Ткать ковер – Как научиться ткать ковры 🚩 изготовление ковров в домашних условиях 🚩 Hand-made

Как научиться ткать ковер / Всё о рукоделии!

Многовековые традиции ковроткачества передаются из поколения в поколение многими народами. Безворсовые, гладкие ковры распространены у народов России, в Украине, в Молдове. Их ткань состоит из нитей основы в длину и нитей утка, располагающихся поперек. Узор получается от переплетения разноцветных нитей. Соткать такое изделие можно дома.

Инструкция

  1. Ворсовые ковры делаются на бесцветной основе. К ней узелками привязываются разноцветные нити, которые потом обрезаются на одинаковой высоте. Качество ковра зависит от его плотности, т.е. от количества узелков на 1 см2.
  2. Чтобы научиться ткать простой гладкий ковер вам понадобится ткацкий станок. Это простейшее сооружение состоит из основания, на котором укреплена деревянная рама. Нижняя перекладина закреплена неподвижно, верхняя — свободно ходит в пазах и закрепляется клиньями так, чтобы перекладины были строго параллельны. Размер станка зависит от величины ковра, который вы хотите сделать. У безворсовых ковров обе стороны имеют одинаковый рисунок, который образуется простым переплетением — перекрещиванием нитей основы и утка в шахматном порядке. Для основы нужны крепкие крученые нити, их располагают по длине ковра и считают по парам. Нити утка поперечно переплетаются с нитями основы и считаются по количеству прокидок. Узор ковра считывается с технического рисунка, который разбит на условные клетки, образованные одной парой основы и определенным количеством прокладок утка. Поэтому техника такого ковроткачества называется счетной.
  3. Выбейте клинья верхней рейки из пазов, чтобы она опустилась на 2-3 см. Заправьте станок основой. Чтобы равномерно распределить нить основы, делайте пометки на рейке карандашом. Последние нити основы по бокам не должны быть ближе 10 см к боковинам рамы. Нить должна обвивать рейки строго вертикально. Конец нити привязывается к нижней перекладине, затем нить перекидывается через верхнюю перекладину и возвращается из-под нижней. Нити основы необходимо распределить равномерно. По бокам основы натяните по две-три нити дополнительно – это закрайки ковра, чтобы он не скручивался валиком. Заканчивают основу также на нижней рейке, привязав конец нити.
  4. Вбейте клинья в пазы верхней рейки, натянув основу. Разделите нити основы передней рабочей поверхности на четные и нечетные, проложите между ними круглую рейку диаметром 25 мм и длиной, превосходящей ширину основы на 8-10 см. Закрайку считайте по паре нитей. Промежуток между четными и нечетными нитями называется зевом. По ширине в зев должна проходить ладонь. Закрайку считайте по паре нитей.
  5. Разделите основу ковра на пары. Сделайте уравнительную плетенку. Такую же нить, как и для основы, привяжите одним концом к правой боковине станка, затем выводите ее сзади наперед, обхватывайте пару нитей основы и заводите снова назад до следующей пары. Получаются петли, охватывающие каждую пару нитей. Конец плетенки закрепите на левой боковине рамы. Такую же плетенку сделайте и под верхней планкой. Следите, чтобы плетенка была строго горизонтальной.
  6. Чтобы получалось переплетение нитей утка с нитями основы, положение нитей основы должно постоянно меняться. Т.е. четные пары должны перемещаться назад, а нечетные вперед. Для этого необходимо менять положение зева. Это удобно делать при помощи ремизок. Нарежьте нити на одинаковые отрезки 30-35 см, обвейте каждую нечетную нить ремизкой, выведите их наружу, каждые 6-8 ремизок свяжите в узелок. Теперь, потянув за узелок, вы легко поменяете положение нитей.
  7. Приготовьте пряжу для утка. Смотайте ее в клубки, отмотайте на небольшие куфточки – небольшие моточки в форме восьмерки, которыми удобно прокладывать нити утка внутри зева. Ковер ткут снизу вверх. Проложите первый ряд утка слева направо, закрепив конец нити в середине. Аккуратно и плотно прибейте его к нижней плетенке колотушкой — специальным приспособлением, имеющим деревянную рукоятку и чуть закругленные 8—10 зубьев из металлических пластин. При следующем ряде утка — справа налево — опустите ремизки, меняя положение четных и нечетных нитей основания.
  8. Принцип плетения соблюдается во время всего изготовления ковра. Через несколько рядов начните делать рисунок ковра в соответствии со схемой. Следите, чтобы нити утка не стягивали основу, закрывали ее полностью.Вязание ворсового ковра происходит на таком же станке, но вместо ниток утка на пары основы узелками привязываются разноцветные шерстяные нити.

handfun.ru

Как в Дагестане ткут ковры

Известно, что чай делают в Индии, в Германи — автомобили, а великолепные шерстяные ковры — в Табасаране. Я имею в виду настоящие, ручной работы ворсовые ковры, пёстрые узоры которых были придуманы много веков назад.

Мы поехали в Дагестан, чтобы как можно больше узнать об этом крае — стране гор — и конечно же не могли не заехать в то место, которое на весь мир славится своим ковровым производством — Табасаранский район. Между прочим, табасаранцы являются единственным народом России, которые продолжают заниматься традиционным видом национального искусства — ковроткачеством.

Известный скепсис о «фотографии на фоне ковра» породил несправедливое отношение к нему как к ненужной, давно устаревшей вещи. К тому же наши квартиры, в которых каждый стремится выразить свою индивидуальность, всё менее становятся похожими на жилища наших предков — и часто наполняются бессмысленными вещами.

Но жизнь летит очень быстро, и с годами начинаешь постигать ценность тех вещей, которые были придуманы много поколений назад. Мы с Янкой давно уже поняли, что ковёр в доме — вещь полезная, поэтому стали задумываться над тем, где бы его раздобыть. Поездка в Дагестан оказалась как нельзя кстати, став для нас своеобразным паломничеством за ковром.

Табасаран встретил нас великолепными пейзажами гор. Сочные краски зелёных долин, освещённых косыми лучами солнца, выглядели особенно торжественно на фоне надвигающихся свинцовых туч. Мы ехали в гости в один из многочисленных домов, где делают ковры, а в этом как раз заканчивали работу, начатую ещё полгода назад. Хозяева  согласились нас подождать, чтобы мы смогли своими глазами увидеть завершение многомесячного труда нескольких мастериц. Мы конечно же спешили. По дороге Магомет — наш дербентский друг, который и организовал эту поездку — рассказывал историю Табасарана и в частности историю ковроделия.

Когда-то ковры были не такими нарядными, как сейчас, и служили вовсе не для украшения комнаты. Кочевые народы, населявшие страны Востока, стали делать их для своих жилищ в первую очередь как функциональную вещь, которая помогала бы хранить в доме тепло, без труда перевозилась из одного места стоянки в другое и при этом служила бы много лет. Со временем ковры стали покрывать узорами, которые делались всё более сложными и изящными, и по их убранству можно было судить о благосостоянии хозяина. Ковры стали предметом роскоши, не теряя при этом своих первоначальных качеств, и из бедных хижин перекочевали в дворцы восточных правителей и влиятельных богачей.

Сегодня ковры обязательно есть в каждом дагестанском доме: в семьях победнее лежат сумахи — безворсовые коврики, а в зажиточных домах полы устланы просто великолепными экземплярами — толстыми, с высоким ворсом и очень приятными на ощупь. Мы, заходя к кому-нибудь в гости, обычно не обращали на них особого внимания, пока не приехали в Табасаран и не узнали о том, сколько времени и труда стоит один такой шедевр.

Нас встретила Умганат Сулейманова — местная жительница, поэтесса и просто хороший человек. Ковры здесь делают почти в каждом доме — если не для продажи, то просто для себя. Умганат не исключение: говорит, когда плетёт ковёр — отдыхает душой.

Мы отправились в следующий дом, где пятеро мастериц заканчивали ткать большой ковёр. Работа над ним велась более шести месяцев!

Сняв по обычаю обувь перед крыльцом, мы по очереди протиснулись в маленькую комнатку, половину которой занимал станок. На нём был натянут очень красивый, почти готовый ковёр, а перед ним на низкой скамейке сидели женщины. Понять что-то в сложном переплетении разнообразных ниток и вспомогательных палочек просто невозможно. Назначение некоторых инструментов и вовсе не ясно. Женщины улыбаются, видя наше замешательство — они-то не глядя могут вязать свои сложные узелки, попутно рассказывая нам о своей работе и на примере показывая тонкости ремесла.

Чтобы сделать ковёр, для начала готовят основу: плотные хлопчатобумажные нити туго и тесно натягивают на раму параллельно друг другу. Затем к станку садятся несколько женщин — и начинается основная работа. Оперируя специальным крючком, они завязывают вокруг каждой нити особый узелок из цветной пряжи. Скорость, с которой движутся руки мастериц, фантастическая — так что невозможно уловить, как именно они завязывают узел.

Когда закончен ряд, его пресуют специальным тяжёлым гребешком, а неровные концы обрезают большими ножницами. Таким образом образуется определённой глубины ворс. Чтобы не ошибиться с рисунком, женщины сверяются со схемой по шпаргалке, а самые опытные ковровщицы знают узор на память.

Особое внимание в ковровом деле уделяется пряже. Самым ценным считается ковёр, сделанный из крашеной натуральными красителями шерсти. Как получить тот или иной цвет известно с давних времён — ведь раньше не было искусственных красок. Самые разнообразные цвета можно получить из растений и минералов, а также из некоторых насекомых.

Например, традиционный для дагестанских ковров красный цвет добывают из корня растения марена. Также многим знаком такой естественный краситель как хна, из которого получается красивый оранжевый цвет. В наши дни чаще используются синтетические красители. Это делает ковёр немного дешевле, так как не тратится огромный труд на сбор и обработку компонентов натуральных красителей, однако качество ковра от этого не уменьшается.

За рассказом женщины закончили свою работу. Одна из них разрезала нити-основы — и красивейший ковёр торжественно перенесли во двор для его первой фотографии. Теперь он должен отправиться к своему владельцу, которому прослужит не менее 300 лет — нетрудно представить, сколько будущих поколений увидит этот ковёр.

Когда мы приехали в гости к Мигдету Гаджиевичу, мы уже поняли, что уехать из Табасарана без ковра у нас не получится — это было как раз то единственное место, где нужно совершать подобные приобретения. Мигде, в прошлом директор местной школы, а сегодня — человек, который вместе со своей семьёй пытается сохранить в районе ковровое производство, также рассказал нам немало интересного.

С древних времён табасаранцы занимаются ковроделием, и ковры здесь ткали в каждом доме — и для себя, и для продажи. Мастерство передавалось от старших младшим: девочки с раннего детства смотрели, как работают мамы, и молодыми женщинами уже становились опытными мастерицами. В табасаранских семьях женщины были основными кормильцами семьи, так как зарабатывали много больше мужчин.

В советские годы в Табасаране было налажено организованное производство ковров. Их стали ткать не по домам, а в одном большом ковровом цехе, куда приходили работать практически все женщины селений. В наши дни этот цех ещё работает, но уже далеко не в полную силу, а большая часть ковровщиц снова вернулась к работе дома.

Ковровый цех

Пока мы слушали Мигдета Гаджиевича, к нам вышла его мама Аминат — девяностолетняя женщина, которая считалась лучшей ковровщицей в селе.
— Дети до сих пор заставляют меня работать,— шутливо жалуется Аминат, показывая на своё вязание.  Дети смеются, переводя нам со сложного табасаранского языка слова матери.

Наконец, на двор вынесли ковры, которые были сделаны женщинами этой семьи. Мы щуримся от ярких красок, усиленных солнцем, и, переглядываясь с Янкой, понимаем, что наш ковёр наконец-то нас нашёл и сейчас как раз лежит перед нашми. Через несколько минут в багажнике нашей машины уже лежал аккуратный свёрток, который мы собирались развернуть уже в Москве, в своей квартире.

Весь оставшийся вечер мы провели в гостях у Гаджимурата, главы Табасаранского района, где подняли не один тост за гостей и хозяев, за детей и родителей, за Дагестан и Россию в целом и ещё много-много за что, о чём сейчас уже трудно вспомнить. Сейчас, когда я дома пишу этот пост, я с удовольствием ещё раз говорю спасибо всем табасаранцам, которые проявили к нам столько искреннего гостеприимства, а также тем, кто помог нам приехать в Табасаран.

Спасибо за внимание.

Источник

kak-eto-sdelano.ru

подробный рассказ в фото и видео

Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы поговорим о коврах. Они есть у каждого дома, лежат на полу, или висят на стене. Спасают нас от холодного пола, или служат просто украшением, но нет наверное ни одного человека на земле у которого нет или не было ковра.

А что мы знаем об этом красавце? Большинство наверное знает только то, что сегодня существует два вида ковров:

  • натуральные — которые ткут вручную из окрашенной шерсти,
  • синтетические — изготавливаются на фабриках из синтетических материалов.

В давние времени ковер использовали для утепления жилища, тогда как в наши бни он несет чисто декоративную функцию.

И если раньше это был предмет роскоши, который берегли, передавали из поколения в поколение, то теперь,  на фабриках ткут тысячи ковров в день, превратив его в продукт доступный, массового потребления.

Конечно в обоих случаях есть свои плюсы и минусы, но никакой фабричный ковер не сравниться в ковром ручной работы.

На Livejournal я нашла рассказ Николая Рыкова о поездке на Кавказ за ковром. Это живой и очень живописный рассказ » из первых рук», который интересно послушать.

***

Известно, что чай делают в Индии, в Германи – автомобили, а великолепные шерстяные ковры – в Табасаране. Я имею в виду настоящие, ручной работы ворсовые ковры, пёстрые узоры которых были придуманы много веков назад.


Мы поехали в Дагестан, чтобы как можно больше узнать об этом крае — стране гор — и конечно же не могли не заехать в то место, которое на весь мир славится своим ковровым производством — Табасаранский район. Между прочим, табасаранцы являются единственным народом России, которые продолжают заниматься традиционным видом национального искусства — ковроткачеством.

Известный скепсис о «фотографии на фоне ковра» породил несправедливое отношение к нему как к ненужной, давно устаревшей вещи. К тому же наши квартиры, в которых каждый стремится выразить свою индивидуальность, всё менее становятся похожими на жилища наших предков — и часто наполняются бессмысленными вещами.

Но жизнь летит очень быстро, и с годами начинаешь постигать ценность тех вещей, которые были придуманы много поколений назад. Мы с Янкой давно уже поняли, что ковёр в доме — вещь полезная, поэтому стали задумываться над тем, где бы его раздобыть. Поездка в Дагестан оказалась как нельзя кстати, став для нас своеобразным паломничеством за ковром.

Табасаран встретил нас великолепными пейзажами гор. Сочные краски зелёных долин, освещённых косыми лучами солнца, выглядели особенно торжественно на фоне надвигающихся свинцовых туч. Мы ехали в гости в один из многочисленных домов, где делают ковры, а в этом как раз заканчивали работу, начатую ещё полгода назад. Хозяева согласились нас подождать, чтобы мы смогли своими глазами увидеть завершение многомесячного труда нескольких мастериц. Мы конечно же спешили. По дороге Магомет — наш дербентский друг, который и организовал эту поездку — рассказывал историю Табасарана и в частности историю ковроделия.

Когда-то ковры были не такими нарядными, как сейчас, и служили вовсе не для украшения комнаты. Кочевые народы, населявшие страны Востока, стали делать их для своих жилищ в первую очередь как функциональную вещь, которая помогала бы хранить в доме тепло, без труда перевозилась из одного места стоянки в другое и при этом служила бы много лет. Со временем ковры стали покрывать узорами, которые делались всё более сложными и изящными, и по их убранству можно было судить о благосостоянии хозяина. Ковры стали предметом роскоши, не теряя при этом своих первоначальных качеств, и из бедных хижин перекочевали в дворцы восточных правителей и влиятельных богачей.

Сегодня ковры обязательно есть в каждом дагестанском доме: в семьях победнее лежат сумахи — безворсовые коврики, а в зажиточных домах полы устланы просто великолепными экземплярами — толстыми, с высоким ворсом и очень приятными на ощупь. Мы, заходя к кому-нибудь в гости, обычно не обращали на них особого внимания, пока не приехали в Табасаран и не узнали о том, сколько времени и труда стоит один такой шедевр.

 

Нас встретила Умганат Сулейманова — местная жительница, поэтесса и просто хороший человек. Ковры здесь делают почти в каждом доме — если не для продажи, то просто для себя. Умганат не исключение: говорит, когда плетёт ковёр — отдыхает душой.


Мы отправились в следующий дом, где пятеро мастериц заканчивали ткать большой ковёр. Работа над ним велась более шести месяцев!


Сняв по обычаю обувь перед крыльцом, мы по очереди протиснулись в маленькую комнатку, половину которой занимал станок. На нём был натянут очень красивый, почти готовый ковёр, а перед ним на низкой скамейке сидели женщины. Понять что-то в сложном переплетении разнообразных ниток и вспомогательных палочек просто невозможно. Назначение некоторых инструментов и вовсе не ясно. Женщины улыбаются, видя наше замешательство — они-то не глядя могут вязать свои сложные узелки, попутно рассказывая нам о своей работе и на примере показывая тонкости ремесла.


Чтобы сделать ковёр, для начала готовят основу: плотные хлопчатобумажные нити туго и тесно натягивают на раму параллельно друг другу. Затем к станку садятся несколько женщин — и начинается основная работа. Оперируя специальным крючком, они завязывают вокруг каждой нити особый узелок из цветной пряжи. Скорость, с которой движутся руки мастериц, фантастическая — так что невозможно уловить, как именно они завязывают узел.

Когда закончен ряд, его прессуют специальным тяжёлым гребешком, а неровные концы обрезают большими ножницами. Таким образом образуется определённой глубины ворс. Чтобы не ошибиться с рисунком, женщины сверяются со схемой по шпаргалке, а самые опытные ковровщицы знают узор на память.


Особое внимание в ковровом деле уделяется пряже. Самым ценным считается ковёр, сделанный из крашеной натуральными красителями шерсти. Как получить тот или иной цвет известно с давних времён — ведь раньше не было искусственных красок. Самые разнообразные цвета можно получить из растений и минералов, а также из некоторых насекомых.

Например, традиционный для дагестанских ковров красный цвет добывают из корня растения марена. Также многим знаком такой естественный краситель как хна, из которого получается красивый оранжевый цвет. В наши дни чаще используются синтетические красители. Это делает ковёр немного дешевле, так как не тратится огромный труд на сбор и обработку компонентов натуральных красителей, однако качество ковра от этого не уменьшается.

За рассказом женщины закончили свою работу. Одна из них разрезала нити-основы — и красивейший ковёр торжественно перенесли во двор для его первой фотографии. Теперь он должен отправиться к своему владельцу, которому прослужит не менее 300 лет — нетрудно представить, сколько будущих поколений увидит этот ковёр.

Когда мы приехали в гости к Мигдету Гаджиевичу, мы уже поняли, что уехать из Табасарана без ковра у нас не получится — это было как раз то единственное место, где нужно совершать подобные приобретения. Мигде, в прошлом директор местной школы, а сегодня — человек, который вместе со своей семьёй пытается сохранить в районе ковровое производство, также рассказал нам немало интересного.

С древних времён табасаранцы занимаются ковроделием, и ковры здесь ткали в каждом доме – и для себя, и для продажи. Мастерство передавалось от старших младшим: девочки с раннего детства смотрели, как работают мамы, и молодыми женщинами уже становились опытными мастерицами. В табасаранских семьях женщины были основными кормильцами семьи, так как зарабатывали много больше мужчин.

В советские годы в Табасаране было налажено организованное производство ковров. Их стали ткать не по домам, а в одном большом ковровом цехе, куда приходили работать практически все женщины селений. В наши дни этот цех ещё работает, но уже далеко не в полную силу, а большая часть ковровщиц снова вернулась к работе дома.

Ковровый цех.

Пока мы слушали Мигдета Гаджиевича, к нам вышла его мама Аминат — девяностолетняя женщина, которая считалась лучшей ковровщицей в селе.
— Дети до сих пор заставляют меня работать,— шутливо жалуется Аминат, показывая на своё вязание. Дети смеются, переводя нам со сложного табасаранского языка слова матери.

Наконец, на двор вынесли ковры, которые были сделаны женщинами этой семьи. Мы щуримся от ярких красок, усиленных солнцем, и, переглядываясь с Янкой, понимаем, что наш ковёр наконец-то нас нашёл и сейчас как раз лежит перед нашми. Через несколько минут в багажнике нашей машины уже лежал аккуратный свёрток, который мы собирались развернуть уже в Москве, в своей квартире.

Весь оставшийся вечер мы провели в гостях у Гаджимурата, главы Табасаранского района, где подняли не один тост за гостей и хозяев, за детей и родителей, за Дагестан и Россию в целом и ещё много-много за что, о чём сейчас уже трудно вспомнить. Сейчас, когда я дома пишу этот пост, я с удовольствием ещё раз говорю спасибо всем табасаранцам, которые проявили к нам столько искреннего гостеприимства, а также тем, кто помог нам приехать в Табасаран.

***

Источник: nikolapic.livejournal.com

Уверена вам понравился этот рассказ. Делитесь статьей в социальных сетях, чтобы и ваши друзья и знакомые узнали как ткут ковры, ведь согласитесь это очень интересно. И напишите в комментариях как Вы считаете какие ковры лучше: натуральные или синтетические.

А я прощаюсь с Вами до встречи в новых интересных и познавательных статьях.

pickof.ru

Как соткать гладкий ковер или гобелен (украинские техники ковроткачества)

Ковроткачество является одним из характерных видов народного искусства. Возникло оно еще в древние времена. Ковровая техника является древнейшим способом ткачества. В этой статье мы рассмотрим домашнее производство ковров или, на современный манер, гобеленов, которое было распространено во всех районах Украины.

Народные мастера изготавливают ковры преимущественно ручным способом на кроснах или обычных станках.

По способу изображения орнамента техника ткачества гладких ковров в Украине делится на счетную («рахивна» техника) и технику кругления («кругляння»). Счетная техника применяется в основном на горизонтальных станках, где при тканье орнамента отсчитывают для каждого цвета нужное количество нитей основы. Такой техникой изготавливают ковры только с геометрическим орнаментом.

Молоток-расческа для ковроткачества

Техникой кругления ткут преимущественно на кроснах. Нити утка кладут уже не строго горизонтально, как при счетной технике, а свободно меняют их направление, согласно рисунку. Для взбивания нитей утка применяют специальный молоток-расческу (на рисунке), поэтому эту технику называют еще и «гребинковой» — от слова «гребинь» — расческа. Нити сбиваются не сразу по всей ширине изделия, а на отдельных его участках.

Рамы для ткачества

Для ткачества ковра или гобелена можно пользоваться обычной рамой, изготовленной из брусков или реек толщиной в 5X3 см или 4X2,5 см для вертикальных брусков, 6X2,5 см для верхней планки и 10X2,5 для нижней. Скрепляют раму внизу 6-8 мм болтами или сбивают гвоздями, а чтобы не было перекосов — внизу по углам прибивают кусочки 6-8-слойной фанеры. Раму делают на 10-15 см шире основания ковра.

Желательно иметь два вида рам: одна — с набитыми гвоздями для каждой нити основы. Ее делают на 10-15 см длиннее ковра. Вторая рама  — для двусторонней основы. Такая рама на 5-8 см длиннее половины ковра. Соткав одну половину, перетягивают основу, так как это было в начале, и ткут далее. Верхнюю планку в такой раме не прибивают гвоздями, а помещают в вырез бокового бруска, как показано на рисунке.

Каждую нить основы привязывают к гвоздю или наматывают вокруг верхней и нижней планки, закрепив начало и конец гвоздями в раме с двусторонней основой. Чтобы нитки равномерно размещались на верхней и нижней планке, их заправляют в прорезанные с промежутками 2,5-4см углубления (в зависимости от толщины нитей основы и утка).

Можно заправлять основание с помощью прутка (рейки толщиной в 15X8 мм и длиной, равной всей ширине ткацкой рамы). Пруток закрепляют спереди, на нижней поперечной планке. Он также должен иметь углубления, соответствующие верхней поперечной планке. Нить привязывается с левой стороны прутка и идет под нижнюю поперечную планку, потом перекидывается через верхнюю, опускается вниз к прутку, где делает петлю. После этого клубок поднимается вверх, обвывает верхнюю планку, подводится под нижнюю и, сделав петлю на прутке, снова проходит под нижнюю планку. Эта операция повторяется несколько раз. Когда работа по навиванию нитей основы закончена, нить привязывают к прутку с правой стороны, как это видно на рисунке.

После навивания нити равномерно размещают по ширине планки и продвигают между нитями основы рейку для создания зева (1X4 см толщиной) так, чтобы четные нити были сверху рейки, а нечетные снизу. Когда же нужно нечетные нити поднять над парными, их поднимают с помощью связанных в пучки по 5-10 штук нитей основы. На ткацком станке это достигается с помощью ремизок.

Заранее выполненный в цвете эскиз рисунка будущего ковра скручивают в трубку и помещают в основании, приколов кнопками к краю нижней планки и раскрутив на нужную длину. Если же это рама с двусторонней основой, то лучше эскиз закрепить перед намоткой основы.

Приемы ковроткачества

Начинают ткать так: сначала одним цветом, как правило, это цвет фона ковра, проходят несколько рядов через всю основу, затем берут цвет рисунка и ткут, прибивая нити после каждого раза молотком-расческой. Если надо вплести рядом нить другого цвета, то ее можно класть уступами, перекидывая через нить основы соседнего цвета. На рисунке показано несколько способов соединений соседних нитей, применяемых в технике гладких ковров. Перебрасывая нить нужного цвета, надо следить, чтобы она не была натянута, иначе эта нить ляжет свободно между нитями основы. Лучше класть ее дугой, тогда в переплетении нити основы будут совершенно незаметны.

Закончив ткать, ковер снимают, по краям срезают основу и обшивают шерстяной нитью.

Вот краткое описание основных техник ковроткачества, бытовавших в Украине в последние века. Нынешние мастера таким образом ткут гобелены, используя для них уже не только шерстяные или шелковые нити, но и кусочки кожи, ленточки, бусинки и т.д.

arttechnika.info

Четыре способа соткать ковер — Технологии различных процессов

Широко распространены четыре способа производства ковров, это: тканный, иглопрошивной, иглопробивной и плетеный.
В основном не достаточно одного только взгляда, чтобы определить каким способом они изготовлены. Только после внимательного исследования обратной стороны можно с уверенностью отнести их к той или иной разновидности.
С помощью иглопрошивной технологии изготавливается большинство ковров.
Эта технология использовалась еще задолго до изобретения синтетических волокон. Основной принцип этой технологии – прошивка нитями основы.
В 1950 году американский инженер спроектировал и собрал машину, которая закрепляла ворсовую пряжу в основе с помощью синхронной работы крючков и иголок.
Принцип работы в чем-то схож с принципом работы швейной машины, но отличается количеством игл, которые расположены очень близко друг к другу. Каждая игла прошивает насквозь основу, а с изнаночной стороны нитка хватается крючком и делается петелька, при этом и формируется ворс в виде петли. Петля при этом может оставаться целой или разрезаться тем же крючком. Сама же пряжа закрепляется латекском.
Популярность этой технологии обусловлена возможностью разнообразить конструкцию коврового покрытия – есть возможность пускать разные лекала, обеспечивая различную высоту ворса, цвета пряжи и так далее.
Иглопробивной метод заключается в том, что зубчатые иглы без ушек двигаясь вверх-вниз захватывают и запутывают волокна таким образом, что они могут образовывать компактное волокно, которое удерживается вместе из-за трения межу волокнами.
Сначала формируется своего рода паутина – несвязанные кусочки волокон длинной до десяти сантиметров, конвейер перемещает волокно в место, где один слой накладывается на другой, между слоями вкладывается холст, который и прошивается. Для качественной прошивки требуется до 500 ударов на квадратный сантиметр.
Конечный продукт снабжается основой в виде латекса или клеевого слоя. Такие ковры прочнее, более износоустойчивые и стоят весьма не дорого.
Тканный способ весьма замысловат. У таких ковров основа является составной частью покрытия, поэтому она почти не отслаивается в результате износа. Такое покрытии устойчиво к сильному истиранию, влаге и очень долго выглядит как новое. Такие ковры самые дорогие, но и самые надежные.
Однако и по сей день самые дорогие, какие вы можете купить ковры — это ковры, которые сотканы вручную умелыми мастерами.

energostyle.livejournal.com

Как сделать ковер своими руками: пошаговая инструкция

Искусство создавать ковры имеет многовековую историю. Для эксклюзивных напольных покрытий можно использовать остатки пряжи, нитки, кусочки ткани или меха, старые махровые полотенца, футболки, морские камешки, бельевую веревку, пластиковые пакеты, крышки, пробки, денежные купюры. Как сделать ковер своими руками? Достаточно проявить фантазию, терпение, усидчивость, чтобы сшить, связать или сплести уникальное украшение для декорирования жилища. Коврик превратится в массажный, если вставить в него съемную прокладку с абразивным  наполнителем.

Шерстяные нитки, пряжа

Ковер своими руками по фото можно связать, смастерить из предварительно сделанных помпонов или нитяного ворса, сплести, соткать.

Вязаный

Понадобится картон, черный маркер, нитки различной толщины, ножницы, крючок от №7 и выше (или спицы). Для определения ширины будущего изделия прямоугольной формы набирается нужное количество воздушных петель. Для вязания круглого коврика 5 воздушных петель соединяются в кольцо и далее по кругу прибавляются петли.

Удобнее связать несколько частей, затем их соединить крючком или сшить обычной иглой (такая техника носит название «пэчворк»).

Из помпонов

Необходимы остатки пряжи, крючок, ножницы, тонкая строительная сетка с ячейками для основы коврика. Нитяные шарики изготавливаются наматыванием пряжи на пальцы или картон. Затем ее нужно завязать длинной нитью посередине и аккуратно разрезать по краям. Чем плотнее друг к другу располагать помпоны, тем красивее и эффектнее получится коврик. Края основы следует обработать полосками ткани, лентой или обвязать.

Из нитяного ворса

Для такого коврика потребуются нитки, лоскуты для основания, картон. На две сложенные вместе картонные полоски шириной 3 см плотно наматывают нитки. Затем нужно закрепить стежками одну из сторон полоски, а другую – разрезать. Делается несколько таких заготовок бахромы, которые настрачиваются по контуру основы коврика к центру. Можно использовать два и более цвета ниток, создавая, например, сердечко в середине или орнамент по всей площади.

Плетеный

Красивый ковер своими руками плетут, применяя плотный картон для основы, разноцветные нитки толстые и тонкие, бечевку. Вырезать из картона круг, сделать надрезы для закрепления бечевки на концах каждого из 32-х секторов, помеченных карандашом. Затем следует намотать бечевку от одного сектора к соседнему через центральную точку круга. Переплетать нити с бечевкой нужно от центра и следить за плотностью и ровностью получаемых рядов.

По окончании работы основу необходимо вынуть. Соединив друг с другом несколько ковриков разных диаметров, можно получить уникальное изделие для украшения дома.

Тканый

В процессе ковроткачества понадобятся: рамка, палочка, нитки для основы и выполнения ворсинок, картонная полоска 3х20 см, ножницы, толстая игла.

Сотканные ковры ручной работы состоят из продольных и поперечных слоев нитей, переплетенных между собой в шахматном порядке. Рисунок с обеих сторон получается одинаковым, поэтому изделие используется как двустороннее.

Ткань, мех

Ковер своими руками из тканевых шариков-подушечек изготавливают, используя большой кусок яркой материи. На середину каждой заготовки-круга положить синтепон и сшить края ткани по диаметру. Полученные шарики прочно сшивают друг с другом.

Из куска меха и ткани для изнанки можно сделать забавный коврик. По выкройке на меху вырезается контур мишки, неваляшки, монстрика, чебурашки, другого смешного зверька. Мех сшить с тканью. Для глаз расходуются белые нитки в моточках, на которые пришиваются черные пуговки.

Старые вещи

Из отслужившей свой срок трикотажной одежды (футболок, маек, спортивных и домашних брюк, пижам) изготавливают замечательные напольные покрытия. Для этого нужны: сетка строительная с крупными ячейками и толстый крючок для вязания, нарезанные полоски из вещей в качестве «пряжи».

В центр под сетку кладется полоска, ее концы нужно вывести наружу крючком и «упруго» завязать. Рядом протянуть следующую полоску и также затянуть на узел. Вязать следует по спирали до заполнения всей сетки.

Из полосок, как вариант, еще можно сплести косички, уложить их в спираль или рядами. Для вырезания полосок вместо трикотажных вещей можно использовать тканевые старые кофточки, платки, ненужные платья, скатерти. Пригодятся даже махровые полотенца.

Лоскуты

Чтобы смастерить ковер своими руками из кусочков ткани, необходимо иметь полотно для основы, лоскуты, черную нитку, иглу, ножницы, клей для ткани, ленту клейкую. Лоскуты сшивают между собой для придания большей длины, режут на полоски, плетут косички и укладывают плотными рядами, укрепляя нитками.

Ковролин

Кусочки ковролина одинакового ворса, оттенка и размера разложить в предполагаемом порядке и соединить липкой лентой для ковров.

Два контрастных ковра

Из двух напольных изделий (лучше белого и серого цветов) можно выполнить прекрасный ковер своими руками «под зебру». На темном ковре надо наметить будущие полосы, на обратной стороне белого изделия рисуют разводы, аккуратно вырезают. На сером так же вырезают по контуру места для расположения белых полос. Все части склеивают специальной липкой лентой.

Галька

Для будущего шедевра с оздоровительным массажным эффектом следует подготовить морскую гальку, резиновый коврик, качественный универсальный клей.

Плоские камешки разного цвета и размера удачно подойдут для составления оригинального рисунка или узора. Перед приклеиванием к резиновой основе гальку необходимо тщательно промыть и высушить.

Другие подсобные средства

Ковер своими руками будет красиво смотреться, если его связать крючком из бельевой веревки, а также со светящимся элементом – вплетенной светодиодной лентой, выполняющей роль уютного ночника.

Призвав на помощь фантазию, терпение, аккуратность, можно сделать из оригинального материала удивительные вещи:

  • клееный коврик из денежных купюр, сложенных цветком, солнышком, радугой, орнаментом;
  • вязаное напольное покрытие из полиэтиленовых пакетов, разрезанных на полоски;
  • изделие из пластмассовых крышек от сока и минералки, скрепленных леской;
  • коврик из винных пробок, наклеенных на водонепроницаемую основу.

В ковер ручной работы всегда вкладывается творческая энергия, идущая от души. Поэтому изделие выигрышно вписывается в домашний интерьер, «провоцируя» хозяев и гостей на позитивное настроение.

Присоединяйтесь к обсуждению!

Нам было бы интересно узнать вашу точку зрения, оставьте свое мнение в комментариях 😼

koffkindom.ru

Все о тканых коврах

Тканые ковры: паласы, килимы, сумахи. Альтернативное название тканых полотен — безворсовые ковры.

ПАЛАСЫ

Палас наиболее технологически простой в изготовлении тип тканых ковров.

Для того чтобы соткать палас, на раму туго и плотно, одна к другой, натягивают нити основы. Они являются своего рода «скелетом» паласа. Нити основы образуют бахрому ковра ручной работы, в идеале они не видны на полотне ковра и их окрас не влияет на общую палитру.

Основные требования к ним — это нужная толщина и прочность. Основой для паласа могут быть нити из шерсти, хлопка, шёлка, а, иногда, и синтетики.

Поперечно нитям основы вплетается нить, называемая уточной, для паласа она является образующей. Цветовые сочетания этих нитей и составляют колористику и рисунок паласа.

Паласы являются безворсовыми двусторонними коврами, то есть не имеют технической стороны.

Палас наиболее распространённый тип тканого ковра. Традиции его изготовления свойственны народам Европы, Азии, Северной Африки и Латинской Америки.

Палас ручной работы всегда выгодно отличается от машинного не только высоким качеством, но и той положительной энергетикой, которой обладают вещи, являющиеся плодом кропотливого ручного труда.

КИЛИМЫ

Основные принципы ручного производства килимов идентичны технологии изготовления паласа (см. графу «Палас»). Но килим сложнее по своей структуре: уточная (поперечная основе) нить вплетается не от начала до конца ряда, а прерывается в определённых местах нитями других цветов. Делается это для получения своеобразного сложного (в сравнении с паласом) орнамента.

 

При этом, нить определённого цвета не прерывается на каждом ряду, а используется до окончания орнаментального элемента. Килим в классическом виде может иметь ритмичный геометрический орнамент (например ,традиционный дагестанский килим), либо крупный стилизованный растительный узор, который в силу технологических особенностей приобретает некоторую допустимую угловатость (болгарские килимы).

На стыке нитей разных цветов, при натяжении полотна килима, естественно наличие щелей, которые не проявляются при напольном использовании. Килимы, как и паласы, являются безворсовыми коврами двухстороннего пользования.

Существуют племенные килимы, производимые методом вышивания. Для этого типа изделий сначала вручную изготавливается однородное тканое полотно (типа паласа), на котором вышивается нужный орнамент. Вышитый рисунок не имеет технологических издержек, свойственных килимам, и использование тонких нитей вышивания дает возможность получить достаточно сложный рисунок. Но в данном случае поверхность килима приобретает некоторую шероховатость, так как нити рисунка незначительно, но все же выступают относительно нитей полотна (например, персидские килимы). И такого рода килимы имеют техническую и лицевую стороны.

Следует отметить, что существуют иранские килимы, при изготовлении которых сочетаются разные техники ручного ковроделия, свойственные как тканным, так и плетенным (ворсовым) коврам. То есть, по мере изготовления тканого основания орнамент производится плетенным (ворсовым). Таким образом, мастера ткут килимы с рельефным ворсовым узором. Данная методика часто используется и при изготовлении некоторых афганских килимов.

СУМАХИ

Сумахи производятся преимущественно из шерстяных нитей. Нити из хлопка используются иногда как нити основы, а в Иране существуют традиции изготовления сумахов из шелка.

Иранский шелковый сумах

Технология изготовления сумахов имеет несколько отличий от принципов производства килимов и паласов. Первое и основное заключается в наличии у сумаха, после каждого тканого разноцветного ряда, уточной непрерывной тонкой фиксирующей нити. То есть это нить чередуется с рядом нитей разных цветов поперечно на нитях основы. Таким образом, полотно сумаха не имеет на поперечных стыках цветов орнамента щелей, свойственных килиму. В каждом ряду нить определенного цвета, при необходимости, обрывается на обратной стороне сумаха с небольшим напуском, придавая его изнанке некоторую ворсистость.

Сумахи, в отличии от килимов и паласов, ковры одностороннего использования, то есть имеется и лицевая и техническая сторона. Вследствие наличия на технической стороне сумаха ворсистости по нему мягче ходить, что повышает его эксплуатационные характеристики.

Дагестанский сумах

 

Особенности изготовления сумахов позволяют получать как геометрические, так и растительные орнаменты различной степени сложности. Традиции изготовления сумахов широко распространены на Кавказе и в Иране. Например, всемирно известны прекрасные дагестанские сумахи.

Посмотреть нашу коллекцию безворсовых ковров ручной работы вы можете: здесь.

ansygallery.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *