С эмблема – Логотип, знак и эмблема. Терминология

Содержание

Эмблема — это… Что такое Эмблема?

Эмблема (от др.-греч. ἔμβλημα «вставка») — условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл.

От аллегории эмблема отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от символа — тем, что смысл её иносказания установлен и не подлежит толкованиям.

Примеры

Труба балкера «Galata Star» компании «Pacmar Shipping». Видно, что на трубе ранее была другая эмблема, которая затёрта или срезана и закрашена — ранее судно принадлежало другой компании. Со сменой компании меняют и эмблему на трубе судна.

Эмблемы должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать; наоборот, в символ он вкладывает содержание, которое может быть совершенно независимо от намерений художника. Символ есть воплощение идеи, эмблема — условный знак, её заменяющий, её иероглиф. В символе выражена колеблющаяся, неопределённая группа пережитых впечатлений, которая и для самого художника в виде отвлечённого обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а не придумывает их для иносказательного выражения идеи. Там же, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, мы имеем

эмблему: это не символ, а аллегория — прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа.

Поэтому «Ночь» Микеланджело или барельеф, изображённый Иваном Тургеневым в стихотворении в прозе «Necessitas-Vis-Libertas» — не эмблемы, а символы, дающие движение мысли, осложняющие её. Слово έμβλήμα у греков и римлян означало рельефные украшения на предмете из другого материала, например серебряную фигуру на бронзовой вазе, затем всякие наборные художественно-ремесленные произведения, как, например, мозаичные полы, вещи, изготовленные из разнородного и разноцветного материала, вышивки на бордюрах одежд, декоративные группы предметов в стенной живописи, украшения на мебели и т. п..

Своё современное значение слово эмблема получило лишь в XVI—XVII веках, когда аллегории были весьма популярны и когда в эмблемы перелагали все области знания, от богословия до физики, от политики до грамматики. Библиография уделяет особенное внимание множеству сборников эмблем, обыкновенно превосходно изданных и интересных для истории декоративных искусств. Особенно популярны были «Эмблемы» миланца Альциата (1531), до 1781 выдержавшие до 130 изданий в разных странах Европы. У нас имели успех «

Эмблемы и Символы» Н. М. Максимовича-Амбодика, о роли которых в воспитании маленького Лаврецкого с такой теплотой говорит Иван Тургенев. Сборники эмблем для различного применения в прикладных искусствах издаются и теперь.

См. также

Ссылки

biograf.academic.ru

Чем отличается логотип от эмблемы

Товар или его бренд-производитель могут узнаваться по логотипу или эмблеме. Что они собой представляют?

Что такое логотип?

Под логотипом принято понимать оригинальное по своей структуре и дизайну изображение буквенного наименования бренда (или, например, учреждения, спортивной команды) либо товара. Название может быть полным или сокращенным, дополняться фирменными слоганами и графическими элементами, но будет занимать, так или иначе, основную часть картинки.

Оригинальность наименования бренда или товара может обеспечиваться за счет необычного начертания или построения букв, применения нетривиальных сочетаний цветов их заливки, задействования различных графических фильтров, предусмотренных популярными программами для обработки изображений.

к содержанию ↑

Что такое эмблема?

Под эмблемой принято понимать абстрактное, но несущее определенную смысловую нагрузку изображение какого-либо объекта, имеющего отношение к товару или бренду (учреждению, команде). Оно может быть построено так, чтобы у человека возникли ассоциации с товаром или брендом либо сегментом, в котором они представлены. Или же — обладать оригинальной структурой, не позволяющей однозначно трактовать суть картинки, но в целом выглядящей эффектно и привлекательно.

Как и в логотипе, в структуре эмблемы может присутствовать наименование товара или бренда. Но основную площадь картинки будет занимать, так или иначе, абстрактное изображение. Часто бывает, что тот или иной товар или бренд узнаются на рынке как по «чистой» эмблеме, так и по графическому элементу, в котором есть наименование товара или бренда.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие логотипа от эмблемы — в том, что в первом графическом элементе основную площадь картинки занимает буквенное наименование товара или бренда, во втором — абстрактное изображение, которое ассоциировано с товаром или брендом.

В некоторых случаях обнаружить разницу между логотипом и эмблемой непросто. Например, если буквенное наименование товара или бренда, с одной стороны, занимает основную часть картинки, с другой — представлено в виде абстрактного изображения.

Например, основной частью эмблемы хоккейной команды Edmonton Oilers является слово «Oilers», стилизованное под изображение растекающейся нефти (или, по другой трактовке, — нефтяных скважин).

По формальным признакам данную эмблему, в принципе, можно отнести и к логотипу — но традиции именовать «логотипами» те эмблемы, что используются спортивными командами, не сложилось.

Можно, соответственно, выделить еще один критерий разграничения рассматриваемых понятий — сфера применения. Так, в отношении графических элементов, имеющих отношение к символике спортивных команд, достаточно редко употребляется термин «логотип». В свою очередь, если речь идет об известном коммерческом бренде, то даже если он узнается по изображению, явно соответствующему признакам эмблемы, данная картинка часто именуется логотипом.

Есть особая категория графических элементов — полностью соответствующих характеристикам логотипов, но очень часто рассматриваемых как эмблемы в силу исторической традиции или же по причине исключительно оригинального дизайна. Примером может быть эмблема компании Coca-Cola.

С одной стороны, это «классический» логотип — стилизованное буквенное наименование бренда. С другой — данный графический элемент очень часто именуется эмблемой в силу оригинального дизайна, и это не считается ошибкой.

Определив, в чем разница между логотипом и эмблемой, зафиксируем основные выводы в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

ЛоготипЭмблема
Что общего между ними?
И тот и другой графический элемент обеспечивает узнаваемость компании, спортивной команды, государственной организации
Часто бывает, что очень сложно отнести конкретный графический элемент к логотипу или эмблеме
Некоторые «классические» логотипы именуются эмблемами
В чем разница между ними?
Представляет собой графический элемент, основную площадь которого занимает стилизованное буквенное наименование бренда (учреждения, команды) или товараПредставляет собой графический элемент, основную площадь которого занимает абстрактное изображение, ассоциированное в той или иной степени с брендом (учреждением, командой) или товаром

thedifference.ru

Эмблема это | Литературный портал

Эмблема это жанр в литературе и искусстве 16-18 веков: символическое изображение, сопровождаемое словесным комментарием. Первоначально, в эллинистической и римской культуре, эмблема это панно с изображением некоей фигуры

, служившее центральным элементом мозаики. В 16 веке античные эмблемы были поняты как аллегорико-символические изображения, нуждающиеся в истолковании. Снабженная пояснением, эмблема заняла важное место в культуре позднего Возрождения и барокко в качестве смешанного словесно-изобразительного жанра, «живописной поэзии» («Picta poesis» — название книги эмблем Б.Ано, 1552).

Эмблематика

Эмблематика как искусство составления и истолкования эмблем не ограничилась античными темами и соединила в себе, помимо элементов античной мифологии и классической учености, мотивы средневековых «физиологов» и бестиариев, басен и пословиц, воинской символики и рыцарских девизов. Круг явлений, охватываемых в эмблемах, был чрезвычайно широк: «Нет такой вещи под солнцем, которая не могла бы дать материал для эмблемы», — писал теоретик конца 17 века Б.Бальбин (Цитата по книге: Andrea Alciato and the emblem tradition). Барочную эмблему отличала трехчастная структура: ее открывала «надпись», или «девиз» (inscriptio, titulus, motto, lemma) — короткая фраза, обычно латинская; под ней следовал рисунок — pictura; под рисунком — «подпись» (subscriptio, declaratio, epigramma)—развернутый, нередко стихотворный текст (иногда представлявший собой цитату из античного автора), поясняющий рисунок и его связь с надписью.

Эмблема в таком виде была изобретена А.Альчиато, который определил и наиболее распространенную форму бытования эмблем в виде «книг»-сборников: за изданной в 1531 «книгой эмблем» (Emblematum liber) Альчиато последовали многочисленные подражания, из которых наиболее значительны книги И.Камерария, Ано, О.Вения, Ф.Д.де Сааведры, Ф.Куарлза. Единственная русская книга эмблем («Емвлемы и символы», Амстердам, по указанию Петра I, 1705; многократно переиздавалась с дополнениями) дает редкий пример двухчастной структуры эмблемы (рисунок — подпись), определяя эмблемы как «остроумное изображение или замысловатую картину… с принадлежащей к ней нарочитою надписью, состоящею в кратком слов изречении» (Эмблемы и символы).

Эмблема тяготела к неожиданному соединению отвлеченных моральных истин и зрительных образов

(«Эмблема… сводит интеллигибельное к чувственному» — Ф.Бэкон. О достоинстве и приумножении наук, 1605). «Надпись» нередко приобретала характер загадки, а «подпись» — разгадки-толкования, которое могло разворачиваться в обширное рассуждение, но чаще приближалось своей краткостью к сентенции или афоризму. Так, изображение дырявой бочки в книге Г.Ролленхагена «Избранные эмблемы» (1611) имеет «надпись»: «Теку и там и сям», — моральный смысл которой раскрыт в афористической «подписи»: «Девица — дырявая бочка, протекающая повсюду и не способная сохранять ни тайну, ни любовь».

Для литературы 16-18 веков эмблематика стала источником образов и метафор, которые продолжили свою жизнь в литературе и после распада барочной эмблемы как жанра. Драматургия У.Шекспира обнаруживает глубокое влияние эмблематики: сцена с черепом Йорика в «Гамлете» (1601) связывается Х.Грином с эмблемами из «Живописной поэзии» Ано, изображающей череп и имеющей надпись: «Ех maximo minimum» («Из наибольшего — наименьшее») (Green Н. Shakespeare and the emblem writers).

В русской поэзии опыт сознательного и систематического использования эмблем был предпринят Г.Р.Державиным, который в проекте собственного собрания сочинений (отчасти реконструирован в издании Я.К.Грота: Сочинения Державина: В 9 томах) поместил в концовках стихотворений эмблематические изображения, снабдив их прозаическими толкованиями: стихотворение тем самым вошло в состав эмблем на правах «надписи», сопровождаемой рисунком и «подписью». Отголоски эмблем ощутимы еще в ранней лирике А.С.Пушкина: сентенция «Болезнь любви неизлечима!», завершающая «Надпись на стене больницы» (1817), точно цитирует «Емвлемы и символы».

Закат барочной эмблематики привел к размыву границ понятия эмблемы, под которой могло теперь пониматься всякое изображение, имеющее обобщенно-символический смысл. Андрей Белый в книге «Символизм» попытался придать эмблеме новое, философское значение: понимая культуру как непрерывное «творчество идей-образов», как «эмблематику смысла», Белый выделяет в культуре ее главную эмблему — «живой образ Логоса, т.е. Лик… Лик есть человеческий образ, ставший эмблемой нормы» (Белый А. Символизм). В таком понимание эмблема, однако, уже едва ли отличима от символа.

Слово эмблема произошло от греческого emblema, что в переводе означает —рельефное украшение, инкрустация.

Может быть интересно:

Рейтинг: 5/5. Из 0 голосов.