, в ходе политических кампаний посредством концертных выступлений, специально организованных туристических поездок, участия представителей культуры в деятельности политических движений и органов управления государством. Во внешней политике государства СКД представлена в тексте многочисленных международных соглашений, в основном проходящих под эгидой ЮНЕСКО. Кроме того, Россия имеет целый ряд собственных международных культурных соглашений с отдельными странами, согласно которым в плановом порядке проводятся крупные международные культурные мероприятия: международные фестивали (киноискусство, музыкальное, театральное, хореографическое искусство), международные выставки (изобразительное, фотоискусство, книгоиздание). СКД находит свое применение и в экономической жизни государства и общества. СКД является самостоятельной отраслью производства, имея свой ресурсный баланс доходов и расходов. Часть прибыли, получаемой учреждениями и организациями культуры, направляются в доходный бюджет государства. Экономическая составляющая СКД проявляется также в экономических расчетах деятельности отрасли, подготовке кадров, составлении номенклатуры услуг и цен на каждый их вид. Существует развитая сеть предприятий, многочисленные трудовые коллективы, которые составляют часть производственных предприятий страны в целом. Отрасль культуры и туризма являются такой же отраслью как любая другая, существующая в России. Культура и часть сферы туризма являются бюджетной, затратной отраслью для России. Однако учреждения культуры и организации туризма участвуют в социально-экономической сфере и как доходные отрасли для государства, что в большей степени характерно для развитых зарубежных стран. Социальные признаки и понятие СКД обладает целым рядом социальных признаков, в частности:» СКД является составной частью государственной и общественной жизни, ее национально-культурной основой. » Помимо духовной сферы, СКД проявляется во всех ведущих сферах жизнедеятельности государства и общества. » СКД характеризуется массовостью участия, продиктованной тем обстоятельством, что этой деятельностью охвачены все без исключения группы и слои населения. » Главными носителями СКД являются: -Профессиональные работники социальной сферы, в том числе отраслей культуры и туризма. -Бо’льшая часть населения России, занимающаяся СКД на самодеятельных началах. » СКД в Российской Федерации имеет государственный статус, что проявляется в курировании данной отрасли государственными органами управления. » СКД основана на духовных интересах и потребностях человека, носит добровольный, инициативный, самодеятельный характер. » В отличие от материального производства, учреждения и организации СКД производят адресованные населению услуги, в том числе и в сфере культуры и туризма. » СКД осуществляется в рамках свободного времени, главным образом, в той его части, которая определяется как досуг. Следовательно, социальная природа СКД многогранна, вариативна, интегрирована во все сферы жизнедеятельности государства, общества, социальных страт, личности. В зависимости от ракурса ее анализа, СКД можно определить: 1. Как социальный феномен: СКД — общественно-значимый способ активного отношения человека к действительности, проявляющийся в производстве, распространении и потреблении ценностей культуры в сфере досуга. 2. Как общечеловеческий феномен: СКД — социальный механизм и сфера международных, межнациональных культурных связей и обменов, проводящихся независимо от инициативы или по инициативе частных лиц, государственных или негосударственных организаций. 3. Как конституционно-правовой феномен: СКД — конституционный механизм создания правовых гарантий для свободной культурной деятельности граждан, этнических общностей; определения принципов и правовых норм взаимоотношений субъектов культурной деятельности, государства и организаций культуры. 4. Как научно-исследовательский феномен: СКД — междисциплинарная область научных исследований, предметом которой выступает изучение культурной, образовательной, просветительной среды обитания человека, особенностей духовного развития различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп. 5. Как учебно-образовательный феномен: СКД — программа подготовки специалистов средней и высшей квалификации в области культуры и искусства, способных обеспечить социально-педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию личности в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей. 6. Как межотраслевой, внепроизводственный феномен: СКД — функция, содержание и сфера деятельности трудовых коллективов материальных и нематериальных отраслей производства, осуществляемая в рекреационных, просветительных, креативных целях. 7. Как профессионально-отраслевой феномен: СКД — система профессиональной деятельности, стимулирующая на государственно-нормативной основе духовное развитие, культурную активность личности и социума в условиях свободного времени. 8. Как пространственно-временной феномен: СКД — 1) профессиональное поле деятельности специалистов социальной сферы, осуществляемой в рамках их рабочего времени; 2) самостоятельная культурная деятельность человека, ограниченная объемом и структурой его свободного времени, главным образом, той его части, которая определяется как досуг. 9. Как общественно организованный феномен: СКД — особая область деятельности общественных организаций и движений, направленная на сохранение и трансляцию исторически сложившихся норм поведения, национального языка, традиций, обычаев, фольклора, промыслов и ремесел различных этносов. 10. Как личностно индивидуальный феномен: СКД — 1) духовно-эстетическая индивидуальная деятельность, основанная на инициативе, активности, добровольности, выражении «самости» человека в его творческом развитии; 2) функционирование личности в окружающей социокультурной среде, формирование ее социокультурного статуса, норм и образцов поведения, форм участия в социокультурных процессах. 40.Общественные функции социально-культурной деятельности.

Функции СКД– это общественное назначение СКД; соц.заказ выполняемый субъектом СКД.

Функции СКД – явление динамичное, находящееся в постоянном развитии.

Общие хар-ки ф-ций СКД:

Ф-ции СКД – есть отражение интересов гос-ва

Ф-ции изменяются в зависимости от политики гос-ва

Ф-ции имеют различную общественную значимость

Каждый исторический этап может вызвать развитие новых ф-ции и отвергнуть старые.

На каждом этапе развития СКД существует определенный набор ф-ций.

Родовые ф-ции: рекреативная, культурно-творческая и просветительская.

Ф-ции производные (конкретизация родовых, дополняющие): познавательная, развивающая и т.д.

Ф-ции определяют природу, специфику и ср-ва достижения цели в СКД. Они отражают общественные потребности каждого конкр. истор-го этапа развития общ-ва и носят объективный характер. Поэтому ф-ции выполняют роль своеобразного критерияпри оценке социо-культурных процессов, эффективности работы культурно досуговых объединений, их социально-преобразующего воздействия на личность.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *